Согласные звуки [б], [б’], буква Б. Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Калаева Светлана Сосланбековна

Цель:

 - познакомить с звуками [б], [б’], и строчной буквой б;

 - учить писать строчную букву б.

Задачи:

– формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация  к уроку.

Программные средства: учебно-методический комплект  программы «Школа 2100»,

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, сравнение, рассуждение, абстрагирование, классификация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_zvuk_i_bukva_b.rar2.77 МБ

Предварительный просмотр:

        

ОС «Школа 2100». 1 класс.

Урок обучения грамоте

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Ардона РСО - А

Калаева Светлана Сосланбековна

Урок проведён в технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ

(Открытие новых знаний).

Тема: Согласные звуки [б], [б’], буква Б. Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б.

Цель:

 - познакомить с звуками [б], [б’], и строчной буквой б;

 - учить писать строчную букву б.

Задачи:

– формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация  к уроку.

Программные средства: учебно-методический комплект  программы «Школа 2100»,

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, сравнение, рассуждение, абстрагирование, классификация.

        Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2-3 мин.)

Презентация слайдов идёт в режиме мыши на маркерной доске.

СЛАЙД № 2

1.Девиз урока:

К словам разумным ты ищи пути.

Весь мир пройди, чтоб знанья обрести!

- Как вы понимаете эти слова?

- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и друг- другу. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу. Но, в любом деле необходимо соблюдать определенные правила.

Вспомним эти правила:

  • Не выкрикиваем.
  • Учимся работать сообща.
  • Мы слышим друг друга.

ΙΙ. Актуализация знаний

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

СЛАЙД № 3

1. – Прочитайте слова на доске: пришло, ушла, ослик, слон, утро.

– Какую сказку вам напомнили эти слова?

– Расскажите сказку и вашу концовку.

Самооценка отвечавшего и фиксирование отметки в дневнике.

Алгоритм формирования самооценки:

– Что тебе нужно было сделать? Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

2. – Назовите слова, в которых есть приставка (из записанных на доске). 

Если на предыдущем уроке не использовались задания на с. 37 в тетради для печатания, можно взять их на этом этапе.

3. – Откройте свои «Буквари» на с. 110.

– Как вы думаете, какая будет тема урока?

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

План (примерный)  

1) Знакомство с новым звуком  и новой буквой.

2) Звуко-буквенный анализ слов.

3) Знакомство с написанием  буквы Б.

4) Чтение  слогов и слов.

5) Работа над лексическим значением слов.

6) Чтение предложений и текстов.

7) Письмо слов и предложений.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

1. Артикуляционная гимнастика.

- Послушайте внимательно скороговорку,  и скажите,  о чём в ней говорится.

  1. Белые бараны били в барабаны.

Давайте сначала вспомним, правила работы со скороговоркой.

-проговорим скороговорку медленно вслух.

-затем шепотом, чётко проговаривая каждый звук.

-затем ещё раз быстрее.

2. Формулирование  темы и цели урока.

- Какие звуки чаще всего слышались в этой скороговорке? Звуки [б], [б']

Знакомство со звуками [б], [б’].

3.Выделение звука из слова.

СЛАЙД № 4

Показываю картинки : белка, берёза.

– Произнесите слово, выделяя голосом первый звук.

– Какой звук первый? ([б’].)

– Дайте характеристику звуку. (Согласный звонкий, мягкий.) 


Посмотрите на эти картинки. (Учитель показывает картинки, на которых изображены баран, булка и т.д.) Произнесите слово, выделяя голосом первый звук.

- Какой звук певый? (Твёрдый согласный звук [б].)

-Дайте ему характеристику. Фронтально.

- А теперь сформулируйте тему урока полностью. 

СЛАЙД № 5

-   Тема сегодняшнего урока «Звуки  [б] и [б']   и буква Б, которая их обозначает».

 -   Давайте сформулируем цель нашего урока:

  • познакомить с звуками [б], [б’], и строчной буквой б;
  •  учить писать строчную букву б.

СЛАЙД № 6, 7

- Звук [ б ] – согласный, звонкий, (колокольчик на голове),  может быть твёрдым, (синий башмачок), или мягким (зеленый башмачок).

- Назовите слова в которых звук [ б ] твёрдый, мягкий.

4. Работа в парах.

- А, теперь приготовьте «волшебные» кружочки.

- Выложите на столах слово  баран.

- Где стоит звук [ б ]?

- Охарактеризуйте каждый звук в этом слове.

  - Разделим слово на слоги. Поставим ударение.

- Проверьте по образцу.

- Выложите на столах слово  белка.

- Где стоит звук [ б΄]?

- Охарактеризуйте каждый звук в этом слове.

  - Разделим слово на слоги. Поставим ударение.

- Проверьте по образцу.

СЛАЙД № 8

Алгоритм формирования самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

5. Знакомство со строчной буквой б.

СЛАЙД № 9

– Найдите на ленте букв (на доске) букву, которой обозначаются эти звуки.

– Звуки [б] и [б’] обозначаются буквой Б.

– На что похожа буква?

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

                                 (А. Шибаев.)

Буква Б проснётся рано.

Буква Б – бочонок с краном.

                                 (В. Степанов.)

6. Работа в «Букваре».  

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1) Завершение схемы-«человечка».

2) Чтение слогов.

– Прочитайте слоги про себя. Прочитайте вслух, меняя громкость от шёпота до громкого декламирования.

– Прочитайте слоги, в которых есть звук [б’]. 

– Как обозначена на письме мягкость согласного?

– Отметьте мягкий звук зелёной точкой.

– Прочитайте слоги, в которых есть звук [б]. 

– Как обозначена на письме твёрдость согласного?

– Отметьте синим цветом.

3) – Поиграем со слогами. Один ученик читает по выбору слог, а его сосед по парте договаривает так, чтобы получилось слово.

– Что нового мы для себя сейчас открыли?

– Что ещё нам предстоит сделать?

– Что мы сейчас с вами делали?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

7. Работа в прописи.  

1) – Откройте прописи на с. 5. Посмотрите на  табло.

– Из каких элементов состоит  прописная буква?

– Чем отличается от печатной?

– В каких буквах эти элементы встречаются?

СЛАЙД № 10

– Эта буква пишется с овала. Поэтому, если с неё начинается слово, овал пишется, как у буквы А, затем верхний элемент.

– Обведите букву в рамке. Поставьте зелёную точку там, откуда начинаете писать букву.

Запись элементов буквы и самой буквы. Обратить внимание на наклон.

Письмо буквы Б и буквы О разными цветами: сначала на всей строчке синим обвести строчную букву О, а потом обвести на строчке букву Б зелёным цветом.

Аналогично разными цветами запись наклонной линии и строчной буквы б.

2) Запись слогов и буквосочетаний.

– Прочитайте слоги и буквосочетания.

– Как буква Б соединяется с последующими буквами? (При помощи соединительного элемента.)

– Какие буквы с Б соединяются внизу, а у каких – верхнее соединение?

– Запишите слоги, буквосочетания.

Музыкальная физкультминутка «Ладошка».

СЛАЙД № 11

ΙV. Применение нового знания.

  1. Работа в «Букваре».

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

1) Чтение слов. Работа над лексическим значением слов.

– Давайте соединим работу со слогами и словами: прочитайте слог и найдите в 1-м и 2-м столбиках слово, в котором есть этот слог. Подчеркните слог в слове.

– Прочитайте самостоятельно слова 3-го столбика.

– Значение каких слов нужно объяснить?

– Что общего у всех этих слов? (Они односложные, начинаются со звука [б].)

–  Отметьте синим цветом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук, а зелёным – мягкий.

– Чем отличаются слова этого столбика? (Написанием, значением, количеством букв и звуков.)

– Что означает каждое слово?

 Бра – настенный светильник.

Брак – а) Семейные отношения между мужчиной и женщиной.

  б) Недоброкачественный предмет производства.

Брод – мелкое место в реке, озере.

Чтение слов 4-го столбика.

– Какая часть слова общая?

– Как называются такие слова?

– Проверим, выясним значение этих слов:

банк – учреждение, которое проводит различные денежные операции; банкир – владелец банка;

банкнота – бумажные деньги;

банкрот – должник, отказывающийся платить банку (кредиторам) из-за своего разорения;

банка – сосуд цилиндрической формы.

– Какие слова в этом столбике однокоренные?

Чтение 6-го столбика слов, выделение корня, суффиксов.

Вывод: при помощи суффиксов образуются новые слова.

2) Чтение предложений.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

– Прочитайте 1-е предложение.

– Какое слово повторяется в предложении?

– У этого слова одно значение?

– Может ли банкир оказаться в банке, где помидоры? (Нет. Он в здании – в банке.)

– Прочитайте 2-е предложение.

– Что и куда сдала Марина Ивановна?

– Кто она?

– Как пишется слово кассир?

– Подберите однокоренные слова.

– Напечатайте их в тетради. (Касса, кассовый.) 

– Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Выделите заглавные буквы уголком.

– Чему мы сейчас учились?

– Какие знания повторили?

– А что мы сейчас с вами делали?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) 

Физкультминутка.

Здравствуй Зимушка-зима!        (кланяемся)

Что в подарок принесла?           (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,               (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый                      (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки,              (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

2.Работа в прописи.  

1) Написание слов.

– Прочитайте слова. Что означает каждое слово?

– Какие слова могут быть лишними? (Берег – два слога, боб – читается слева направо и справа налево одинаково.)

– В каких словах не совпадают произношение и написание? (Бег, боб, берег.)

– Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании?

– Как соединяется буква б с последующими буквами? (При помощи соединительного короткого элемента.)

– Чтобы правильно соединить букву б с последующей, надо сделать отрыв, написав букву б, затем снизу вывести соединительный элемент и написать следующую букву.

Учитель показывает на доске написание слова боб. Обведение письменного образца.

2) Упражнение на различие звуков [б] – [д], букв б и д.

– Прочитайте слова следующей строчки.

– Какие это слова? (Однокоренные.) 

– Выделите корень.

– Что такое дубрава?

– Произнесите слова дуб, дубки.

– Сравните, как они пишутся и как звучат. Что заметили?

– А почему пишем букву Б?

– Подчеркните букву Б  в однокоренных проверочных словах.

– Звонкие звуки [б] и [б’], находясь в слабой позиции – на конце слова или перед глухими согласными, оглушаются и превращаются в звуки [п] и [п’]. Надо быть очень внимательными в написании таких слов, подбирать проверочные.

Обведение слов. Подчёркивание «опасных мест» в словах.

3. Работа в «Букваре». 

 Чтение текста (с. 110).

а) До чтения.

–  Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней необычного?

– Что случилось? Вы узнали мальчика?

– О каких словах, подходящих к этой иллюстрации, мы уже сегодня говорили?

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте?

б) Чтение про себя, затем вслух по одному предложению.

После 1-го предложения:

– Что значит «кто кем станет»? Замените другими словами. (Какую выберет профессию; кем будет работать.)

После 2-го предложения:

– Почему Маша хочет быть библиотекарем?

– Чем занимаются люди этой профессии?

После 3-го и 4-го предложений:

– Кто и что повлияло на Петин выбор?

– Как он про свою мечту говорит? (Гордо.)

– Почему?

После 5–6-го предложений:

– Кем хочет стать Вова?

После 7-го предложения:

–  Какие слова Вовы развеселили всех?

После 8-го предложения:

– Ответьте на вопрос.

в) Беседа после чтения.

–  Кем на самом деле хочет стать Вова?

– Почему он ошибся? (Спутал значения однокоренных слов банкир и банкрот.)

– Сколько ребят участвовало в разговоре?

– Как называется разговор двух или нескольких лиц? (Диалог.) 

–  Прочитайте только слова автора.

– Как можно назвать весь этот диалог?

г) Подготовка к выразительному чтению по ролям.

– Кто произносит каждую реплику?

– Как он её произносит?

– Найдите и отметьте слова автора.

– Какое предложение надо прочитать с вопросительной интонацией?

д) Упражнения в чтении: подготовка чтения в парах, выразительное чтение вслух.

Вопросы к ученикам, прочитавшим текст:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

е) – Какую работу мы сейчас выполняли в «Букваре»?  

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,

умение владеть речью.)

4. Работа в прописи.  

1) Списывание слов с печатного образца.

– Прочитайте все слова. Что у них общего?

– Во сколько столбиков они записаны?

– Что общего у слов 1-го столбика?

– Второго?

– Третьего?

Самостоятельная запись слов 1-го столбика, обозначение звуков цветными точками.

Комментированная запись слов 2-го столбика.  

2) Чтение и запись предложений с письменного образца.

– Прочитайте предложения.

– Сколько их?

– О чём эти предложения?

– Какие однокоренные слова есть в первом и втором предложениях?

– Какой в них корень?

– Поставьте знак ударения во всех словах.

– Подчеркните безударные слоги, обведите букву безударного гласного звука в корне, который мы выделили.

– Прочитайте эти слова по слогам орфографически.

Запись предложений, подчёркивание «опасных мест».  Проверка.

Вопросы к ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

3) Самооценка работы в прописи за сегодняшний урок.

– Что у вас на этой странице получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 5.

– Как оценили свою работу? Почему?

5. Работа в «Букваре».  

Чтение рассказа Н. Сладкова «Лесные мастера» (с. 111).

1) До чтения.

– Кто автор текста?

– Вы знакомы с этим писателем? (О чём он пишет? Для кого?)

– Прочитайте заглавие.

– Кого называют мастером? (Человека, который умеет хорошо что-либо делать, специалиста, достигшего высокого искусства в своём деле.)

– Рассмотрите иллюстрацию. А это что за мастер? Что он умеет делать?

2) Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение про себя.

Чтение вслух по логически законченным частям с попутным комментарием.

б) Выявление первичного восприятия.

– Про каких же мастеров нам рассказал Николай Сладков?

в) Обобщающая беседа.

г) Вопросы ко всему тексту.

– Подходит ли заглавие к тексту?

– Почему названия животных написаны с большой буквы? (Они выступают как имена действующих лиц сказки.)

– Сказка ли это? Докажите.

– Кто автор этой сказки? Николай Сладков написал много интересных сказок, рассказов о природе, животных.

д) Выразительное чтение сказки.

е) После чтения:

– Что нового вы узнали о лесных обитателях?

– Какая профессия, на ваш взгляд, у медведя, волка, лисы, зайца, сороки?

– А от чего зависит выбор профессии лесных мастеров?

– Что объединяет рассказ на с. 110 и сказку Н. Сладкова? (Тема: кем стать?) 

– Что мы сейчас делали?  

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,

умение владеть речью.)

V. Итог.

Какая была тема урока?

– Что нового мы узнали?  

– Какие знания повторили?

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– Молодцы!

VI. Рефлексия.

- Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.

Фокусник приготовил праздничный салют. Но ему нужна ваша помощь.

СЛАЙД № 12

- Если ты хорошо работал и все понял,  нарисуй жёлтую звездочку;

- Если все понял, но рассказать пока не можешь – нарисуй красную звездочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

«Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами»

Базовый учебник: «Букварь» Р. Н. Бунеев, Е. В.Бунеева, О. В. Пронина.Цель  урока: знакомство с согласными звуками [д], [д`], буквой д. (2 ч.)Задачи:- обучающие: формировать умение различать гласн...

Согласные звуки [З],[З’],буква З. Написание строчной буквы з,слогов и слов с буквой з

Урок обучения грамоте 1 класс "Согласные звуки [З],[З’],буква З.Написание строчнойбуквы з,слогов и слов с буквой з"...