Научная статья:" Сказки Х.К. Андерсена в современных вариативных программах"
статья по чтению (3 класс) на тему

Мишина Любовь Ивановна

Для выяснения того, в каком объеме изучаются сказки Х.К. Андерсена в начальной  школе, какие примы работы рекомендуются мной были взяты для анализа 8 программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_h.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Сказки Х.К. Андерсена в современных  вариативных программах

Гуманизация образования способствовала появлению множества вариативных программ для начальной школы. Сохраняя базисное содержание начального образования, каждый из авторов программ отразил свою точку зрения на процесс чтения и литературного образования младших школьников. Исходя из этого, каждая программа реализует свои цели и задачи, опирается на определенные принципы в построении курса, предлагает приоритетные приемы работы, а также определенный круг произведений для чтения.

Для выяснения того, в каком объеме изучаются сказки Х.К. Андерсена в начальной  школе, какие примы работы рекомендуются мной были взяты для анализа 8 программ.

Целью проводимого анализа было определение:

  1. Класса, в котором автор программы предлагает познакомить младших школьников со сказками Х.К. Андерсена.
  2. Объема сказок Х.К. Андерсена, предполагаемых для изучения в данной программе.
  3. Приемов и способов деятельности учащихся, которые помогут им воспринимать художественное произведение.

На основе анализа выбранных программ была составлена таблица.

Сказки Х.К. Андерсена, изучаемые в современных программах по литературному чтению для начальной школы

Название программы

Сказки

Х.К. Андерсена, изучаемые в данной программе

Класс

Методические рекомендации

1

Литературное чтение.

Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.

«Принцесса на горошине»

«Дикие лебеди»

«Гадкий утенок»

2

3

  • Подробный и выборочный пересказ с использованием приемов устного рисования и иллюстраций.
  • Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые автор использует для изображения действующих лиц, описания событий.
  • Выявление мотивов поведения героев.
  • Определение своего отношения к событиям и персонажам.

2

Воюшина М.П.

«Дюймовочка»

«Гадкий утенок»

«Русалочка»

«Соловей»

«Стойкий оловянный солдатик»

«Штопальная игла»

3

3

4

4

4

4

  • Характеристика персонажей.

(Обращение учащихся к тексту сказки и устное описание).

  • Чтение по ролям.
  • (Обращение внимания на особенности языка автора, описательные выражения).
  • Иллюстрирование.
  • Самостоятельное составление характеристики главного героя, выявление точки зрения, с которой ведется повествование.
  • Музыкальная характеристика персонажей.
  • Сопоставление различных точек зрения о герое.
  • Выразительное чтение.
  • Сравнительный анализ вариантов перевода сказки А. Ганзе и пересказа Т. Габбе и А. Любарской.

3

Чтение и начальное литературное образование.

Бунеев Р.Н.,

 Бунеева Е.В

«Стойкий оловянный солдатик»

3

  • Выразительное чтение.
  • Составление рассказа  о герое.
  • Устное словесное рисование.
  • Работа с иллюстрациями.

4

Литературное чтение

Ефросинина Л.А.

Оморокова М.И.

Стойкий оловянный солдатик»

«Принцесса на    горошине»

«Пятеро из одного сундучка»

«Снеговик»

«Ель» «Самое невероятное»

«Дети года»

«Девочка со спичками»

1

2

3

4

4

4

  • Слушание сказки, беседа после слушания, моделирование обложки, составление схематического плана, краткий пересказ.
  • Школьники сравнивают сказки Ш. Перро, Братьев Гримм,

Х.К. Андерсена и народные сказки, определяют отношение автора к героям сказки, учатся пересказывать сжато по плану.

  • Комментирование заглавия.
  • Работа с иллюстрациями.
  • Придумывание историй по иллюстрациям к сказке.
  • Выяснение авторской позиции.

5

Чтение и литература

Джежелей О.В.

«Принцесса на горошине»

«Русалочка»

2

4

  • Словесное рисование.
  •  Подбор заглавий к серии

иллюстраций, помещенных в книге.

  •  Инсценирование выбранного эпизода с предварительной подготовкой по парам.

6

Начальное литературное образование.

Левин В.А.

«Новое платье короля»

«Русалочка»

2

4

  • Иллюстрирование.
  • Самостоятельное составление характеристики главного героя.
  • Выявление точки зрения, с которой ведется повествование.
  • Обмен впечатлениями на уроке.

7

Литературное чтение.  «Родное слово»

Грехнева Г.М.

Корепова К.Е.

«Огниво»

«Оле-Лукойе»

(гл. Понедельник, вторник, среда, воскресенье)

3

4

  • Выбор в качестве заглавия пословицы, афоризма из предложенных. (Какая из этих пословиц может быть заглавием сказки?).
  • Определение (самостоятельное)

главной мысли сказки.

  • Соотнесение заглавия сказки и ее главной мысли.
  • Формирование умения устанавливать с помощью учителя причинно-следственные связи между событиями в произведении.

8

Литературное чтение.

Кубасова О.В.

«Пятеро из одного сундучка»

«Ель»

«Ромашка»

«Русалочка»

«Эта басня сложена про тебя»

3

4

  • Выразительное чтение.
  • Драматизации.
  • Словесное рисование.
  • Творческий пересказ.
  • Музыкальное иллюстрирование.
  • Составление диафильма.

Также имеет место составление плана, пересказ прочитанного разными способами, выделение непонятных слов и выражений, выяснение их значений.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что   наиболее полно сказки Х.К. Андерсена представлены в программах М.П. Воюшиной,

Л.А. Ефросининой, О.В. Кубасовой.

В объяснительной записке к программе Л.Ф. Климановой и В.Г. Горецкого «Литературное чтение» говорится, что знания детей «должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера»[1]. Согласно программе, на протяжении трёх лет обучения школьники знакомятся на практическом уровне с двенадцатью понятиями: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, сказка, былина, рассказ, басня, стихотворение, абзац, подзаголовок, красная строка. Однако этот набор знаний не может в полной степени обеспечить реализацию литературоведческого принципа, который «нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция»[2].

Таким образом, если проследить соотношение знаний и  умений, то очевидно, что между ними нет чёткой взаимосвязи. Программой не предусмотрено знакомство с понятиями тема, основная мысль, сюжет, композиция, значит, задания не отвечают тем особенностям сказок Андерсена, которые выделены в параграфе 1 и предложенная работа не ведёт к полноценному восприятию сказки, к выявлению её смысла, к постижению авторского видения, к пониманию героев.        

В программе Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» представлены «отдельные теоретико-литературные понятия»[3], с которыми дети должны познакомиться на практической основе. Последовательность их усвоения диктуется расположением материала, поэтому набор знаний не претендует на системность. В поле зрения младших школьников оказываются 26 понятий, но знаний, которые нужны детям для того, чтобы выполнить задание не хватает. Задания не отвечают тем особенностям сказок Андерсена, которые мы выделили в первом параграфе. Предложенная работа не ведёт к полноценному восприятию сказки, к постижению авторского видения.

Программа Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой предлагает ориентировку в следующих понятиях: тема, идея произведения: литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция[4]. В этом перечне видна определённая логика, но не всегда выдерживается научный принцип подачи материала. Связь между читательскими умениями, приведёнными в программе, приёмами работы и перечнем литературоведческих представлений прослеживается не всегда. Задания, заявленные в программе, не отвечают тем особенностям сказок Х.К. Андерсена, выделенным в первом параграфе. Предложенная работа не ведет к полноценному восприятию сказки.

Программа  В.П. Воюшиной  предполагает, что «ведущим элементом содержания литературного образования является система читательских и  литературных умений»[5]. Одним из главных элементов содержания литературного образования - это формирование литературоведческих знаний у младших школьников. Отбор знаний и уровень их освоения определяются потребностью учащихся в данных знаниях для осуществления практической деятельности. Знания не должны преподноситься детям в готовом виде. Начальные литературоведческие и речевые знания формируются в процессе наблюдений за особенностями изучаемых произведений[6]. Связь между читательскими умениями, приёмами работы и перечнем литературоведческих представлений, приведённые в программе всегда прослеживается. Задания в программе

М.П. Воюшиной отвечают тем особенностям сказок Андерсена, которые выделены в первом параграфе. Предложенная работа ведет полноценному восприятию сказки, к выявлению ее смысла, к постижению авторского видения, к пониманию героев.

Литературоведческие знания, получаемые младшими школьниками при изучении сказок Х.К. Андерсена, различаются в зависимости от того, по какой программе обучаются учащиеся.

Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Общие принципы и приемы изучения элементов теории литературы обоснованы в фундаментальном труде академика В.В. Голубкова: «Формирование у учащихся основных литературоведческих понятий, имеющие целью дать им систему знаний, составляет одну из главных задач нашей школы. Но эта работа по формированию понятий, должна быть поставлена в тесную связь с общими задачами. В противном случае она рискует превратиться в пустой формализм».[7] Процесс овладения понятиями предполагает взаимодействие теоретического и образного, логического, обобщенного, конкретно-действенного и эмоционального компонентов мышления. Нельзя забывать о взаимодействии мышления образного и понятийного, необходимо рано начинать с учащимися работу над понятийными категориями: «Чем конкретнее представление, тем полновеснее понятия; чем ярче образное мышление, тем больше даст оно и для мышления понятийного. Чем больше уточнят учащиеся понятий, тем ярче их конкретные образные представления».[8] Должно быть взаимодействие двух систем: системы анализа художественных произведений и системы изучения литературоведческих понятий. В основе системного изучения литературы лежит  углубление связей между личностным восприятием произведения, его изучением и владением системой литературоведческих понятий. Выясняя составные части произведения и значение каждой части для понимания целого, учащийся ставит рядом и составляет характеры героев, следит за развитием действия, понимает авторскую позицию. Школьный анализ литературного произведения носит ярко выраженную воспитательную направленность. В ходе анализа учащиеся переходят от художественной конкретности произведения словесного искусства к обобщениям различного характера и уровня, в том числе к обобщениям теоретико-литературного плана. Иного пути формирования литературоведческих понятий в школьном образовании нет.[9]


[1]  Л.Ф. Климанова,  В.Г. Горецкий. Литературное чтение//Программно - метод. материалы: Чтение. Нач. шк./Сост. Т.В. Игнатьева. -4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.-С.34.

[2] Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение// Программно - метод. материалы: Чтение. Нач. шк./Сост. Т.В. Игнатьева. -4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.-С.33.

[3] Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Чтение и начальное литературное образование// Программно - метод. материалы: Чтение. Нач. шк./Сост. Т.В. Игнатьева. -4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.-С.49.

 

[4] Программа четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века»/ Рук. проекта проф. Н.Ф. Виноградова. - М.: Вента-Графф, 2001.-С.56.

[5]  М.П. Воюшина. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы. 2-е изд., переб. - СПб: Папирус, 2003.-С.6.

[6]  М.П. Воюшина. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы. 2-е изд., переб. - СПб. :Папирус, 2003.-С.7.

[7] В.В. Голубков. Методика преподавания литературы. - М., 1962.- С. 202-203.

[8] О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. педвузов./Под ред. О.Ю. Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-С.274.

[9] О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. педвузов. /Под ред. О.Ю. Богдановой.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. -С. 289.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская работа как один из способов реализации программы «Одаренные дети»

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями ...

Научная статья: Литературоведческие основы школьного анализа сказок Х.К. Андерсена

Известный исследователь скандинавской сказки и творчества  АндерсенаЛ.Ю. Брауде писала: «Литературная сказка Скандинавии выросла не на пустом месте. Подготовительной ее стадией была сказка народн...

Научная статья: " Литературоведческие основы школьного анализа сказок Х.К. Андерсена"

Давая определение литературной сказки, необходимо учитывать различные тенденции ее понимания наукой, выявить наиболее характерные  для этой сказки черты. Литературная сказка связана с фольклорным...

Статья "Сказка в работе учителя начальных классов."

В статье рассматривается сказка как средство воспитания и развития ребенка. Авторы делают вывод о необходимости использования сказок в работе с учащимися начальной школы....

Театрализованное представление «Путешествие по сказкам Андерсена» (К 210- летию со дня рождения Г.Х. Андерсена) Для учащихся 1-4 классов.

данный материал был использован в начальных классах для проведения внеклассного мероприятия к юбилею Г.Х.Андерсена....

Статья"Сказки- подсказки как средство познания математических понятий в игровой форме на уроках математики в начальной школе."

В статье я рассказываю о том, как с помощью придуманных мной образов- сказочных героев- жителей страны Математики, можно познакомить учащихся начальной школы со сложными математическими понятиями: зад...

Статья СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В данной статье поднимается тема развития творчества с помощью сказки, рассмотрены виды сказки и некоторые интересные методы работы на уроках литературного чтения с 1-4 класс....