технологическая карта по литературному чтению "С.Я. Маршак "Хороший день"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»
ДНЕВНИК
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ»
ПМ 01. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, РЕАЛИЗАЦИИ И АНАЛИЗУ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Студентки(та) ______ группы
ФИО________________________
Руководитель практики
ФИО________________________
ФИО________________________
База практики _______________
Челябинск, 2025
1. Цели и задачи учебной практики «Наблюдение за образовательным процессом»
Данный вид практики осуществляется при изучении профессионального модуля ПМ 01. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, РЕАЛИЗАЦИИ И АНАЛИЗУ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Цели освоения учебной практики - обеспечение содержательной связи теоретических знаний с их реализацией в практической педагогической деятельности; формирование профессиональных компетенций в ходе освоения профессионального модуля.
Задачи учебной практики:
- Знакомство студентов с содержанием и основными направлениями работы учителя начальных классов, его ролью в образовательном процессе.
- Знакомство с инструментарием, методами организации и проведения урока в начальной школе.
- Отработка умений ведения записи наблюдений, обработки, обобщения полученной в ходе наблюдений информации, оформления технологической карты урока.
- Формирование способности определять собственную педагогическую позицию в вопросах организации образовательного процесса, а также умения определять пути дальнейшего профессионального самообразования.
Обязанности студента
1. Получить установку на предстоящую практику на установочной конференции.
2. Работать ежедневно по плану практики.
3. Соблюдать правила по охране труда.
4. Выполнять все задания, предусмотренные программой практики.
5. Своевременно сдавать отчетную документацию руководителю.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
прохождения учебной практики
В результате прохождения учебной практики, у обучающихся должны быть сформированы следующие общие компетенции (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 03.07.2024 N 464);
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 03.07.2024 N 464);
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Овладеть профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Проектировать процесс обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования.
ПК 1.2. Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами.
ПК 1.3. Контролировать и корректировать процесс обучения, оценивать результат обучения обучающихся.
ПК 1.4. Анализировать процесс и результаты обучения обучающихся.
ПК 1.5. Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 1.6. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в процессе обучения.
ПК 1.7. Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа процесса обучения и самоанализа деятельности.
ПК 1.8. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3. Содержание педагогической деятельности студентов на практике
1 задание
Провести наблюдение за образовательным процессом (уроки в начальных классах (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир и др.) и заполнить дневник наблюдения.
2 задание
Проанализировать 4 урока (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир/ один на выбор) (см. Приложение 1).
3 задание
На основе наблюдения уроков, составить 4 технологические карты уроков (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир/один на выбор) (см. Приложение 2).
4 задание
Проведение динамических пауз на уроках (упражнения на дыхание, гимнастика для глаз, нейрогимнастика), организация подвижных и настольных игр на переменах.
5 задание
Составить отчет о прохождении учебной практики (см. Приложение 3).
АНАЛИЗ УРОКА (по ФГОС)
Учитель: Валюженич И.П. Дата: 13.05.2025
Класс: 3-9
Предмет: окружающий мир
Автор учебника: Плешакова А. А.
Тема урока: С. Я. Маршак «хороший день»
№ | Этапы анализа | Примечание |
1. | Основная цель урока: Прослеживаются основные задачи урока: образовательная, развивающая, воспитательная. | Цель: Познакомить с произведением Маршака, развить навыки выразительного чтения, анализ текста. Задачи: |
2. | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. | Тип урока: Открытие нового знания. Этапы: |
3. | Соответствие урока требованиям ФГОС: | |
3.1. | Ориентация на новые образовательные результаты | Формирование УУД: регулятивных (целеполагание), познавательных (анализ текста), коммуникативных (ответы на вопросы). |
3.2. | Нацеленность деятельности на формирование: регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД, | Регулятивные: самооценка. Познавательные: работа с текстом. Коммуникативные: обсуждение в классе. |
4. | Содержание урока: | |
4.1. | Научность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям | Материал соответствует возрасту (1 класс), текст доступен для понимания. |
4.2. | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся | Обсуждение личного опыта ("Вспомните свой хороший день"). |
4.3. | Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи | Связь с предыдущими темами: жанры произведений. Межпредметные связи: окружающий мир (ботанический музей). |
5. | Определение темы урока: постановка цели учителем/ обучающимися, план урока | Тема определена учителем. Цель и задачи сформулированы четко. План урока соответствует структуре. |
6. | Методика проведения урока: | |
6.1. | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)? | Мотивация через обсуждение "хорошего дня", связь с личным опытом. |
6.2. | Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемной ситуации | Повторение жанров произведений, обсуждение домашнего задания. |
6.3. | Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») | Репродуктивные: чтение текста (5 заданий). Поисковые: анализ текста, ответы на вопросы (4 задания). Соотношение ~50/50. |
6.4. | Какие из перечисленных методов познания использует учитель: наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить). Использование инновационного опыта (применение результатов творческой деятельности, умение создавать благоприятные условия развития детей) | Наблюдение (анализ текста), сравнение (жанры), поиск информации (словарная работа). Использование презентации. |
6.5. | Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. Использование интерактивной доски, ИКТ | Учебник, презентация, интерактивная доска. Средства соответствуют теме и этапам урока. |
6.6. | Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. | Презентация с иллюстрациями (фото цесарки, текст). Материал достаточен и уместен. |
7. | Форма взаимодействия в ходе урока | |
7.1. | Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. | Фронтальная: обсуждение, чтение текста. Индивидуальная: ответы на вопросы. Групповая работа не использовалась. |
7.2. | Соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся. Объем и характер самостоятельных работ | Учитель направляет, обучающиеся активно работают: читают, отвечают на вопросы. |
7.3. | Формирование навыков самоконтроля и самооценки | Рефлексия в конце урока ("Понравился ли урок?"). |
7.4. | Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока. Наличие физкультминутки | Динамическая пауза включена. Атмосфера доброжелательная. |
9. | Домашнее задание: объем, инструктаж | Выразительное чтение стихотворения. Инструктаж четкий. |
10. | Подведение итогов урока обучающимися/ учителем, вид рефлексии (эмоциональная, содержательная, деятельностная) | Итоги подведены учителем, рефлексия эмоциональная ("Понравился ли урок?"). |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Дата: 14.05.2025 Школа: МАОУ ОЦ Ньютон Класс: 1-9 Урок: 1 Время: 8:50-9:30 Кабинет: 201 | Студент: Заболотских Варвара Александровна Группа: 21 Учитель: Валюженич И. П. Методист: Ткаченко Е. А. |
Тема урока «С.Я. Маршак «Хороший день»
Тип урока: «открытие нового знания»
Цель урока: познакомить учащихся с произведением С. Маршака «Хороший день»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить обучающихся с произведением С. Я. Маршкака «Хороший день»
Развивающие:
- Развить умение прогнощировать одержание произведения.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: УМК Школа России «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий 1 класс, 2 часть
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы и методы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф.р. | -Доброе утро! Проверьте свою готовность к уроку. Скажите, какое у вас было домашнее задание? | Проверяют свою готовность к уроку. Выучить по желанию одно стихотворение на выбор или выразительно читать стихотворение «если дружбой дорожить...» Владимир Орлов, « Совет» Роман Сеф. | Познавательные: учимся строить речевые высказывания. Предметные: умение слушать учителя, показывать свою готовность к уроку | презентация | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф.р беседа | -Сейчас я спрошу пять человек для выразительного чтения и пять человек для прочтения стихотворения наизусть. (учитель спрашивает детей по поднятой руке) - Отлично! Давайте разомнем наш речевой аппарат. Сначала послушайте, как говорю скороговорку я, затем произснесем ее вместе медлено, а потом все быстрее и быстрее. (моя собака такса мне такси по телефону вызывала) -Молодцы!Сейчас мы с вами дополним предложени, которыетвы вилите на экране. | Дети читают стихотворениеи выразительно и наизусть. Слушают учителяь и повторяют все действия. Дополняют предложения. | Регулятивные:демонстрируют саморегуляцию, целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что предстоит узнать. Познавательные: умение использовать знаково символичесие средства | Презентация, учебник | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф.р. беседа Демонстрация Внешний контр. | - Сегодня мы с вами познакомимся с произведением С.Я. Маршака «Хороший день» - Давайте повторим жанры произведений. - Что относится к устному народному творчеству? | Перечисляют жанры произведений Перечисляют жанры устногоьнародного творчества. | Коммуникативные: Формирование умения слушать и понтмать других | презентация | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Откройте учебник на странице 42. - Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете о чём это произведение? Кто ещё раз прочитает мне автора произведения и название? - Давайте разомнёмся. ...Динамическая пауза (Бауер А., Горбунова Д.) Все ребята дружно встали А потом тихоноко сели. - Сейчас я прочитаю произведение, а вы внимательно слушаете и следите за мной. Читает произведение детям выразительно - Ребята, какое настроение у произведения? - Сейчас вы самостоятельно прочитаете произведение,ищите незнакомые слова в тексте. - Ребята, сядьте ровно, кто готов отвечать. - Какие слова вам были непонятны? Давайте вместе попробуем разобраться. - Цесарка- это птица. На экране фото птицы. - Какие ещё слова вам непонятны? - Слово музей мы знаем, а вот ботанический- это речь о ботанике. А что же такое ботаника? | О хорошем дне у человека. - С. Маршак «Хороший день». Выполняют дин. Паузу Слушают чтение учителя. - Веселое, радостное, счастливое. Читают произведение. - Слово цесарка - Ботанический музей - Наука о растениях | Коммуникативные: Умение конструировать утверждения, провнрять их истинность, строить логические рассуждения. Регулятивные: Осуществлять контролььпроцесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их | Учебник, презентация | ||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | И.р., и.г. | Словарная работа на экране - А Посмотрите на экран. Вы вилите слова, объясните их значение. | Разбирают значение слов вместе с учителем. | Коммуникативные: Конструировать утверждения, проверять их искренность. Регулятивные: Осуществлять контроль процесса своей деятельности | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Сейчас мы ответим на вопросы по содержанию произведения. Слайд: - С кем провел мальчик весь день? - Прочтите строки, в которых герои обсуждали варианты проведения выходного дня. - Где же провели свой выходной отец и сын? - Каких животных видели герои в зоопарке? - Какой подарок привезли они маме? - Вспомните свой самый хороший день. - Расскажите, с кем и где вы его провели. - А сейчас мы ещё раз прочитаем стихотворение выразительно, называя автора и название произведения. - Молодцы! - Давайте ещё немного разомнёмся. ...Динамическая пауза. - Садитесь. - С каким произведением мы с вами сегодня познакомились? - Какое настроение у вас оно вызнало? Почему? - Что вам особенно понравилось в произведении? | Отвечают на вопросы по содержанию произведения. Читают выразительно. Выполняют дин. паузу. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: УУПД: понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач | Учебник, презентация | ||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Кто ещё хочет мне эмоционально, громко прочитать стихотворение? - Спасибо, все молодцы! | Читают три человека | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Презентация учебник | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Откройте дневники и запишите домашнее задание. Выразительно прочитать стихотворение. Быть готовым отвечать на оценку. - Вам понравился урок, ребята? - Спасибо за урок! Можете готовиться к следующему | Записывают домашнее задание | Регулятивные: Оценивать свою работу | Презентация учебнтк | ||
Приложение 3.
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
________________________________________________________________________________
ФИО
Обучающая(ий)ся на 2 курсе по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах прошла(шел) учебную практику по профессиональному модулю
ПМ 01. Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу процесса обучения в начальном общем образовании
Наименование практики УП 01. Наблюдение за образовательным процессом
в объеме 36 часов с «12» мая 2025 г. по «16» мая 2025 г. в организации ___________________________________________________________________
Виды и качество выполнения работ
Коды компетенций | Виды работ | Объем работ | Выполненные работы (какие) | Балл (2-1-0) |
ПК 1.1. Проектировать процесс обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования | Определить цель, сформулировать темы наблюдаемых уроков | 2 ч. | ||
На основе темы, цели урока сформулировать задачи урока: - образовательную - развивающую - воспитательную (Оформление титульного листа технологической карты урока) | ||||
ПК 1.2. Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами | Провести наблюдение за образовательным процессом (4 урока в начальных классах). Оценить содержание санитарно-гигиенический условий урока в соответствии с СанПин (Участие в устном анализе) | 8 ч. | ||
ПК 1.3. Контролировать и корректировать процесс обучения, оценивать результат обучения обучающихся | Провести динамические паузы на уроках (упражнения на дыхание, гимнастика для глаз, нейрогимнастика), организация подвижных и настольных игр на переменах. (Не менее 1) | 2 ч. | ||
ПК 1.4. Анализировать процесс и результаты обучения обучающихся | Оформить протоколы анализа урока (4 урока в начальных классах). (Приложение 1) | 6 ч. | ||
ПК 1.5. Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся | Оформить ход наблюдаемого урока согласно требованиям. Описать содержание этапов урока, заполнить таблицу. (Приложение 2) | 8 ч. | ||
ПК 1.6. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в процессе обучения | Структурировать методическую копилку (Оформление тетради наблюдений: эффективных приемов работы, учебно-методических материалов) учителя начальных классов. | 4 | ||
ПК 1.7. Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа процесса обучения и самоанализа деятельности | Подготовка отчетной документации по практике. Подготовка к участию в отчетной конференции по практике | 4 | ||
ПК 1.8. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Конструировать учебные задания по наблюдаемой теме одного урока в соответствии с уровнями усвоения знаний обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании (задание по МДК 01.01) | 2 | ||
Показатель ярко выражен – 2 балла Показатель частично выражен – 1 балл Показатель не выражен – 0 баллов. | Уровень развития профессиональных компетенций: 18 – 16 баллов – высокий повышенный уровень, соответствует оценке «5» 15 – 13 баллов – достаточный продвинутый уровень, соответствует оценке «4» 12 – 10 баллов – допустимый пороговый уровень, соответствует оценке «3» | |||
Характеристика учебной и производственной деятельности обучающегося во время учебной практики:
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Дата «___» _______ 2025г.
Итоговая отметка за практику __________________________
Руководитель практики: _________________ /____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...

