Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 1-ом классе на тему С.Маршак «Хороший день»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Калмыкова Марина Константиновна

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 1-ом классе

на тему С.Маршак «Хороший день»

Цель: Познакомить учащихся с произведением С.Маршака «Хороший день»;

Совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью;

 Обучать правильному и выразительному чтению;

Развивать творческие способности, память, речь, мышление.

Воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям, любовь к близким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalmykova_m_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx124.25 КБ

Предварительный просмотр:

Калмыкова Марина Константиновна,

учитель начальных классов МБОУ: Краснодонская ООШ,

Волгодонского района Ростовской области

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 1-ом классе

на тему С.Маршак «Хороший день»

Тип урока:

Первичное предъявление новых знаний.  

Авторы УМК:

Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г., УМК «Школа России»

Цели урока:

Познакомить учащихся с произведением С.Маршака «Хороший день»;

Совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью;

 Обучать правильному и выразительному чтению;

Развивать творческие способности, память, речь, мышление;

Воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям, любовь к близким.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятие решений;

Метапредметные:

Познавательные УУД: формировать умение анализировать произведение; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами; определять главную мысль текста; определять характер, настроение героев произведения.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель, работать над её реализацией.

Коммуникативные УУД: понимать задаваемые вопросы; выражать свою точку зрения.

Познавательные УУД: формировать умение прогнозировать содержание произведения, анализировать текст, понимать мысли автора.

Предметные: учащиеся научатся выразительно читать произведение, определять тему и главную мысль.

Оборудование:

 портрет С. Маршака;

выставка книг;

мультимедийный компьютер;

карточки с заданиями «Доскажи словечко»;

текст для речевой разминки;

аудиозапись стихотворения «Хороший день» С. Маршак;

ИКТ презентации «Ботанический музей», «Ростовский зоопарк».

Образовательные ресурсы:

Учи.ру

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

Приветствует учеников. Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки. Проверяет готовность к работе.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок друзья…

Психологический настрой на урок. Дети проверяют готовность к уроку.

Личностные.

  1. Проверка выполнения творческого задания.

Осуществляет контроль качества выполнения творческого задания.

Дети показывают свои рисунки.  Рассказывают о своём близком человеке. Слушают собеседника.

Коммуникативные.

Познавательные.

  1. Речевая разминка.

Предлагает учащихся прочитать чистоговорку меняя голос на каждой строчке: громко – тихо, весело – сердито.

Приложение № 1

АМА – АМА – АМА – у меня есть мама.

АПА – АПА – АПА – мой любимый папа.

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля.

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – старенький дедуля.

РА – РА – РА – младшая сестра.

АТ – АТ – АТ – мой любимый брат.

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ – я люблю свою семью.

Дети читают чистоговорку медленно. Читают шепотом, потом громко.

Коммуникативные

  1. Актуализация знаний.

Задает вопросы. Проводит разминку «Доскажи словечко». 

(Приложение № 2)

- Что объединяет эти произведения? (Это произведения С.Я. Маршака)

- Ребята, какую главу мы изучаем? Какие произведения прочитали? («Я и мои друзья» - стр. 29)

- Чему учат нас эти произведения?

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвижение гипотез. Учатся строить высказывания в устной форме.

 

Учатся слушать.

Находят нужную страницу в учебнике.

Познавательные.

  1. Целеполагание.

Организует деятельность учащихся направленную на постановку цели урока.

- Откройте учебник на стр. 43.  С каким произведением нам предстоит сегодня познакомиться? Как вы думаете, что мы можем узнать из этого произведения?

- Сегодня мы будем работать над произведением Самуила Яковлевича Маршака «Хороший день».

 Вместе с учителем формулируют тему урока и соотносят её с изучаемой главой.

Находят нужную страницу в учебнике.

Слушают собеседника. Высказывают свои предположения.

Регулятивные.  

  1. Первичное восприятие и усвоение нового материала учащимися.

     

Подготовка к восприятию произведения.  Задает вопросы по произведению.

-Посмотрите внимательно на фотографию писателя. (Фотография писателя)

- Что мы видим? (Маршак в кругу детей).

Рассказ о С.Я.Маршаке. (Приложение № 3)

- Посмотрите на выставку книг С.Маршака. (Выставка книг) 

- Эти произведения вы можете найти в нашей школьной библиотеке. Где ещё можно найти произведения этого автора?

Предлагает прослушать стихотворение «Хороший день».

- Предлагаю вам устроиться поудобнее и прослушайте стихотворение «Хороший день». В учебнике это стихотворение дано в сокращении.  

(Звучит аудиозапись стихотворения)

Выслушивает впечатления детей. Беседует с ними.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какой день для вас хороший?

Мотивирует учащихся на самостоятельное восприятие текста.

- Прочитайте стихотворение С.Маршака самостоятельно.

Обращает внимание на значение слов и выражений, которые не понятны для восприятия.

- Какие слова и выражения вам не понятны?

Нынче – теперь, в настоящее время;

Ботанический музей (сад) – музей (сад) растений;

Убрать постель – заправить постель;

Цесарка – птица отряда куриных;

Гиппопотам - один из двух видов бегемотов;

Таратайка – легкая двухколесная повозка с откидным верхом.

Воск – вещество, вырабатываемое пчёлами и служащее им для постройки сот;

Ситро – фруктовый прохладительный напиток.

 Физминутка (Приложение № 4)

Предлагает рассмотреть иллюстрацию. Задает вопросы, слушает ответ. Выборочное чтение.

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто на них изображен? (мальчик в постели; мальчик запускает воздушного змея; папа бреется; в зоопарке; мальчик пьет ситро)

- Прочитайте строки из стихотворения, в которых описывается, как начался день.

- Какие планы на день строили герои? Прочитайте отрывок из стихотворения. Найдите иллюстрацию.

- Какой фразой мама прервала эти размышления?

- С чего начались сборы? Найдите иллюстрацию.

- Какое время года описано в стихотворении? Докажите (Весна, цвела сирень: Привезли домой сирень).

- Где были в этот день наши герои? Найдите иллюстрацию.

- Чем закончился день?

Предлагает ответить на вопрос учебника. Выбрать ответ.

- Подумайте, почему автор назвал свое произведение «Хороший день». Что было по вашему мнению самое – самое хорошее? Выберите ответ: покатался на пони; привезли домой сирень; я был с папой.

- Как  ещё можно провести свободное время с родителями?

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Высказывают предположения, обмениваются мнениями.  

Знакомятся со стихотворением.

Умение слушать и принимать речь других.  

Высказывают свои впечатления. Беседуют с учителем.

Читают текст.

Высказывают предположения.

Обмениваются мнениями.

 

Учатся двигаться ритмично, в соответствии со словами из текста.

Обмениваются мнениями. Учатся слушать собеседника.

 

Рассматривают иллюстрацию.

Находят в тексте необходимую информацию.

Высказывают свое мнение о прочитанном. Соотносят содержание произведения с иллюстрациями в учебнике.

Осознано и произвольно строят речевые высказывания.

Обмениваются мнениями. Строят речевые высказывания в устной форме.

Отвечают на вопрос учебника. Делятся своими впечатлениями.

Познавательные.

Предметные. Личностные. Регулятивные. Коммуникативные.

 

 

Коммуникативные.

  1. Расширение кругозора учащихся. (Дополнительный материал)
  1. Рассказывает о ботаническом музее в Москве.

Приложение № 5, ИКТ презентация № 1

- Что можно увидеть в ботаническом саду?

  1. Рассказывает о Ростовском зоопарке. Приложение № 6, ИКТ презентация № 2

- Кто был в зоопарке? С кем вы были в зоопарке?  Какое впечатление у вас было после посещения зоопарка?

Слушают сообщения.

Обмениваются мнениями.

Формируют ценностное отношение к животному и растительному миру.

Личностные.

  1. Итог урока.

Организует деятельность учащихся  направленную на подведение итогов.

- С каким произведением познакомились? Кто автор?

- О чём оно? Чему мы учились на уроке?

С. Я.Маршак писал «Пожелания друзьям»:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для дальнего пути-

Главнейшее условие.

           Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

    Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья.

Дается нам недешево.

 Формулируют высказывания, удерживают учебную задачу, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

 

Высказывают свои суждения о прочитанном произведении. Делятся впечатлениями о своих отношениях с родителями.

Регулятивные.

Личностные.

 

  1. Рефлексия.

Предлагает учащимся оценить себя. Определяет эффективность урока.

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.

Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Озвучивают общую цель.

Анализируют свою работу на уроке.

Личностные

  1. Творческое задание.

Предлагает творческое задание.

Рассказать или нарисовать  о своем самом хорошем дне.

(вместе с родителями – по желанию)

 Повторяют задание.

Регулятивные.

Личностные.

Приложение № 1

Речевая разминка

АМА – АМА – АМА - у меня есть мама.

АПА – АПА – АПА – мой любимый папа.

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля.

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ - старенький дедуля.

РА – РА – РА - младшая сестра.

АТ – АТ – АТ - мой любимый брат.

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я люблю свою семью.

Приложение № 2

«Доскажи словечко»

«Сел он утром на _______(кровать),

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул ________(руки) -

Оказалось, это ___________(брюки)»

(«Рассеянный с улицы Бассеянной»)

«Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
— Не учи
Молчать
Другого,
А молчи
Побольше ______(Сам!)»

(«Угомон»)

«Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на_________(ремне),

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной__________(фуражке),

Это он,

Это он,

Ленинградский____________(почтальон)»

(«Почта»)

«Приоткрыла дверцу Лена –

Соскочил огонь с__________(полена),

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на ________(стол),

Побежал по стульям с треском,

Вверх пополз по_______________(занавескам),

Стены дымом заволок,

Лижет пол и ______________(потолок)»

 («Пожар»)

Приложение № 3

D:\Зам.директора по УВР\Класс\1 класс\Уроки и внеурочка 1 кл\Литер чт\На конкурс\Калмыкова М.К., Пед.идея 2020\КалмыковаМ.К. Технологическая карта\Калмыкова М.К, портрет С.Я. Маршак.jpg

Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887—1964) — русский советский поэтдраматург и переводчиклитературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг.

Лауреат Ленинской (1963) и четырёх Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951).

Почётный гражданин Шотландии.

Детские сказки

  • «Двенадцать месяцев» (пьеса, 1943)
  • «Горя бояться — счастья не видать»
  • «Радуга-дуга»
  • «Умные вещи» (1964)
  • «Кошкин дом» (первый вариант 1922)
  • «Теремок» (1940)
  • «Мельник, мальчик и осёл».
  • «Сказка о глупом мышонке».
  • «Сказка про короля и солдата».
  • «Про двух соседей».
  • «Лошади, хомяки и куры».
  • «Сказка об умном мышонке».
  • «Отчего кошку назвали кошкой».
  • «Кольцо Джафара».
  • «Старуха, дверь закрой!»
  • «Пудель».
  • «Багаж».
  • «Хороший день».
  • «Отчего у месяца нет платья».
  • «Где обедал воробей?»
  • «Волга и Вазуза».
  • «Кот-скорняк».
  • «Лунный вечер».
  • «Усатый-полосатый».
  • «Храбрецы».
  • «Угомон».
  • «Разговор».
  • «В гостях у королевы».
  • «Что я видел».
  • «Сказка про козла».
  • «Доктор Фауст»

Источник:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%BA,_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D1%83%D0%B8%D0%BB_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://www.culture.ru/persons/9067/samuil-marshak

Приложение № 4

«Семейная зарядка» (движение в соответствии с текстом)

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёю.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева.

Ну а я, бегу трусцой

И качаю головой.

Приложение № 5

Госуда́рственный Биологи́ческий музе́й и́мени К. А. Тимиря́зева в Москве — естественнонаучный музей, основанный в 1922 году. С 1934 года музей расположен в стенах памятника архитектуры федерального значения — комплексе зданий бывшего Музея русских древностей Петра Ивановича Щукина, построенных в новорусском стиле в 18921915 гг. во владении Щукина по адресу Малая Грузинская улица, дом 15

Биологический музей им. К.А. Тимирязева – одни из старейших в нашей стране. На сегодняшний день имеет почти 80 тыс. единиц хранения.

Сегодня музей занимает площадь в 900 кв. метров. На его территории размещена крупнейшая в нашей стране экспозиция, посвященная миру растений и животных, эволюционной теории Ч. Дарвина, генетике, происхождению и эволюции человека.

Для тех, кто хочет познакомиться со всем разнообразием естественно - научных объектов, их редкими макетами и моделями, уникальными книгами по естествознанию, с редкими произведениями искусства, посвященным природе и выдающимся открытиям и исследованиям просто необходимо посетить Ботанический музей. Москва дает для этого все возможности, ведь она – эпицентр научной и исследовательской деятельности, а музей предлагает своим посетителям экскурсии и практические занятия с микроскопами по более чем 60 темам.

Экспозиция музея

В 1997 году в музее была открыта первая в нашей стране интерактивная экспозиция по биологии, получившая название «Комната открытий». Здесь посетителям предоставляется уникальная возможность попробовать на вкус удивительные и редкие фрукты, определить на вкус и запах пряности, рассмотреть под микроскопом различные природные объекты. Сотрудники музея предложат посетителям поучаствовать в выполнении интересных заданий, основанных на известных биологических теориях.

Не так давно Ботанический музей открыл на своей территории удивительную выставку «Подводный мир в волшебных шарах», с помощью которой демонстрируется удивительный метод прижизненного сохранения природного окраса рыб и беспозвоночных.

Источник:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2020/02/24/literaturnoe-chtenie-s-marshak-horoshiy-den

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9A._%D0%90._%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B0

https://timir.catalog.mos.ru/

https://samovar.travel/place/botanicheskiy-muzey/

Приложение № 6

Ростовский зоопарк — один из крупнейших зоопарков России (площадью почти 56,97 гектаров[2]), богатый своими традициями зоологический парк. Расположен в Ростове-на-Дону.

Ростовский зоопарк является участником 38 программ по сохранению редких и исчезающих видов животных, а также членом ISIS — Международной системы информации об особях животных. Отличительной особенностью зоопарка является обширная парковая зона, что делает его особенно популярным среди жителей города местом отдыха. Насаждения Ростовского зоопарка — памятник природы.

Был основан в июнe 1927 годa на базе живого yголкa школы имени Маршала Советского Союза C. M. Будённогo благодаря ученикам и учителю одной из ростовских школ (сейчас это школа № 43 на пр. Будённовском, 64). 26 июня 1927 года на пришкольном участке открылся для массового посещения Зоологический сад.

Зоопарк один из крупнейших по территории зоопарков России, который содержатся около 5 тысяч животных, относящихся к 400 видам, причём из них 105 видов внeceны в Kpaсную книгy МСОП, 33 видa — в Kpaсную книry России, а 132 видa внeceны в списки приложений конвенции CITES. Ростовский зоопарк работает в контакте с ведущими научными и общественными организациями мира, занимающимися проблемами сохранения редких и исчезающих видов животных, здесь содержится большое количество видов животных, занесенных как в Международную Красную книгу, так и в региональные списки редких и исчезающих животных.

Зоопарк Ростова занимает одно из первых мест в Европе по разведению орланов-белохвостов.

В зоопарке также есть секция аквариума, в которой представлены самые разнообразные обитатели подводного мира — от рыб Донского края до редких пресноводных скатов и крабов из Южной Америки. В террариуме есть крокодилы из Юго-Восточной Азии, разнообразные черепахи, змеи Средней АзииАфрикиАмерики, а также другие экзотические рептилии.

Источник:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2020/02/24/literaturnoe-chtenie-s-marshak-horoshiy-den

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1-ом классе на тему «Форма и цвет предметов»

Цели урока: Формировать навыки организации рабочего места; дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить технике акварельной живописи, получению разных оттенков цвета; обо...

Технологическая карта комплексного урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок продолжает знакомство с произведениями К.Паустовского, знакомит детей с творчеством Э.Грига, формирует у детей представление о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучен...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «К.Паустовский «Кот Ворюга»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «К.Паустовский «Кот Ворюга»...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4 классе на тему «Составление устной характеристики защитника Отечества по изученным произведениям»

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):Личностные:- Прививать любовь к Родине.- Воспитывать чувство патриотизма.Метапредметные:·...