Конспект урока по литературному чтению "Семь Симеонов"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок по  лиературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sem_simeonovo.doc456.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №44

с углубленным изучением отдельных предметов»

города Набережные Челны Республики Татарстан

Конспект урока литературного чтения

 в 3 классе

Образ человека-умельца в сказке

«Семь Симеонов»

подготовила

учитель начальных классов

Гимеева Луиза Фаатовна

г. Набережные Челны

2015

Новое знание          Образ человека-умельца – собирательный образ.

Проблема                 Как дать характеристику не конкретному герою по его поступкам,    

                                   а собирательному образу человека-труженика?

Тип урока               Урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.

Цель (ведущая)     Развитие творческих способностей.

Цели (сопутствующие) 

  • Актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для творческого применения знаний;
  •  развитие памяти;
  •  развитие связной речи;
  • воспитание уважения к людям, хорошо владеющим своим ремеслом.

Задача           Учить детей анализировать, рассуждать, обобщать, делать выводы.

Организационные формы урока

  • беседа;
  • диалог;
  • практическая работа;
  • презентация.

Методы обучения

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • проблемно-поисковые.

Материально-техническое оснащение:

                                                                   ноутбук, проектор, экран для

                                                                   демонстрации презентации

Дидактический материал                                       

                                       Карточки с индивидуальным творческим заданием.

Используемые технологии

  • технология организации творческой деятельности;
  • технология рефлексии;
  • информационные технологии.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Добрый день! – тебе сказали,

Добрый день! – ответишь ты.

Нас две ниточки связали –

Теплоты и доброты!

Давайте же сегодня поделимся своей теплотой и добротой друг с другом и с окружающими.

Нам предстоит  путешествие по океану знаний.  А чтобы  преодолеть сегодняшние испытания  мы должны чувствовать и понимать друг друга, и тогда у нас всё получиться.

Давайте глубоко вздохнём и медленно выдохнем (3 раза)

На каждом этапе урока, вы должны будете оценить себя при помощи вот таких смайликов слайд 1

2. Повторение.

-Какое произведение мы с вами начали изучать на прошлом уроке? (русская народная сказка «Семь Симеонов») слайд 1

- К какому виду народных сказок можно отнести данную сказку? (волшебная сказка) Почему? (есть волшебство, волшебные предметы, добро побеждает зло)

Прочитайте зачин сказки

- У вас не возник вопрос, почему автор выбрал число 7? Какие будут предположения?

(Дети предположили, что число 7 в старину считалось магическим, потому что с ним что-то связано).

      - Действительно, число 7 в старину рассматривалось, как некое магическое, волшебное число. Объяснялось это, возможно, тем, что человек воспринимает окружающие явления через 7 отверстий в голове (глаза, уши, ноздри и рот).  Это число встречается и в других сказках. Вспомните, в каких? Слайд 2

В нашей библиотеке тоже встречаются сказки, в названиях которых есть число семь

Б) - Это число повторяется и в устойчивых выражениях.

На партах лежит конверт, достаньте листочки жёлтого цвета и обсудите в группе, о ком или о чём так говорят.

Догадайтесь, о ком так говорят: Слайд 3 – обсуждение в группах-

  • Он семи пядей во лбу;
  • У него семь пятниц на неделе;
  • Он за семь вёрст киселя хлебать ходил;
  • Работал до седьмого пота.
  • Семь шкур спускать с кого-нибудь;
  • Быть на седьмом небе;
  • Семь раз отмер, один раз отрежь

(Дети коллективно приходят к выбору правильного ответа)

Отвечают ребята, которые сидят под номером 1

  • Об умном человеке;
  • О непостоянном человеке, часто меняющем свои решения;
  • О человеке, который вернулся издалека ни с чем;
  • О человеке, который хорошо трудится.
  • Ругать, наказывать не жалея
  • Испытывать большую радость, счастье
  • Перед тем, как сделать что-нибудь серьёзное, тщательно всё обдумай, всё предусмотри.

Г) Я  подготовила к уроку рисунок. Но это не просто рисунок, а зашифрованная пословица. Попробуйте прочитать эту пословицу.

Землю красит солнце, а человека – труд.

- Как вы думаете, о ком или о чём пойдёт речь на уроке?

Варианты ответов детей

  • О человеке-труженике;
  • О профессиях человека;
  • О том, как труд важен для человека;
  • О том, что человек красив в труде.

3. Знакомство с темой урока и постановка проблемы.

- Вы все правы. Тема нашего урока

«Образ человека-умельца в сказке «Семь Симеонов». Слайд 5

 -Как вы думаете, почему в сказке семь братьев, семь работничков, а тема нашего урока предполагает создание одного образа – образа человека-умельца.

- Т.к. все братья – хорошие работники. Автор говорит о них, что «росту они одинакового и на одно лицо, пашут землю дедову и каждый своему ремеслу обучен».

- Как вы считаете, образ человека-умельца - это характеристика конкретного героя (каждого из братьев) или собирательный образ человека труда?

(Дети делают вывод, что это образ собирательный)

- Так какая задача стоит перед нами на уроке?

Выяснить, как выглядит человек-умелец, исходя из содержания сказки?

3. Пути решения проблемы

- Какими вы представили себе братьев? Подберите эпитеты по трём категориям: внешность, характер, мастерство братьев.

Внешность                        Характер                       Мастерство

рослые                               добрые                          ловкие

статные (стройные)      весёлые                         умелые

сильные                            покладистые                 работящие

высокие                            смелые                           смекалистые

красивые                          находчивые                   трудолюбивые

- Действительно, братья очень похожи. Но есть существенное отличие. Как вы думаете, какое?

- Братья отличаются ремеслом, которым каждый из них мастерски владеет и гордится этим.

-  Давайте представим братьев по их умению. Нужно прочитать по ролям эпизод встречи братьев с царём, но прочитать так, чтобы мы почувствовали гордость каждого из вас за своё мастерство.

- Чтение по ролям, читают 2 номера.

- Как автору удаётся убедить нас в том,  что братья превосходно владеют своим ремеслом? Найдите доказательства в тексте и дайте ответ, используя авторские выражения.

  • Старший Симеон-кузнец взял молот в 15 пудов и сковал железный столб от земли до синего неба.
  • Второй Симеон на тот столб залез и увидел на море-океане, на острове Буяне во дворце Елену прекрасную.
  • Симеон-мореход взял острый топор, соорудил корабль, снарядил, оснастил, да на воду пустил.
  • Симеон-хлебороб за один час морской песок вспахал, рожь посеял, урожай снял, на всю дорогу хлеба напёк.
  • Симеон-звездочёт посчитал на небе звёзды ясные, нашёл звезду новую.
  • Симеон-стрелец пустил в звезду золотую стрелу.
  • Младший Симеон-певец на берестяном рожке так играл, что все в пляс пускались.

 – Каждый из братьев имеет свою профессию и владеет ею мастерски.

Русский народ про плохого работника говорит: «Работает, спустя рукава». А как мы скажем про хорошего работника?

- Найдите подходящие слова, чтобы получились устойчивые выражения, применимые к хорошему работнику. (групповая работа)Слайд 6

У них … руки.

На все руки ….

Работает, не … рук.                                      

Работает, … рукава.  

   Слова для справок: мастер, не покладая, засучив, золотые.

- Так кто же такой человек-умелец?

-человек, отлично владеющий своей профессией;

- человек, которому любая работа по плечу;

- человек, который постоянно совершенствуется в своей профессии;

- человек, которому труд приносит радость;

- человек, который удивляет всех своим творчеством.

- Все вы, несомненно, правы. Если обобщить ваши ответы, то получится следующее: человек-умелец хорошо владеет своей профессией, постоянно в ней совершенствуется и удивляет окружающих своим мастерством.

Да, велика Россия наша

И затейлив в ней народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

- Не только в сказках, но и в реальной жизни есть такие умельцы.

Я хочу показать вам работы современного мастера, который создаёт прекрасные миниатюры под микроскопом.(слайд 7-15)

4. Презентация с показом работ микроминиатюриста Владимира Анискина.

5. Лексическое задание по теме урока.

 (работа в группах)

- Много пословиц о мастерстве создано. В вашем задании их тоже семь. Возьмите в конверте листочки зелёного цвета, закончите пословицу, соединив правую сторону с левой. (слайд 16)

Игровой момент. Та группа, которая быстрее справится с заданием, будет признана знатоком пословиц.

1. Недаром говорится, …....                 а само кормит

2. Терпение …...                                    а потехе час.

3. Ремесло пить, есть не просит, … что дело мастера боится.

4. Работе время, …..                           даёт умение.

5. Без дела жить – …...                      только небо коптить.

6. Труд человека кормит, …..            а лень портит.                                                  

7. Всякому мила …..                            родная сторона.

   Ответы победившей группы

1. Недаром говорится, что дело мастера боится.

2. Терпение даёт умение.

3. Ремесло пить есть не просит, а само кормит..

4. Работе время, а потехе час.

5. Без дела жить – только небо коптить.

6. Труд человека кормит, а лень портит. 

7. Всякому мила родная сторона.

6. Переход от выразительного чтения к творческому заданию.

– Как вы считаете, какая пословица не относится к теме труда?

( «Всякому мила родная сторона».)

- Как бы вы определили её тему?(тема любви к Родине)

 - В каком эпизоде автор через описание природы передаёт огромную любовь братьев к Родине?

Ученики находят этот эпизод, и  учащийся под номером 3 читает выразительно

                                              Что может быть милей

                             Бесценного родного края?

                             Там Солнце кажется светлей,

                             Там радостней весна златая!

Творческое задание

– Попробуйте представить себя в роли Симеона-певца. Возьмите розовые листочки. Ваша задача подобрать такие слова, чтобы описанная вами картина природы вызвала у нас восхищение. Выберите яркие, образные слова.

Над рекой поднимается … туман. На траве блестит … роса.

Рощу освещают … лучи солнца. Дует … ветерок. Вдали стоит … лес. Раздаются … голоса птиц. Звенит … ручеёк.

Слова для справок:

лёгкий, седой;

светлая, серебристая, алмазная;

золотые, яркие;

лёгкий, ласковый;

тёмный, старый, задумчивый;

звонкие, весёлые, радостные;

быстрый, светлый.

7. Чтение рассказа с включением образных слов. Обсуждение. Выбор самых удачных вариантов.

(Удачный вариант ответа)

Над рекой поднимается лёгкий туман. На траве блестит серебристая роса. Рощу освещают золотые лучи солнца. Дует ласковый ветерок. Вдали стоит задумчивый лес. Раздаются звонкие голоса птиц. Звенит быстрый ручеёк.

- Как мы можем связать между собой понятия:

                     

                        ученье – уменье

                                        ремесло

                                        профессия

                        работа – Русь-матушка (Родина)

Дети делают вывод

  • Чтобы стать мастером своего дела, нужно постоянно учиться, совершенствоваться.
  • На всех работы на Руси-матушке хватит, только работай, не ленись.
  • Человек трудится на благо своей Родины.

Учитель

- Всё, о чём мы сегодня говорили, относится только к сказочным персонажам или можно соотнести с нашей реальной жизнью?

( Всегда нужно  хорошо выполнять свою работу. Приводят в пример своих родителей, рассказывают об их профессиях.)

(Учитель подводит итог всему сказанному словами Р.Рождественского)

                                          Пока в пространстве кружится планета,

на ней,пропахшей солнцем,никогда

не будет дня,чтоб не было рассвета,

не будет дня,чтоб не было труда.                          

(Р. Рождественский)

X. Рефлексия деятельности (итог урока).

-Давайте проанализируем свою деятельность

 -Какова была цель урока? Достигли ли мы цели? Докажите.

- Встаньте те, кто считает, что понял сегодня всё и может это объяснить другому.

-Встаньте те, кто понял материал, но объяснить другому не сможет, потому что есть еще то, что не совсем понятно.

- Встаньте те, кому необходимо всё объяснить заново.

9. Домашнее задание. Разгадать ребус.

Не за своё дело не берись, а своим делом не ленись.

Задание 1. Найдите подходящие слова, чтобы получились устойчивые выражения, применимые к хорошему работнику.

У них  …  руки                                                    

На все руки  …                                              

Работает, не  … рук                                      

Работает,  …  рукава                                  

                               

Задание 2. Закончите пословицу.

1. Недаром говорится, …....                 а само кормит

2. Терпение …...                                    а потехе час.

3. Ремесло пить, есть не просит, … что дело мастера боится.

4. Работе время, …..                           даёт умение.

5. Без дела жить – …...                      только небо коптить.

6. Труд человека кормит, …..            а лень портит.                                                  

7. Всякому мила …..                            родная сторона.

Задание 3. Выберите яркие, образные слова и прочитайте рассказ.

Над рекой поднимается       …             туман. На траве блестит     …       роса. Рощу освещают         …          лучи солнца. Дует          …          ветерок. Вдали стоит       …                 лес. Раздаются    …                 голоса птиц. Звенит              …                  ручеёк.

Слова для справок:

лёгкий, седой;

светлая, серебристая, алмазная;

золотые, яркие;

лёгкий, ласковый;

тёмный, старый, задумчивый;

звонкие, весёлые, радостные;

быстрый, светлый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...