Научная статья: "Проблема формирования знаний в дидактике и в методике литературного чтения"
статья по чтению (4 класс) на тему

Мишина Любовь Ивановна

Выбор литературоведческих и речеведческих понятий, определялся необходимостью обращения к ним в процессе анализа изучаемых произведений и опоры на них при формировании системы умений. Естественно, что формирование данных понятий во всей их полноте и сложности невозможно на уровне начального обучения, упрощение неизбежно. Поэтому особенно важно выработать принцип упрощения без искажения сути понятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема формирования знаний в дидактике и в методике литературного чтения

Выбор литературоведческих и речеведческих понятий, определялся необходимостью обращения к ним в процессе анализа изучаемых произведений и опоры на них при формировании системы умений. Естественно, что формирование данных понятий во всей их полноте и сложности невозможно на уровне начального обучения, упрощение неизбежно. Поэтому особенно важно выработать принцип упрощения без искажения сути понятия.

В ряде случаев такое упрощение возможно за счёт ознакомления с общим понятием и подведением под него всех частных случаев. Принцип подведения частного под общее позволит в будущем углублять знания ребят, знакомя их с новыми частными проявлениями, не разрушая представления об общем.[1]

Второй принцип состоит в том, что содержание понятия раскрывается не полностью.

Третий принцип состоит в объединение близких понятий.

Варьируется и уровень усвоения знаний. Часть знаний может быть сформирована на уровне понятия, с выделением существенных признаков, введением формулировки и термина. Например, понятия «основная мысль», «тема».

Часть знаний формируется на практическом уровне: ученики могут употреблять термин. Назвать этим термином соответствующее явление, но определение понятия не вводится. Так, на практическом уровне усваиваются понятия «композиция», «сюжет».

Могут формироваться знания и на уровне общего представления, в этом случае не вводятся термины, не даётся определение, но вся работа строится таким образом, чтобы дети увидели связь между отдельными явлениями.

Все знания, формируемые  у младших школьников, можно условно разделить на два вида: знания, необходимые для создания общего представления о природе искусства, его назначении, и знания, являющиеся базой для овладения конкретной операцией, приёмом анализа.[2]

Библиографические знания и умения можно формировать на специально отведённых уроках, можно уделить этой работе часть обычного урока чтения. Главное, создать такие условия, которые требовали бы от детей использования полученных знаний в повседневной практической деятельности, а не от случая к случаю[3].

В педагогической литературе существуют различные критерии, характеризующие качество знаний. Так, И.Я. Лернер, Н.Т. Огородникова, М.Н. Скаткин при оценке рекомендуют принимать во внимание 12 критериев качества знаний: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщенность, свернутость, развернутость, систематичность, системность, осознанность, прочность. По мнению А.П. Свиридова основными характеристиками качества усвоения знаний являются объем и полнота, системность, прочность, действенность и самостоятельность знаний. Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко выделяют три критерия: 1) прочность, который описывают через такие характеристики как осознанность, свернутость и развернутость; 2) действенность - осознанность, полноту и мобильность; 3) системность - полноту, глубину, систематичность, осознанность, конкретность и обобщенность. Большинство исследователей к основным характеристикам относят следующие понятия: полнота, прочность, осознанность, осмысленность, автоматизм, системность, действенность, самостоятельность. Одни из них характеризуют изучаемый материал, другие - успешность его освоения.[4]

Объем знаний, умений и навыков определяется количеством программных знаний, умений и навыков, усвоенных учащимся. Объем знаний, умений и навыков характеризуется через полноту.

Полнота сформированности знаний определяется количеством структурных элементов системы знаний, усвоенных учащимся (если рассматриваются предложенные для усвоения структурные элементы системы знаний) или количеством показателей того или иного структурного элемента системы знаний, усвоенных учащимся (если рассматривается усвоение содержания того или иного структурного элемента системы знаний). Полнота знаний может быть проверена при помощи вопросов или заданий, предусматривающих воспроизведение фактов, понятий, правил и т.д., а также путем указания всех свойств объектов или явлений и т.п.;

Прочность - это степень владения учащимся учебным материалом на уровне долговременной памяти.

Осознанность - это умение ученика обосновывать выбор именно данного способа действий, а не какого-либо другого. Осознанность проверяется с помощью вопросов на обоснование учеником выбранного способа действия.

Осмысленность и глубина. Осмысленность и глубина знаний проявляется в способности ученика анализировать, синтезировать, обобщать, оценивать учебную информацию. Осмысленность и глубина может быть проверена путем предъявления ученику вопросов и заданий в измененном виде.

Действенность можно проверить по умению ученика применять знания.

Самостоятельность знаний - это способность ученика создавать субъективно новые знания, конструировать субъективно новые способы деятельности.

В дидактике выделяют следующие виды знаний: понятия и термины, знания о фактах, знания о законах как связях внутри относительно ограниченной совокупности явлений, знания о теориях как связях в рамках более широкой совокупности явлений, знания о методах познания и способах деятельности.

Этапы усвоения знаний могут быть представлены в такой последовательности: узнавание, воспроизведение (после запоминания), понимание, применение в знакомых условиях, применение в незнакомых условиях, оценивание. Каждый из названных этапов усвоения может осуществляться на разном уровне. При этом выделяют репродуктивный и продуктивный уровни.

Наряду с названными параметрами рассматриваются и качества знаний. Выделяются следующие группы этих качеств:

а) системность, систематичность, научность, обобщенность, осознанность, свернутость, фундаментальность;

б) гибкость, мобильность, оперативность;

в) действенность, направленность на практическое использование;

г) полнота, объем, точность, прочность. В школе больше внимания уделяется анализу полноты и прочности знаний и значительно реже другим качествам.

В последние годы в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности учащихся. Показатели знаний описываются через владение их элементами, которое выражается в выполнении обучаемыми интеллектуальных операций, поддающихся объективному измерению. Обобщенная система таких показателей обученности может быть представлена следующим образом:

Показатели сформированности знаний.

–узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений, конструирование определений, понятий);

–раскрытие объема понятий (характеристика номенклатуры объектов и явлений, обобщенных понятием и их классификация);

–раскрытие содержания понятия (характеристика существенных признаков объектов или явлений, отраженных данным понятием);

–установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе (выделение иерархических и ассоциативных связей между понятиями, построение логически упорядоченных терминологических схем).

На уроках литературы предметом изучения являются не знания как таковые (понятия, термины, законы, закономерности), а художественное произведение. Знания нужны для того, чтобы восприятие художественного произведения было адекватно его природе, чтобы искусство воспринималось и оценивалось по законам искусства. Программа по литературному чтению не содержит требований к формированию литературоведческих понятий. Все знания младшие школьники усваивают на практическом уровне. Они знакомы с термином, могут пользоваться им в процессе анализа конкретного произведения, но от них не требуется знание формулировки, выделения существенных признаков понятия.[5]


[1] М.П. Воюшина. Модернизация литературного образования и развития младших школьников: Монография.- СПб,2007.-С.110. 

[2] М.П. Воюшина. Модернизация литературного образования и развития младших школьников: Монография.- СПб,2007.-С.111. 

[3] М.П. Воюшина. Модернизация литературного образования и развития младших школьников: Монография. - СПб,2007.-С.112. 

[4] Оценка результатов учебной деятельности учащихся. Методические рекомендации для учителей школ./Сост.

Т.Е. Климова. - Магнитогорск,1997. http://tanjan. ucoz. ru/dok/diagnost.doc.26.05.2011.

[5] Оценка результатов учебной деятельности учащихся. Методические рекомендации для учителей школ/Сост.

Т.Е. Климова. - Магнитогорск,1997. http://tanjan.ucoz.ru/dok/diagnost.doc.26.05.2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.

В статье раскрываются приемы работы по формированию  познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...

Статья " Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения"

В статье говорится об актуальности данной темы. Предлагаются дидактические игры для младших школьников....

Методика литературного чтения и работы с детской книгой

«Литературное чтение»овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"

Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...