"У страха глаза велики".2 класс
план-конспект урока по чтению

Тема «У страха глаза   велики» (русская народная сказка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustraha_glaza_veliki.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе «У страха глаза   велики» (русская народная сказка)

            Тема: «У страха глаза велики» (русская сказка)

Цель:

 Познакомить детей с произведением в целях расширения их литературного кругозора, создать условия для формирования УУД

  личностных: создать условия для личностного   нравственного ориентирования,  продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов). 

  познавательных: формулирование познавательной цели, умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр

 коммуникативных: оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  

   

Оборудование:

 карточки для работы в группе; скороговорка

 тетрадь «Литературное чтение» (I ч.),

  пословицы; иллюстрации к сказке.

Ход урока

I.        Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Литературное чтение – прекрасный урок,                                                                       Много полезного в каждой из строк,                                                                                             Стих это будет иль сказка, рассказ -                                                                                  Вы учите их, а они учат вас!                                                                                              -  Давайте улыбнёмся друг другу, поделимся своим теплом, добротой, хорошим настроением. Каждый урок – это урок новых открытий. Готовы ли вы к трудностям, не боитесь их? Тогда в путь!

II. Актуализация опорных знаний                                                                                -Какие произведения  устного народного творчества вы знаете?  (Песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, скороговорки)                                  -Почему народные? (Произведения сочинял народ. Содержание передавали в устной форме. Поэтому сюжет мог различаться у разных рассказчиков)             - Почему это устное творчество? (Потому что не записывалось, а передавалось из уст в уста)

Речевая разминка    Игра «Конфетка»                                                                                          -Кончиком языка упритесь в щёку и растяните её, а затем другую. Проделайте  упражнение 10 раз. Давайте пожуём мягкую конфетку и проглотим её.                                                                                                                            Игра «Вверх – вниз».   Упритесь кончиком языка  в верхнюю губу, а затем – в нижнюю. Для снятия напряжения сделайте жевательные движения.                                          Отработка навыка чтения                                                                                                          

              Как  на  горке,  на  пригорке  жили -  были  три    Егорки…..           –читаем тихо, громче, громко (убыстряя)

III.    Организация восприятия и усвоения учащимися материала

   Характерной  чертой  какого  литературного  жанра является  употребление  в  тексте  сочетания  «жили-были»? Что  вы  знаете  о  сказке? Высказывание детей, а затем  (обратится к кресту информатору)  Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

  Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте. Почему? (обратиться к выставке книг)

В мире  много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Какие  виды  сказок  вы  знаете? (высказывание детей) , а затем обратиться к кресту информатору -схема: народные,  литературные: бытовые,  волшебные,  о  животных/ .Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока. (сказка)  Мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики». А , что вы хотите узнать об этой сказке. Давайте составим с вами план урока. 1.Какая это сказка? 2. О чём она? 3. Кто главные герои сказки? (план повесить на доску)

1. Первичное восприятие   сказки  «У  страха  глаза  велики».  Читает  учитель  и  хорошо  читающие  ученики.

Установка  перед    слушанием:  когда будем читать вы   представьте  события  сказки.
Выявление  первичного  восприятия  произведения.
- Какие картинки вы представили перед собой, когда слушали сказку?
- Что вас больше всего рассмешило в сказке?

- Словарная работа ( колода, напёрсток, схоронились, колодец)
2. Анализ сказки

- Докажите  жанровую  принадлежность    прослушанного  произведения.

-  Перечитайте начало сказки вслух. Какие слова подтверждают, что это сказка?
/ Жили-были/. На  доске -
зачин
- Как вы считаете, почему внучку звали хохотушкой?
-  Почему курочку звали клохтушкой?

-  Почему мышку - норушкой?
-  А теперь найдите завязку, т.е. момент, который стал причиной событий.   (На доске:
ЗАВЯЗКА, СОБЫТИЯ).
/Бабушка, внучка, курочка, мышка пошли за водой, воды набрали и пошли домой/.
-  Какие слова показывают, что у них была вода в вёдрах?
/Трёх-плёх-плёх/.
-  Кто сидел под яблоней?
/Зайка/.

- Прочитаем, что случилось с зайкой!

 /Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблоко хлоп – зайке в лоб! Прыгнул зайка , да прямо нашим водоносам под ноги/

- Прочитайте  слова,  которые доказывают, что водоносы испугались зайку.
/"Испугались они, вёдра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка взлетела, а мышка под печку схоронилась."/
-  Про кого думала бабушка, когда убегала? ( про медведя)
-   А внучка про кого думала?  ( волк)
-   А курочке кто показался?( лиса)
-   А зайцу кто предвиделся? ( охотники)
-   Правильно! Но почему водоносы думали о разных нападающих?
/Потому что они представляли, прежде всего своего врага и увидели в зайце того, кого больше всего боялись, а каждый из них боится своего врага (животного/ человека)/.
-  
 В какой строчке самый высокий момент напряжения!    /"Прыгнул зайка да прямо нашим водоносам под ноги"/.

Найдите,  где  происходит  развязка  действия.
На доске:
РАЗВЯЗКА.

 /"Верно говорят: "У страха глаза велики: чего нет - и то видят""/

IV. Физминутка

 V.Закрепление  изученного  материала.

Вторичный синтез.
- Согласны ли вы с выводом сказки?
-  За что народ высмеивает действующие лица в сказке?
-  Что водоносов заставило подумать, что это был вовсе не зайчик?
/ Страх, глупость, наивность/.
-  Что вы можете сказать о зайце?
/ Он тоже был трусом и вообразил, будто за ним гнались охотники/.
- Какие люди в народе ценятся больше всего?
/ Храбрые, мудрые, смелые, которые сохраняют самообладание в трудных и страшных ситуациях/.
- Какие люди осуждаются, высмеиваются?
/ Трусливые, избегающие проблем, глупые/.

  Работа  в  парах.    

Герой

Размер вёдер

Откуда брали воду?

Кого боялись?

Бабушка

Большие

Из колодца

Медведище

Внучка

Поменьше

Из колоды

Волк

Курочка

С огурчик

Из лужицы

Лиса

Мышка

С напёрсточек

Из следа

Котище

IV. Творческая работа.                                                                                                        Открываем тетрадь на стр.36 (задание 1 – герои бабушка, внучка, курочка, мышка)

 Задание – 2; 4,5

 Работа с пословицами ( подчеркнуть)

      Найдите те пословицы, которые соответствуют сказке:

  Где ум, там и толк.

  У страха глаза велики.

  Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

  Мир освещается солнцем, а человек знанием.

 Робкого и тень страшит.

  Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

 В каждой шутке есть доля правды.

VI.   Итог урока

Русских народных сказок очень много.   Сейчас вы соберёте мозаику из картинок и узнаете сказку, а затем расскажите кто здесь главные герои и чему учит эта сказка.

-Ребята, с какой новой сказкой вы познакомились сегодня? (У страха глаза велики).Какая это сказка?

 -  О чем эта сказка? (Не надо придумывать лишнего)

  - Давайте еще раз вспомним всех действующих лиц сказки.

 VII. Домашнее задание

   – выразительное чтение сказки;

 Рефлексия

Кому на уроке было интересно: поднимите вверх руки и похлопайте в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе "У страха глаза велики. (сказка)"

Данный урок проводится во втором классе по программе "Начальная школа 21 века"....

Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса по теме "У страха глаза велики"

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения для 2 класса по программе "Начальная школа ХХI века"...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "У страха глаза велики"

 Моделирование урока1. Дидактическое обоснование урока: Предмет литературное чтение Класс 2Автор учебника  Л.А.ЕвросиТема урока: «У страха глаза велики». Русская сказка».Дидактическая цель: познакомит...

Конспект урока Сказка " У страха глаза велики" 2 класс

Конспект урока составлен с соблюдением норм федерального стандарта нового поколения....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

урок чтения по теме: Русская народная сказка "У страха глаза велики", 3 класс

урок чтения по теме: Русская народная сказка "У страха глаза велики", 3 класс...