Урок литературного чтения 2 класс: С.А.Махотин. «В кого я такой?» Ю.Коваль. «Дед, баба и Алёша»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Мишина Любовь Ивановна

Сегодня мы начинаем знакомиться с новым разделом учебника. Прочитайте, как он называется. Открывает этот раздел репродукция картины Бориса Михайловича Кустодиева «В «Тереме». (Мой дом)». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 2 класс

С.А.Махотин. «В кого я такой?»  Ю.Коваль. «Дед, баба и Алёша»

Цель урока: способствовать полноценному восприятию стихотворения С.А.Махотина и рассказа Ю.Коваля, ввести в проблематику раздела.

Задачи – создать условия, для того, чтобы учащиеся:

1) получили представление о средствах создания художественного образа изобразительном искусстве (колорит, композиция, поза),

2) учились читать по ролям;

3) овладевали системой читательских умений;

4) учились распределять свое внимание, слушая учителя и рассматривая иллюстрацию,

5) расширили словарный запас (репродукция, терем, самовар, стожки, заложить санки, лоси).

1. Подготовка к первичному восприятию.

– Сегодня мы начинаем знакомиться с новым разделом учебника. Прочитайте, как он называется. Открывает этот раздел репродукция картины Бориса Михайловича Кустодиева «В «Тереме». (Мой дом)». Рассмотрите картину. Какое настроение вызывает эта картина? Как вы думаете, почему у нее двойное название – «В «Тереме». (Мой дом)». (Художник называл свой дом на Волге «Теремом». Он действительно похож на русский терем: радостный, красочный, уютный, с высокой крышей, расписными окнами.) Как вы думаете, кто изображен на картине? Б.М.Кустодиев очень любил рисовать свою семью. На этой картине изображены сам художник, его жена – Юлия Евстафьевна и их дети – Кирилл и Ирина. Посмотрите, как сын следит за работой отца, как всматривается в его рисунок. Кирилл стал известным театральным художником. Дочь изображена ближе к матери, как вы думаете, почему? Посмотрите, в каких позах изображены дочь и мать, как художник подчеркивает их сходство? Как вы думаете – на картине изображена счастливая семья?

2. Первичное восприятие.

Чтение учителем стихотворения С.А.Махотина.

3. Вторичное восприятие и анализ текста.

– Понравилось стихотворение? Что такое «быть похожим»? Прочитайте стихотворение самостоятельно и подумайте, с какой интонацией нужно читать слова взрослых в первой строфе и во второй? Почему?

4. Первичное восприятие. Чтение учителем рассказа Ю.Коваля.

Во время слушанья дети рассматривают иллюстрации к рассказу в учебнике. (Учатся распределять внимание. Проясняют для себя значение устаревших слов.)

5.Проверка первичного восприятия.

– О чём и почему спорят дед и бабушка? Чего хочется каждому из них? А чего хочется Алёше?

6. Постановка учебной задачи.

– Давайте прочитаем этот рассказ по ролям. Сколько человек понадобится для чтения? Что надо сделать, чтобы подготовиться к чтению по ролям?

7. Вторичное восприятие и анализ текста.

– Читаем рассказ вслух и делаем пометки в учебнике, отмечаем, кто из героев произносит реплику.

Вопросы по ходу чтения, если возникает необходимость корректировки интонации:

– Как говорит баба – быстро или медленно? Как вы думаете, на кого она смотрит, когда говорит? С одинаковой ли интонацией она произносит первую и вторую реплики? Почему она приглашает Алёшу пить чай с пряниками, с вареньем и с ватрушками с творогом. (Акцентируем внимание на том, что бабушке хочется сделать приятное любимому внуку, она знает, что ему нравится, и старается доставить ему удовольствие.) Кому из вас приходилось пить чай из самовара? Знаете, почему он так называется? Посмотрите на иллюстрацию, найдите самовар. В центре самовара – труба, в неё насыпают горячие угли, и вода в самоваре греется. А когда самовар ставят на стол, он ещё долго шумит – разговаривает. В доме становится особенно уютно.

– Почему дед стал возражать бабе? Чем деду хочется привлечь внука? Какой сюрприз он готовит внуку? Что значит «заложить санки»? Покажите на иллюстрации, где изображены сани? А что такое «стожки»? Хорошо ли, что лоси «щиплют стожки» – едят сено? Почему? Почему дед почесал затылок, прежде чем позвать внука в лес? С какой интонацией надо прочитать слова деда?

– Как Алёша помог бабе и деду разрешить свой спор?

– Как вы думаете, автору нравится эта семья? Бабушка и дедушка очень любят внука и всячески стараются сделать что-то приятное для него. А Алеша сделал что-то приятное бабе и деду? (Конечно, он примирил их шутливый спор, показал, как он их любит, как ему хочется быть похожим и на бабу, и на деда). С какой интонацией надо читать заключительные слова автора?

8. Обобщение. Чтение рассказа по ролям.

9.Индивидуальная самостоятельная домашняя работа (по желанию).

– Любители ли вы сюрпризы? А сами любите делать другим что-то приятное? У вас есть такая возможность. Прочитайте задание в учебнике в рубрике: «Выбери, выполни, поделись с другими». Кто хочет его выполнить? Найдите страницы, на которых напечатаны стихотворения о семье. Видите, какой большой у вас выбор. На следующем уроке будет интересно узнать, кто какое стихотворение выбрал. Итак, ждем ваших сюрпризов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "С.Махотин. Фотограф"

Урок литературного чтения "С. Махотин. Фотограф. Поход в Музейный дом.Ван Гог. Церковь в Овере". УМК Перспективная начальная школа, 2 класс. Содержит три презентации: о творчестве Ван Гога, Работа с к...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Технологическая карта ПНШ для проведения урока литературного чтения в 3 классе Сергей Махотин «Самый маленький»

Технологическая карта урокаСергей Махотин «Самый маленький»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Сергей Махотин «Самый маленький»Цели урока: показать, что в сказке поведение героя по...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ М. Бородицкая "Вот такой воробей", С. Махотин "Местный кот"

Иногда не хватает времени и сил для подготовки к уроку. Буду очень рада, если кому-то пригодится материал: презентация и план урока....

Разработка урока литературного чтения на родном русском языке для 4 класса: К.Д. Воробьев "У кого поселяются аисты?"

Цели урока: -Познакомить с произведением К. Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?", с жизнью и творчеством писателя.- Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие.с...