Хорошо, когда рядом – папа! С. Маршак «Хороший день»
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

На данном уроке достижение образовательных результатов проиходит посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teshabaeva_konspekt.docx28.94 КБ
Файл teshabaeva_samoanaliz.docx14.41 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3.

Тема урока: Хорошо, когда рядом – папа! С. Маршак «Хороший день»

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:         

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по  

   тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи 

- создавать письменный текст.

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое

высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 3-й класс» 2-я часть. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Работа с текстом до чтения (7 мин)

  1. Антиципация (прогнозирование содержания)

-  Прочитайте заглавие стихотворения, имя автора произведения на стр.128

- Какое это стихотворение: сюжетное или лирическое?

- Как вы это определили?

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто является героями данного стихотворения?

- По заглавию и иллюстрации вы можете определить о чем мы будем читать?

-А что для вас значит хороший день?

Записывает мнения учащихся на доске.

- Посмотрите, мы пришли к одному мнению?

- Какую цель ставим?

 -«Хороший день» С. Маршак.

- Сюжетное.

- Судя по иллюстрациям учебника, на которых изображены различные предметы, действия людей. Не изображена природа.

-Папа и сын.

Высказывают своё мнение. (О хорошем дне, который провели папа и сын вместе)

Высказывают своё мнение.

-Ответить на вопрос «Что значит хороший день?»

Определять жанр стихотворения.

Предполагать содержание по заглавию, иллюстрации.

Проводить доказательство (Познавательные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Работа с текстом во время  чтения (15 мин)

1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом (Приложение).

  1. Обобщающая беседа

- Наше предположение, что это сюжетное стихотворение подтвердилось?

- О чем это стихотворении?

- Какими вы представляете героев стихотворения?

- Похож ли папа мальчика на папу Дениски?

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

-Да.

- О взаимопонимании, о счастье общения близких людей - отца и сына.

 

Высказывают своё мнение.

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

Работа с текстом после  чтения (10 мин)

1. Концептуальная беседа

- Вспомним, на какой вопрос искали ответ.

- Как ответите  теперь на этот вопрос?

- А для мамы?

2. Составление характеристики героев

- Предлагаю вам поработать в паре и составить характеристику героев, используя план:

1. Имя героя.

2. Какими качествами обладает герой?

3. Как автор относится к герою?

4. Как ты относишься к герою?

Организует проверку.

3. Творческое задание.

- Дома предлагаю вам составить сочинение на тему «Мой счастливый день»

- Работу оформите в тетради. Не забывайте о правилах оформления предложений на письме, о словах с изученными орфограммами. Объём текста не меньше 5-ти предложений.

- «Что значит хороший день?»

- Этот день был хорошим для папы и сына, потому что они весь день были вместе, ...

И для мамы день был тоже хороший: она радовалась за мужа и сына, ей подарили цветы...

Выполняют работу на листочках. Работают в паре 3 мин.

По одному представителю от каждой пары зачитывает (или дополняет) характеристику героев.

Формулировать главную мысль.

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Создавать письменный текст (рассуждение).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД). 

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Рефлексия  (10 мин)

- Какое произведение сегодня читали?

- Кто автор этого произведения?

- На какие вопросы данное произведение нам помогло найти ответ?

Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Я понял, что  ….

Меня удивило ….

Мне захотелось ….

- «Хороший день».

- С. Маршак

-Почему этот день назван хорошим?

- Что значит хороший день для мальчика и папы?

На листочках самостоятельно выполняют работу 2-3 мин. Желающие 2-3 человека озвучивают записи.

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Самуил Маршак

ХОРОШИЙ ДЕНЬ

Вот портфель,

Пальто и шляпа.

День у папы

Выходной. (Понятно, от чьего лица ведется рассказ? А как ребенок догадался, что у папы выходной?)

Не ушёл

Сегодня

Папа.

Значит,

Будет он со мной.

Что мы нынче

Делать будем? (А что можно делать вместе, когда папа дома? У вас как бывает?)

Это вместе

Мы обсудим.

Сяду к папе

На кровать -

Станем вместе

Обсуждать. (Конечно, всегда лучше вместе обсудить и решить, как провести выходной.)

Не поехать ли

Сегодня

В ботанический музей? (А в ботаническом музее что можно увидеть? (Всевозможные растения, узнать их историю; от слова «ботаника» - наука о растениях.) Значит, у папы и ребенка общее увлечение - растения.)

Не созвать ли нам

Сегодня

Всех знакомых и друзей? (Наверное, их много. Будет весело!)

Не отдать ли в мастерскую

Безголового коня? (Что за безголовый конь? Вы поняли? (Конечно, игрушечный. Он сломался.)

Не купить ли нам

Морскую

Черепаху для меня? (Значит, и животных этот. ребенок любит. Сморите, сколько дел у них с папой накопилось!)

Или можно

Сделать змея

Из бумажного листа,

Если есть

Немного клея

И мочалка

Для хвоста.

Понесётся змей гремучий

Выше

Крыши,

Выше тучи! (А змея кто будет делать? (Вместе конечно!) Значит, папа многое умеет! А вы уже догадались: этот ребенок - мальчик или девочка? (По игрушкам можно догадаться, что это мальчик). Вот сколько всего они с папой обсудили! Интересно, что выберут? Куда пойдут?)

- А пока, -

Сказала мать, -

Не пора ли

Вам вставать?

- Хорошо!

Сейчас встаём! -

Отвечали мы вдвоём. (Хором, наверное, отвечали. А почему столько восклицательных знаков? Как вы эти строчки будете читать? (Весело, бодро.) Попробуем: девочки прочитают хором первые четыре строчки этой строфы, а мальчики - следующие четыре. Постарайтесь передать настроение героев. (Чтение.)

Мы одеты

 И обуты.

Мы побрились

В две минуты. (И мальчик брился?) (Что касается Бритья -Брился папа, А не я!) (Конечно, он шутит! А почему он все время говорит «мы»?)

Мы постель убрали сами.

Вместе с мамой пили чаи.

А потом сказали маме:

- До свиданья! Не скучай!

Перед домом на Садовой

Сели мы в троллейбус новый.

Из открытого окна

Вся Садовая видна.

Мчатся стаями «Победы»,

«Москвичи», велосипеды. («Победы, «Москвичи» -это что? (Марки машин, их раньше у нас в стране выпускали.)

Едет с почтой почтальон.

Вот машина голубая

Разъезжает, поливая

Мостовую с двух сторон. (Вы чувствуете настроение мальчика? Какое оно?)

Из троллейбуса

Я вылез,

Папа выпрыгнул за мной.

А потом мы прокатились

На машине легковой.

А потом

В метро спустились

И помчались

Под Москвой. (Посмотрите: машины мчатся, едут, разъезжают; мальчик с папой смотрят из открытого окна троллейбуса - значит, погода... (закончите мысль). Предположите, какое это может быть время года. (Ответы.) Потом еще прокатились, помчались - здорово, весело! Как эти строчки прочитаете? (Быстро, бодро, весело.)

А потом

Стреляли в тире

В леопарда

Десять раз:

Папа - шесть, а я - четыре:

В брюхо,

В ухо,

В лоб

И в глаз! (Леопард - мишень в тире, вот он на рисунке. Папа у мальчика еще и стрелять умеет!)

Голубое,

Голубое,

Голубое

В этот день

Было небо над Москвою,

И в садах цвела сирень. (Почему слово «голубое» повторяется три раза? (Автор так передает эмоции ребенка: его переполняет восторг!) А вот и ответ на нага вопрос о времени года: чудесный майский день.)

Мы прошлись

По зоопарку.

Там кормили сторожа

Крокодила

И цесарку,

Антилопу

И моржа.

Сторожа

Давали свёклу

Двум

Задумчивым

Слонам. (Вот какими мальчик увидел слонов -задумчивыми. Почему, как вам кажется?)

А в бассейне

Что-то мокло... (Что же это мокло, интересно?)

Это был гиппопотам! (То есть... (бегемот). А почему опять восклицательный знак? (Удивление и восторг: думал мокнет что-то (бревно, например), а оказалось - это бегемот.)

Покатался я

На пони, -

Это маленькие

Кони.

Ездил прямо

И кругом,

В таратайке

И верхом. (Да, в Московском зоопарке раньше всегда катали детей на пони. Наверное, это удивительное ощущение, оставшееся от детства и у Самуила Маршака, и у Юнны Мориц... А наш, мальчик покатался и в легкой двухколесной повозке — таратайке, и даже верхом на пони!)

Мне и папе

Стало жарко.

Мы растаяли, как воск. (Значит, этот хороший день был не только весенний, ясный, пахнущий сиренью, но и... (теплым, жарким даже).

За оградой зоопарка

Отыскали мы киоск.

Из серебряного крана

С шумом

Брызнуло ситро. (Так называли раньше газированную воду с сиропом.)

Мне досталось полстакана,

А хотелось бы -

Ведро! (Почему только полстакана?)

Мы вернулись на трамвае,

Привезли домой

Сирень.

Шли по лестнице, хромая,

Так устали в этот день! (Так хорошо было папе и сыну в этот день. А что Же они о маме совсем забыли? (Конечно нет, сирень - это для нее.)

Я нажал звонок знакомый -

Он ответил мне, звеня,

И затих...

Как тихо дома,

Если дома нет меня! (А если мальчик дома?)



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературного чтения Тешабаевой Р. Р.

Тема урока: Хорошо, когда рядом – папа! С. Маршак «Хороший день»

3 класс

Для проведения урока литературного чтения была поставлена следующая цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:         

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по  

   тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи 

- создавать письменный текст.

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое

высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

              Цель поставлена точно и конкретно. Учебная ситуация создана на этапе работы с текстом до чтения. Дети обнаруживают цель урока, предлагая различные мнения (гипотезы), когда учитель задаёт вопрос: «А что для вас значит хороший день?» Записав на доске различные мнения детей, учитель спрашивает: «Мы пришли к одному мнению?» Затем ребята ставят цель урока: ответить на вопрос «Что значит хороший день?»

              Ученики работают в паре самостоятельно, когда составляют характеристику героя.

              В конце урока дети оценивают свою работу на уроке, продолжив три предложения.

Я понял, что  ….

Меня удивило ….

Мне захотелось ….

              Формы коллективно – распределенной деятельности в отношении достижения предметных и метапредметных результатов были целесообразны.

             К концу урока дети смогли ответить на ключевой вопрос урока «Что значит хороший день?»  Планируемый метапредметный результат соответствует специфике учебного предмета, теме, возрастным возможностям учащихся.

             Подобранный учебный материал приемлем для формирования данных УУД, способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Как хорошо, когда мы вместе".

Данное мероприятие проводилось совместно с родителями в День семьи и гимназии....

Хорошо, что рядом ты, мама!!!

Разработка сценария игровой программы ко дню Матери может быть использована воспитаелями групп продленного дна, воспитателями ДОУ, учителями начальных классов для проведения досугового мероприятия вме...

Презентация по литературному чтению 1 кл. "С.Маршак "Хороший день"

Презентация по литературному чтению 1 кл. С.Маршак "Хороший день" предназначена для проведения урока в 1 классе по разделу "Я и мои друзья". Данная презентация хороший помощник в п...

Литературное чтение. С. Маршак "Хороший день". 1 класс

Технологическая карта. Литературное чтение в 1 классе. УМК "Школа России". Тема: С.Маршак «Хороший день».Цель: Познакомить учащихся с произведением С.Маршака «Хороший день...

Сценарий развлечения ко Дню Матери " Хорошо быть рядом с мамочкой"

Совместное с родителями развлечение для детей средней группы, посвященное Дню Матери...

Вопросы для викторины по стихотворению С.Я. Маршака «Хороший день».

Вопросы для викторины по стихотворению С.Я. Маршака «Хороший день»....