Конспект урока (с мультимедийным приложением) для 1 класса. Предмет: обучение грамоте(чтение)
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Склярова Наталья Александровна

Цель урока: 

-познакомить учащихся со звуками [г], [г'], [д], [д'] и буквами Гг, Дд; научить различать звуки [г] и [г'], [д] и [д']; научить печатать буквы Гг, Дд; научить читать слова с буквами Гг, Дд;

-развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь учащихся;

-воспитывать интерес к предмету, к чтению, любовь к окружающему миру.

Оборудование: азбука в картинках, схемы слов и предложений, разрезная азбука, лента букв, портреты карандаша «Помощника» и Незнайки, магнитофон и записи попевок- чистоговорок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [г], [г'], [д], [д']. Буквы Гг, Дд.

Цель урока:

-познакомить учащихся со звуками [г], [г'], [д], [д'] и буквами Гг, Дд; научить различать звуки [г] и [г'], [д] и [д']; научить печатать буквы Гг, Дд; научить читать слова с буквами Гг, Дд;

-развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь учащихся;

-воспитывать интерес к предмету, к чтению, любовь к окружающему миру.

Оборудование: азбука в картинках, схемы слов и предложений, разрезная азбука, лента букв, портреты карандаша «Помощника» и Незнайки, магнитофон и записи попевок- чистоговорок.

Ход урока.

I.  Организационный момент.(слайд 1)

 Прозвенел звонок!

 Начинается урок!

II. Слово учителя. Задачи  урока.(слайд2-картинки)

- Ребята, сегодня у нас в гостях Незнайка и карандаш «Помощник». Они пришли к нам не случайно. Незнайка хочет научиться читать, но он не знает букв и просится к нам на урок, чтобы  вместе с нами познакомиться с новыми буквами и звуками, с которыми нас будет знакомить карандаш «Помощник». А мы поможем Незнайке справиться со всеми заданиями, которые приготовил карандаш «Помощник».

Повторение. Игра «Буквы-парашютисты» (картины на доске)

Для игры необходим набор: карточки с буквами А, а, О, о, И, и , ы; карточки, на которых  изображены: гриб,динозавр,девочка,город ; парашют к каждой букве, изображение самолета; мел.

 - Сегодня чудесный осенний день и буквы отправились прыгать с парашютом. После прыжка буковки долго парили в воздухе. Но им пора приземляться на землю. Приземлиться буква может только на тот участок «земли», где лежит картинка с изображением предмета, в названии которого есть звук, обозначаемой этой буквой. Давайте поможем буквам приземлиться.

Дети мелом соединяют букву и картинку, объясняя свой выбор, например: буква о приземлится на карточку с изображением города, потому что в слове [г о р о д] я слышу звук [о]. Звук [о] на письме обозначается буквой О.

- Буквы вам благодарны за успешную посадку.

III. Знакомство со звуками [г], [г'], буквами Гг. Словарно-лексическая работа.

Игра «Кто внимательный?»(слайд 3)

- Ребята, помогите Незнайке найти одинаковый звук в словах:

гусь, грач, гном ([г])

гитара, герой, гимн ([г']).

- Какие это звуки- гласные или согласные? Почему?

- Чем отличаются звуки [г] и [г']?

Звуки [г] и [г'] обозначаются буквами Гг.

        Перед нами буква Г

        Стоит подобно кочерге.

(Объясняется лексическое значение слова КОЧЕРГА).

Нахождение места буквы Г на ленте букв.

Давайте поселим новую букву в наш домик букв.

-Где её место?

-Почему? (Даётся характеристика звуков [г] и [г']: согл., звонк., парн.: г-к)

Пропевание чистоговорок со звуками [г] и [г'].

Внимательно посмотрите и скажите, на какие предметы похожа эта буква?(гусь,крючок,лебедь)(слайд4)

Вот она какая. Буква «г» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной. (картинки)

VI. Знакомство со звуками [д] и [д'], буквами Дд. Словарно-лексическая работа.

- Ребята, помогите Незнайке найти одинаковый звук в словах (слайд5)

дом, Даша, дуб ([д])

Дима, диван, дятел ([д']).

(Объясняется лексическое значение слова ДЯТЕЛ.)

- Какие это звуки- гласные или согласные? Почему?

- Чем отличаются звуки [д] и [д']?

Звуки [д] и [д'] обозначаются буквами Дд.

        Буква Д как дом в деревне.

        В нём есть печка и труба.

         Буква Д всегда  готова

         Встретить вас, друзья.

Нахождение места буквы Д на ленте букв.

Давайте поселим новую букву в наш домик букв.

-Где её место?

-Почему? (Даётся характеристика звуков [д] и [д']: согл., звонк., парн.: д-т)

Пропевание чистоговорок со звуками [д] и [д'].

Внимательно посмотрите и скажите, на какие предметы похожа эта буква?(дом,)

Вот она какая. Буква «д» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной. (картинки)

VIII.Выделение звуков [г], [г'], [д], [д'] из слов. Характеристика звуков. Обогащение словарного запаса учащихся.

Работа проводится по алгоритму (слайд)

  1. Назвать слово.
  2. Объяснить, что оно означает (лексическое значение).
  3. Назвать изучаемый звук.
  4. Дать характеристику звука:

        -гласный или согласный;

        -согласный: звонкий-глухой; твёрдый-мягкий;

Слова для анализа: гриб, гитара, дом, дерево.

IX. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Работа в учебнике

 -Подчеркни и прочитай слова, начинающиеся с букв г,д:

               ДЫМ, ДОРО, ГЕ,  ГОЛ, ВО

-Дополни слоги до слов.

- Чем отличаются слова от слогов?

XI. Чтение предложений с изученными буквами. Работа в учебнике

Чтение закличек:

Радуга-дуга,        Дождик, дождик,

Не давай дождя,                        Дождик, лей,

Давай солнышко-                     Нам с тобою веселей.

Из-под облышка.                      Не боимся сырости                                              

Заучивание заклички наизусть.        

XII. Развитие устной речи учащихся.

Составление рассказа по картинке («Азбука», с.45)

-Ребята, карандаш «Помощник» нарисовал рисунок и просит нас составит несколько предложений к нему.

-А кто может составит рассказ?

(Ярко светило  солнце. Вдруг появилась большая туча. Полил сильный дождь. После дождя остались лужи. На небе появилась радуга.)

- Молодцы.

XIII. Самостоятельная работа учащихся по алгоритму.

гол           дом          диван            дорога              ?

голы        дома        диваны          дороги            ворота

   -Догадаться, какое слово пропущено. Почему?

   - Разделить слова на слоги.

   - Поставить ударение.

XV. Прямое и обратное чтение слов.

Чем интересны эти слова и словосочетания?

ДОГ       ДОГУ ГОД

XVI. Анализ текста.

Незнайка не может справиться с заданиями карандаша. Давайте поможем ему.

     У Володи дог. Догу год, но он уже огромный. Вова дал догу на обед бобы. А дог –гав – и - мимо!    Бобы ему не милы. (Почему?)

Владимир думал, думал. И вдруг догадался. А вы?

  1. Чтение текста шёпотом.
  2. Чтение текста вслух.
  3. Объяснение лексического значения  слов (ДОГ, БОБЫ, НЕ МИЛЫ).
  4. Выделение из текста слов-указателей, слов-признаков, слов-действий.
  5. Нахождение в тексте предложения, соответствующего данной схеме:

|_____    _____     _____      _____   .

Как зовут хозяина собаки? (Вова, Володя, Владимир)

XVII. Словарно-лексическая работа. Определение полного и краткого имен.

Ира            ?              Лара                ?

  ?          Галина            ?            Григорий

 Упражнение в умении слышать звуки [г] и [д]  в словах

- Сейчас мы с вами поиграем и поучимся слышать звуки [г] и [д] в словах. Послушайте рассказ и запомните слова с этим звуком. После чтения каждый ряд по очереди будет называть одно слово со звуками [г] и [д]. Выиграет тот ряд, который назовет больше слов.

Про маленького паучка

На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который

больше всего на свете боялся мух.

Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись

над ним, а его братья — большие пауки ругали  и называли лодырем.

«Надо доказать всем, что я не лодырь», — решил маленький паучок.

И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил

ими всю паутину в саду.

«Вот обрадуются утром братья, — думал довольный паучок, — ведь это так красиво — красная паутина!»

Но, увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.

Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.

А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…

                                                                                                    (Г.Юдин)

Выявляется ряд-победитель.

- В названии каких предметов (иллюстрации на доске)слышатся звуки [г] и [д]? Где звук располагается  в слове: середине, начале, конце?

 Загадки . Деление отгадок на слоги.(слайды)
Пройдет туда-сюда раз двести,
Хотя весь день стоит на месте.
(Дверь)
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Пока он не уйдет.
(Дождь)
Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.
(Дорога)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)
Белый столб стоит на крыше,
И растет все выше, выше,
Вот он вырос до небес,
И исчез.
(Дым)
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый,
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)

XVIII. Рефлексия.

-Понравился вам урок?

- Продолжите одно из предложений:

Мне понравилось…

Мне не пнравилось…

Я узнал…

Я научился…

У меня не получилось…

XIX. Итог урока.

- Незнайка благодарит вас за урок.

- Чему мы с вами его научили?

- Он многому у вас научился и ещё не раз придет к нам в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России

Пояснительная записка по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России

Календарно-тематическое планирование по предмету "Обучение грамоте.Чтение" 1 класс ФГОС разработано в соответствии с требованиями ФГОС...

Презентация к конспекту урока для 1 класса "Буквы Гг и Дд". Предмет: обучение грамоте(чтение)

Данная презентация содержит занимательный материал по теме урока (с картинками)....

Конспект урока по ФГОС во 2 классе.Предмет: английский язык(УМК Кузовлева В.П.)

Тема моего самообразования: "Творческие приёмы обучения английскому языку на начальном этапе обучения как условие сохранения здоровья школьников". Обучение — самый значимый фактор по продолжитель...

Рабочая программа по предмету « Обучение грамоте ЧТЕНИЕ» 1 класс на 2016 - 2017 учебный год УМК «Школа России»

Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна...

конспект урока в 1-ом классе по обучению грамоте (чтению) и окружающему миру "Закрепление изученных букв. С.Я.Маршак"

Интегрированный урок провела на городской день открытых дверей в школе.  Дети на уроке заочно посетили Ленинградкий зоопарк, вспомнили  день рождения С.Я. Маршака, повторили изученные на тот...

Рабочая программа 1б класса по обучению грамоте (чтение)

1Добукварный период (14ч). «Азбука» — первая учебная книга. Здравствуй, школа! Речь устная и письменная. Предложение Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Сл...