Обобщение по разделу " Литературные сказки" 3 кл.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

На этом уроке обобщаются и закреплячются  знания  обучающихся по  теме " Литературные сказки".   Учатся соотносить название сказки с авторами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Государственное бюджетное образовательное учреждение
  2.  средняя общеобразовательная школа № 557
  3.  Невского района г. Санкт - Петербурга
  4.  Урок литературного чтения 3 кл.
  5.  Общение по разделу « Литературные сказки». 
  6.  
  7. подготовила
  8.  учитель начальных классов
  9.  Рудник Светлана Анатольевна
  10. г.  Санкт - Петербург
    2016
  11. Урок № 9

Тема: Общение по разделу « Литературные сказки» ( 3кл.)

Тип:    обобщение знаний

Задачи: 

  •  Создать условия для развития умений называть специфические особенности жанра литературной сказки;
  •  выделять главную мысль произведения под руководством учителя;
  •  Характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков;
  • обогащать словарный запас

 

Технологии: технология проблемного обучения, игровые технологии, педагогика сотрудничества.

Планируемые результаты

Предметные:

 Научиться называть специфические особенности жанра литературной сказки; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

 

Метапредметные:

Познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор – рассказчик, сказки народные и литературные;

регулятивные: определяют границы коллективного знания и незнания  по теме самостоятельно ( « Что мы уже знаем по данной теме?», связывают с целевой установкой урока;

коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения

Личностные:

Проверяют себя и самостоятельно оценивают  свои достижения на основе дианостической работы, представленной в учебнике

 

Межпредметные связи:  Внеурочная деятельность –  экскурсия в библиотеку    

Ресурсы урока: выставка книг и детских иллюстраций к сказкам

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

- Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?

Предлагает составить табло желаний с помощью карточек:

- на уроке хочу:

  • слушать                    рассуждать
  • играть                       решать задачи
  • читать                       выделять орфограммы
  • узнавать новое        рассказывать

 Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?

  Проговаривают стихотворение, настраиваясь на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Выбирают из предложенных учителем карточки с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке.

- не можем, потому что не знаем тему урока.

Мотивация познавательной деятельности

Мы проделали большую работу: прочитали много сказок, провели конкурсы рисунков. Сегодня мы еще раз поговорим о сказках, об особенностях литературных сказок. Нас ждет необычный урок.

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

Внимательно  слушают.

Отвечают на вопросы, задают вопросы, выразительно читают, пересказывают, думают, делают выводы, находят в тексте нужные отрывки, сравнивают.

Организация познавательной деятельности

Главная цель нашего урока – сравнивать и делать выводы.

А чтобы урок получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся  в страну, где живут…

О чем – то скрипят половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уж навострили ушки….

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски….

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят …. ( Сказки)

А что за литературный жанр – сказки?

А какие виды сказок вы знаете?

Скажите, на какие две группы разделены сказки?

Что такое литературные сказки?

А сейчас мы отправимся мысленно в путешествие в литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой уголок этой страны мы отправимся?

Да, мы с вами отправимся в уголок литературных сказок. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

В разделе « Литературные сказки» мы познакомились с некоторыми произведениями  и их авторами.

Догадайтесь, о каких авторах я рассказываю. Назовите фамилию. имя, отчество.

Родился в небольшом заводском поселке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. В доме была прекрасная библиотека.

Сказки сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам ( Д.Н. Мамин – Сибиряк)

Писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Родился в Москве, образование получил в Московском университетском благородном пансионе. Автор ряда музыкальных сочинений. Он написал несколько учебников. ( В.Ф. Одоевский)

Этот автор воспитывал дочь Аленушку. Он любил ее всем сердцем и делал все, чтобы ей хорошо жилось, особенно любил сочинять для нее сказки. ( Д.Н. Мамин – Сибиряк)

К 7 годам, когда дети только идут в школу, он перечитал массу книг – как детских, та и взрослых. В 4 классе написал поэму, сочинял стихи для газеты. (В.М. Гаршин)

Соотнесите при помощи стрелок название сказки и автора, написавшего эту сказку.

Д.Н. Мамин – Сибиряк                       « Лягушка путешественница»

В.М. Гаршин                                         « Мороз Иванович»

В.Ф. Одоевский      Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые газа, короткий хвост.

Назовите главных героев всех этих сказок            

Дайте этим героям характеристику.

Кто из героев вам больше всего понравился?

Докажите, что прочитанные вами произведения в данном разделе – сказки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Кому из сказочных героев  принадлежат эти строки? Я читаю, а вы внимательно слушаете и, прослушав, даете ответ.

Я заехала к вам посмотреть, как вы живете… Я пробуду  у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я..я…я

Спасибо тебе, ты умная девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков…..

К кому из героев прочитанных литературных сказок можно отнести данные пословицы и поговорки?

У страха глаза велики

Ленивому и лениться лень

Хвастовство само себя наказывает

Литературная викторина. Работа с учебником, с. 212 -213 ( работа в парах)

Проверка

 Отгадывают загадку

Художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказки чему – то учат.

Волшебные, бытовые, про животных.

Народные сказки и литературные ( авторские)

Авторские сказки.

Литературные сказки.

Внимательно слушают

Отвечают на вопросы

На доске соединяют название сказки с фамилией

Заяц, Лягушка, Рукодельница, Ленивица, Мороз Иванович.

Это лягушка – путешественница.

Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Мороз Иванович

К зайцу и волку

К Ленивице

К лягушке – путешественнице

Работают самостоятельно в парах

Отвечают на вопросы викторины

Подведение итогов

Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте.

У кого были трудности, в чем?

Что нового и интересного узнали?

Какое задание понравилось больше? Почему?

 

Делают выводы и обобщения.

 Осуществляется самоанализ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...

Технологическая карта урока чтения в 4 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" ( урок развивающего контроля)

На уроке развивающего контроля используется система контроля и мониторинга качества знаний PRoClass, используются межпредметные связи, технологии развития критического мыщления, группового обучения, л...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки"

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки"....

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...