Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными мотивами, но и позволяет повысить компетенции учащихся в предметной области учебной дисциплины. А так же  с одноклассникамиотребности учащихся в общениии мотивыми и ебных дисциплин реализовать потребности учащихся в общении с одноклассниками при работе в группе, а так же направлено на создание продукта – наглядной схемы плавила, имеющего значимость и возможность дальнейшего использования на уроках русского языка. Алгоритм действий, освоенный учащимися на данном уроке, может являться основой ознакомительного, изучающего и поискового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_chast_.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Знакомство с понятием «сложные слова»

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели урока

для учителя

для ученика

Формировать умение анализировать текстовый материал; расширить кругозор учащихся о природных явлениях, а также продолжить формирование навыков общения в группе и умений самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей

Дальнейшее овладение родным языком на основе освоения нового понятия – «сложные слова»

Путем наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова;

Схематически показать сложное слово


Образовательные результаты

Предметные

Познакомить

  • с  понятием «сложные слова»,
  • особенностями сложных слов;

Метапредметные

Познавательные:

  • Использует  сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения
  • Делает выводы на основе обобщения знаний
  • Извлекает информацию представленную в разных формах

Коммуникативные:

  • Проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
  • планирование и согласование общих способов работы в группе;
  • определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы

Регулятивные:

  •  обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия
  • выявление и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Личностные

  • развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.

Образовательная среда урока

  •  таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (у каждого ученика)
  •  тексты с определением «сложные слова» из разных словарей (С.И. Ожегова, из Википендии, Энциклопедический словарь, Большая советская энциклопедия)
  • учебник «Русского языка» 3 класс, 1 часть
  • Памятка «Синквейн»

Форма работы на уроке

Индивидуальная и в группах постоянного состава (примерно 7 групп по 4 ученика)

 Этапы урока

Этап

Действия учителя

Действия ученика

Организационный

Читает песню «Звездопад»; ставит и поясняет цели урока

Слушают песню; определяют ее название; объясняют, как они рассуждали; проверяют свое предположение на стр. 172  учебника

Актуализация знаний

  • предлагает учащимся заполнить таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
  • координирует, оказывает индивидуальную помощь при заполнении таблицы учениками, а также, по необходимости, задает наводящие вопросы  
  • индивидуально заполняют таблицу (см. приложение 1);

Что я знаю о сложном слове

Что я хочу узнать

Что я узнал

  •  коллективно обсуждают результаты заполнения

Постановка задачи

Предлагает учащимся  выполнить упражнение 124 (учебник стр. 105)

Читают слова: садовод, луноход, волнорез, носорог, пустослов.

Объясняют, что означают эти слова и как они это определили?

Реализация поставленной задачи

Выполнение 124 упражнения: устно;

Письменно.

  • Предлагает: открыть тетрадь, записать

число,

день недели,

классная работа,

тему,

номер упражнения.

Списать данные слова, выделить корень и подобрать однокоренные слова.

  • контролирует временные рамки прохождение этапа
  • Ученики работают в рабочих тетрадях.
  • Один ученик выходит к доске и выполняет работу на доске.
  • Ученики сравнивают его работу со своей. При необходимости задают вопросы ученику выполняющему работу у доски.

Подготовка к работе с источниками информации

  • Направляет наблюдения детей по теме урока

Наблюдают:

  • какие буквы соединяют 2 корня
  • после, каких согласных пишется е и о

Делают вывод, почему эти гласные назвали соединительными.

Работа с разными источниками информации в группах

  • дает установку на прохождение текущего этапа работы;
  • определяет и корректирует по необходимости временные рамки прохождения этапа группами;
  • помогает скоординировать работу внутри групп, консультирует и отвечает на вопросы
  • читают определения «сложных слов» из разных источников информации (см. приложение 2)
  • коллективно обсуждают и  находят наиболее точное и понятное каждому члену группы
  • выделяют главные слова в этом определении и схематически изображают правило

Защита определения,

выбранного группой

  • координирует временные и содержательные аспекты выступления групп;
  • задает уточняющие вопросы  
  • стимулирует представителей других групп участвовать в обсуждении выбранного определения (находить достоинства выбранного определения, возможности и пожелания для его усовершенствования)
  • представляют выбранное определение;
  • участвуют в обсуждении, задают вопросы уточняющего характера, подчеркивают достоинства, высказывают дополнительные сведения, основанные на собственном опыте
  • сравнивают свои выводы с учебником стр. 106 и дополняют схемы (при необходимости)

Рефлексия. Работа в таблице «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Предлагает индивидуально заполнить в таблице остались графы: что я узнал;

Вспомнить категории информации (план изучения темы) и источники информации

  • ученики мысленно анализируют все этапы урока, своё участие в работе группы, выполняют задания в таблице.

Категории информации

Источники информации

  • зачитывают записи из таблицы, участвуют в обсуждении, высказывают дополнительные сведения

Домашнее задание «Синквейн» (пятистишие, «белый стих»

Учитель просит по памятке (см. приложение 3) «Синквейн» написать что такое «сложные слова»

выслушивают домашнее задание, задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"

данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы раб...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Что такое корень слова?" 3 класс

Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС (УМК "Школа России") 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание парных согласных в корне слова" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о парных согласных по глухости-звонкости и совершенствование навыков их правописания в корне слова.Задачи урокаДидактические:1.    Построит...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание личных окончаний глагола в слове "гнать" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глагола в слове «гнать».Задачи урокаДидактические:формирование умения определять спряжение глаголов., в том числе у глаголов...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое однозначные и многозначные слова" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об однозначных и многозначных словах и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урока...