Коррекция психических процессов через развивающие игры у учащихся младшего школьного возраста
статья

Эстрина Любовь Семеновна

Игра – «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребёнка читать, считать, писать, а главное – думать, рассуждать, изобретать и загадывать. Очень важно, чтобы игра была увлекательной и доступной, чтобы в ней был элемент соревнования, если не с кем то, то хотя бы с самом с собой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия № 159 «Бестужевская» Калининского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2011 год









«Коррекция психических процессов через развивающие игры у детей младшего школьного возраста»



Возраст: 7-11 лет

Автор: воспитатель ГПД Эстрина Любовь Семеновна


Игра – «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребёнка читать, считать, писать, а главное – думать, рассуждать, изобретать и загадывать. Очень важно, чтобы игра была увлекательной и доступной, чтобы в ней был элемент соревнования, если не с кем то, то хотя бы с самом с собой.

Элементы единой системы тренировки интеллектуальных и творческих способностей детей, получившей название «КИТ» (креативно-интеллектуальный тренинг) позволяет решить важнейшую задачу – формирование потребности в умственной работе, в интеллектуальной и творческой активности.

Ориентация современной школы на гуманизацию образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения и других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагога.

Занятия, направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребёнка.

Исходными предпосылками разработками занятий по развитию интеллекта является необходимость участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса в развитии психических функций детей.

Грамотное проведение занятий, направленных на интеллектуальное развитие, позволяет ребенку учиться в школе.

Обучаясь в школе, ребёнок выполняет ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития его свойств (объёма, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

О памяти можно сказать, что все её виды тесно связаны между собой. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объём материала. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета (синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них).

Сенсорное развитие – одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия во владении ребёнком навыками письма, чтения, счёта.

Итак, можно подвести итог: использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры направленные на коррекцию психических процессов: внимание, восприятие, память, мышление

В младших классах коррекционной школы VIII вида одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность, является дидактическая игра. Цель ее – способствовать более прочном...

Программа по коррекции психических процессов и представлений об окружающем у детей 6-10 лет "Дом, в котором мы живем"

Рецензированная программа по экологическому воспитанию. Подходит для использования в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, а также других учреждениях, в которых дети находятся неп...

"Профессия - школьник" серия индивидуальных психологических занятий по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального состояния для учащихся 1 классов с нарушениями интеллекта

Данный комплекс психологических занятий представляет собой индивидуальную работу с наиболее трудными детьми с нарушениями интеллекта по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального сост...

Игра - важный вид развивающей деятельности учащихся младшего школьного возраста

В данной разработке показаны виды игр, с помощью которых преодолеваются трудности в обучении у учащихся младших классов....

Игры-сотрудничества в гуманистическом процессе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста

В основе современной концепции воспитания детей заложен принцип гуманности и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране пр...