Главные вкладки

    "Развитие и коррекция психического процесса воображение с помощью средств изобразительной деятельности у детей в младшем школьном возрасте"// Эффек. пед. опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково - Ростов-на-Дону. 2013.С.233-238
    статья по изобразительному искусству (изо) на тему

    Золотарева Екатерина Константиновна

    В данной статье рассмотрены разные средства развития воображения при помощи ИЗО искусства.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Золотарева Екатерина Константиновна

    учитель изобразительного искусства и черчения

    "Развитие и коррекция психического процесса воображение

    с помощью средств изобразительной деятельности у детей

    в младшем школьном возрасте"

    Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Изобразительное искусство помогает формированию творческой личности, знакомит с лучшими произведениями искусства, прививает любовь к Родине, раскрывает внутренний мир человека, обогащает его чувства. Все средства обучения и воспитания при помощи изобразительного искусства направлены на формирование гармоничной личности, на воспитание школьников. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, память, мыслительные операции и наконец воображение. Эти цели реализуются как на уроках рисования, так и во внеклассной работе.

    Тема представляемого моего педагогического опыта является актуальной, так как правильное развитие воображения у детей невероятно важно! Моя задача как учителя развивать творческие возможности учащихся, стимулировать воображение и принимать самостоятельные решения в поставленных задачах. И помогать ученику ставить цели, сознательно стремиться к их достижению, использовать известные ему особенности языка изобразительного искусства, учитывая возраст, уровень развития и индивидуальные особенности.

    Мне интересна эта тема, потому что воображение или фантазия - важнейший компонент творчества, который необходим для формирования здорового ребёнка и интересного человека-деятеля.

    Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся с одним из феноменов психики человека. Его суть состоит в том, что человек создаёт в своём сознании образ, которого пока в реальности ещё не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс - процесс создания новых психических образов - и получил название воображения.

    Воображение - это процесс создания новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности. Воображение связанно и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаём. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

    Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньше значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремлённостью человека. Важнейшим условием творчества является наличие определённых переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

    Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника! Читая произведения художественной литературы, ребёнок мысленно представляет то, о чём говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своём воображении картины незнакомой ему природы. Слушая рассказы по истории, он представляет людей и события прошлого и будущего. Школьник не видел никогда пустыни, океана, извержения вулканов, не был свидетелем жизни других цивилизаций, но обо всём этом он может иметь своё представление, свой образ. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность. Если мы хотим, чтобы учебная деятельность была творческой, необходимо иметь в виду следующее. Всякий образ, созданный воображением, строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Поэтому, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Основное условие развития воображения ребёнка - включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребёнка развивается и воображение. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения - основы всякой творческой деятельности. У каждого ребёнка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей . Прежде всего различна степень лёгкости или трудности преобразования данного в воображении. Некоторые дети до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное преобразование её представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только по тому, что не в состоянии мысленно представить то, что говорит учитель или что написано в учебнике. Не может придумать или вызвать к жизни ни одного образа. Для других детей всякая ситуация - материал для деятельности воображения. Когда такого ребёнка упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, а в его голове совершается иная жизнь, возникают образы, может быть, ярче и интереснее чем то, что рассказывает учитель. Учащиеся различаются и тем, в какой мере их воображение контролируется сознанием, в зависимости от этого воображение бывает полезным или вредным, ибо может уводить человека от реального мира. Эти особенности воображения детей необходимо учитывать. Надо знать не только, как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении.

    Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, в которой фантазия может привести к желаемым результатам. Надо не насиловать воображение, а увлекать его.  Большое значение для развития творческого воображения детей имеют различные кружки: художественные, литературные и технические. В предмете изобразительного искусства учитываются такие особенности воображения учащихся (причём разных возрастов), которые ярко проявляются при работе над рисунком. Когда дети начинают экспериментировать с формой и цветом, они сталкиваются с необходимостью отыскать такой способ изображения, в котором объекты их жизненного опыта могли бы воспроизводиться с помощью определённых средств. Иногда им помогает наблюдение за деятельностью других детей, но, по существу, они всегда находят свой собственный путь. Изобилие оригинальных решений, которые они создают, всегда изумляет, в особенности потому, что дети обращаются, как правило, к самым элементарным темам. Например, при изображении фигуры человека, разумеется, дети не стремятся быть оригинальными, и всё же попытка воспроизвести на бумаге всё то, что они видят, заставляет каждого ребёнка открывать для себя новую визуальную формулу для уже известного предмета. В каждом рисунке можно заметить уважение к основному визуальному понятию о человеческом теле. Это доказывается тем, что любой зритель понимает, что перед ним изображение человека, а не какого- либо другого объекта. В то же время каждый рисунок существенно отличается от других.  Объект представляет только незначительный минимум характерных структурных признаков, взывая тем самым к воображению в буквальном смысле слова. В детских рисунках предлагается множество решений по изображению отдельных частей человеческого тела. Варьируются изображения не только частей туловища, но и контурных линий самого туловища. Некоторые рисунки имеют множество деталей и различий, другие - всего лишь несколько. Круглые формы и прямоугольные, тонкие штрихи и огромные массы, противопоставления и частичные совпадения - всё используется для воспроизведения одного и того же объекта. Но простое перечисление одних лишь геометрических различий ни чего не говорит нам об индивидуальности этих изображений, которое становится очевидной благодаря внешнему виду всего рисунка. Некоторые фигуры выглядят устойчивыми и рациональными, другие поражают своим безрассудством. Среди этих фигур можно найти грубые и эмоциональные, простые и запутанные, пухлые и хрупкие. Каждая из этих фигур выражает способ существования, способ бытия личности.  Эти различия частично обусловлены стадией развития ребёнка, частично его индивидуальным характером, от части они зависят от цели, для которых создавался рисунок. Взятые все вместе, рисунки свидетельствуют о богатстве художественного воображения, которое можно обнаружить у ребёнка со средними способностями. Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, важно для развития изобразительного творчества и  воображения. На основе анализа методической литературы, на собственном опыте работы и по рекомендациям педагогов в работе по развитию у детей младшего школьного возраста творческого воображения рекомендуется использовать следующие виды нетрадиционных техник изображения: кляксография, монотипия, рисование нитками, солью и различными материалами (листьями растений, губкой, тканью и т.д.), граттаж, пальчиковое рисование. Выбор этих техник не случаен:

    • во первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат не предсказуем и индивидуален;
    • во вторых, они доступны в техническом отношении детям школьного возраста;
    • в третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.

    Краткая характеристика одной выбранной нетрадиционной техники изображения:

    Одной из простейших техник рисования считается рисование по мокрому. Дети рисуя обычно пользуются одними и теми же карандашами и красками, не стремясь создавать новые цвета и оттенки. Почти не используют цвет для того, чтобы выразить настроение и отношение к изображаемому. Исследование свидетельствует: детей с точки зрения предпочтения цветовых решений можно условно разделить на три группы. Дети первой группы чаще используют радостные цвета (красные, жёлтые, оранжевые). У детей второй группы любимый цвет меняется в зависимости от настроения (голубой- синий, серый- голубой, красный- розовый). Дети третьей группы всегда выбирают тёмные цвета и их сочетания (чёрные, серые, коричневые, синие). Поэтому эта техника развивает у детей чувство цвета, его эстетического восприятия, умения широко использовать как средство выразительности при создании художественного образа, передачи настроения, характера образа, своего отношения к нему. Таким образом, все предложенные нетрадиционные техники вызывают интерес у детей, положительное отношение к ним, однако приступают к выполнению заданий только после беседы с учителем, на первых уроках чувствуют себя неуверенно, образы однотипные. На дальнейших занятиях дети быстрее включаются в творческий процесс, проявляют больше самостоятельности, при рассмотрении заданных форм предлагают варианты образов. Это свидетельствует о том, что данная работа на уроках изобразительного искусства положительно влияет на развитие ребёнка, способствует развитию интеллекта, моторики и формированию такого психического процесса как воображение. Необходимо использование подобных заданий, так как задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с детьми младшего школьного возраста, но и среднего и старшего школьного возраста, так как они не только активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое воздействие. По мере обогащения знаниями в изобразительной деятельности учащиеся начинают работать ярче, интереснее. Они становятся смелее и добиваются лучших результатов. Причём их художественное воображение не только не страдает, но развивается и активизируется.

    Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

    Список используемой литературы:

    1. А.Г. Маклаков. Общая психология. Учебник для вузов.- СПб. : Питер, 2005.
    2. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. Под редакцией И.В. Дубровиной. Психология: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр "Академия", 1999.
    3. Л.А. Венгер, В.С. Мухина. Психология: Уеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 "Дошк. воспитание" и № 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях". - М.: Просвещение, 1988.
    4. Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.
    5. Я.Л. Коломинский. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986.
    6. И.П. Глинская. Изобразительное искусство. Методика обучения в 4-6 классах. Учебно-методическое пособие.- К.: Рядянская школа, 1981.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие исследовательских умений как средство формирования личностных результатов учеников младшего школьного возраста

    Проблемный семинар. Лекционно - практическое занятие  для творческой группы учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятель...

    ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ УТОМЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

    Аннотация. В статье рассмотрена динамика формирования состояния утомления младших школьников. Представлен теоретический анализ возможности коррекции состояния утомления средствами физической культуры ...

    "Профессия - школьник" серия индивидуальных психологических занятий по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального состояния для учащихся 1 классов с нарушениями интеллекта

    Данный комплекс психологических занятий представляет собой индивидуальную работу с наиболее трудными детьми с нарушениями интеллекта по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального сост...

    Статья "Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с легкой степенью отсталости"

    Познавательная деятельность - одна из ведущих форм деятельности младшего школьника, которая осуществляется в учебном процессе, и таким образом стимулирует учебную деятельность. Содержанием познаватель...

    Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

    Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...