Урок обучения грамоте "Гласный звук [э], буквы Э, э"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Фадеева Оксана Алексеевна

Урок обучения грамоте разработан по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_1_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

Открытый урок обучения грамоте в 1 классе

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Программа «Школа России»

                                                                                   

 Провела:                                                                                                                                                                               Фадеева О.А.

Саранск 2013.

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.

Цель урока:  познакомить учащихся с новыми буквами Э, э и новым гласным звуком [э]

Задачи:

Формировать навык правильного, выразительного чтения, умение  рассуждать, работать с текстом.

Развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление, речь учащихся.

Обогащать словарный запас учащихся.

Прививать интерес к чтению.

Оборудование: компьютерная презентация, электронный ресурс к учебнику, учебник «Азбука» 2 часть В.Г.Горецкого и др., электронная зарядка для глаз.

Ход урока

1. Организационный момент. 

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

- Ребята, поднимите руки, кто из вас любит путешествовать?

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А на каком транспорте мы с вами отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма,

Мчит без пара

Паровоза сестричка

Кто такая?    (Электричка).

- Как вы думаете, почему для нашего путешествия я выбрала именно этот вид транспорта?

(Ответы детей)

Во время путешествия мы познакомимся с новым звуком и новой буквой, а также узнаем много новых слов.

Конечная станция нам не известна.

– Хотите узнать, как она называется?

Тогда в путь, друзья!

(звучит песня «Мы едем, едем, едем»

Станция 1 «Повторяй-ка»

Что такое речь?

– Какая бывает речь?

– Что значит письменная речь?

– Что значит устная речь?

– Из чего состоит наша речь?

Вывод: Наша речь состоит из предложений.

– Прочитайте, что говорит нам девочка. Что вы поняли из этой пословицы?

– Сколько слов в этом предложении?

– Кто составит схему предложения?!

– Из чего состоят предложения?

Вывод: Предложения состоят из слов.

– Это слова? Слайд 4.

Дополним слоги до слов.

Вывод: Слова состоят из слогов.

– А из чего же состоят слоги?

– Что такое буква?

– Что такое звук?

Станция  2. «Изучай-ка»

Сегодня мы будем изучать новый звук [э]. Давайте выясним, гласный это звук или согласный?

- Давайте хором произнесём этот звук.

- Почему вы решили, что этот звук гласный? Произносится голосом, воздух проходит свободно – звук гласный.

Вывод: звук [э] гласный, может быть ударным и безударным.

А вот, чтобы выяснить ударный этот звук или безударный, нам помогут загадки.

Живёт без тела

Говорит без языка

Никто его не видит

А всякий слышит.      Эхо

Эхо) - волна акустическая( электромагнитная), отраженная от какого-либо препятствия и принятая наблюдателем.

Сколько слогов в этом слове? На какой звук падает ударение? Значит, какой вывод можно сделать? Звук Э может быть ударным.

- Слушаем следующую загадку.

На стене в кинотеатре есть большое полотно

Ходят взрослые и дети посмотреть сюда кино.   (экран)

Произнесите это слово, выделив ударение. На какой звук падает ударение?

Значит, звук [э], может быть как ударным, так и безударным.

Выберете схему к слову ЭХО

- Звук [э] обозначает буква э. На что она похожа?

Какие слова вы знаете на букву Э?

А вы знаете, что буква э встречается в основном в словах иноязычного происхождения пришли из другого языка и являются заимствованными. И только три слова являются русскими.

«Русских слов на букву Э

мало в нашем словаре :

эй, и эх, и эта.

А экватор, эстафета,

электричество, экран

к нам пришли из дальних стран.

Но язык наш к ним привык,

стал богаче наш язык.»

-А какую букву мы уже знаем, которая тоже может обозначать звук [э]? Буква е

Физкультминутка для глаз

Работа с интерактивным электронным ресурсом.

Читаем слоги.

Играем вместе.

- Какой вывод можно сделать?

Откройте учебники на с.57. Прочитайте правило внизу страницы, выделенное в красную рамку.

 Буква Э обозначает твердость предшествующего согласного звука.

Работа над дикцией

Сейчас мы будем работать по учебнику и для этого нам нужно привести наш речевой аппарат в порядок. И в этом нам поможет скороговорка.

Эскимо и два эклера

Съели Павлик и Валера

Составим схему слова эклер (работа с электронным ресурсом CD «Азбука 1 класс)

Молодцы! Отправляемся дальше.

Станция  3. «Поиграй-ка»

На этой станции мы будем играть в эхо. Читаем текст «Поиграем в эхо». 

  1. читают хорошо читающие дети
  2. читают цепочкой
  3. читают по ролям, без слов автора.

Ребята, кто может рассказать, о чем говорится в этом тексте?

- Кто из вас слышал эхо?

- Где  можно услышать эхо?

Давайте поиграем в «Эхо» и немного отдохнём.

Физкультминутка.

Поставьте руки трубочкой. Я называю слово, а вы подхватываете его конец.

Урок – рок

Коля – Оля        

Петушок – шок

Слон – он

пятак – так

самолет – лет

квартира – Ира

Станция  4. «Прочитай-ка»

Работа с Азбукой.

а) чтение учителем

За рекой то тут, то там

Кто-то бродит по кустам.

- Эхо, эхо, это ты?

Отвечает эхо: - Ты…

– О чем это стихотворение?

– Где бродит? А еще где?

– Что оно отвечает?

б) жужжащее чтение детьми.

– Найдите предложение с вопросительным знаком.

Эхо, эхо – это ты?

– Ребята вы говорили, что эхо можно встретить на реке, в лесу.

– А как вы думаете можно ли встретить эхо в зимнюю пору? (нет)

Да, из- за низкой температуры воздуха зимой эхо услышать в лесу нельзя.

Мороз не дает распространяться эху по лесу.

Молодцы, едем дальше!

Станция 5. «Расскажи-ка»

работа с электронным ресурсом. Составляем рассказ.

- На этой станции мы будем составлять рассказ по иллюстрациям.

Смотрим мультфильм.        Какие слова с буквой Э вы услышали?

Итог урока.

Мы пропутешествовали до конечной станции

– В какой город прибыл наш поезд?

ЭЛЕКТРОГОРСК.

Есть такой город у нас в стране.

– С какой буквы он написан? Почему?

– А что еще пишется с заглавной буквы?

- На следующем уроке мы познакомимся с историей этого города, узнаем, почему он так называется.

Вы сегодня были хорошими путешественниками. Меня очень порадовали ваши ответы.

Что вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Что больше всего понравилось делать?

- Сегодня я разглядела в ваших словах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

- Молодцы!

А сейчас я раздам вам солнечные лучики и капельки дождя. Если вам было интересно на уроке, у вас хорошее настроение, то приклейте лучики к солнышку, а если вам было скучно, вы ничего полезного не узнали и не запомнили, то к тучке приклейте капельки дождя. (Солнышко и тучка приклеены на доске)

– А что ждет вас дальше, прочитайте.

ПЕ РЕ МЕ НА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"

На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ

Конспект урока обучения грамоте в 1классе.   Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ

Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....

Урок обучения грамоте "Звук и буква Г"

Проведен для учащихся 1 класса речевой школы...

урок обучения грамоте " Звук и буква А"

Ознакомление с первой буквой алфавита в занимательной форме...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...