Урок по произведению А. Куприна «Слон». Часть 2.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Корюков Юрий Георгиевич

Второй урок из трех, посвященных изучению произведения А. Куприна «Слон» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 76_a._kuprin_slon._plan_uroka.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

76. А. Куприн «Слон»

Конспект урока

Урок по произведению А. Куприна «Слон». Часть 2.

Автор разработки Корюков Ю.Г., консультант по компьютерным технологиям в школе

uraspb@hotmail.ru, vk.com/uraspb 

Второй урок из трех, посвященных изучению произведения А. Куприна «Слон» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС

Здесь выложена конспект урока (5с.).

То же + презентация (41 слайд) + фрагмент 1 мультфильма «Слон» 5 мин. 47 сек. - http://www.twirpx.com/file/1856223/

Полный комплект материалов по данному и другим урокам «Литературное чтение за 3 четверть 3-го класса» могу предоставить на компакт-дисках (два DVD-диска) или выложить на один из «облачных» сервисов в интернет.

Имеются компьютерные материалы по всем предметам, всем классам.

Цели:

  • Познакомить с биографией А.Куприна, расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;
  • Ознакомить с рассказом А. Куприна «Слон»;
  • Учить правильному и осознанному чтению, учить ориентироваться в тексте.
  • Учить понимать поступки и состояние героев;
  • Совершенствовать умение давать характеристику персонажа.
  • Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.
  • Обогащать словарный запас через работу с толковым словарём;
  • Способствовать формированию читательской компетенции.
  • Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.
  • Учить эмоциональному восприятию текста.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
  • Читать по ролям; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;
  • Составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.

Оборудование: учебник (2-я часть); компьютер с проектором для показа презентации.

I. Организационный момент

Вход детей в класс. Для того, чтобы ребята успокоились и привлечь их внимание - запускаем фрагмент 1 мультфильма «Девочка и слон» (длительность 5:47).

— Мы продолжаем знакомиться с рассказом Александра Куприна «Слон» (Слайд1)

II. Проверка домашнего задания

— Вспомнили о чем мы говорили на прошлом уроке?

— Кто прочитал рассказ - поднимите руки.

— Кто приготовил для Нади рисунок слона?

— На сегодняшнем уроке мы усовершенствуем наши навыки анализа художественного текста и потренируемся в пересказе. (Слайд 2)

— Кто может пересказать нам первую половину рассказа от лица девочки?

— А кто может пересказать от лица папы?

— А зачем мы разбираем на уроках художественные произведения? - Для того чтобы стать добрее (Слайд 3)

III. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорку. (Слайд 4)

Павка на лавке

Плетет лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

На лапке кошке.

Прочитайте по слогам.

Прочитайте с ускорением.

Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.

Прочитайте скороговоркой.

IV. Словарная работа

1.Крылатые выражения.

— Давайте познакомимся с некоторыми крылатыми выражениями (Слайд 5)

— А что такое «Крылатое выражение» - кто знает?

Крылатые выражения — фразы образного характера, вошедшие в лексику из исторических либо литературных источников и получившие широкое распространение благодаря своей выразительности.

— Попробуйте объяснить крылатые выражения о слоне. Учитель показывает  (Слайд 6) после того, как дети выскажут свои варианты.

Слона-то и не приметить – не заметить главного.

Слон в посудной лавке – о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей.

Делать из мухи слона -  придавать чему-либо незначительному большое значение.

Как слон – неуклюж, громоздок, неповоротлив.

2.Пословицы и поговорки. (Слайд 7)

— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.(Дети объясняют значение пословиц и поговорок.)

  1. Детство - время золотое, ест и пьет, и спит в покое.

Заботы о хлебе насущном лежат на родителях

  1. Деньги потерял - ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял - все потерял.

Здоровье не купишь

  1. Здоровье приходит днями, а уходит часами.

За здоровье нужно бороться, вести здоровый образ жизни. А потерять здоровье можно очень быстро.

— Ребята, прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на слайде. Подумайте, можно ли их отнести к нашему рассказу «Слон».

Учащиеся:

- Да, они подходят к рассказу «Слон».

- В первой говорится, что за ребенком в детстве ухаживают, о нем заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать для своей дочери даже невозможное.

Еще о здоровье: здоровье уходит часами, т. е. очень быстро. Здесь девочка «угасала» с каждым днем. Ей становилось все хуже и хуже.

V. Работа с произведением

Теперь перейдем к продолжению совместного чтения рассказа «Слон»

— На прошлом уроке мы все вместе прочитали первые 3 части рассказа. Прочитаем 4-ю часть (Слайды 8-14)

Смены кадров по фразам:

(Слайд 9) - как только ученик начинает чтение

(Слайд 10) Обезьянки – одни в красных юбках...

 (Слайд 11) Огромные рыжие львы ...

(Слайд 12) – Под конец выводят слонов

(Слайд 13) – Представление оканчивается

(Слайд 14) – Извините, пожалуйста, – говорит Надин отец

— Кажется ли вам реальным привести слона на второй этаж дома? На прошлом уроке мы говорили о том, на сколько велики и тяжелы слоны. Куприн описывает слона, который пришел к Наде. В рассказе Куприн использует старорусские меры длины и веса (Слайд 15), в пересчете на современные это получится: высотой – 2 метра 30 см, длиной 2 метра 80 см, и весит 1 тонну и 830 кг. Бывают слоны и по-больше, но и этот не маленький. Конечно, если дом прочный, то можно постараться завести его в квартиру, но это очень не просто.

— Давайте порассуждаем над этим отрывком (Слайд 16)

—Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону? (Я думаю, что слон в комнате – событие менее реальное, чем исцеление благодаря слону).

— Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?

Речь идет о здоровье,  и даже о жизни девочки. Она очень больна, почти умирает и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.

— Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.

— Продолжим знакомиться с рассказом Куприна «Слон» (Слайд 17)

Чтение части 5 (Слайды 18-21)

(Слайд 18) – с начала

(Слайд 19) – Подходят к дому

(Слайд 20) – Но перед лестницей слон останавливается

(Слайд 21) – Таким образом его приводят в столовую

— Легко ли было привести слона к Наде?

Продолжим чтение рассказа, часть 6 (Слайд 22). Просим продолжить другого ученика.

(Слайд 23) – с начала

(Слайд 24) – А он добрый?

(Слайд 25) - Слон оказывается гораздо больше

(Слайд 26) - Здравствуйте, Томми

(Слайд 27) - А вы, Томми, уже пили чай? 

(Слайд 28) - Когда все булки съедены

Можно попросить дальше читать другого ученика

(Слайд 29) - Наступает час обеда

 (Слайд 30) - Наступает вечер

(Слайд 31) - В эту ночь Надя видит во сне,

(Слайд 32) - Утром девочка просыпается бодрая

 (Слайд 33) - Девочка хитро улыбается и говорит:Мы прочитали большой отрывок произведения и глаза устали, нужно сделать для них физкультуру

V. Физкультминутка. (Слайд 34)

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!

VI. Беседа. (Слайд 35)

— Понравился ли вам рассказ?

— Что вы испытывали при чтении текста?

Вниманию учителя: текст, приведенный ниже на слайде белым шрифтом и его не видно. Вначале дать детям ответить на этот вопрос. Щелкните ниже линии – текст будет выделен и его видно.

Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять, чем она больна и как ее лечить. А потом было очень интересно, когда слона привели к Наде.

— Что вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна?

То, что Куприн – знаток человеческой души (Слайд 36)

Мы изучаем литературу для того, чтобы понять душу человеческую, как поступали другие люди в различных ситуациях. И мы можем брать с них пример или не поступать так, как поступали они.

VII. Итоги урока

— Давайте подведем итоги наших уроков (Слайд 37)

— Можно ли назвать девочку капризной?(Отец давно обещал сводить ее в зверинец, чтобы посмотреть на слона и это было ее мечтой).

Прочитайте по ролям разговор мамы и дочки (страница 26).

Напомню, что чтение по ролям было домашним заданием

У Нади апатия – это болезнь не тела, а духа.

Что чувствует мама?

Доктор сказал, что Надю нужно хоть как-то развлечь и мама старается это делать

А Надя?

А Надя ничего не хочет

Как автор рисует внутреннее состояние отца?

Мужчины переживают не так, как женщины. Женщина больше склонна к сопереживанию, а мужчина – к действию. Но папа не знает что ему делать.

Как Надя узнала о том, кто может ее исцелить?

Слон ей приснился. Мозг человека не отключается во сне, но упорядочивает полученную информацию. Часто сны отражают наше состояние: тревожность или спокойствие, мечты и желания. Спокойный и достаточный сон очень важен для человека.

Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы это было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.

— Найдите и прочитайте описание слона. (стр. 34, последний абзац – стр.35 до слов «хозяин слона»)

Какой можно назвать эту семью в целом?

Дружной, заботливой, любвиобильной

О силе родительской любви. (Слайд 38)

Сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство.

VIII. Рефлексия

—  Понравился ли вам рассказ?

—  Что вы испытывали при чтении текста? (Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять, чем она больна и как ее лечить. А потом было очень интересно, когда слона привели к Наде.)

—  Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. (Слайд 39)

VIII. Домашнее задание. (Слайд 40):

Перечитать рассказ.

Разделить на части.

Составить план.

Подготовить пересказ от имени Нади, мамы, папы, слона.

Урок закончен

Если осталось время - Запускаем слайд-шоу из папки «Картинки»

Литература.

  1. Литературное чтение. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 / (сост. Л. Ф. Климанова и др.). – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2006.
  3. Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1: дидактическое пособие к урокам литературного чтения. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по произведению А. Куприна "СЛОН"

содержит 5 вопросов по произведению...

Урок по произведению А. Куприна «Слон». Часть 1.

Первый урок из трех, посвященных изучению произведения А. Куприна «Слон» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС...

Урок по произведению А. Куприна «Слон». Часть 3.

Третий урок из трех, посвященных изучению произведения А. Куприна «Слон» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС...

Конспект открытого урока по чтению А.Куприн "Слон" 3 класс

Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Конспект урока на тему: "А.Куприн «Слон» " 3 класс

Конспект урока на тему: "А.Куприн «Слон» " 3 класс (конспект + презентация)...

конспект урока Чтения Александр Иванович Куприн «Слон»

Цель: познакомить с жизнью и  творчеством А.И. Куприна, содержанием  рассказа «Слон»...