рабочая программа по литературному чтению
методическая разработка по чтению на тему

Шатанова Ирина Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению ( 1-4 кл) УМК " Школа2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_chtenie_shkola_2100_2.doc589.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

  1. Рабочая программа по литературному чтению для 1-4  класса разработана на основе:
  1. -Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. -приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-Федерального перечня учебников, утвержденного  приказом от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  1. -основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ № 3 городского округа город Нефтекамск;
  2. - учебного плана начального общего образования МОБУ СОШ № 3;

- Примерной авторской программы  «Литературное чтение» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа./ Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011  и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать. Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение  грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского  языка.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета  (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для  достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь  в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для   учителя и  «Тетради  по  литературному чтению» для  учащихся.

В программе за основу  взят традиционный тематический принцип  группировки материала, однако в реализации этого  принципа есть  свои  особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через  стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

Во 2-м классе мир, который открывают для  себя дети, расширяется.  Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины,  загадки,  песенки,  пословицы и  поговорки) и  авторские сказки, второклассники как бы  выходят в  «единое духовное пространство» и узнают, что мир  велик и многообразен и в то же  время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда  ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и  верность, а  неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для  этого  в учебник специально включены, например,  сказки  разных  народов,  имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

В 3-м классе дети, которые уже  знакомы с двумя источниками чтения  –  фольклором и  современной детской литературой,  открывают для  себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные сти хотворения,  поэму, пьесу-сказку. Здесь   находят свою  реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы  и  текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для  3-го кл., позволяют показать детям мир  литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэ- тов  XX  в., доступные для   детского чтения;  современную детскую литературу.

В 4-м классе  дети  получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс  русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для  того  чтобы  у детей  возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в  1–4-м  классах,  составить  представление  о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора  и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям  А.   Барто,  В.  Берестова,  Е.   Благининой,  Ю.  Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н.  Толстого, Э. Успенского, Д.  Хармса, Г. Цыферова, Саши  Чёрного, А. Чехова и др.  Они читают их  произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для  читателей разного возраста. В 4-м классе дети  видят связь судьбы писателя и его  творчества с историей дет- ской  литературы.

Такова внутренняя логика системы чтения.

Интерес к самому процессу чтения тесно  связан с его мотивированностью. Как же  сделать чтение мотивированным? Как реализовать  принцип идейно художественной значимости  для  ребёнка того,  что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме  эвристической беседы.

В 1-м классе  героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова и их друг  Петя Зайцев. Петя младше всех  в классе, и друзья помогают ему:  объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом  самому понять предмет объяснения. Поскольку есть  тот,  кто  «не  понимает простых вещей», дети  учатся не только читать, но и понятно объяснять,  аргументированно рассуждать,  общаться и  взаимодействовать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включённые  в  учебник, и  последовательность разделов,  и порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья познают себя  и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.

Во  2-м  классе   «сквозные  герои»  учебника  –  второклассник Саша   и  сказочный  человечек  Афанасий.  Афанасий  –  знаток и любитель книг, они  с Сашей путешествуют в сказки; Саша  задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или  помогает найти ответ, рас- сказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во

2-м классе – это игра-путешествие.

В 3-м классе  последовательность текстов и  тем,  в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» –  третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник,  размышляет,  задаёт вопросы. И  вместе  с  Настей читают и думают ученики.

При  составлении учебника для  3-го класса в большей мере, чем во всех  остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла  речь  выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково  последовательно во всех  книгах, что,  с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев   –  профессора-литературоведа Николая  Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли.  С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал:  биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей,  и  уроки  внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том,  что на этих  уроках дети  работают не с учебником-хрестоматией,  а  с  детской книгой.  Главная  особенность системы внеклассного чтения заключается в том,  что  дети  читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.  Уроки внеклассного чтения проводятся после  окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы  этих  уроков –  индивидуальное дело  учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для  самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для   заучивания  наизусть  рекомендуются все   стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4  до 7–8  предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут  учить одно из 2–3  стихотворений по собственному выбору.

На  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа  с текстом до чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его  героев  по  названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации  с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся  к работе.

II этап. Работа  с текстом  во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия  (с  помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего  текста или  его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в  случае необходимости) к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа  с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций  (истолкований,  оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III. Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными  программами  начального  общего   образования  предмет «Литературное чтение» в МОБУ СОШ№3 изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю - 552 часов. 1 класс – 33 учебных недели, 2-4 классы – 35 учебных недели. В 1 классе – 40 ч. + обучение чтению - 92ч.; во 2 классе – 140 ч.; в 3 классе – 140 ч.; в 4 классе – 140 ч.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Обучение грамоте и развитие речи

207

207

207

Обучение грамоте (письмо)

115

115

Обучение грамоте (развитие речи)

92

92

Добуквенный период

36

36

36

Букварный период

171

171

171

Итого:

207

207

207

Систематический курс

Круг детского чтения

40

140

140

140

Попрыгать, поиграть…

12

12

12

Наш дом

5

5

5

Ребятам о зверятах

8

8

8

Маленькие открытия

15

15

15

Там, на неведомых дорожках

23

23

23

Сказочные человечки

27

27

27

Сказочные богатыри

13

13

13

Сказка мудростью богата

20

20

20

Сказка – ложь, да в ней намек

20

20

20

Самое обыкновенное чудо

37

37

37

Прощание с летом

7

7

7

Летние путешествия и приключения

19

19

19

Природа летом

12

12

12

Уроки и переменки

14

14

14

Глухая пора листопада

8

8

8

И кот ученый свои мне сказки говорил

18

18

18

Поет зима, аукает…

13

13

13

Животные в нашем доме

11

11

11

Мы с мамой папой

13

13

13

Наполним музыкой сердца

9

9

9

День смеха

4

4

4

О весна, без конца и без краю…

7

7

7

День победы

3

3

3

Родная земля

2

2

2

Произведения современной детской литературы разных жанров

11

11

11

У истоков детской литературы

22

22

22

Детская литература XIX в.

45

45

45

Детская литература XX в.

62

62

62

ИТОГО:

552

552

140

140

140

140

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

 Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

 Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.

Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.            Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

 Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V. Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для  каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг  детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при  чтении и слушании, виды  читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6.  Творческая деятельность учащихся (на  основе  литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

1-й класс –40ч (4 часа в неделю)

«Попрыгать, поиграть...» (12 ч). Стихи и маленькие рассказы А.   Барто,  Я.   Акима,  С.  Маршака,  И.   Демьянова,  В.   Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.

Наш  дом  ( 5  ч).  Стихи и  маленькие рассказы А.  Барто, Я.  Акима, Г.  Граубина, Б. Заходера, О.  Григорьева, В.  Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрёнках  и братишках и отношении к ним.

Ребятам о зверятах (8  ч).  Стихи и  маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е.  Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.

Маленькие  открытия  (15 ч). Стихи и небольшие рассказы о мире  природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек,  умеющий  вглядываться  и  вслушиваться.  Произведения Э.  Успенского, Г.  Граубина, В.  Бирюкова, Т.  Золотухиной, И.  Ток- маковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.

2-й класс –140 ч (4 часа в неделю)

«Там,  на неведомых дорожках...» (23 ч). Волшебные сказки, народные и  литературные (П.  Ершов, А.  Пушкин, В.  Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои  волшебных сказок.  Особенности волшебных  сказок  («сказочные  приметы»). Русские народные скороговорки.

Сказочные  человечки  (27 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.

Сказочные  богатыри  (13 ч). Сказки и былины об Илье  Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

«Сказка  мудростью  богата...» (20 ч).  Сказки  разных  народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

«Сказка – ложь, да в ней намёк...» (20 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок.         Современная сказка-сценарий А.  Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л.  Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.

«Самое  обыкновенное чудо»  (37 ч). Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

3-й класс –140 ч (4 часа в неделю)

Прощание с летом  (7 ч). Стихи Б. Заходера, К.  Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние   путешествия  и  приключения  (19   ч).  Стихи Ю.   Кима,  рассказы  и   отрывки  из   повестей  К.   Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа   летом   (12  ч).  Стихи  С.  Есенина,  И.   Бунина, Б.  Пастернака, рассказы и  отрывки  из   повестей  И.   Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (14 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из  повестей Л.  Гераскиной, Г.  Куликова, Э. Успенского  о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень  увлекательных уроках.

«Глухая  пора   листопада...»  (8 ч).  Стихи  А.  Пушкина, Ф.   Тютчева,  К.   Бальмонта, Д.  Самойлова,  Г.  Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый  свои мне сказки  говорил...» (18 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш.  Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает...» (13 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (11ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д.  Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой  и папой  (13 ч). Стихи А.  Барто, С. Маршака, Э.  Успенского, рассказы И.  Дика, В.  Драгунского, Ю.  Коринца  о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним  музыкой   сердца...»  (9 ч).  Стихи  для   детей О.  Мандельштама, рассказы и  отрывки из  повестей И.  Тургенева, В.  Короленко, К.  Паустовского, маленькие сказки  Г.  Цыферова  о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу  человека.

День смеха (4ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из  повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях,  о чувстве юмора.

«О весна,  без конца  и без краю...» (7ч). Стихи Ф.  Тютчева, А.   Блока,  В.   Маяковского,  О.   Мандельштама,  Саши   Чёрного, Б.  Окуджавы, А.   Макаревича,  отрывок  из   повести  А.   Толстого о весне, о весенней природе.

День  Победы   (3 ч).  Стихи-размышления А.  Ахматовой, А.  Твардовского, Б. Окуджавы, В.  Высоцкого о трагизме войны, о человеческих   судьбах,   через    которые   прошла   война;   рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная  земля  (2 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

4-й класс –140 ч (4 часа в неделю)

Произведения современной детской  литературы разных  жанров (11 ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской  детской  литературы (22 ч). Отрывки из русских  летописей. Русские  народные сказки  в  ранних записях. Стихи  для   детей   поэтов   XVII   в.   Савватия,  Симеона  Полоцкого, Кариона  Истомина.  Произведения  для   детей   писателей  XVIII   в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение   для   сердца  и  разума»,  детские стихи  А.   Шишкова.  Нраво- учительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (45 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли»   А.  Погорельского. «Сказка  о  царе   Салтане...» А.  Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для  детей  В. Даля. Исторические рассказы А.  Ишимовой. Разнообразие жанров; образность  произведений для  детей, постепенно приходящая на смену  прямой  назидательности. Появление темы   природы в  детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для  чтения К.  Ушинского и Л.  Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и  Толстого. Тема  детства в  рассказах писателей конца XIX  в.  Рассказ  «Слон» А.  Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская   литература XX   в.  (62ч).  Отрывки из  повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература  1920-х гг.:  «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм  и тем для  детских стихов. Весёлый тон и юмор  стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской   литературы: сказки  Е.   Шварца  и  А.Н.  Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг.  Герои  А. Гайдара («Тимур и его  команда»).  Юмор   и  сатира  в  детской  литературе:  рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для  детей: стихи Е.  Благининой, Б.  Заходера, В.  Берестова,  И.   Токмаковой, Н.  Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К.Драгунской, Т.Собакина и др. Современные детские журналы.

2. Техника чтения.

 На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

  1. способ чтения – чтение целыми словами;
  2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости , позволяющий ему осознать текст;
  4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

 Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

1 класс.

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

2 класс.

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.

Осознанное, правильное , выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи.

3 класс.

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение  словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4 класс.

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности                 устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

3. Формирование приёмов понимания  прочитанного при чтении и слушании,  виды читательской деятельности.

1 класс.

 Развитие умения разъяснять заглавие текста.

 Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

 Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания;  семантизация незнакомых слов.

 Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.

 Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста.

 Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана , пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

2 класс.

 Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.

 Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

 Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

 Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые бы подтверждали высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

 Обучение самостоятельному формированию вопросов к тексту по ходу чтения.

 Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать  части.

 Развитие умения формировать основную мысль и заглавие текста.

3 класс.

 Развитие умения работать с заглавием произведения ( осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесения заглавия с содержанием, главной мыслью; « эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

 Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

 Развитие умений:

 - выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

 - самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

 - составлять простой план ( варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения, план из вопросов, план из предложений текста);

 - сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

 - самостоятельно составлять план о герое;

 - отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;

 - самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;

 - использовать выборочное чтение для подтверждения какой – либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

4 класс.

 Развитие умений:

 - самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

 - самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

 - проводить « диалог» с автором в процессе чтения текста ( этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

 - самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

 - устанавливать смысловые связи  текста и самостоятельно  простой план в разных  вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

 - находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.  Элементы анализа.

 1 класс.

 Учитель создаёт необходимые условия для эмоционального « проживания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова  в художественном тексте ( например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.

 Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение).

 Результатом понимания характеров и поступков героев является  главной мысли с помощью учителя.  Дети высказывают своё отношение к прочитанному.

2 класс.

 Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).

 Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

 Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из многообразия слов именно это слово, как рисует автор словами.

 Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

 Высказывание своего отношения к прочитанному.

3 класс.

 Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

 Обучение работе над образом литературного героя. Что и как  рассказывает автор о герое:

 - портрет;

 - детали биографии ( что известно о его жизни);

 - черты личности ( какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;

 - речь героя как средство его характеристики;

 - отношение автора к герою;

 - собственное отношение к герою, его обоснование.

 Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения представить картину, нарисованную автором.

 Высказывание своего отношения к написанному автором ( не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

 Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

4 класс.

 Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

 Продолжение работы над образами литературных героев.

 Ознакомление детей с  историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

 Наблюдение над языком художественных произведений.

 Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

5. Литературоведческая пропедевтика.

 На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

1 класс.

 Стихотворение. , ритм, настроение в стихотворении.

 Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.

2 класс.

 Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. « Сказочные приметы» : зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Литературная ( авторская) сказка; повесть. Стихотворение.

 Тема и основная мысль  произведения.

 Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт характер героя: портрет героя, его речь, поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми тролли и др.)

 Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений ( какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

3 класс.

 Рассказ. Расширение и углубление  о рассказе.

 Соотношение  понятий « герой» -  « рассказчик» - « автор».

 Повесть, её отличие от рассказа.

 Пьеса. Признаки драматического произведения. Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

 Закрепление на новом литературном материале понятий, введённых во 2 классе.

4 класс.

 Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.

 Пролог и эпилог в художественном произведении.

 Автобиографические произведения. Воспоминания ( мемуары).

 Басня, её особенности ( сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

 Баллада – рассказ в стихах.

 Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.

 Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

6. Творческая деятельность учащихся ( на основе литературных произведений).

Развитие устной и письменной речи.

 1 класс.

 Развитие устной речи:

 -  обучение ответам на вопросы по содержанию текста ( формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

 - обучение  подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам ( комиксам);

 - работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

 - показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.

 Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.

2 класс.

 Обучение:

  -  подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

 - выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

 - устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

 - составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

 Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения – миниатюры о сказочных героях.

 Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих  текста.

 Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.

3 класс.

 Обучение:

- подробному и краткому пересказу текста по плану;

 - выборочному пересказу текста;

 - словесному пересказу картин к художественному тексту;

 - составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и самостоятельно составленного плана;

 - составлению устных рассказов от имени одного из героев;

 - составлению устных и письменных описаний миниатюр.

 Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

 Письменные творческие работы ( сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

 Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование,

4 класс.

 Обучение:

- подробному, сжатому и выборочному пересказу ( с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;

- составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

 - творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

 Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок рассказов, стихотворений.

 Дети , заканчивая начальную школу, должны уметь:

 - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

 - подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

 - составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

 - учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;

 - выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

 

Для  удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей  по литературному чтению ниже приводится сводная  таблица предметных требований.

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по литературному чтению (программный минимум)

(1–4-й классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

– овладение функциональной грамотностью;

– овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;

– овладение умениями и навыками  различных видов  устной и письменной речи

–  определение своего эмоционально- оценочного отношения  к прочитанному, развитие умения объяснять это  отношение

–    приобщение к литературе как к искусству слова;

–   приобретение и первичная систематизация знаний о литературе,         книгах, писателях

1-й класс

• осмысленно, правильно читать целыми словами;

• отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

• подробно пересказывать текст;

•  составлять устный рассказ по картинке;

•  заучивать наизусть небольшие стихотворения

•  высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений

•  соотносить автора,  название и героев прочитанных произведений

• различать рассказы и стихотворения

2-й класс

• воспринимать на  слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

• понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие  из  данных; самостоятельно озаглавливать текст;

• делить текст на  части, озаглавливать части;

• выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

• подробно и  выборочно пересказывать текст;

• составлять устный рассказ о герое  прочитанного произведения по плану

•         размышлять        о характере и  поступках  героя;

•  высказывать своё отношение к прочитанному (что  почувствовал, о чём  захотелось          подумать), своего         понимания авторского замысла (о чём  думал, что чувствовал автор);

• относить произведение   к  одному из жанров:                   сказка, пословица, загадка, песенка,         скороговорка; различать народную и литера- турную (авторскую) сказку;

• находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

• относить сказочных героев  к одной  из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

•  соотносить автора,  название и героев прочитанных произведений

3-й класс

• воспринимать на  слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста  по  заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• самостоятельно читать про  себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

• делить текст на части, составлять простой план;

• самостоятельно формулировать главную мысль текста;

• находить в тексте материал для характеристики героя;

• подробно и  выборочно пересказывать текст;

•  составлять рассказ-характеристику героя;

• составлять устные и письменные описания

• по  ходу  чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

•         высказывать        и аргументировать своё    отношение к прочитанному, в том числе к художественной          стороне текста (что  понравилось  из  прочитанного и почему)

• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

• различать в  прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

• видеть в  художественном тексте сравнения, эпитеты,  олицетворения;

• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

4-й класс

• воспринимать на  слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

• самостоятельно находить ключевые слова;

• самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

• вычитывать разные уровни текстовой  информации: фактуаль- ной,   подтекстовой, концептуальной;

• формулировать основную мысль текста;

• составлять простой и  сложный план текста;

• писать сочинение на  материале прочитанного с  предварительной подготовкой

• аргументированно высказывать         своё отношение к прочи- танному, к  героям, понимать и определять свои эмоции;

• понимать и формулировать своё отношение к  авторской манере письма;

• иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

•        самостоятельно давать характеристику героя (пор- трет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

• относить прочитанное произведение к определённому периоду  (XVII   в., XVIII в., XIX   в., XX   в., XXI в.); соотносить автора, его  произве- дения  со  временем их  создания; с тематикой детской литературы;

• относить произведения к жанру басни, фантастической повести         по определённым признакам;

•  видеть языковые средства, использованные автором

VI. Результаты освоения учебного предмета

1-й класс

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения  этих   результатов –  тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель  деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

–  учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из  одной  формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования  познавательных  УУД  служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных  навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

слушать и понимать речь  других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли

(лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных  УУД  служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

воспринимать на  слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения;

соотносить автора, название и героев  прочитанных произведений;

различать рассказ и стихотворение.

2-й класс

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм  и  ценностей; оценивать конкретные  поступки как хорошие или  плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является  формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

–  определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

–  учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из  одной  формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования  познавательных  УУД  служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных  навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

слушать и понимать речь  других;

выразительно читать и пересказывать текст;

 – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология  продуктивного чтения и  организация  работы в  парах и  малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее под- ходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев  к одной  из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

3–4-й классы

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

       – любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

3-й класс

воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для  характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ-характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;

высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

4-й класс

воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про  себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на  материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

–  иметь  собственные читательские  приоритеты,  уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII  в., XVIII  в., XIX  в., XX в., XXI  в.);  соотносить автора, его про- изведения со временем их  создания; с тематикой детской литературы;

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

видеть языковые средства, использованные автором.

VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

 Характеристика учебной деятельности

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Обучение грамоте и развитие речи (чтение)

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

   Классифицировать звуки по заданному основанию.

   Определять наличие заданного звука в слове.

   Группировать слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н-м, р-л, с-ш). Подбирать слова с заданным звуком.  

   Различать звуки гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

   Характеризовать особенности гласных и согласных звуков.

   Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. Определять место заданного звука в слове.

   Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.

   Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных.

   Моделировать звуковой состав слова.

   Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме.

   Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. В совместной работе обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

   Сравнивать: соотносить прочитанное слово           (предложение) и соответствующую картинку.

   Наблюдать: соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения.

   Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

   Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, определять главную мысль.

   Сравнивать  два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям

Различать слово и обозначаемый им предмет.

   Объяснять значение слов с опорой на контекст.

   Моделировать предложения (в том числе в ходе игр), распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели.

   Сравнивать собственные предложения с заданной моделью.

    Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки

Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок: определять последовательность; устанавливать правильную последовательность при ее нарушении; составлять рассказы с опорой на картинки. Реконструировать события и объяснять ошибки художника; составлять рассказы после внесения изменений в последовательности картинок.

   Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательного характера.

   Составлять рассказ по опорным словам.

   Объяснять уместность и неуместность использования тех или иных речевых средств    в ситуациях учебного и бытового общения.

   Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции.

   Ориентироваться в основном и второстепенном плане, характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений.

   Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия.

   Различать речь родного и иностранного языков

Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к  плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.

   Читать про себя тексты разных жанров и видов. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

   Выразительно читать небольшие прозаические и стихотворные произведения.

   Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

   Интонировать предложение на основе знаков препинания.

   Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.

Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия.

   Различать речь родного и иностранного языков

Уметь отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного, составлять устные рассказы, учить наизусть, выполнять творческие задания.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Осуществлять анализ и синтез.

   Читать про себя тексты разных жанров и видов. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

 Уметь воспринимать на слух тексы.

Моделировать предложения (в том числе в ходе игр), распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели.

   Сравнивать собственные предложения с заданной моделью.

    Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки

Фонетика

46

Чтение

27

Слово и предложение

13

Развитие речи

6

Круг детского чтения

Попрыгать, поиграть…

12

Наш дом

5

Ребятам о зверятах

8

Маленькие открытия

15

Там, на неведомых дорожках

23

Сказочные человечки

27

Сказочные богатыри

13

Сказка мудростью богата

20

Сказка – ложь, да в ней намек

20

Самое обыкновенное чудо

37

Прощание с летом

7

Летние путешествия и приключения

19

Природа летом

12

Уроки и переменки

14

Глухая пора листопада

8

И кот ученый свои мне сказки говорил

18

Поет зима, аукает…

13

Животные в нашем доме

11

Мы с мамой папой

13

Наполним музыкой сердца

9

День смеха

4

О весна, без конца и без краю…

7

День победы

3

Родная земля

2

Произведения современной детской литературы разных жанров

11

У истоков детской литературы

22

Детская литература XIX в.

45

Детская литература XX в.

62

132

140

140

140

ИТОГО:

552

VIII. Описание  материально – технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

2.

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Учебники для 1, 2, 3, 4 классов  - М. Изд : Баласс, 2010 г.                                                                  Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Литературное чтение для 1-4 классов. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010 г.                                                                            Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Тетрадь по литературному чтению для 1- 4 классов. – М.: Баласс, 2010 г.   Н. А.Шестакова, Т. В.Кулюкина. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» 1-4 класс. Изд : Баласс, 2009

                                 2. Печатные пособия

1.11

1.11..4

1.Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения литературному чтению.

2. Карточки с заданиями по литературному чтению для 2 класса.

3. Технические средства обучения

1.

2.

3

4.

5.

Интерактивная доска

Проектор

Компьютеры начальной школы

Принтеры струйные ч/б

Сканеры

4. Экранно-звуковые пособия

1.

    2.

Видеофильмы по программе.

Презентации.

5. Игры и игрушки

1.

2.

3.

Логопедическое лото

Пазлы.

Головоломки

6. Оборудование класса

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Ученические парты

Ученические стулья

Рабочее место учителя

Классная магнитная доска

Классные уголки

Тематические стенды

IX.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Цели – ориентиры

 Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих  целей:

•  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших  школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности совершенствование всех видов речевой деятельности;

•  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

•   обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет нарешение следующих задач:

1.  Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формировании осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучениямладшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся  приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением  работать с  различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различныеобъекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях,справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.  Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы  её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно- этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.  Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формируют личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.  

 

Цели опорного уровня «Выпускник научится»

 Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Выпускник научится:

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

• осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярно-му и художественному тексту;

• оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;

• вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения;

• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

• ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

• использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение,метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

• использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

 

Раздел «Творческая деятельность»

Выпускник научится:

• читать по ролям литературное произведение;

• использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

• создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

 

Раздел « Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник научится:

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

• отличать прозаический текст от поэтического;

• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

 

 

Цели пропедевтического уровня

«Выпускник получит возможность научиться»

 Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать художественную литературу как вид искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

• определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос,

описание — характеристика героя);

• писать отзыв о прочитанной книге;

• работать с тематическим каталогом;

• работать с детской периодикой.

 

Раздел «Творческая деятельность»

Выпускник получит возможность научиться:

• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

• способам написания изложения.

 

Раздел « Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

• определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...