Конспект урока по литературному чтению на тему «Обобщение по разделу «поэтическая тетрадь» . 4 класс, УМК "Школ России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бондарь Александра Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_8_05.docx50 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 26.04.19                                                                                                                   ФИО учителя: Прилипухова Наталья Александровна

Школа: МБОУ СОШ № 115                                                                                              ФИ студента: Бондарь Александра

Класс:4 в                                                                                                                           ФИО методиста: Галлиулина Н. К.

Кабинет: 214

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: «Обобщение по разделу «поэтическая тетрадь»»

Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «поэтическая тетрадь».

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: содержание раздела «поэтическая тетрадь».

уметь: выбирать нужную смысловую интонацию при чтении; понимать глубину содержания произведения;  

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: закрепления

Оборудование: УМК Школа России», учебник Литературное чтение: 4 кл.: Учебник: В 2 ч. Климанова Л.Ф: Академкнига\ учебник 2ч, 2016 год, презентация;

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Фронтальная форма работы

-Доброе утро, ребята. Сегодня занятие литературного чтения проведу у вас я.
- Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

        

Словесный:

Подводящий диалог.

4-5мин

Фронтальная форма работы

- проведем речевую разминку.

Прочитайте текст (карточка): индивидуально, в парах, по ролям.

Что же такое Стихотворение?

Музыка нашего сердцебиения?

Нашего разума тайное пение?

Танец рассудка и воображения?

Что ты такое, Стихотворение?

Ты - вдохновение! Ты - озарение!

Вечность, открытая нам на мгновение!

Вместе и тайна, и откровение…

- Да! - соглашается Стихотворение.

- Все это - я, это я, без сомнения!

Я - вдохновение, я - озарение,

Неповторимое повторение,

Но, добавляет оно еле слышно,

Может, я зря выражаюсь так пышно?

Я- лишь бессмысленная болтовня,

Если читателя нет у меня.

Ты - вдохновенный и озаренный,

Ты - мой читатель, душой одаренный,

Ты мне нужнее, чем сердце в груди.

Жду. Приходи.

Б. Заходер

Мы снова тетрадь пролистаем,

Знакомые строки узнаем.

В поэзию вновь окунёмся,

Анализом текста займёмся.

- Сегодня на уроке мы в очередной раз открываем дверь в мир поэзии.

- Кто хочет сюда войти? Почему?

- Кто сомневается?

Выполняют речевую деятельность индивидуально и в парах. Используют различные виды чтения.

Р:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

П:- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

К:-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

4-5м

Повторение изученного

Фронтальная форма работы

Учитель читает загадку:

Пришла без красок

И без кисти,

И перекрасила

Все листья.

Зажгла огней рябиновых костер,

То щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем.

—Верно, эта загадка о золотой осени. Мы с вами завершили изучение раздела «Поэтическая тетрадь», который был посвящен этому прекрасному времени года.

- сформулируйте тему нашего урока

- Сформулируем задачи на урок

Высказывают предположения

- Осень золотая.

Тема: «Обобщение по разделу «Поэтичесая тетрадь».»                                                                                          

Цель: закрепить знания полученные по разделу «Поэтическая тетрадь»

П:- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Р:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

К:- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Включение в систему знаний

Практич: чтение Т,

 сам.работа со словарем

Практич:  чтение и анализ Т

Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение,

 само- и взаимоанализ чтения;

Практический: выборочное чтение, чтение в группах с анализом, поиск авторских оценок;

Частично-поисковый: чтение и анализ

Сопоставление эпизода из рассказа и иллюстрации к эпизоду, сравнение словесного и живописного изображения;

Фронтальная форма работы

 Прочитайте слова на слайде.

hello_html_m3fc1b83a.gifhello_html_m18af5c4d.gif

- Все ли они имеют отношение к теме нашего урока? Назовите лишние слова

- Докажите, что слово диалог имеет отношение к нашей Поэтической тетради.

- Кто сможет дать определение оставшимся терминам?

Действительно, это сложно. Но нам сегодня на уроке понадобится знание этих литературоведческих понятий.

  • Сейчас мы узнаем, произведения каких авторов были изучены в этом разделе и кого из них вы будете представлять. Вам нужно разделиться на команды.
  •  У меня на столе портреты этих писателей. Сейчас капитаны каждой команды вытянут по 2 портрета. Вам дается время на подготовку для рассказа о своем поэте.

 «Назови произведение»

—Всего по двум строчкам вам нужно узнать произведение.

(По очереди каждой команде.)

  1. И зари вишневый клей Застывает в виде сгустка.
  2. И когда гроза скрывалася, снова бегали — резвилися..
  3. Солнечный блеск твой чудесный С нашей играет рекой..
  4. Завтра хлынет дождик быстрый, тучей солнце заслоня.
  5. Как гуляет перед бором Чудный странничек в кустах.
  6. И ничего не желаю, И ничего не хочу!
  7. Паутинок легких пряжа Обвилась вокруг сучка..
  8. Липы обруч золотой — Как венец на новобрачной.
  9. Загорались ярким пламенем Сосны старые, могучие.
  10. Над опушкою лесною Гаснут звезды наверху.  

Что объединяет эти произведения?

- Как можно было бы озаглавить данный сборник?

- Вы молодцы. Теперь вам нужно самостоятельно выполнить контрольную работу.

Контрольная работа по теме «Поэтическая тетрадь»

 1.Сеодини стрелками

«Золотая осень»                                      С. А. Есенин

«Лебёдушка»                                           С. А. Клычков

«Весна в лесу»                                        Б.Л. Пастернак

«Бабье лето»                                           Н. М. Рубцов

«Сентябрь»                                             Д.М. Кедрин

2.Угадай произведение:

И зари вишнёвый клей

Застывает в виде сгустка.

  • Б. Пастернак «Золотая осень»
  • С.Есенин «Лебёдушка»
  • Н.Рубцов «Сентябрь»

И когда гроза скрывалася,

Снова бегали – резвилися.

  • Б. Пастернак «Золотая осень»
  • С.Есенин «Лебёдушка»
  • Н.Рубцов «Сентябрь»

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой.

  • Б. Пастернак «Золотая осень»
  • С.Есенин «Лебёдушка»
  • Н.Рубцов «Сентябрь»

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоняя.

  • Д.Кедрин «Бабье лето»
  • С.Есенин «Лебёдушка»
  • Н.Рубцов «Сентябрь»

Как гуляет перед бором

Чудный сранничек в кустах.

  • Д.Кедрин «Бабье лето»
  • С.Клычков «Весна в лесу»
  • Н.Рубцов «Сентябрь»

3.Объясни значение слов:

КАТАЛОГ - …………………………………………………………………………………

РУДЫЙ - ……………………………………………………………………………………

ЛОМ - ………………………………………………………………………………………

4.Подбери синонимы к словам:

РЁВ - ………………………………………………………………………………………

БЫСТРЫЙ - …………………………………………………………………………………

5.Подерите антонимы к словам:

КРАТКИЙ - …………………………………………………………………………………

- Я проверю ваши работы и на следующем уроке скажу оценку.

Мораль

Дают определения терминам

Ребята готовятся, затем по очереди рассказывают о жизни и творчестве поэта. Портреты вывешиваются на доску.

«Золотая осень». Б. Пастернак.

«Лебедушка». С. Есенин

«Сентябрь». Н. Рубцов

«Бабье лето». Д. Кедрин

«Весна в лесу». С. Клычков.

«Сентябрь». Н. Рубцов.

«Бабье лето». Д. Кедрин

«Золотая осень». Б. Пастернак.

«Лебедушка». С. Есенин.

«Весна в лесу». С. Клычков.

К:- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: взаимодействие с партнерами

П: осмысленное чтение худож. текста

К: контроль действий партнера

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П: осознанное построение речевого высказывания

П: осуществляют синтез

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

- Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

 Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

•  Я узнал…

•  Я научился…

•  Мне понравилось…

•  Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!

- Я вижу, что работали вы сегодня старательно. Я довольна вами, так хочется, чтобы вы были добрыми, внимательными.

Отвечают на вопросы.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

П:- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Л:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Р:- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу "Писатели-детям" 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: литературное чтениеКласс: 2Программа: Школа РоссииТема урока: Обобщение по разделу "Писатели – детям"Цель урока: обобщить и систематизировать знаний из пройденного ...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение по разделу» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:  повторение и обобщение изученного материала; развитие умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их Планируемые результатыПредметные: - зн...

Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

Конспект урока чтения на тему «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2» (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование полного представления о поэтах и их творчестве; расширение кругозора учащихся; формирование умений работать над развитием мышления, речиПланируемые результаты:П...