Главные вкладки

    Конспект урока (с мультимедийным приложением) для 1 класса. Предмет: обучение грамоте(чтение)
    план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

    Склярова Наталья Александровна

    Цель урока: 

    -познакомить учащихся со звуками [г], [г'], [д], [д'] и буквами Гг, Дд; научить различать звуки [г] и [г'], [д] и [д']; научить печатать буквы Гг, Дд; научить читать слова с буквами Гг, Дд;

    -развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь учащихся;

    -воспитывать интерес к предмету, к чтению, любовь к окружающему миру.

    Оборудование: азбука в картинках, схемы слов и предложений, разрезная азбука, лента букв, портреты карандаша «Помощника» и Незнайки, магнитофон и записи попевок- чистоговорок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Звуки [г], [г'], [д], [д']. Буквы Гг, Дд.

    Цель урока:

    -познакомить учащихся со звуками [г], [г'], [д], [д'] и буквами Гг, Дд; научить различать звуки [г] и [г'], [д] и [д']; научить печатать буквы Гг, Дд; научить читать слова с буквами Гг, Дд;

    -развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь учащихся;

    -воспитывать интерес к предмету, к чтению, любовь к окружающему миру.

    Оборудование: азбука в картинках, схемы слов и предложений, разрезная азбука, лента букв, портреты карандаша «Помощника» и Незнайки, магнитофон и записи попевок- чистоговорок.

    Ход урока.

    I.  Организационный момент.(слайд 1)

     Прозвенел звонок!

     Начинается урок!

    II. Слово учителя. Задачи  урока.(слайд2-картинки)

    - Ребята, сегодня у нас в гостях Незнайка и карандаш «Помощник». Они пришли к нам не случайно. Незнайка хочет научиться читать, но он не знает букв и просится к нам на урок, чтобы  вместе с нами познакомиться с новыми буквами и звуками, с которыми нас будет знакомить карандаш «Помощник». А мы поможем Незнайке справиться со всеми заданиями, которые приготовил карандаш «Помощник».

    Повторение. Игра «Буквы-парашютисты» (картины на доске)

    Для игры необходим набор: карточки с буквами А, а, О, о, И, и , ы; карточки, на которых  изображены: гриб,динозавр,девочка,город ; парашют к каждой букве, изображение самолета; мел.

     - Сегодня чудесный осенний день и буквы отправились прыгать с парашютом. После прыжка буковки долго парили в воздухе. Но им пора приземляться на землю. Приземлиться буква может только на тот участок «земли», где лежит картинка с изображением предмета, в названии которого есть звук, обозначаемой этой буквой. Давайте поможем буквам приземлиться.

    Дети мелом соединяют букву и картинку, объясняя свой выбор, например: буква о приземлится на карточку с изображением города, потому что в слове [г о р о д] я слышу звук [о]. Звук [о] на письме обозначается буквой О.

    - Буквы вам благодарны за успешную посадку.

    III. Знакомство со звуками [г], [г'], буквами Гг. Словарно-лексическая работа.

    Игра «Кто внимательный?»(слайд 3)

    - Ребята, помогите Незнайке найти одинаковый звук в словах:

    гусь, грач, гном ([г])

    гитара, герой, гимн ([г']).

    - Какие это звуки- гласные или согласные? Почему?

    - Чем отличаются звуки [г] и [г']?

    Звуки [г] и [г'] обозначаются буквами Гг.

            Перед нами буква Г

            Стоит подобно кочерге.

    (Объясняется лексическое значение слова КОЧЕРГА).

    Нахождение места буквы Г на ленте букв.

    Давайте поселим новую букву в наш домик букв.

    -Где её место?

    -Почему? (Даётся характеристика звуков [г] и [г']: согл., звонк., парн.: г-к)

    Пропевание чистоговорок со звуками [г] и [г'].

    Внимательно посмотрите и скажите, на какие предметы похожа эта буква?(гусь,крючок,лебедь)(слайд4)

    Вот она какая. Буква «г» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной. (картинки)

    VI. Знакомство со звуками [д] и [д'], буквами Дд. Словарно-лексическая работа.

    - Ребята, помогите Незнайке найти одинаковый звук в словах (слайд5)

    дом, Даша, дуб ([д])

    Дима, диван, дятел ([д']).

    (Объясняется лексическое значение слова ДЯТЕЛ.)

    - Какие это звуки- гласные или согласные? Почему?

    - Чем отличаются звуки [д] и [д']?

    Звуки [д] и [д'] обозначаются буквами Дд.

            Буква Д как дом в деревне.

            В нём есть печка и труба.

             Буква Д всегда  готова

             Встретить вас, друзья.

    Нахождение места буквы Д на ленте букв.

    Давайте поселим новую букву в наш домик букв.

    -Где её место?

    -Почему? (Даётся характеристика звуков [д] и [д']: согл., звонк., парн.: д-т)

    Пропевание чистоговорок со звуками [д] и [д'].

    Внимательно посмотрите и скажите, на какие предметы похожа эта буква?(дом,)

    Вот она какая. Буква «д» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной. (картинки)

    VIII.Выделение звуков [г], [г'], [д], [д'] из слов. Характеристика звуков. Обогащение словарного запаса учащихся.

    Работа проводится по алгоритму (слайд)

    1. Назвать слово.
    2. Объяснить, что оно означает (лексическое значение).
    3. Назвать изучаемый звук.
    4. Дать характеристику звука:

            -гласный или согласный;

            -согласный: звонкий-глухой; твёрдый-мягкий;

    Слова для анализа: гриб, гитара, дом, дерево.

    IX. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Работа в учебнике

     -Подчеркни и прочитай слова, начинающиеся с букв г,д:

                   ДЫМ, ДОРО, ГЕ,  ГОЛ, ВО

    -Дополни слоги до слов.

    - Чем отличаются слова от слогов?

    XI. Чтение предложений с изученными буквами. Работа в учебнике

    Чтение закличек:

    Радуга-дуга,        Дождик, дождик,

    Не давай дождя,                        Дождик, лей,

    Давай солнышко-                     Нам с тобою веселей.

    Из-под облышка.                      Не боимся сырости                                              

    Заучивание заклички наизусть.        

    XII. Развитие устной речи учащихся.

    Составление рассказа по картинке («Азбука», с.45)

    -Ребята, карандаш «Помощник» нарисовал рисунок и просит нас составит несколько предложений к нему.

    -А кто может составит рассказ?

    (Ярко светило  солнце. Вдруг появилась большая туча. Полил сильный дождь. После дождя остались лужи. На небе появилась радуга.)

    - Молодцы.

    XIII. Самостоятельная работа учащихся по алгоритму.

    гол           дом          диван            дорога              ?

    голы        дома        диваны          дороги            ворота

       -Догадаться, какое слово пропущено. Почему?

       - Разделить слова на слоги.

       - Поставить ударение.

    XV. Прямое и обратное чтение слов.

    Чем интересны эти слова и словосочетания?

    ДОГ       ДОГУ ГОД

    XVI. Анализ текста.

    Незнайка не может справиться с заданиями карандаша. Давайте поможем ему.

         У Володи дог. Догу год, но он уже огромный. Вова дал догу на обед бобы. А дог –гав – и - мимо!    Бобы ему не милы. (Почему?)

    Владимир думал, думал. И вдруг догадался. А вы?

    1. Чтение текста шёпотом.
    2. Чтение текста вслух.
    3. Объяснение лексического значения  слов (ДОГ, БОБЫ, НЕ МИЛЫ).
    4. Выделение из текста слов-указателей, слов-признаков, слов-действий.
    5. Нахождение в тексте предложения, соответствующего данной схеме:

    |_____    _____     _____      _____   .

    Как зовут хозяина собаки? (Вова, Володя, Владимир)

    XVII. Словарно-лексическая работа. Определение полного и краткого имен.

    Ира            ?              Лара                ?

      ?          Галина            ?            Григорий

     Упражнение в умении слышать звуки [г] и [д]  в словах

    - Сейчас мы с вами поиграем и поучимся слышать звуки [г] и [д] в словах. Послушайте рассказ и запомните слова с этим звуком. После чтения каждый ряд по очереди будет называть одно слово со звуками [г] и [д]. Выиграет тот ряд, который назовет больше слов.

    Про маленького паучка

    На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который

    больше всего на свете боялся мух.

    Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись

    над ним, а его братья — большие пауки ругали  и называли лодырем.

    «Надо доказать всем, что я не лодырь», — решил маленький паучок.

    И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил

    ими всю паутину в саду.

    «Вот обрадуются утром братья, — думал довольный паучок, — ведь это так красиво — красная паутина!»

    Но, увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.

    Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.

    А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…

                                                                                                        (Г.Юдин)

    Выявляется ряд-победитель.

    - В названии каких предметов (иллюстрации на доске)слышатся звуки [г] и [д]? Где звук располагается  в слове: середине, начале, конце?

     Загадки . Деление отгадок на слоги.(слайды)
    Пройдет туда-сюда раз двести,
    Хотя весь день стоит на месте.
    (Дверь)
    Назовите-ка ребятки,
    Месяц в этой-вот загадке,
    Дни его всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи,
    На поля и на луга
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдет,
    Мы встречаем Новый Год.
    (Декабрь)
    Его весной и летом
    Мы видели одетым,
    А осенью с бедняжки
    Сорвали все рубашки.
    (Дерево)
    Шумит он в поле и в саду,
    А в дом не попадет,
    И никуда я не пойду,
    Пока он не уйдет.
    (Дождь)
    Не живая, а идет,
    Неподвижна - а ведет.
    (Дорога)
    Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос,
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок,
    Ничего, что плод мой мелок.
    (Дуб)
    Дождик теплый и густой,
    Этот дождик не простой,
    Он без туч, без облаков,
    Целый день идти готов.
    (Душ)
    Белый столб стоит на крыше,
    И растет все выше, выше,
    Вот он вырос до небес,
    И исчез.
    (Дым)
    На когтях на ствол сосновый
    Влез монтер красноголовый,
    Он трудился на весу,
    Но не вспыхнул свет в лесу.
    (Дятел)

    XVIII. Рефлексия.

    -Понравился вам урок?

    - Продолжите одно из предложений:

    Мне понравилось…

    Мне не пнравилось…

    Я узнал…

    Я научился…

    У меня не получилось…

    XIX. Итог урока.

    - Незнайка благодарит вас за урок.

    - Чему мы с вами его научили?

    - Он многому у вас научился и ещё не раз придет к нам в гости.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка конспекта урока по окружающему миру для 1 класса "Сад и огород"

    Урок разработан для учащихся 1 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида. Урок подготовлен с применением образовательных и цифровых технологий....

    Тематическое планирование и конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса. "Система развивающего обучения Л.В. Занкова"

    Вашему вниманию представлены:- тематическое планирование;- конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса, по системе Л.В. Занкова....

    Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Культурные и дикорастущие растения" с применением сингапурской технологии

    Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Культурные и дикорастущие растения" с применением сингапурской технологии направленно для прочного усвоения учащимися растений леса, луга, поля...

    Конспект урока по литературному чтению для 1 класса на тему "Игрушки для девочек и мальчиков"

    Тема: Игрушки для девочек и мальчиков.Цель: Познакомить с творчеством Берестова В.Д, Барто А., Маршака С.Я. Задачи:-формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;-развивать...

    Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    Полное описание урока по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Из истории Древней Руси. Как жили наши предки"...

    Конспект урока с теоретическим обоснованием для 1 класса . УМК "Гармония"

    Проект урока обучения грамоте (чтение) на тему "ЗВУК Ы , БУКВА ы"...

    Конспект урока по русскому языку для 1 класса Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.

    Тип урока: комбинированный.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личнoстные:— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;— иметь представление о причинах ус...