"Профессия - школьник" серия индивидуальных психологических занятий по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального состояния для учащихся 1 классов с нарушениями интеллекта
методическая разработка (1 класс) на тему

Белоусова Любовь Сергеевна

Данный комплекс психологических занятий представляет собой индивидуальную работу с наиболее трудными детьми с нарушениями интеллекта по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professiya-shkolnik.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Профессия – школьник»

индивидуальные занятия с учащимися 1 классов

автор:

педагог-психолог

Белоусова Л.С.

Данный комплекс психологических занятий представляет собой индивидуальную работу с наиболее трудными детьми с нарушениями интеллекта по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального состояния.

Занятие 1.

Цели:

  • Развитие умения точно и правильно называть предметы.
  • Развитие слуховых ощущений.

Материал: карандаш, монета, ложка, спички в коробке, линейка, книга.

  1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».
  2. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмёрки».
  3. «Назови предметы». Ребенок называет предметы, которые его окружают в кабинете. Затем называет слова по темам – овощи, фрукты, мебель, одежда, посуда.
  4. «Послушай тишину». В тишине ребенок слушает отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания.
  5. «Узнай по звуку» (ложка, монета, карандаш, спички в коробке, линейка, книга). Ребенок узнает различные предметы по звуку, которые те издают при постукиванию или при падении.
  6. Итог.

Занятие 2.

Цели:

  • Развитие произвольного внимания.
  • Развитие зрительных ощущений.

Материал: цветные полоски, рисунки овощей и фруктов, контурные изображения овощей и фруктов.

1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».

2. Мозговая гимнастика «Надеть шапку». Ребенок должен «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза.

3. «Выполни команду!» - встать, сесть, открыть тетрадь, закрыть тетрадь.

4. «Какого цвета?» Ребенок называет, какого цвета овощи и фрукты. Затем раскрашивает контурное изображение.

5. «Цветные полоски». Ребенку предлагаются цветные полоски, он называет цвета и располагает их в порядке симпатии.

6. Итог.

Занятие 3.

Цели:

  • Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «за», «перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).

Материал: цветные карандаши, методический материал «Домики».

1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».

2. Мозговая гимнастика «Качаем головой». Ребенок дышит глубоко, расслабляет плечи и роняет голову вперед. Затем слегка покачивает в разные стороны.

3. «Раскрась правильно».

1) Раскрась синим карандашом второй домик слева. Красным – третий домик справа. Зеленым – домик перед синим. Желтым – домик после красного. Коричневым – домик за жёлтым.

2) Закрась чёрным карандашом клеточку, отмеченную крестиком. Зеленым – клеточку снизу черной. . Желтым – клеточку сверху чёрной. Красным – клеточку над жёлтой.

3) Закрась зелёным карандашом клеточку в центре. Красным – клеточку справа от зелёной. Жёлтым – клеточку слева от зеленой. Синим – клеточку, которая за красной Чёрным – клеточку перед жёлтой. Коричневым – клеточку над зелёной. Голубым – клеточку под зелёным.

4. Итог.

Занятие 4.

Цели:

  • Развитие фонетико-фонематического восприятии.
  • Развитие пространственных представлений (определение места положения объекта).
  • Развитие понятийного мышления.

Материал: рисунки (бабочка, крыса, крыша, нож), таблица геометрических фигур.

1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».

2. Массаж БАТ.

3. «Найди ошибку». Педагог читает фразы, которые искажены. Ребенку необходимо найти ошибку и исправить её.

На цветке сидела ПАПОЧКА. В нашем доме отремонтировали КРЫСУ. Из норы выбежала КРЫША. Продавец взял острый НОС и отрезал кусок колбасы. В конце предложения надо ставить ДОЧКУ.

4. «Определи фигуру». Ребенку предлагается рассмотреть таблицу с геометрическими фигурами. Какая фигура нарисована в верхнем правом углу? В левом нижнем углу? И т.д.

5. «Назови одним словом». Ребенка просят заменить одним общим словом несколько слов.

-одежда;

-фрукты;

-домашние животные;

-птицы и т.д.

«Конкретизация понятий». Необходимо к одному слову подобрать несколько слов.

6. Итог

Занятие 5.

 Цели:

  • Развитие объема внимания.
  • Развитие осязательных ощущений.

Материал: карточки для запоминания, 2 набора дощечек с различными поверхностями.

1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».

2. Массаж БАТ.

3. «Нарисуй точнее». Ребенку предлагаются карточки для запоминания с различным количеством нарисованных геометрических фигур. Ребенок внимательно смотрит и запоминает, затем рисует увиденное.

4. «Шершавые дощечки». Ребенок с закрытыми глазами берет из одного набора дощечку, щупает её, затем ищет путем нащупывания подходящую дощечку в другом наборе и кладет её рядом. И т.д. В процессе рассказывает, какая поверхность, какие ощущения.

5. Итог.

Занятие 6.

Цели:

  • Развитие непосредственной вербальной памяти.
  • Развитие пространственных представлений (выше, ниже, левее, правее, над, под).

Материал: слоги, таблица с рисунками, ракета.

1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».

2. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмёрки».

3. «Сложи слово». Ребенок из слогов составляет слова.

4. «Переверни рисунок». Педагог показывает рисунок, на котором изображена ракета, летящая вверх. Ребенок должен нарисовать такую же ракету, но опускающуюся вниз.

5. «Что? Где?» Педагог задает вопросы о расположении разных предметов на плакате (выше, над, ниже, под, между, правее, левее, справа от, слева от).

6. Итог.

Занятие 7.

Цели:

  • Развитие понятийного мышления.
  • Развитие умения анализировать и сравнивать образец.
  • Развитие произвольного внимания.

Материал: наборы предметных картинок, листы бумаги с узором, листы бумаги с изображением фигуры-образца и несколькими похожими.

1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».

2. Мозговая гимнастика.

3. «Подбери картинки». Картинки расположены в случайном порядке. Ребенок должен подобрать картинки на заданную тему.

4. «Где ошибка?» Буратино срисовывал узор, но ошибся. Ребенок должен исправить ошибку и нарисовать правильно.

5. «Найди образец». Педагог просит внимательно рассмотреть образец на рисунке и найти точно такую же картинку.

6. Итог.

Занятие 8.

Цели:

  • Развитие зрительных ощущений и образного мышления.
  • Развитие зрительно-двигательной координации.
  • Развитие зрительной произвольной памяти.

Материал: набор цветных прямоугольников, рисунки к сказке «Репка», 4 квадрата с чёрными кружками и квадратами для запоминания, 4 чистых квадрата.

1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».

2. Мозговая гимнастика. Держать одну вытянутую вверх руку рядом с ухом, другой рукой обхватить за головой локоть вытянутой руки. Мягко вдохнуть воздух через сжатые губы, одновременно активизируя мышцы и подталкивая кисть другой руки в четырех направлениях (вперед, назад, к себе, от себя).

3. «Цветная сказка». Из набора цветных прямоугольников ребенку необходимо выбрать соответствующий тесту цветной прямоугольник.

Пришел дед в огород и стал копать землю (какую?) чёрную. Решил сажать репу (какую?) желтую. Стала репа расти. Ботва у нёё (какая?) зеленая. Созрела репа. Стал дед репу тянуть. Лицо стал (какое?) красное. Небо над дедом (какое?) голубое. Позвал дед бабку. Стали тянуть репку. Солнце над ними (какое?) оранжевое. Сели дед с бабкой на скамейку (какую?) коричневую и зовут внучку. Прибежала внучка в платочке (каком?) фиолетовом. Тянули – не вытянули. Зовут Жучку, у неё язычок (какой?) розовый. Тянули – не вытянули. Позвали Мурку. Всё равно не вытянули. Прибежала мышка (какая?) серая. Наконец вытянули.

4. «Запомни точно». Ребенку предлагается один из квадратов для запоминания. Он внимательно смотрит 8-10 секунд, затем воспроизводит по памяти у себя на листе.

5. Итог.

Занятие 9.

Цели:

  • Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.
  • Развитие понятийного мышления.
  • Развитие пространственных представлений (внутри, на).

Материал: набор предметных картинок или слов, карандаши, мяч.

1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».

2. Мозговая гимнастика «Сова». Необходимо ухватиться правой рукой за левое плечо и сжать его. Повернуть голову влево. Дышать глубоко. Затем другой рукой. Далее уронить подбородок на грудь и глубоко дышать.

3. «Графический диктант». Повторить направления влево, вправо, вниз, вверх.

Сейчас ты будешь рисовать разные узоры. Надо, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Слушай меня внимательно, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Карандаш от бумаги не отрывать.

  • 1 клеточка вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз. Дальше продолжай сам.
  • 1 клеточка вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз,  1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо. Продолжи сам.

4. «Вордбол». Педагог задает тему мебель – не мебель (животное – не животное, овощ – не овощ, одежда – не одежда). Затем называет слова вперемешку на выбранную тему и слова, не относящиеся к этой теме. Ребенок отвечает или ловит или отбрасывает мяч.

5. «Выполни правильно». Нарисуй синий кружок, внутри синего кружка нарисуй красный треугольник. Нарисуй зелёный квадрат. Сделай так, чтобы зелёный квадрат был в жёлтом круге.

6. Итог.

Занятие 10.

Цели:

  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие концентрации внимания.

Материал: зашумленные картинки, контурные изображения геометрических фигур.

1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».

2. Мозговая гимнастика. Одна рука кладется на затылок. Другая рука – на пупок. Глубокое дыхание, глаза закрыты. Затем положение рук меняется.

3. «Зашумленные картинки». Ребенку необходимо назвать все предметы, изображенные на рисунке.

4. «Найди одинаковые». Ребенку предлагается найти на рисунках одинаковые контурные изображения геометрических  фигур.

5. «Назови фигуры». Ребенку необходимо назвать геометрические фигуры, из которых состоит предмет.

6. Итог.

 

Литература

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М. «Ось-89», 2008.