Научная статья: Литературоведческие основы школьного анализа сказок Х.К. Андерсена
статья по чтению (3 класс) на тему

Мишина Любовь Ивановна

Известный исследователь скандинавской сказки и творчества  Андерсена

Л.Ю. Брауде писала: «Литературная сказка Скандинавии выросла не на пустом месте. Подготовительной ее стадией была сказка народная, ставшая известной в записях знаменитых ученых – фольклористов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Литературоведческие основы школьного анализа сказок

Х.К. Андерсена

За долгие годы своего существования скандинавская литературная сказка прошла разные стадии развития, отразила разные исторические эпохи. Сказка изменялась, трансформировалась, приобретала новое звучание. Литературная сказка становится универсальным жанром, охватывает все явления окружающей жизни и природы.

Известный исследователь скандинавской сказки и творчества  Андерсена

Л.Ю. Брауде писала: «Литературная сказка Скандинавии выросла не на пустом месте. Подготовительной ее стадией была сказка народная, ставшая известной в записях знаменитых ученых – фольклористов. Эпоха романтизма создала промежуточную ступень между народной и литературной сказкой Скандинавии. Тогда- то и возникла сказка, которую мы условно называем «промежуточной», точнее, «фольклористической» и под которой имеем в виду литературную запись сказки народной, фиксированной учеными-фольклористами и по-своему трансформированной ими».[1]

Давая определение литературной сказки, необходимо учитывать различные тенденции ее понимания наукой, выявить наиболее характерные  для этой сказки черты. Литературная сказка связана с фольклорными источниками. Поэтому большой интерес приобретает проблема взаимодействия между ними – как, например, литературная сказка, опираясь на народную и одновременно отталкиваясь от нее, утверждает свою индивидуальность. Литературная сказка неразрывно связана с мировоззрением ее создателя, с его литературно- эстетическими взглядами.  Следовательно, она отражает эпоху, когда была сочинена, а также литературное направление, к которому принадлежал ее творец.

«Литературная сказка – авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле. Произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей»,-  писала Л.Ю. Брауде.[2] 

Именно Андерсен, человек, тесно связанный с фольклорной традицией и вместе с тем поэтически одаренный художник, стал основоположником датской и мировой литературной сказки. Он стал сказочником 19века, сказочником своей эпохи. У Андерсена наблюдается особый процесс создания литературной сказки, выросшей на основе не только фольклорных мотивов и образов, но и целых сюжетов.

«Х.К. Андерсен, прежде всего писатель. Он ввел народную и промежуточную сказку в художественную литературу; он создал новый жанр - жанр литературной сказки. Именно Х.К. Андерсен стал  автором литературных сказок, созданных им путем использования приемов народных сказок. Во многих литературных сказках Андерсена, которые проникнуты народным духом, действуют современные герои, вещи, предметы, явления природы».[3]  В литературной сказке он также нашел возможность выразить свое отношение к действительности, свое мировоззрение, общественные и эстетические идеалы. У немецких писателей-романтиков

Х.К. Андерсен научился сочетать элементы фольклора с современностью, вводить в повествование автора, упоминать героев различных литературных произведений и т.д. Х.К. Андерсен в отличие от немецких романтиков не только автор, обрабатывающий народные сюжеты и сочиняющий оригинальные литературные сказки, но и, собиратель фольклора. Он широко вводил в свои произведения фольклорные источники - сказки, предания, поверья, пословицы. Оригинальность сказок Х.К. Андерсена заключается в сочетании фантастики с будничностью и современностью. Сочетание признаков народной сказки и предания - своеобразное художественное средство, используемое Х.К. Андерсеном.

Анализ работ Л. Брауде и Бо Гренбека, позволил выявить те специфические черты сказок Андерсена, которые необходимо учитывать при организации их школьного изучения.

  • Сюжет в сказках Андерсена строится на обычной для народной сказки схеме, но если в народной сказке обычно мало изображается среда и персонажи, у Андерсена повествование насыщено деталями, которые делают персонажи и ситуации живыми и знакомыми.
  • Персонажи Андерсена резко индивидуализированы, причем характеристики даются краткие, чрезвычайно высока роль художественной детали. Сказочные персонажи ведут себя как обычные люди, хотя окружены колдовством и чудесами. Психологическая достоверность соседствует с безудержной фантазией.
  • Основная идея творчества Х.К. Андерсена, наиболее ярко проявившаяся в сказке «Гадкий утёнок»: путь страданий и испытаний, которые должен пройти герой – это путь к счастью.
  • Ещё одна мысль, пронизывающая сказки Х.К. Андерсена – ничто в жизни не происходит случайно.
  • В сказках Х.К. Андерсена, помимо героев можно встретить и самого автора. «Авторская индивидуальность ярко выражена в образе рассказчика. Закономерное отличие литературной сказки Андерсена от народной заключается именно в постоянном присутствии рассказчика - посредника между миром сказки этого автора и ее создателем».[4]
  • Сказки Андерсена имеют творческую историю: в письмах и дневниках, в примечаниях к сказкам, написанных им незадолго до смерти содержатся интересные сведения о том, как создавались те или иные сказки, чем вызвано их появление на свет.
  • Как произведение  литературы сказка Андерсена стабильна и существует, за редким исключением, в одном варианте. Необходимо пристальное внимание к композиции, авторскому выбору слова, художественным деталям.
  • Андерсен вдохнул в сказку непосредственность, задушевность, домашний уют.
  • В сказках Андерсена «из головы» только сюжеты, а вот сами герои -  из сердца.[5]


[1]    Л.Ю.Брауде Скандинавская литературная сказка. - М.: Наука, 1979.-С.4

[2]  Л.Ю..Брауде. Скандинавская литературная сказка. -М.:Наука,1979.-С.6

[3]  Л.Ю..Брауде. Скандинавская литературная сказка.-М.:Наука,1979.-С.50

[4]    Л.Ю. Брауде. Скандинавская литературная сказка.- М.:Наука,1979.-С.63.

[5]  Детская литература: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений./Под ред. Е.О. Путиловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. –С. 128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические и литературоведческие основы методики развития читательской активности учащихся

В статье рассматриваются педагогические и литературоведческие основы методики развития читательской активности учащихся....

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Научная статья: " Литературоведческие основы школьного анализа сказок Х.К. Андерсена"

Давая определение литературной сказки, необходимо учитывать различные тенденции ее понимания наукой, выявить наиболее характерные  для этой сказки черты. Литературная сказка связана с фольклорным...

Научно-исследовательская статья на тему:"Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"

Научно-исследовательская статья на тему:"Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"...

Научная статья:" Сказки Х.К. Андерсена в современных вариативных программах"

Для выяснения того, в каком объеме изучаются сказки Х.К. Андерсена в начальной  школе, какие примы работы рекомендуются мной были взяты для анализа 8 программ....

Литературоведческие основы изучения художественного произведения в начальной школе.

Методическая помощь учителю в подготовке урока по литературному чтению....