Рабочая программа по литературному чтению 3 класс , УМК "Школа России".
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Калинина Светлана Михайловна

Рабочая программа по литературному чтению для  3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС . УМК "Школа Росии", автор Л.Ф. Климанова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_chtenie.docx79.93 КБ

Предварительный просмотр:

             ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания  (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

        3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

        4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю , 10 учебных недель[1]), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Результаты изучения курса

Личностные          

Метапредметные

Предметные

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, культуре, первоначальных этических представлений;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;

4) использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными материалами;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создать собственный текст на основе художественного произведения.

Предметными  результатами изучения курса «Литературное чтение» у обучающихся 3 класса является сформированность следующих умений:

  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Требования к результатам освоения учебного курса литературное чтение учащимися

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся: 

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться: 

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся: 

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться: 

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • способам написания изложения

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся: 

  • сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться: 

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75  слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным,

учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Содержание тем учебного курса

Введение. Знакомство с учебником (1час).

Самое великое чудо на свете (4 часа).

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14 часов).

Русские народные песни, небылицы, докучные сказки. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русские  народные. Сказка Иван-царевич и серый волк. Сивка-бурка.  

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов).

  Ф. Тютчев «Весенняя гроза» А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь…».  Стихи И.Никитина, И.Суриков. «Детство» И.Суриков. «Зима».

Великие русские писатели (24 часа).

А. Пушкин. «Зимнее утро», «Зимний вечер»,  А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане», Л. Толстой. «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» А. Куприн. « Слон», И. Крылов. «Мартышка и очки». «Ворона и Лисица»,  М. Лермонтов «Утёс», «Осень», «Два великана».

Поэтическая тетрадь 2 (6часов).

Стихи Некрасова, Бунина, Бальмонта.

Литературные сказки (8 часов).

В. Одоевский. «Мороз Иванович», Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», В.Гаршин «лягушка-путешественница».

Были-небылицы (10 часов).

М. Горький. «Случай с Евсейкой»,  К. Паустовский.  «Растрёпанный Воробей»,  А. И. Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (6часов).

 Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка»,  А. Блок «Ветхая избушка», «Сны» С. Есенин «Черёмуха».

Люби живое (16 часов).

М. Пришвин. «Моя Родина»,  И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»,  В. Белов. «Малька провинилась»,  В. Белов. «Ещё про Мальку»,  В. Бианки. «Мышонок Пик»,  Б. Житков. «Про обезьянку»,  В. Дуров. «Наша Жучка»,  В. Астафьев. «Капалуха»,  В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»,  В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» Обобщение. Контрольное чтение. Обобщение «Люби живое».

Поэтическая тетрадь 2 (8часов).

С. Маршак. «Голос в лесу» «Гроза днём» А. Барто. «Разлука» «В театре» С. Михалков. «Если»  «Рисунок»

Е. Благинина. «Кукушка» «Котёнок».

Собирай по ягодке-наберешь кузовок (12 часов).

 Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»,  А. Платонов. « Цветок на земле»,  А. Платонов. «Ещё мама», М. Зощенко. «Золотые слова» М. Зощенко. «Великие  путешественники», Н. Носов. «Федина задача», Н. Носов. «Телефон» Обобщение изученного материала.

По страницам детских журналов. (8часов).

Произведения Г. Остера Роман Сеф. «Весёлые стихи» Обобщающий урок.  Л.Кассиль «отметки Риммы Лебедевой», Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Зарубежная литература (8 часов).

Мифы и легенды Древней Греции. Рождение героя. Храбрый Персей. Х.К. Андерсен. «Гадкий утёнок» Обобщение по разделу «Зарубежная литература».


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 класс (136ч)

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тематическое планирование

Характеристика деятельности

учащихся

1 четверть – 36 ч

1.

01.09.

Введение. Знакомство с учебником.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Пользоваться словарем в конце учебника.

Самое великое чудо на свете  -  4 часа.

2.

02.09.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать текст вслух целыми словами.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный);  определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции.

Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника.

Находить книгу в школьной библиотеке.

3.

03.09.

Рукописные книги древней Руси.

4.

05.09.

Первопечатник Иван Фёдоров.

5.

08.09.

Урок-путешествие в прошлое. Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете».

Устное народное творчество – 14 часов.

6.

09.09.

Устное народное творчество. Русские народные песни.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста.

Находить необходимую информацию в книге.

Различать виды устного народного творчества: большие и малые жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных сказок.

Отличать докучные сказки от других видов сказок.

Называть виды прикладного искусства.

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказа.

Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному  плану.

Характеризовать героев произведений.

Сравнивать героев произведений, героев разных сказок.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

7.

10.09.

Русские народные песни.

Проверка техники чтения (входная).

8.

12.09.

Докучные сказки.

9.

15.09.

Народный промысел.

10.

16.09.

РНС. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

11.

17.09.

РНС. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

12.

19.09.

РНС. «Иван царевич и серый волк».

13.

22.09.

РНС. «Иван царевич и серый волк».

14.

23.09.

РНС. «Иван царевич и серый волк».

15.

24.09.

РНС. «Сивка-бурка».

16.

26.09.

РНС. «Сивка-бурка».

17.

29.09.

Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин.

18.

30.09.

Урок-КВН по теме «Устное народное творчество».

19.

01.10.

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Тест №2   по теме «Устное народное творчество».

Поэтическая тетрадь (1)  - 11 часов.

20.

03.10.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме.

Читать выразительно стихи.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного чтения.

Сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая  в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

21.

06.10.

Проект: «Как научиться читать стихи?».

22.

07.10.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».

23.

08.10.

Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья?».

24.

10.10.

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

25.

13.10.

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»

26.

14.10.

И. С. Никитин «Встреча зимы».

27.

15.10.

И. З. Суриков «Детство».

28.

17.10.

И.Суриков «Зима».

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

29.

20.10.

Путешествие в литературную страну.

30.

21.10.

Оценка достижений. Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Великие русские писатели – 24 часа.

31.

22.10.

А.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина». 

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу  на уроке, выбирать произведения вслух и про себя, увеличивая темп.

Понимать содержание прочитанного,  высказывать свое отношение.

Различать лирическое и прозаическое произведение.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Использовать средства художественной выразительности в лирических текстах.

32.

24.10.

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышала…», «В тот год осенняя погода…».

33.

27.10.

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…».

34.

28.10.

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

35.

29.10.

А.С.Пушкин «Зимний вечер».

36.

31.10.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

2 четверть – 28 ч

37.

10.11.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Проверять себя и оценивать свои достижения.

38.

11.11.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

39.

12.11.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

40.

14.11.

Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

41.

17.11.

Иван Андреевич Крылов.

42.

18.11.

И. А. Крылов «Мартышка и очки».

43.

19.11.

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

44.

21.11.

И. А. Крылов «Ворона и Лисица».

45.

24.11.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

46.

25.11.

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

47.

26.11.

М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».

48.

28.11.

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя).

49.

01.12.

Л. Н. Толстой «Акула».

50.

02.12.

Л.Н.Толстой «Прыжок».

51.

03.12.

Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

52.

05.12.

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

53.

08.12.

Оценка достижений. Тест № 4 по теме «Великие русские писатели».

54.

09.12.

Литературный праздник по теме «Великие русские писатели».

Поэтическая тетрадь (2) – 6 часов.

55.

10.12.

Н. А. Некрасов «Славная осень!».

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного чтения.

Сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая  в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

56.

12.12.

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…».

57.

15.12.

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

58.

16.12.

К.Д.Бальмонт «Золотое слово».

Проверка техники чтения за первое полугодие.

59.

17.12.

И.А.Бунин. Выразительное чтение стихов.

60.

19.12.

Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 5 по теме «Поэтическая тетрадь 2».

Литературные сказки – 8 часов.

61.

22.12.

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.

62.

23.12.

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

63.

24.12.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

64.

26.12.

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

3 четверть – 40 ч

65.

12.01.

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

Объяснять значение разных слов с опорой на текст,с помощью словаря в учебнике. определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

66.

13.01.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

67.

14.01.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

68.

16.01.

Урок-КВН. Обобщение материала по теме «Литературные сказки». Тест №6 по теме «Литературные сказки».

Были-небылицы – 10 часов.

69.

19.01.

М. Горький «Случай с Евсейкой».

Прогнозировать содержание раздела.

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев.

Составлять план для краткого и полного пересказа.

Рассказывать о прочитанных книгах.

Читать сказку выразительно по ролям.

70.

20.01.

М. Горький «Случай с Евсейкой».

71.

21.01.

М. Горький «Случай с Евсейкой».

72.

23.01.

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

73.

26.01.

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

74.

27.01.

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

75.

28.01.

А. Куприн «Слон».

76.

30.01.

А. Куприн «Слон».

77.

02.02.

А. Куприн «Слон».

78.

03.02.

Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». Тест №7 по теме «Были – небылицы».

Поэтическая тетрадь (1) – 6 часов.

79.

04.02.

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...»

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

80.

06.02.

Саша Черный «Воробей», «Слон».

81.

09.02.

А. Блок «Ветхая избушка».

82.

10.02.

А.А.Блок «Ворона», «Сны».

83.

11.02.

С. А. Есенин «Черёмуха».

84.

13.02.

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Тест № 8 по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Люби живое – 16 часов.

85.

16.02.

М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации.

 Определять жанр, тему.

 Формулировать главную мысль текста, его частей.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Придумывать рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

86.

17.02.

М. М. Пришвин «Моя Родина».  Заголовок – «входная дверь» в текст.

87.

18.02.

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

88.

20.02.

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

89.

24.02.

В. И. Белов «Малька провинилась».

90.

25.02.

В. И. Белов  «Ещё про Мальку».

91.

27.02.

В. В. Бианки «Мышонок Пик».

92.

02.03.

В. В. Бианки «Мышонок Пик».

93.

03.03.

Б. Житков «Про обезьянку».

94.

04.03.

Б. Житков «Про обезьянку».

95.

06.03.

Б. Житков «Про обезьянку».

96.

10.03.

В. Л. Дуров «Наша Жучка».

97.

11.03.

В. П. Астафьев «Капалуха».

98.

13.03.

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

99.

16.03.

Урок-конференция «Земля – наш дом родной».

100.

17.03.

Оценка достижений. Тест № 9 по теме «Люби живое».

Поэтическая тетрадь (2) – 8 часов.

101.

18.03.

Знакомство с названием раздела.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

102.

20.03.

С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».

Проверка техники чтения за 3 четверть.

103.

30.03.

А. Л. Барто «Разлука».

104.

31.03.

А.Л.Барто «В театре».

4 четверть – 32 ч

105.

01.04.

С. В. Михалков «Если», «рисунок».

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения.

106.

03.04.

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

107.

06.04.

«Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2».

108.

07.04.

Мониторинг метапредметных УУД.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок – 12 часов.

109.

08.04.

Оценка достижений. Тест № 10 по теме «Поэтическая тетрадь 2».

Прогнозировать содержание раздела.

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему.

Формулировать главную мысль текста, его частей.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы.

Придумывать свои вопросы к текстам.

110.

10.04.

Знакомство с названием раздела.

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

111.

13.04.

А. П. Платонов «Цветок на земле».

112.

14.04.

А. П. Платонов «Цветок на земле».

113.

15.04.

А. П. Платонов «Ещё мама».

114.

17.04.

А. П. Платонов «Ещё мама».

115.

20.04.

М. М. Зощенко «Золотые слова».

116.

21.04.

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

117.

22.04.

Н. Н. Носов «Федина задача».

118.

24.04.

Н. Н. Носов «Телефон».

119.

27.04.

В. Ю. Драгунский «Друг детства».

120.

28.04.

Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест №11 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

По страницам детских журналов – 8 часов.

121.

29.04.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя  информацию журнала.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

122.

04.05.

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

123.

05.05.

Ю. И. Ермолаев «Проговорился».

124.

06.05.

Ю. И. Ермолаев «Воспитатели».

125.

08.05.

Г. Б. Остер «Вредные советы».

126.

12.05.

Г. Б. Остер «Как получаются легенды».

127.

13.05.

Р. С. Сеф «Весёлые стихи».

128.

15.05.

Читательская конференция «По страницам детских журналов». Тест № 12 по теме «По страницам детских журналов».

Зарубежная литература – 8 часов.

129.

18.05.

Мифы Древней Греции.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Составлять рассказ о творчестве писателя.

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

130.

19.05.

Мифы Древней Греции.

131.

20.05.

Мифы Древней Греции.

Итоговая проверка техники чтения.

132.

22.05.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

133.

25.05.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

134.

26.05.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

135.

27.05.

Развивающий час по теме «Зарубежная литература.

136.

28.05.

Урок – обобщение за год. Игра «Брейн-ринг».

Материально-техническая база

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 3 класс. Учебник в 2 частях. –М.:Просвещение, 2013г.

56

Л.А.Виноградская.  Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.  –М.:Просвещение, 2013г.

28

О.Н.Крылова. Чтение. 3 класс. Работа с текстом. –М.:Издательство «Экзамен», 2013г.

28

О.Н.Крылова. Литературное чтение. 3 класс.  Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания.

 –М.:Издательство «Экзамен», 2013г.

28

2. Печатные пособия

Репродукции картин в соответствии с программой по литературному чтению.

1

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей.

1

3. Технические средства обучения

Аудиторная доска, магнитная.

1

Интерактивная доска «Триумф».

1

Ноутбук НР.

1

Принтер Samsung

1

Мультимедийный проектор Acer.

1

Аудио-магнитофон.

1

4. Экранно-звуковые пособия

Электронное приложение к учебнику  Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого. 3 класс.

1

5. Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

15 к.

Стол учительский с тумбой. компьютерный стол.

2

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

8



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....