Технологическая карта урока литературного чтения "У страха глаза велики" 2 класс
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Загуменных Александра Васильевна

Данный материал для урока литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_uroka_lch_2_kl.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения № 25

Тема: Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Цели: создать условия для знакомства учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза велики»; формировать навыки выразительного чтения; совершенствовать умение читать по ролям; развивать внимание, память, речь, мышление, воображение.

личностные УУД: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения ее результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия с помощью учителя.

познавательные УУД: демонстрируют осознанность восприятия литературного произведения; формируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассуждают, создают способы решения творческой задачи с помощью учителя.

коммуникативные УУД: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, распределять обязанности при работы в паре.

предметные УУД: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, отрабатывать навыки чтения, чтение по ролям.

Оборудование: листочки, цветные карандаши для моделирования: компьютерная презентация урока Power Point; карточки для работы в паре.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

-Дыхательная гимнастика

-Сегодня к нам на урок пришел гость, давайте его поприветствуем

-Тихо сели и вот на такой радостной ноте мы начнем наш урок. Надеюсь, что у вас все получится.

-Дети поднимаем руки вверх, опускаем как взмахи птицы

-Произносим звуки на выдох а, о, у, и, э,ы

- повернитесь, улыбнитесь, теперь повернитесь друг другу и тоже улыбнитесь, настройтесь на дружную работу

-садятся на свои места

2

Самоопределение к деятельности

-Урок литературного слушания.

-Чем мы можем, занимаемся на таких уроках?

-Посмотрите на план нашего урока, что мы сегодня будем делать?

-Дети называют вид деятельности: читать, задавать вопросы или спрашивать, работать со словарем, говорить, писать, выполнять творческие задания, открывать что – то новое не известное.

3

Проверка домашнего задания

- Назовите произведение, с которым вы работали дома.

- Что вы должны были сделать?

- Давайте проверим, что у вас получилось, стр. 33  прописи (1,2,4,5)

-Какая была Катя, почему вы так считает?

- А теперь проверим, как вы приготовили чтение этого произведения

-Как вы понимаете получившуюся пословицу в задании 6 – всякий человек по делу познается?

- дети называют В.Сутеев «Снежный зайчик»

- прочитать, выполнить задания в прописи

1 – Коля, Саша, Женя, Катя

2 -  Маленькая, настойчивая, умная, потому что….

4 - а я буду зайчика лепить

- Дети читают по очереди, чтение по частям 2 человека.

-Дети зачитывают какую пословицу собрали.

- Дети высказывают свои мысли, суждения (хотите узнать человека, посмотреть его в деле, в любом. Можно просто наблюдать, как человек делает что-то по хозяйству, вдумчиво и тщательно, лениво и наплевательски, быстро и неаккуратно. Черты характера, особенности личности так или иначе найдут отражение в том, как человек относится к делу).

 

4

Изучение нового материала

- А сейчас поработаем в паре, возьмите листочки, на которых записаны еще пословицы, но они рассыпались, ваша задача собрать их. (1 мин)

- давайте проверим, что у вас получилось

(На доске слова на магнитах)

  1. Робкого                                        тени боится.
  2. Не ходи в лес,                                 тот и бежит.
  3. Трус собственной                         и тень страшит.
  4. Кто дрожит,                                 коли зайца боишься.

- Как думаете о чем эти пословицы? Какая тема объединяет эти пословицы?  

СЛАЙД: трусость, страх

- А от чего человек может быть трусливым?

- Эти слова похожи, но и отличаются.

- Чем они отличаются?

- А толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича объясняет эти слова таким образом.

Трус – человек, легко поддающийся чувству страха. Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь.

Трусость – поведение труса, робость, боязливость.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать?

-Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «У страха глаза велики».

- Как вы понимаете название этой сказки «У страха глаза велики»?

- Откройте учебник на странице 86. Сейчас прослушаете и проследите глазками эту сказку по учебнику

АУДИОЗАПИСЬ

- Дети работают в паре, берут карточки с заданием и выполняют (1-2мин) 

Робкого и тень страшит.

Не ходи в лес, коли зайца боишься.

Трус собственной тени боится.

Кто дрожит, тот и бежит.

- Дети по очереди выходят к доске и составляют пословицы

- Дают ответ на вопрос – трусость

- Человек может быть трусливым, потому что боится и испытывает страх

- Чтение толкования слов из словаря, выделение главного

-Дети выдвигают предположение, что читать они будут о страхе, трусости, трусливости

- Дают  ответ на вопрос: что если страшно, то у человека от страха гласа расширяются, человек может страх преувеличить свой страх

- Дети открывают стр.  учебника 86 и следят по тексту, прослушивая аудиозапись  сказки

5

Анализ сказки «У страха глаза велики»

-Понравилось ли вам произведение?

-Выполняем обложку к произведению на доске тоже:

-Возьмите листочек и обозначьте жанр произведения, что мы читали? Почему изображаем круг?

 - О ком эта сказка? Значит, каким цветом раскрасим (желто-коричневым).

- А какая это сказка: о животных, волшебная или бытовая?

-Давайте прочитаем на стр 88 какая это сказка.

-О чем рассказывают бытовые сказки

- Что теперь мы должны изобразить на нашей обложке

-Если автор у этой сказки, значит это какая сказка?

-А кто помнит слово, которым называют все русские народные произведения?

- Было ли вам страшно, после прочтения этой сказки?

- Отчего вам было смешно?

-Дети высказывают свое мнение

- Выполняют обложку к сказке

- Потому что это сказка

- Сказка о людях и животных, закрашиваем желтым и коричневым

- Это сказка бытовая

- Читают на стр учебника 88 информацию о бытовых сказках

-Необычные истории из жизни людей

- Изображаем заголовок и автора

-Автора нет, она не авторская, народная

- Все русские народные произведения можно назвать фольклор.

- Страшно совсем не было, потому что ….

- Смешно было потому что……

6

Физминутка.

Под музыку учащиеся изображают, как идут с ведрами герои сказки.

Под музыку учащиеся изображают, как идут с ведрами герои сказки.

7.

Закрепление изученного:

1. Словарная работа.

-Кто действующие лица в этой сказке. Найдите предложение и прочитайте.

-Прочитайте первое предложение второй части. Как вы понимаете слово водоносы?

СЛАЙД - ВОДОНОСЫ

-Давайте еще раз прочитаем сказку, может вам встретятся какие - то не понятные слова.

-Прочтите слова и дайте им объяснение:

СЛАЙД

Колодец – укрепленная срубом, узкая, глубокая яма для получения воды.

Колода – род деревянного корыта – бревно с выдолбленной серединой

Наперсток – колпачок надеваемый на палец при шитье.

- Найдите в тексте, какие интересные слова автор использует для передачи состояния воды при ходьбе героев?

- Что хотел показать этими словами автор?

- А ещё они чем интересны? Можно ли сказать, что автор показывает характер героев (слова связаны с характером героев).

2 .Чтение по ролям.

 - Эту сказку можно прочитать по ролям?

-Сколько ролей будет?

- Когда читаете по ролям, что мы должны показать?

Попробуем прочитать по ролям, но не по одному а группами. При таком чтении важно друг друга слушать, не забегать вперед и не отставать. Помните мы уже так читали.

- Распределение ролей по группам:

Автор - первый ряд (дружно вместе, друг друга слушаем)

Бабушка –.

Внучка –

Курочка

Мышка –

Заяц –

- А в какую часть мы можем прочесть по ролям?

-Дети находят предложение и зачитывают

- Дети находят предложение и дают пояснение слову водоносы (те кто носит воду)

- Дети читают сказку по цепочке.

-Дети называют слова, которые им не понятны

-Дети зачитывают слова трех – плех

- Предполагают, что вода булькает, плещется, как они ходят.

- Да эти слова показывают, что бабушка старенькая медлительная, спокойна; девочка молоденькая быстрая; курочка неповоротливая, мышка маленькая, шустрая.

- Да эту сказку можно прочесть по ролям

-6 ролей: автор, бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц

- Нужно передавать интонацию, голосом должны показать.

- Дети читаю группой хором

- Читаем вторую часть, следят и читают

8

Подведение итогов урока.

-С каким произведением познакомились?

-Какова главная мысль этой сказки?

- Кто автор сказки? Какая это сказка (что означает бытовая)

-В каких случаях мы говорим: «У страха глаза велики»?

-Как вы думаете, чему можем мы научится, прочитав эту сказку? Чему научиться.

- Ребята, а если вам вдруг захочется перечитать эту сказку летом, а учебник литературного чтения отдали в библиотеку. Где вы можете найти эту сказку?

-А если в библиотеке нет такой книги?

- Русская народная сказка «У страха глаза велики»

- Автора нет, она народная

- Сказка бытовая, потому что описывает интересное событие из жизни людей

- Что не нужно бояться того, чего не видели в глаза.

- Сходить в библиотеку или найти в интернете

9

Рефлексия

-А теперь посмотрите на наш план, мы все успели сделать на уроке (по плану)

-Что же нового вы узнали или научились? (о бытовых)

- А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке. У вас на столах лежит солнышко. Подумайте, вспомните весь урок, как вы работали и оцените свою работу.

-У нас на доске есть палочка – оценивания. Поместите свое солнышко:

Вверху - Сегодня я работал хорошо, у меня все получалось!

В середине - Я мог бы работать лучше.

Внизу - Я работал не в полную силу.

- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.

- Дети делают анализ плана проделанной работы

- Узнали о бытовых сказках, учились читать по ролям и т.д.

- Оценивают свою работу на уроке с помощью листиков

10

Домашнее задание

- Прочитать сказку « У страха глаза велики», подумать, как можно инсценировать сказку

Выполнить задания прописи 36-37

- Дети записывают домашнее задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Принцесса Лгунья" 3 класс УМК "Гармония" ФГОС

Дана разработка урока литературного чтения в соответствии ФГОС...

Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф. Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс

Цели:-        образовательная: создать условия для восприятия и осмысления обучающимися нового материала.-        развивающая: сод...