Русские народные сказки
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Тесленко Марина Алексеевна

Технологическая карта к уроку литературного чтения "Русские народные сказки" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Урок: литературное чтение

Тема урока: Русские народные сказки

Дата проведения урока: 04.09.2015 г.

Класс: 4

ОУ: ГБОУ СОШ № 471

Учитель: Тесленко М.А.

УМК: Литература: учебник для 4 класса образовательных учреждений

Цели для ученика

Обучающие:

1. повторить виды литературных жанров;

2. совместно с учащимися открыть особенности жанра сказки;

3.формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развивающие:

развивать логическое мышление, коммуникативные умения,  познавательный интерес.

Воспитывающие:

воспитывать бережное отношение к слову, культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе

Цели для учителя

Образовательные: 

Развить представление о сказке; показать особенности жанра сказки; дать представление о систематизации сказок.

Развивающие: 

создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с материалом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация).

Воспитательные:

воспитывать  любовь к родному краю,  бережное отношение к слову, толерантность.

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Традиционная  (урок-практикум)

Опорные понятия, термины:
сказки бытовые

сказки волшебные

сказки о животных

пословицы

Новые понятия

Формы контроля:

фронтальный опрос
индивидуальная работа

работа в парах

Домашнее задание

Учебник, с.11, вопросы и задания № 4,5 или № 6 на выбор

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

4 минуты



Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности. Предложение учащимся прослушать аудио фрагмент.

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Активация знаний о жанре «сказка». Прослушивание аудио записи.

Словесная форма.

Фронтальный опрос. ОЭР Песенка про сказку http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d651812-49ea-4ba2-a18c-b891dc829292/nikitin-moritz_fairy_tale_128.mp3

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний


5 минут

Объяснение целеполагания урока.

Мотивация учащихся к познавательной деятельности подготовка к изучению нового материала

Определение цели учебной деятельности. Работа с репродукциями картин В. М. Васнецова, И. Я. Билибина

Выполнение задания в парах. Приложение 1.

 Иллюстративно-словесный метод.

Работа в парах.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений определять виды сказок

III. Работа по теме урока

Формирование новых знаний и способов действия

Осмысление нового материала

5 минут – самостоятельная работа групп

.

Распределение заданий. Создание проблемной ситуации.

Корректировка выполнения задания.

Объявление цели и темы урока

Осмысление нового материала.

Выполнение задания на карточках.

Приложение 2.

Высказывание своих предположений в группе.

ОЭР Презентация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/650f7407-83e2-4654-bba6-a61d17dba731/%5BNS-LIT_3-06%5D_%5BMA_001%5D.swf

Групповая работа.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений,

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вырабатывание уважительного отношения друг к другу при работе в парах.

IV. Физкультминутка. Проверка уровня усвоения темы

5 минут

Объяснение задания. Включение видеоряда «В гости к сказке»

Выполнение упражнений под музыку, совершение движений русских народных танцев.

Игровой приём. Здоровьесбере-гающая технология. ОЭР «В гости к сказке» www.youtube.com

V. Актуализация знаний.
Применение знаний, т.е. формирование умений

7 минут

Установление осознанности восприятия.
Первичное обобщение. Организация деятельности по
 применению полученных знаний.

Самостоятельное чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные сказки» с.8-10

Фронтальная беседа.

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка;

регулятивные: контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий  действия; коммуникативные:

контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Умение исправлять ошибки, связанные с неправильным определением вида сказок, жанром произведения.

VI. Повторение сведений о полученных знаниях

10 минут

Установление осознанности

восприятия.

Организация деятельности по применению полученных знаний.

Нахождение в тексте описания видов сказок.

Выполнение индивидуальных заданий на карточках. Приложение 3.

Комментированная проверка по цепочке.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

Умение грамотно строить предложения.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

3 минуты

Организация рефлексии.

Осуществление самооценки собственной учебной
деятельности, соотношение цели и
результатов, степени их соответствия.

Беседа.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

VIII. Домашнее задание

2 минуты

Объяснение домашнего задания.

Прослушивание и записывание в дневник. Учебник  с. 11 № 4,5 или № 6 на выбор.  

Приложение 4.

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

Приложение 1

Задание

  • Отметьте устойчивые сказочные выражения

  • "Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл".
  • "Я нуждой вас выхаживала, я слезой вас выпаивала, темну ноченьку недосыпала…
  • "В некотором царстве, в некотором государстве"
  • "В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жили-были…"
  • "Долго ли коротко ли"
  • "Стали жить-поживать и добра наживать"
  • "Это перо было так чудно и светло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч"
  • "Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается"
  • "На том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало"
  • "Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали

Приложение 2

Задание

  • В какие группы можно объединить нижеперечисленные сказки, устно объясните причину разделения:

«Лиса и волк»

«Лиса и журавль»

«Теремок»

«Кашица из топора»

«Жена-спорщица»

«Сивка-бурка»

«Царевна-лягушка»

«Марья  Моревна».

Приложение 3

1 ученик

Задание 

  • Выразительно прочитать
  • Привести примеры сказок

В волшебных сказках действуют фантастические герои (помощники и противники): говорящие животные, Кощей Бессмертный, Баба Яга; предметы-помощники: ковер-самолет, волшебное зеркальце, волшебный клубок и т.д. В волшебных сказках происходят фантастические приключения героев, чудесные превращения.

2 ученик

Задание 

  • Выразительно прочитать
  • Привести примеры сказок

В бытовых сказках герои проявляют необычные личные качества: ум, ловкость, смекалку, чувство юмора, самоотдачу без помощи чудесных предметов и волшебных помощников. Часто в центре бытовой сказки оказывается хитрец, ловко находящий выход из трудных жизненных ситуаций, а иногда – простак, проявляющий беспредельную глупость, вызывающую смех слушателей.

3 ученик

Задание 

  • Выразительно прочитать
  • Привести примеры сказок

В сказках о животных обычно человек не появляется. Вместо людей действуют домашние и дикие животные, наделенные не только человеческой речью, но и человеческими качествами, решающие человеческие проблемы. В этом сказки о животных сходны с литературным жанром басни. В народных сказках, так же как и в баснях, животные обычно наделены каким-либо основным качеством: лиса - хитростью, волк – жадностью, баран – глупостью, заяц – трусостью и т.д.

Приложение 4

Вопросы и задания

№ 4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них.

№ 5 Обратите внимание на постоянные эпитеты в сказках, присказки, зачины, концовки.

или

№ 6. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки. Подготовьте пересказ одной из них (на выбор).

Иллюстрация худ. Т. Мавриной

        Поехал старик в лес, доезжает до того места, - под большой елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре…

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой.

Иллюстрация худ. Ю. Васнецова

- Несет меня лиса

За темные леса.

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»....

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...