Звуки [м], [м], буквы М, м. Работа букв согласных М, м.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Батяева Ирина Васильевна

,Представлен конспект урока  обучения грамоте  (литературное чтение) по УМК ПНШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_m_m.odt30.5 КБ

Предварительный просмотр:

День Открытых дверей  09.10.2015  Батяева И. В.

Тема урока: Звуки [м], [м], буквы М, м. Работа букв согласных М, м.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: Знакомство с согласными звуками [м] [м’] и буквой М, м.

Задачи урока: обеспечить условия для знакомства с новой согласной буквой М (м); должны знать, что звук [м] — согласный, звонкий, может быть твёрдым или мягким; учить выполнять звуко - буквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух; способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: оценивать усваиваемое содержание, обеспечивающее личностный моральный выбор, формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать индивидуально, коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль.

Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Предметные УУД: использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; знать условное обозначение звонких твёрдого и мягкого звуков [м] [м’] с помощью строчной печатной буквы; читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, звуковые схемы слов, сигнальные карточки (гласные звуки, согласные звуки), индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв.

Ход урока

1.Организационный момент.

Вы сюда пришли учиться.

Не лениться, а трудиться.

На уроках вы сидите,

Не шумите, не кричите.

Руку тихо поднимите.

Если спросят – говорите.

2. Актуализация знаний

  • Какая бывает речь?
  • Как отличить устную речь от письменной?
  • Из чего состоит наша речь?
  • Какие бывают предложения?
  • Из чего состоят предложения?
  • Что могут обозначать слова? (Предмет, признак предмета и действие предмета)
  • Из чего состоят слова?
  • Какие бывают звуки?
  • Как отличить гласные звуки от согласных?
  • Какие буквы знаем?
  • Какие звуки дают эти буквы: а, о, и, у, э, ы?

Игра «Найди лишнюю букву»

А, И, О, У, Ы, Э

3.Сообщение темы и цели урока.

  • Откройте учебник на стр. 24 и скажите, о чём пойдёт речь на уроке?
  • Какие цели вы себе поставите, чего вы ждёте от урока? Что хотите узнать?
  • Да, сегодня мы изучим новые звуки, узнаем, какие буквы их обозначают, будем объяснять схемы, будем читать слоги.

4. Выделение новых звуков

а) Работа по учебнику (с.24)

Работа по звуковым схемам. (СОМ)

  • Назовите последний звук. (М-М-М)
  • Правильно ли обозначен этот звук в модели квадратом? (Квадрат — это модель согласного звука.
  • А почему звук [м] - согласный? (Есть преграда из губ)
  • Сейчас я прочитаю чистоговорку. Её иллюстрирует рисунок, под которым даны модели двух слов. Рассмотрите рисунок внимательно, выберите из чистоговорки два слова, которые соответствуют моделям. Обсудите ваш выбор с паре с соседом по парте.

«Петя был мал. Он траву мял» Проверяем.

(Проговаривание: МАЛ; МЯЛ)

  • Какими звуками отличаются модели этих двух слов?
  • Что вы заметили в моделях этих звуков?

(В модели, обозначающей согласный звук в слове мал, есть точка в середине, как в модели слова сом. В модели, обозначающей согласный звук в слове мял, есть не только точка в середине, но ещё и запятая.)

  • Буквы согласных звуков обозначают и мягкий, и твёрдый согласные звуки. В слове — названии рыбы (сом-м-м) звук [м] — твёрдый согласный. Давайте узнаем, какой звук в слове мал? (Как в слове сом)
  • Закройте ушки и произнесите звук [м]. Услышали его? Это звонкий согласный. Звонкость обозначается точкой в квадрате, как кнопка звонка.
  • Произнесите слово по третьей модели ([м’ - м’- м’]ял.
  • Какой первый звук произносим в слове мял: мягкий или твёрдый? (Мягкий)
  • Давайте произнесём слова полностью: м-м-мал, м-м-мял. Что происходит при замене первого звука? (Меняется слово, его значение)

- Давайте дадим характеристику звукам в данных словах и сравним их. (В слове «мал» - звук [м] звонкий твёрдый; а в слове «мял» - звук [м’] звонкий мягкий).

Вывод: Звуки обозначаются буквами. Звуки [м] и [м’] обозначаются буквой М. Мы узнали, что буква М выполняет две работы. Назовите их, глядя на модели. (Стр. 24) (Первая работа буквы М — обозначать звонкий твёрдый согласный звук;

вторая работа буквы М — обозначать звонкий мягкий согласный звук.)

б) Знакомство с буквой

С. Маршак придумал такой стих для буквы М.

Мёд в лесу медведь нашёл.

Мало мёду, много пчёл.

5.Конструирование большой и малой букв М, м.

- Из каких элементов-шаблонов состоят печатные буквы «М», «м»? Сконструируйте из элементов-шаблонов буквы «М», «м».

- Покажите соседу букву, проверьте правильность, помогите друг другу.

-Из каких элементов состоит буква?

  • На что похожа буква «м»? (Воображение детей)
  • А теперь я предлагаю вам посмотреть на что похожа м (Слайд )

- Найдите букву М в алфавите. Кто её соседи?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы не будем торопиться

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

6. Закрепление.

а) Распознавание новых звуков.

- В каких словах есть звуки [м], [м,]? (Слайд)

- Поиграем в «Твёрдый - мягкий»?

Мальчики – будут «ловить» (хлопками) твёрдый звук [м]. Девочки – будут «ловить» только мягкий звук [м,].

(мыло, мел, малина, мак, мельница, медвежонок, муравей, медаль, молоко, месяц, метла, мусор, магазин, мир)

б) Чтение звуковых моделей и слов

-Молодцы! Звуки слышите, замечательно их ловите! – А сможете прочитать? (Да)

  • стр.24 Чем похожи модели и чем отличаются? (Полная характеристика)
  • Что делал мальчик? Каков он?
  • мыл - мил
  • Азбука – МАША; МИША
  • Чем похожи модели и чем отличаются?
  • Чем же отличаются звуки в этих слова, обозначенные буквой М?
  • Это признак — твёрдость и мягкость звуков.

Вывод: Звуки, которые имеют отличительный признак, помогающий различать значения слов, называют парными звуками. При этом указывают качество отличительного признака. Поэтому говорят:

[м], [м,] - звуки парные по твёрдости — мягкости.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

7.Задания на развитие внимания.

Игра «Кто больше запомнит слов из текста со звуком [м], [м,].

«Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какое я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо

Нет на свете никого

Лучшей нашей…

- Малины! - заорал Миша.

- Да причем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

- Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы.

- Что ты, что ты! - испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

чем бойкий рыжий…

- Айболит! - заорал медвежонок.

- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

- Откуда ты так много знаешь?

- Кто много читает, тот много знает! - ответил мышонок Мыша.»

Беседа.

Какие имена вы встретила в этой сказке?

Кто такие поэты?

Хороший ли поэт Миша?

Кто лучше всех на свете?

Какие грибы нельзя есть?

Кого мышонок назвал доктором леса?

8.Итог урока

- Какие звуки обозначает буква «м»?

9. Рефлексия

- Добились ли вы своих целей?

-Что поняли? Что узнали?

-Как работали? Чем довольны? Что не получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»

Шкатова  Виктория Николаевна2МБОУ «СОШ №20»3Учитель начальных классов4Русский язык. Литературное чтение (Обучение грамоте)5класс6Тема и номер урока в теме: 33 урок. «Согласные звуки [...

Согласные звуки [б], [б’], буква Б. Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б.

Цель: - познакомить с звуками [б], [б’], и строчной буквой б; - учить писать строчную букву б.Задачи:– формируем умение выделять звук в слове;– формируем умение овладевать начертаниями письм...

Согласные звуки [З],[З’],буква З. Написание строчной буквы з,слогов и слов с буквой з

Урок обучения грамоте 1 класс "Согласные звуки [З],[З’],буква З.Написание строчнойбуквы з,слогов и слов с буквой з"...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...