Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Никулина Маргарита Вячеславовна
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3_klass.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Щекинская средняя  общеобразовательная школа»

  1.  Урок литературного чтения 3 кл.
  2.  Общение по разделу « Литературные сказки». 
  3.  
  4. подготовила
  5.  учитель начальных классов
  6.  Никулина Маргарита Вячеславовна
  7. Щекино
  8. 2018
  9. Урок № 9

Тема: Общение по разделу « Литературные сказки» ( 3кл.)

Тип:    обобщение знаний

Задачи: 

  •  Создать условия для развития умений называть специфические особенности жанра литературной сказки;
  •  выделять главную мысль произведения под руководством учителя;
  •  Характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков;
  • обогащать словарный запас

 

Технологии: технология проблемного обучения, игровые технологии, педагогика сотрудничества.

Планируемые результаты

Предметные:

 Научиться называть специфические особенности жанра литературной сказки; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

 

Метапредметные:

Познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор – рассказчик, сказки народные и литературные;

регулятивные: определяют границы коллективного знания и незнания  по теме самостоятельно ( « Что мы уже знаем по данной теме?», связывают с целевой установкой урока;

коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения

Личностные:

Проверяют себя и самостоятельно оценивают  свои достижения на основе дианостической работы, представленной в учебнике

 

Межпредметные связи:  Внеурочная деятельность –  экскурсия в библиотеку    

Ресурсы урока: выставка книг и детских иллюстраций к сказкам

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

- Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?

Предлагает составить табло желаний с помощью карточек:

- на уроке хочу:

  • слушать                    рассуждать
  • играть                       решать задачи
  • читать                       выделять орфограммы
  • узнавать новое        рассказывать

 Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?

  Проговаривают стихотворение, настраиваясь на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Выбирают из предложенных учителем карточки с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке.

- не можем, потому что не знаем тему урока.

Мотивация познавательной деятельности

Мы проделали большую работу: прочитали много сказок, провели конкурсы рисунков. Сегодня мы еще раз поговорим о сказках, об особенностях литературных сказок. Нас ждет необычный урок.

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

Внимательно  слушают.

Отвечают на вопросы, задают вопросы, выразительно читают, пересказывают, думают, делают выводы, находят в тексте нужные отрывки, сравнивают.

Организация познавательной деятельности

Главная цель нашего урока – сравнивать и делать выводы.

А чтобы урок получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся  в страну, где живут…

О чем – то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уж навострили ушки….

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски….

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят …. ( Сказки)

А что за литературный жанр – сказки?

А какие виды сказок вы знаете?

Скажите, на какие две группы разделены сказки?

Что такое литературные сказки?

А сейчас мы отправимся мысленно в путешествие в литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой уголок этой страны мы отправимся?

Да, мы с вами отправимся в уголок литературных сказок. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

В разделе « Литературные сказки» мы познакомились с некоторыми произведениями  и их авторами.

Догадайтесь, о каких авторах я рассказываю. Назовите фамилию. имя, отчество.

Родился в небольшом заводском поселке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. В доме была прекрасная библиотека.

Сказки сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери Алёнушки, которой трудно иногда было засыпать по ночам ( Дмитрий.Н. Мамин – Сибиряк)

Писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Родился в Москве, образование получил в Московском университетском благородном пансионе. Автор ряда музыкальных сочинений. Он написал несколько учебников. ( В.Ф. Одоевский)

К 7 годам, когда дети только идут в школу, он перечитал массу книг – как детских, та и взрослых. В 4 классе написал поэму, сочинял стихи для газеты. (В.М. Гаршин)

Соотнесите при помощи стрелок название сказки и автора, написавшего эту сказку.

Д.Н. Мамин – Сибиряк                       « Лягушка путешественница»

В.М. Гаршин                                         « Мороз Иванович»

В.Ф. Одоевский      Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Назовите главных героев всех этих сказок            

Дайте этим героям характеристику.

Кто из героев вам больше всего понравился?

Докажите, что прочитанные вами произведения в данном разделе – сказки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На зарядку 3 класс!

Мы присядем все сейчас.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

Кому из сказочных героев  принадлежат эти строки? Я читаю, а вы внимательно слушаете и, прослушав, даете ответ.

Я заехала к вам посмотреть, как вы живете… Я пробуду  у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я..я…я

Спасибо тебе, ты умная девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков…..

К кому из героев прочитанных литературных сказок можно отнести данные пословицы и поговорки?

Ленивому и лениться лень

Хвастовство само себя наказывает

Литературная викторина. Работа с учебником, с. 212 -213 ( работа в парах)

Проверка

 Отгадывают загадку

Художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказки чему – то учат.

Волшебные, бытовые, про животных.

Народные сказки и литературные ( авторские)

Авторские сказки.

Литературные сказки.

Внимательно слушают

Отвечают на вопросы

На доске соединяют название сказки с фамилией

Заяц, Лягушка, Рукодельница, Ленивица, Мороз Иванович.

Это лягушка – путешественница.

Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Мороз Иванович

К Ленивице

К лягушке – путешественнице

Работают самостоятельно в парах

Отвечают на вопросы викторины

Подведение итогов

Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте.

У кого были трудности, в чем?

Добились ли мы с вами поставленной цели?

Что нового и интересного узнали?

Какое задание понравилось больше? Почему?

 

Делают выводы и обобщения.

 Осуществляется самоанализ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "А. Барто «Разлука», «В театре"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре».Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память,...

Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века

Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого ...