Урок литературного чтения. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 4 класс.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Токова Светлана Павловна

Урок для детей с ЗПР, обобщения и систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra.docx21.83 КБ
Office presentation icon poeticheskaya_tetrad_4_klass.ppt1.37 МБ
PDF icon soedini_poetov_i_ih_stihi.pdf63.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. 4 класс

20.11.15

Тема урока: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока: 

  1. Обобщать знания детей по данному разделу.
  2. Развивать навыки выразительного чтения, передавая изменения в настроении,  выраженные автором; восторг и интерес к поэзии; формировать умение работать в группе.
  3. Воспитывать чувство прекрасного через любовь к природе.

Планируемые результаты: 

Называть изученные литературные произведения и их авторов.

Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения,  работать в паре; самостоятельно оценивать свои достижения

Понимать значение слов «строфа», «эпитеты», «олицетворение».

Ход урока

  1. Организационный момент

- Сегодня, ребята, у нас гости.  А когда приходят гости, в доме бывает праздник. Пусть этот урок принесет всем радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами. Посмотрите друг на друга, подарите улыбки и хорошее настроение!

II. Актуализация знаний (постановка цели)

- Как называется раздел, над произведениями которого мы работаем? («Поэтическая тетрадь»)

А почему он так называется? (Собраны произведения поэтов)

Мне хочется, чтобы вы все сегодня работали увлечённо, внимательно,  осмысленно и в конце урока дали другое подходящее название этому разделу.

Какова же, по-вашему, тема сегодняшнего урока? (Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь») СЛАЙД-1

  1. Проверка домашнего задания

Вы приготовили загадки-иллюстрации к изученным произведениям.

Дети демонстрируют рисунки и после отгадывания читают выразительно стихи на конкурсе чтецов.

СЛАЙД - 2-7

  1. Знакомство с произведением Бунина «Листопад»
  1. Выберите и прочитайте только русские буквы, и вы узнаете фамилию писателя и поэта, чьё стихотворение мы будем читать из этого раздела.

LRБGDУQНJZWИVNНS  СЛАЙД - 8

  1. (вывешивается портрет писателя; демонстрируется презентация ученика о жизни и творчестве И.А.Бунина, приготовленная дома)
  2. Определите по рисунку Жени название стихотворения («Листопад»)

Прослушивание аудиозаписи - чтение автором под музыку стихотворения «Листопад» СЛАЙД - 8

- Закройте глаза и представьте картины.

4.          Рассказы детей.

5.        -Да, ребята, природа вдохновляла не только поэтов на создание произведений, но и… подскажите мне кого? (композиторов, художников) СЛАЙД - 9

6.          Чтение учеником под ролик с музыкой и картинками.

7.          Словарная работа

- Пробежитесь глазами по тексту стихотворения и найдите незнакомые слова, а Женя даст объяснение, используя интернет.

  1. Исследовательская работа.

- Теперь, ребята, вы поработаете в роли литературных исследователей. Для этого разобьёмся на 4 команды.

1-я команда

Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

Задание: найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение. (И. А. Бунин “Листопад”, И. С. Никитин “В синем небе...”). Что помогает олицетворение почувствовать и понять?

2-я команда

Строфы – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью.

Задание: найдите примеры таких стихотворений (Н.А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”). Для чего поэт делит стихотворения на строфы?

3-я команда

Рифма–созвучие концов стихотворных строк.

Задание: приведите примеры из стихотворений (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”).

4-я команда

Ритм – равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении).

Задание: перечитайте стихотворения А. А. Фета “Бабочка”, “Весенний дождь”, Н. А. Некрасова “В зимние сумерки...”. Что напоминает вам ритм этих стихотворений? Какими должны быть темп, интонация, настроение, учитывая ритмический рисунок произведения?

Команды выполняют задание 4 на странице155.

1-я команда-весна (Ф. И. Тютчев “Ещё земли печален вид...”, Е. А. Баратынский “Весна, весна!..”)

2-я команда-осень (И. С. Никитин “В синем небе плывут...”, И. А. Бунин “Листопад”)

3-я команда-зима (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, Е. А. Баратынский “Где сладкий шепот...”

4-я команда

Задание: Эпитеты - имена прилагательные.

Найдите в стихотворении прилагательные. Они делают описание ярче и красивее. Эпитеты придают образность и эмоциональность.

  1. Работа на интерактивной доске.

Соотнеси стихи и авторов

VI. Подведение итогов

- Как иначе можно назвать данный раздел? (Стихотворения поэтов XIX века о природе)

VII. Домашнее задание

Стр. 154 задание 3, стр. 156 задание 10.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения. 4 класс. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Слайд 2

Родился: 5 декабря 1803 г. Умер: 27 июля 1873 г. (69 лет)

Слайд 3

Родился: 5 декабря 1820 г. Умер: 3 декабря 1892 г. (71 год)

Слайд 4

Родился: 2 марта 1800 г. Умер: 11 июля 1844 г. (44 года)

Слайд 5

Родился: 4 декабря 1825 г. Умер: 8 октября 1893 г. (67 лет)

Слайд 7

Родился: 10 декабря 1821 г. Умер: 8 января 1878 г. (56 лет) Николай Алексеевич Некрасов

Слайд 8

GDБLRУНQVNИJZWНS

Слайд 9

И.Левитан «Золотая осень».

Слайд 10

Это интересно. Молодые деревья сбрасывают листву позже, чем более старые. Больные деревья скорее теряют листву, чем здоровые. Поздний листопад к суровой и продолжительной зиме. У дуба и осины самый поздний листопад. Из желудей готовят питательный желудевый кофе. Дуб бывает летний и зимний. У зимнего дуба высохшие листья держатся до зимы. Под осиной можно увидеть опавшие веточки. Это явление называется веткопад.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...

Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...

Урок обобщение литературное чтение "Обобщение по разделу "Писатели детям" 2 класс

Урок построен на актуализации знаний с использованием игровых и групповых технологий. В урок включена электронная игра-викторина, составленная мной. Такой вид работы повышает активность учащихся, их ж...

Литературное чтение. Урок по теме"Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь" 4 класс.

Предмет :«Литературное чтение». 4 класс.УМК: «Школа России»Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.Тема урока: Обобщение по разделу «Поэ...