Статья СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
статья (3 класс)

В данной статье поднимается тема развития творчества с помощью сказки, рассмотрены виды сказки и некоторые интересные методы работы на уроках литературного чтения с 1-4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа

ШАЯХМЕТОВА РИНА РАИЛЬЕВНА

БГПУ им. М Акмуллы (г.Уфа)

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В настоящее время в нашей стране резко возрастает актуальность проблемы развития творческих способностей младших школьников. В психолого-педагогической литературе рассмотрены различные подходы к характеристике творчества, творческих способностей и связанных с этой категорией понятий.

Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) только те способности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколько деятельностей;

3) способности несводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения [6,16].

По мнению Э.А. Голубевой, творчество – это личностное качество, опирающееся на развитие высших психических функций, когда творчество как навык охватывает все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой [3, 242].

Проблема развития творческой личности в начальном звене была и остается актуальной. Государству нужны не отличные исполнители, а интеллектуально развитые, творчески одаренные личности.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом Начального Общего Образования среди заданий уроков чтения являются развивающие:

  • формировать речевые умения (читать и говорить в соответствии с нормами литературного языка);
  • развивать внимание, память, наблюдательность;
  • аналитико-синтетические умения сравнивать, обобщать, доказывать, проводить аналогию, устанавливать причинно-следственные связи; развивать творческие способности, самостоятельность и навыки самоконтроля.

«Сказка - животворящий источник детского мышления. Многолетний опыт убеждает, что интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, которые рождаются в душе ребенка под впечатлением сказочных образов стимулируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Под влиянием чувств ребенок мыслит словами. В сказочных образах-первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем», - писал В.А.Сухомлинский. [1,4].

Среди многообразия современных средств обучения и воспитания хотелось бы обратить внимание на сказку. Является ли сказка средством обучения? Выдающиеся педагоги разных времен придавали особое значение сказке.

Так, В. А. Сухомлинский широко использовал сказки, сказания, поговорки и пословицы, песни, народные традиции и обряды в повседневной учительской работе, в своих произведениях показывал их целесообразность в духовном росте учащейся молодежи. Так, в трудах «Сердце отдаю детям» он придаёт сказке такую роль: «Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Сказка-благородный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Отечеству. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетиями, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремление. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа».

Сказка как своеобразный жанр народного и литературного творчества занимает значительное место в фольклоре всех стран мира. Сказки относятся к древнейшим произведениям человеческого духа и уходят в глубину таких далеких от нас времен, которую не достигает ни одна человеческая история. Сказка – неотъемлемая составляющая народной педагогики.

В настоящее время существует несколько классификаций сказок.

В соответствии с классификацией Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой сказки подразделяются на:

1) художественные;

2) дидактические;

3) медитативные;

4) психотерапевтические;

5) психокоррекционные.

И.В. Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида [2,143]:

1) фольклорные;

2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю. Соколова, А.В. Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка), по мнению И.В. Вачкова, призван раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.

Формирование духовного облика ребенка, его культуры зависит от того, как учитель на своих уроках сумеет развить в нем умение находить красоту в том, что ее окружает. Детям свойственна исключительная непосредственность. Нужно научить их видеть прекрасное в окружающем и наслаждаться им. Не один год начальная школа работает над целью внедрения образной этнопедагогики на примерах из родного фольклора.

При обсуждении сказки в детском воображении возникают скорее на интуитивном, образно-конкретном, чем на логически-абстрактном, понятийном уровне, что и подтверждает чувственное принятие окружающего мира младшими школьниками.

Чтобы произведение создавало достаточно благоприятные условия для зарождения положительных черт, нацеливал не просто на самоанализ, а на развитие своих способностей, формирование характера, совершенствование себя благодаря собственной деятельности. Для этого на уроках можно применять нестандартные технологии работы со сказкой: перепутывание сказочных сюжетов и героев; изменение характера героя; изменение места, времени, события; изменение конца сказки; составление сказки по схеме.

Такая работа позволяет избежать стереотипов. Дети учатся развязывать ситуацию, «использовать волшебство» фантастических и сказочных существ, решать определенную задачу, выходить из сложной ситуации. Незаметно для себя ребенок раскрывает свои потайные желания, улучшает взаимоотношения с окружающими.

Быть самим собой, при любых обстоятельствах сохранять собственное лицо, не терять чувство достоинства своим примером учат персонажи многих

сказок. Это, прежде всего, те произведения, главные герои которых тоже дети с понятными и близкими особенностями поведения и психологией поступков («Теремок», «Козьма Скоробогатов» «Журавль и цапля» и т. д.) и сказки о животных.

Таким образом народная педагогика в своих воспитательных усилиях, в том числе с помощью сказки, всегда выходит с реальной жизненной практики. Средства образности в данном случае предельно целеустремленные. В мире детства в первую очередь учитывается то обстоятельство, что он существует и развивается под непрерывным влиянием и в среде взрослых. Дети постоянно пытаются заявить право на собственное «Я». В этом плане отношения между взрослыми и детьми - важная как воспитательная и поведенческая проблема, одна из неотъемлемых составляющих социокультуры общества. При таких обстоятельствах на каждом уроке стоит придерживаться постулата народной педагогики, который легко прослеживается в нашем фольклоре, особенно по сказкам: воспитывать – значит предупреждать [7, 32].

Целесообразными направлениями работы с учениками младшего школьного возраста на уроках чтения должны быть: тренировка памяти; тренировка внимания; тренировка образного мышления; тренировка логического мышления; развитие воображения и творческих способностей.

Осмысление детьми сказочных сочинений уже с 1 класса не только, упрощенно говоря, положительный герой – отрицательный герой, а с позиции оценки его поступков, которые реализуются в актах содеяния, соучастия, ведет к сопоставлению их с жизненными аналогиями, личным опытом обучающихся, с поведением и поступками при схожих ситуациях и в воспитательном плане гораздо результативнее. С этой точки зрения происходит отбор народных сказок, тех, которые легко поддаются инсценировке, насыщенные поучительными событиями и диалогами социокультурного характера, доступны и интересны детям младшего школьного возраста [5, 16-22].

Ценность метода развития творчества заключается в том, что виды деятельности действуют в тесной взаимосвязи. Пробуждая воображение и эмоции, различные приемы обучения активизируют способности, вызывают увлеченность деятельностью – качества характеризуют наличие творческого начала и активизируют волевые усилия для достижения творческой цели. Изменение отношения до обучения способствует лучшему усвоению материала, развитию творчества в любой области деятельности [4, 14-15].

Рассмотрим виды работ, которые возможно использовать на различных этапах урока литературного чтения.

1. Ассоциативный куст.

а) Составление характеристики героев сказки.

б) Изображение героя через ассоциативный рисунок (Доброго и Злого, Веселого и Грустного).

2. Ассоциативная паутинка в слова в виде схемы.

Этот вид работы целесообразнее использовать на таком этапе урока как «Коллективный итог. Рефлексия учебной деятельности». С помощью ассоциативного куста на уроке воспитывается наблюдательность, развивается фантазия, образное мышление; это помогает ученикам овладевать особенностями сказки, выразительно рассказывать ее содержание, прививаю навыки грамотного письма, обогащает словарный запас ребенка.

После проделанной работы, а именно, построения ассоциативного куста, у ребенка развивается умение сравнивать, выражать свои мысли.

3. Кроссворды.

4. Работа над пословицами. (Подобрать строчки из сказки, которые объясняют содержание пословиц.)

При помощи работы над пословицами важно своеобразное сочетание малых жанров устного народного творчества со сказкой. Соревнуясь, ученики проявляют инициативу, развивают навыки общения, сотрудничества и взаимопомощи, вежливости.

5. Психологическая игра: «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Этот вид работы рекомендовано применять на всех этапах урока. Особенно он актуален при изучении нового материала. Использование психологической игры на уроке помогает пробудить у ученика интерес к теме, учить отвечать на вопросы по содержанию. Цель этого вида работы – развить у обучающихся критическое мышление.

6. Викторина по сказкам: «Сказочная корзина». (Учитель по очереди преподносит детям корзину. Ученик вынимает один лист с цитатой, читает строки из сказки и называет ее).

Положительно-эмоциональное состояние, которое царит на уроке при выполнении этого вида работы очень эффективен. Он систематизирует знания содержания самых популярных сказок, заставляет ребенка определять моральные проблемы, которые решаются в этих произведениях. Важно обучать учеников при выполнении этой работы согласовывать свои действия с действиями других игроков, получать удовольствие от выполнения игровых правил.

7. Урок-сказка. (Математика, 1 класс). Иногда ученики не могут усвоить программный материал, потому что не понимают целесообразности большинства правил и требований, поэтому эффективным будет предложить близкую им тему или задачу в сказочной форме.

8. Составление сказки по динамично-рисуночном плану. (Русский язык, 2 класс).

9. Составление сказки на основе наблюдений за природой. (Интегрированный урок развития связной речи и окружающего мира, 3 класс).

10. Урок развития воображения и фантазии. (Нестандартный урок, 3 класс).

11. Составление сказки по данному зачину. (Урок развития связной речи, 4 класс).

Таким образом, можно сказать, что включение заданий подобного типа помогает обучающимся закрепить жанровые особенности сказки, а также способствует развитию творческих способностей. У каждого ребенка формируется свой воображаемый мир. Все описываемые события сказки связаны с привычками и событиями жизни детей, поэтому обучающиеся с удовольствием выполняют творческие задания.


Список использованных источников

  1. Бибко Н.С. «Сказка приходит к нам на урок» // Начальная школа-1996.-№9. С. 5
  2. Вачков И. В. Развитие самосознания через психологическую сказку.М., 2007, С. 176
  3. Голубева Э. А. Способности. Личностью Индивидуальность / Э.А. Голубева. - Дубна: Феникс+, 2005, С. 512
  4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2004, С. 14-15
  5. Помелов В.Б. Народная педагогика как средство воспитаниям// Начальная школа - 2013.- №9. С. 16-22
  6. Теплов Б.М. Способности и одарённость / Б.М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. М.: Просвещение, 1961, С.9-20
  7. Харин А.С. Нравственно-эстетическое образование и воспитание в развитии национальной начальной школы. // Начальная школа. - 2001 - №6, С. 43

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Творческий  отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих  способностей на уроках литературного чтения"...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»

Данные методические рекомендации посвящены вопросу развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В них описывается методика подготовки детей к выполнению тв...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения (открытие в себе автора)

В данной статье представлен опыт моей работы по открытию в каждом учащемся авторского таланта в соответствии со степенью самостоятельности и активности. В процессе работы происходит преодоление затруд...

Интерактивные тетради- средство развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Интерактивные тетради- средство развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В данной презентации рассказано, что такое интерактивные тетради, что необходимо для...