Конспект урока по литературному чтению 2 класс. Ш. Перро "Кот в сапогах".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Маковеева Наталья Андреевна

Урок литературное чтение по теме Ш. Перро «Кот в сапогах», разработан на основе учебно – методического комплекта «Климанова Л.Ф. Литературное чтение (1-4 классы) (Школа России)». Данный урок входит в раздел «Литература зарубежных стран».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Кирсановская СОШ

Конспект урока по литературному чтению 2  класс Ш. Перро «Кот в сапогах»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Маковеева Н.А

2012-2013 учебный год

Урок 127. Ш. ПЕРРО «КОТ В САПОГАХ» (с. 182–193)

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления со сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах»; способствовать развитию навыков чтения, умения переводить зрительную информацию в словесную, находить отрывки по вопросам.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся: читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться: определять героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова-антонимы; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; придумывать окончание сказок; сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран; пересказывать сказку; инсценировать сказки зарубежных писателей.

Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками.

Методы и формы обучения: формы: фронтальная, индивидуальная, парная; методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; портрет и книги Ш. Перро; мультфильм «Кот в сапогах», аудиозапись музыки «По дорогам сказок»; «Когда мои друзья со мной»; рисунки детей к произведению, книжки – малышки, конверты с заданиями для работы в парах, группах.

Организационная структура уроков

l . Организационный момент

Прозвенел и стих звонок-

Начинается урок.

На уроке-не зевай

Все заданья выполняй.

- Пусть наш урок пройдёт под девизом:

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет он у вас,

А сердце добрым будет.

ll. Речевая разминка

        1)Артикуляционная гимнастика.

а) «Губы в улыбке» – «Губы в трубочку» - (чередование упражнений 4-5 раз)

б) «Лошадка». Открой рот, подними язык к нёбу и щёлкни им. Покажи, как цокает лошадка.

2) Дикционные упражнения

Проговаривание скороговорки:

Кот молоко лакал,

А Боря булку в молоко макал.

Кота Потап по лапе хлопал,

И от Потапа кот утопал.

- Шепотом по слогам.

- Прочтите целыми словами.

- Прочтите «жужжанием».

Трёхкратное произношение:

1 ряд – произнесите медленно – тихо

2 ряд – произнесите быстрее – громче

3 ряд – произнесите быстро – громко

llI. Постановка темы, цели урока.

Умён, изворотлив усатый дружок –

Хозяина сделал богатым.

Но жить он не может без красных сапог.

Кто он, угадали, ребята?

Сегодня на уроке мы продолжим работу со сказкой, будем учиться читать громко, выразительно, работать с текстом.
lV. Проверка домашнего задания.  Анализ выставки детских рисунков  и книжной выставки.

V. Работа по теме урока.

1. Вводная беседа.

–Ребята, сегодня у нас необычный урок – путешествие в волшебный мир сказок Ш. Перро.

Звучит музыка «По дорогам сказок».

–Вы читали сказку дома? Она вам понравилась?

– Кому-нибудь из вас раньше читали эту сказку родители?

–А вы знаете, какие ещё сказки принадлежат волшебному перу французского сказочника Ш. Перро?

2. Выставка книг автора.

– Ребята, вы что – нибудь знаете о великом сказочнике Шарле Перро?

3. Краткая справка об авторе.

Рассказывает заранее подготовленный ученик.

Этот сказочник родился во Франции в 1628 г. в семье королевского чиновника и поэта. Он был пятым ребёнком в семье. С детства любил литературу и в ранние годы стал писать стихи. Учился в колледже, занимался самообразованием. Его перу принадлежат три сборника сказок.

Ш. Перро, конечно, не все свои сказки выдумал, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни, ведь когда он стал сочинять, ему было уже 65 лет. Но он не просто записал их, а сам оказался отличным рассказчиком. В одной из его сказок сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А их младшая сестра даже теряет на балу туфельку.

В другой сказке дворец, в котором заснула одна из красавиц, по описанию точь-в-точь Версаль!

Все люди в сказках говорят так, как говорили бы и в жизни: дровосек и его жена, родители самого маленького мальчика на свете, говорят, как простые люди, а принцессы, как и подобает принцессам. Так, одна из глубоко спящих красавиц восклицает, увидев разбудившего ее принца: «Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!»

В сказках Ш. Перро есть и животные, которые действуют как вполне живые люди. Например, в одной из сказок есть кот. Он, как настоящий ловкий парень из народа, благодаря собственной хитрости и находчивости не только устраивает судьбу своего хозяина, но и сам становится «важной особой». «Он больше не ловит мышей, разве только иногда, для развлечения».

Наш сказочник рассказывает увлекательно – от любой его сказки невозможно оторваться, пока не дочитаешь или не дослушаешь до самого конца. Все время хочется узнать – что же будет дальше? И так каждая сказка, ни одна из них не оставляет читателя равнодушным. В этом, наверно, и заключается секрет его удивительных сказок. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы его сказок. Потому что ее персонажи стали друзьями всех детей, – любимые герои замечательных сказок.

4. Просмотр фрагмента из мультфильма «Кот в сапогах» (режиссеры: Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг, 1968 г.).

5. Исследовательская работа.

Дети читают сказку про себя.

–Поскольку мы с вами не только читаем, но и занимаемся исследованием, постараемся ответить на вопросы:

–Если её написал автор, то какая это сказка?

–Без чего не может существовать волшебная сказка?

–Давайте проследим, какие волшебные предметы есть в сказке «Кот в сапогах».

–Сколько раз Людоед превращался в животных и каких?

–Назовите героев этой сказки: злых и добрых.

–Можно ли назвать Кота в сапогах волшебным помощником героя?

–Достоин ли герой иметь такого помощника?

–За что же сын мельника получает всё, как говорится, на блюдечке с голубой каемочкой?

–Что во французской авторской сказке напоминает русские народные сказки?

–В каких русских народных сказках действие развивается по тем же законам?

Физкультминутка
(муз. В. Шаинского, сл. М. Танича)

Если с другом вышел в путь,

Если с другом вышел в путь,

Веселей дорога.

Без друзей меня чуть-чуть.

Без друзей меня чуть-чуть, 

А с друзьями много.

Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной,

Когда мои друзья со мной.

–Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествия по стране «Литературия». Что является главным в произведении? (Сюжет.)

– Назовите трёх «сестёр» сюжета. (Завязка. Кульминация. Развязка.)

6. Работа в группах.

– Прочитайте предложения, соответствующие завязке, кульминации, развязке.

Составление диафильма к сказке.

–Представьте себя режиссерами-мультипликаторами. Посмотрите на страницы учебника и проверьте диафильм по этой сказке: всё ли верно?

В своих тетрадях нарисуйте правильные кадры.

Vl. Закрепление изученного материала (работа в парах).

– Интересно узнать, как вы запомнили сказку. Я предлагаю вам решить кроссворд.

Вопросы:

1. Животное, в которое Людоед превратился в первый раз. (Лев.)

2. Часть наследства, которая досталась старшему брату. (Мельница.)

3. Часть наследства, которая досталась среднему брату. (Осёл.)

4. Животное, в которое Людоед превратился во второй раз. (Мышь.)

5. Какое имя придумал своему хозяину Кот в сапогах? (Маркиз.)

6. Кто первым попался в мешок Коту? (Кролик.)

7. Кто сказал королю, что поля принадлежат маркизу Карабасу? (Жнецы.)

8. Каких птиц преподнёс в дар королю кот? (Куропаток.)

– Прочитайте слово, записанное по вертикали. (Вельможа.)

– Объявляется поиск: найти это слово в толковом словаре.

Вельможа – знатный и богатый человек, занимающий высокое положение в обществе.

Vll. Игра «Синквейн» (работа в парах)

- Давайте вспомним правила составления синквейна.

1. Слово – «Кот»

2. 2 прилагательных, описывающих предмет

3. 3 глагола

4. Предложение из 4 слов

5. Слово о предмете

Vlll. Рефлексия (Тест у каждого ученика)

1. Что досталось младшему брату?

А) мельница;

Б) осёл;

В) кот.

2.Что с ним герой хотел сначала сделать?

А) съесть;

Б) выбросить;

В) продать.

3.Что герой хотел сделать из шкурки кота?

А) шапку;

Б) муфту;

В) обувь.

4.Кем ловко прикидывался кот, когда охотился?

А) мёртвым

Б) больным;

В) спящим.

5.Кого много водилось в заповедном лесу?

А) зайцев;

Б) кроликов;

В) белок.

6. Как кот назвал своего хозяина?

А) маркиз де Карабос;

Б) маркиз ден Карабасю;

В) маркиз де Карабас.

7. Сколько куропаток попалось в ловушку?

А) две;

Б) три;

В) четыре.

8. По каким местам король хотел совершить прогулку?

А) по полям и лугам;

Б) по королевству;

В) по берегу реки.

9. В кого людоед сначала превратился?

А) в льва;

Б) в слона;

В) в мышь.

10. Куда кот от страха взобрался?

А) на люстру;

Б) на водосточную трубу;

В) на крышу.

- Выберите и продолжите любое предложение

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

lX. Итоги урока.

– Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?

– Какие сказки о дружбе вы ещё знаете?

– А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передавайте тепло другу, соединив свою ладонь с его ладошкой.

Пусть тепло души ваших друзей согревает вас!

Как хорошо, что дружба есть на свете!

Она как воздух нам с тобой нужна.

Так пусть шагает дружба по планете,

Пускай, как солнце, светит нам она.

Н. Добронравов

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки «Кот в сапогах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Шарль Перро «Кот в сапогах»

Цель: познакомить детей со сказкой «Кот  в сапогах» и с биографией автора Шарля Перро.Задачи:- образовательные.  Закрепить понятие «сказка»; формировать умение а...

Конспект урока по литературному чтению «Ш. Перро «Кот в сапогах»» (2 класс), (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Ш. Перро «Кот в сапогах»; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые результаты:  Пр...

Конспект урока по литературному чтению Ш. Перро «Кот в сапогах» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Ш. Перро «Кот в сапогах»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Ш. Перро «Кот в сапогах»; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвеча...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Ш. Перро "Кот в сапогах""

Тема урока: «Ш.Перро «Кот в сапогах»»Тип урока: урок «открытие нового знания»Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Ш.Перро и с произведе...