Научная статья: " Литературоведческие основы школьного анализа сказок Х.К. Андерсена"
статья по чтению (4 класс) на тему

Мишина Любовь Ивановна

Давая определение литературной сказки, необходимо учитывать различные тенденции ее понимания наукой, выявить наиболее характерные  для этой сказки черты. Литературная сказка связана с фольклорными источниками. Поэтому большой интерес приобретает проблема взаимодействия между ними – как, например, литературная сказка, опираясь на народную и одновременно отталкиваясь от нее, утверждает свою индивидуальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Литературоведческие основы школьного анализа сказок

Х.К. Андерсена

За долгие годы своего существования скандинавская литературная сказка прошла разные стадии развития, отразила разные исторические эпохи. Сказка изменялась, трансформировалась, приобретала новое звучание. Литературная сказка становится универсальным жанром, охватывает все явления окружающей жизни и природы.

Известный исследователь скандинавской сказки и творчества  Андерсена

Л.Ю. Брауде писала: «Литературная сказка Скандинавии выросла не на пустом месте. Подготовительной ее стадией была сказка народная, ставшая известной в записях знаменитых ученых – фольклористов. Эпоха романтизма создала промежуточную ступень между народной и литературной сказкой Скандинавии. Тогда- то и возникла сказка, которую мы условно называем «промежуточной», точнее, «фольклористической» и под которой имеем в виду литературную запись сказки народной, фиксированной учеными-фольклористами и по-своему трансформированной ими».[1]

Давая определение литературной сказки, необходимо учитывать различные тенденции ее понимания наукой, выявить наиболее характерные  для этой сказки черты. Литературная сказка связана с фольклорными источниками. Поэтому большой интерес приобретает проблема взаимодействия между ними – как, например, литературная сказка, опираясь на народную и одновременно отталкиваясь от нее, утверждает свою индивидуальность. Литературная сказка неразрывно связана с мировоззрением ее создателя, с его литературно- эстетическими взглядами.  Следовательно, она отражает эпоху, когда была сочинена, а также литературное направление, к которому принадлежал ее творец.

«Литературная сказка – авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле. Произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей»,-  писала Л.Ю. Брауде.[2] 

Именно Андерсен, человек, тесно связанный с фольклорной традицией и вместе с тем поэтически одаренный художник, стал основоположником датской и мировой литературной сказки. Он стал сказочником 19века, сказочником своей эпохи. У Андерсена наблюдается особый процесс создания литературной сказки, выросшей на основе не только фольклорных мотивов и образов, но и целых сюжетов.

«Х.К. Андерсен, прежде всего писатель. Он ввел народную и промежуточную сказку в художественную литературу; он создал новый жанр - жанр литературной сказки. Именно Х.К. Андерсен стал  автором литературных сказок, созданных им путем использования приемов народных сказок. Во многих литературных сказках Андерсена, которые проникнуты народным духом, действуют современные герои, вещи, предметы, явления природы».[3]  В литературной сказке он также нашел возможность выразить свое отношение к действительности, свое мировоззрение, общественные и эстетические идеалы. У немецких писателей-романтиков

Х.К. Андерсен научился сочетать элементы фольклора с современностью, вводить в повествование автора, упоминать героев различных литературных произведений и т.д. Х.К. Андерсен в отличие от немецких романтиков не только автор, обрабатывающий народные сюжеты и сочиняющий оригинальные литературные сказки, но и, собиратель фольклора. Он широко вводил в свои произведения фольклорные источники - сказки, предания, поверья, пословицы. Оригинальность сказок Х.К. Андерсена заключается в сочетании фантастики с будничностью и современностью. Сочетание признаков народной сказки и предания - своеобразное художественное средство, используемое Х.К. Андерсеном.

Анализ работ Л. Брауде и Бо Гренбека, позволил выявить те специфические черты сказок Андерсена, которые необходимо учитывать при организации их школьного изучения.

  • Сюжет в сказках Андерсена строится на обычной для народной сказки схеме, но если в народной сказке обычно мало изображается среда и персонажи, у Андерсена повествование насыщено деталями, которые делают персонажи и ситуации живыми и знакомыми.
  • Персонажи Андерсена резко индивидуализированы, причем характеристики даются краткие, чрезвычайно высока роль художественной детали. Сказочные персонажи ведут себя как обычные люди, хотя окружены колдовством и чудесами. Психологическая достоверность соседствует с безудержной фантазией.
  • Основная идея творчества Х.К. Андерсена, наиболее ярко проявившаяся в сказке «Гадкий утёнок»: путь страданий и испытаний, которые должен пройти герой – это путь к счастью.
  • Ещё одна мысль, пронизывающая сказки Х.К. Андерсена – ничто в жизни не происходит случайно.
  • В сказках Х.К. Андерсена, помимо героев можно встретить и самого автора. «Авторская индивидуальность ярко выражена в образе рассказчика. Закономерное отличие литературной сказки Андерсена от народной заключается именно в постоянном присутствии рассказчика - посредника между миром сказки этого автора и ее создателем».[4]
  • Сказки Андерсена имеют творческую историю: в письмах и дневниках, в примечаниях к сказкам, написанных им незадолго до смерти содержатся интересные сведения о том, как создавались те или иные сказки, чем вызвано их появление на свет.
  • Как произведение  литературы сказка Андерсена стабильна и существует, за редким исключением, в одном варианте. Необходимо пристальное внимание к композиции, авторскому выбору слова, художественным деталям.
  • Андерсен вдохнул в сказку непосредственность, задушевность, домашний уют.
  • В сказках Андерсена «из головы» только сюжеты, а вот сами герои -  из сердца.[5]

 Изучение образов персонажей

В литературных произведениях, как правило, человек является центральным образом, и именно образ-персонаж является отображением человека в художественном тексте. В литературоведении используются несколько терминов для обозначения образа-персонажа. Вместе с понятием «образ-персонаж» в литературоведении употребляются понятия «литературный герой», «действующее лицо», «персонаж». Вот как определяет одно из этих понятий Л. Гинзбург: «Литературный персонаж - это, в сущности, серия последовательных проявлений одного лица в пределах данного текста. На протяжении одного текста герой может обнаруживаться в самых разных формах: упоминание о нем других действующих лиц, повествование автора или рассказчика о связанных с персонажем событиях, анализ его характера, изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности, сцены, в которых он принимает участие словами, жестами, действиями».[6]

Термин «герой», по мнению литературоведа В.Е. Хализева, «подчеркивает позитивную роль, яркость, необычность, исключительность изображаемого человека»[7]. В системе образов существует разделение на отрицательных и положительных героев. Иногда понятие «литературный герой» относят лишь к лицам, близким авторскому идеалу человека или воплощающим героическое начало.

Литературно-художественный образ создается творческим воображением писателя на основе его жизненного опыта и мировоззрения, закрепляется средствами языка и композиции и имеет общественно-эстетическое и познавательно-воспитательное значение. Для читателя образ - носитель информации о мире, о художнике, источник эстетических чувств и бескорыстного наслаждения, фактор, формирующий ценностно-ориентационные и творческие отношения к действительности и искусству, т.е. фактор воспитания и самовоспитания.

Образ человека занимает центральное место в художественной литературе. В произведениях герой проявляется в поступках, словах, мыслях, чувствах. Смысловое целое героя, складывается из нескольких ступеней, каждая из которых несет характеристическую функцию и служит ответом на вопросы «кто он?» и «каков он?» К характеристике относятся поступки героя, то, какие черты героя раскрываются в них. Важна речь героя: лексика, манера говорить, тембр голоса. Мысли и чувства героя могут быть воплощены в речи и в поступках героя. Из мыслей, чувств, речи, поступков складывается «контекст героя»[8]. Героя воспринимают и оценивают другие персонажи произведения, это оценка также значима для анализа образа героя.

Термин «действующее лицо» подчеркивает тот факт, «что персонаж проявляет себя преимущественно в совершении поступков».[9]

Литературный персонаж имеет двоякую природу. Во-первых, он является субъектом изображаемого действия, стимулом развертывания событий, составляющих сюжет. Персонаж, как лицо действующее, нередко обозначается термином актант (лат. «действующий»). Во-вторых, и это едва ли не самое главное, персонаж имеет в составе произведения значимость самостоятельную, независимую от сюжета: он выступает как носитель стабильных и устойчивых (порой, правда, претерпевающих изменения) свойств, черт, качеств[10].

Используется в литературоведении также такой термин как характер. Вот как его определяет Л. Тимофеев: «Действующее лицо, персонаж - понятия, при помощи которых мы обозначаем изображенного в произведении человека, безотносительно к тому, в какой мере глубоко и верно он изображен, хотя бы он был обрисован крайне бегло. Характер - уже более определенное понятие; мы говорим о характере в том случае, если изображенный человек обрисован с достаточной полнотой и определенностью, так, что мы за ним чувствуем определенную норму поведения».[11]

В начальных классах термин «образ» не вводится. Традиционно при анализе термины «действующее лицо», «персонаж», «герой произведения» используются как синонимичные. Главным в характеристике персонажа для ученика начальной школы является его поступок, ученики оценивают героев, чаще всего с житейской точки зрения, выражают свое отношение, используя контрастную лексику. Проводя уроки литературы, педагог должен учитывать особенности восприятия художественного текста учениками младших классов.

В психологии и методике обучения литературе под восприятием произведений искусства понимается деятельность, в которой синтезируется различные процессы, такие как мышление, воображение, эмоциональная сфера читателя.

В работах по психологии и методике обучения подчеркивается очень важная мысль о том, что восприятие художественного образного содержания литературы - это сложный и противоречивый процесс. Произведения искусства могут быть поняты с различной глубиной. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии текста[12]. Восприятие может быть неадекватно содержанию художественного произведения, что объясняется одной из особенностей художественной литературы - насыщенностью ее содержания, спецификой художественного образа и психическим складом личности, уровнем ее развития.

Л.С. Выготский говорил о том, что в процессе чтения художественного произведения идет не просто усвоение прочитанного, а происходит взаимодействие объективного содержания произведения с личным опытом читателя, имеющимися у него представлениями, понятиями и образами[13].

На восприятие ребенком художественного текста будут влиять его психологические особенности: особенности эмоций, мышления, воображения. Детям свойственно более эмоциональное восприятие текста по сравнению с взрослыми, особое отношение к персонажам. Младшим школьникам свойственно соотнесение себя с понравившимся им героем. Они воспринимают художественный текст как реально произошедшие события, что говорит о так называемом наивно-реалистическом уровне восприятия текста.

Для полноценного восприятия произведения, полноценной оценки героев важно развивать у младших школьников чувство эмпатии (сопереживания). По исследованиям психологов, для этого нужно учить детей выделять и называть чувства, которые испытывают другие люди, учить детей видеть и принимать другую точку зрения.[14] Развивать эмоциональный компонент эмпатии - способность к душевному отклику.

Для младших школьников характерна яркость и эмоциональность, преобладает непроизвольное восприятие произведения. Наивно-реалистическое восприятие и понимание художественного произведения - свойство неполноценного восприятия. Читатель не различает искусство и действительность, воспроизведение произведений как описание реальных событий, героев как живых людей, автора как свидетеля или участника событий. Такое воспроизведение поверхностно и эмоционально. В результате прочтения раскрывается лишь житейский, бытовой уровень. Наивно-реалистическое чтение хорошо как первичный элемент юного восприятия, но нетерпимо как единственный элемент его[15]. Изучение отношения младшего школьника к литературному герою показало, что следует различать три вида этих отношений.

  1. Эмоциональное отношение, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме - «нравится» - «не нравится».
  1. Интеллект - оценочное, так же осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме: «хороший» - «плохой».
  2. Отношение, которое может не сознаваться ребенком, но непроизвольно выражается в его деятельности, когда перед ними не стоит задача выразить свое отношение (в игре, пересказе, сочинении).

Обнаружилось, что эти три вида отношений могут не совпадать. Отношение детей к герою базируется, как правило, на моральной стороне поступков. Обосновывая оценку литературного героя, дети этого возраста часто ссылаются на поступки малосущественные с точки зрения того, как обрисован в рассказе моральный облик героя. При этом для обоснования одинаковой оценки разные учащиеся приводят в примере разные поступки.[16]

Дети в основном исходят из анализа тех поступков героя, которые в содержании рассказа оказались наиболее впечатляющими, и одинаково относятся к героям, поступки которых обусловлены различными причинами и имеют в своей основе неравнозначные мотивы. Этот факт должен учитываться при руководстве детским чтением. Надо помочь детям увидеть не только результат, но и лежащие в основе поступков мотивы. Из этого следует необходимость целенаправленной работы над раскрытием мотивов поведения героя, над выделением определенных качеств, присущих герою. Младший школьник не всегда самостоятельно умеет увидеть, какое личностное качество проявляются в том или ином поступке. Психологи обосновывают это тем, что дети этого возраста еще не проявляют интереса к личностным качествам людей.

Обнаружено, что среди самостоятельно выделенных качеств, дети, чаще всего, указывают моральные качества. Л.Н. Рожиной[17] была выявлена зависимость осознания качеств личности от способов их проявления. Качества легче осознаются, если школьники опираются на анализ поступков героя, и вызывают затруднение, если они проявляются в переживаниях и мыслях героя. Следовательно, учителю нужно специально обращать внимание детей на соответствующие места текста, показать, как характеризуют героя его переживания и мысли, какие качества могут проявляться в них. Важно направить внимание детей на богатство и сложности внутреннего мира героя. В беседе с учащимися необходимо подвести их к пониманию тех критериев, опираясь на которые они смогут правильно оценить и самого героя и отдельные его поступки. Надо помочь школьникам осознать и выделить в личности героя то, что достойно подражания и чему, наоборот, не следует подражать.

Беседуя с учащимися, надо поставить такие вопросы, которые заставят их задумываться над разными сторонами поведения героя.

Знание особенностей отношений младших школьников к литературному герою, к его переживаниям и мыслям поможет учителю более целенаправленно руководить процессом восприятия литературных произведений детьми данного возраста.

Начиная работу над анализом действующих лиц надо помнить, что образ - это «обобщенная картина человеческой жизни», что в образе автор обобщает свои наблюдения над людьми, но в тоже время образ конкретен, т.е. типичное и индивидуальное выступает в единстве. Поэтому учителю надо так организовать анализ произведения, чтобы учащиеся воспринимали действующее лицо как представление определенной общественной группы, представителя определенной эпохи и одновременно как конкретного живого человека».[18]

Приемы анализа образа-персонажа, с одной стороны, основаны на знании учеником способов изображения литературного героя, с другой стороны, позволяют провести наблюдения и зафиксировать внимание детей на этих способах при изучении конкретного произведения.[19] Наиболее эффективны следующие приемы:

  • выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя;
  • сопоставление размышлений, переживаний и поступков героя с целью воссоздать образ-персонаж;
  • «расшифровка» мимики, жестов, интонации героя с целью выявления его внутреннего состояния;
  • составление плана, чтение по ролям, составление рассказа от лица героя или о герое с целью осмысления его характера и идеи произведения.

Учитывая психологические особенности восприятия образа-персонажа младшими школьниками и методические особенности работы с образом-персонажем на уроках литературы в младших классах, учитель будет более эффективно работать, и способствовать развитию ребенка.


[1]    Л.Ю.Брауде Скандинавская литературная сказка. - М.: Наука, 1979.-С.4

[2]  Л.Ю..Брауде. Скандинавская литературная сказка. -М.:Наука,1979.-С.6

[3]  Л.Ю..Брауде. Скандинавская литературная сказка.-М.:Наука,1979.-С.50

[4]    Л.Ю. Брауде. Скандинавская литературная сказка.- М.:Наука,1979.-С.63.

[5]  Детская литература: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений./Под ред. Е.О. Путиловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. –С. 128.

[6]   Л.Я. Гинзбург. О литературном герое. - М.: Сов. писатель, 1979.-С.80

[7]  Е.В. Хализев. Теория литературы. - М.: Высш. шк.,1999.-С.160

[8] Т.В. Терешонок. Литературоведческое чтение младших школьников. Анализ художественных произведений в начальной школе: Метод. реком. к хрестоматии «Детское чтение». - СПб: Тимошка, 1997.

[9]  Е.В. Хализев Теория литературы – М.: Высш. шк., 1999.-С.160

[10]  Е.В.Хализев Теория литературы – М.: Высш. шк., 1999.-С.160

[11]  Л.И.Тимофеев. Основы теории литературы.- М.: Просвещение, 1976.-С.66

[12]  М.П.Воюшина. Программа по литературе для нач. кл. общеобразовательной школы. - СПБ: Спец. лит., 1999.-С.44

[13]  Л.С. Выготский. Психология искусства.- М.: Искусство, 1986

[14]  Развитие личности ребёнка./Под ред. А.Н. Фонарёва.- М.: Прогресс, 1987.

[15] Г.А. Гуковский. Изучение литературного произведения в школе. Методические очерки о методике М.-Л.: Просвещение, 1966.

[16]   Л.Н. Рожина. Психология восприятия литературного героя школьниками.- М.:Педагогика,1977.

[17]  Л.Н. Рожина. Психология восприятия литературного героя школьниками.- М.:Педагогика,1977.

[18] Т.Г. Рамзаева. Методика классного чтения//Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения /М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская].- 2-е изд., перераб. - М.:Просвещение,1987.-С.134.

[19] Т.Г. Рамзаева. Методика классного чтения//Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская].- 2-е изд., перераб. - М.:Просвещение,1987.-С.134.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-орфографическая работа на основе этимологического анализа в начальной школе

В работе показаны некоторые формы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...

Научная статья: Литературоведческие основы школьного анализа сказок Х.К. Андерсена

Известный исследователь скандинавской сказки и творчества  АндерсенаЛ.Ю. Брауде писала: «Литературная сказка Скандинавии выросла не на пустом месте. Подготовительной ее стадией была сказка народн...

Научно-исследовательская работа "Влияние школьного портфеля на осанку младших школьников"

Научно-исследовательская работа выполнена в рамках программы по внеурочной деятельности "Я - исследователь". Работа была представлена на районный конкурс научно-исследовательских работ "Я познаю мир",...

Принципы организации школьного анализа художественного произведения и структура урока чтения

Принципы организации школьного анализа художественного произведения и структура урока чтения...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа...

Тесты-задания на выявление дисграфии на основе языкового анализа и синтеза

Тесты расчитаны на учеников начальной школы, имеющих стойкие нарушения письменной речи....

Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.

Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....