конспект урока Чтения Александр Иванович Куприн «Слон»
план-конспект урока по чтению на тему

Сюбарева Дина Александровна

Цель: познакомить с жизнью и  творчеством А.И. Куприна, содержанием  рассказа «Слон»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александр Иванович Куприн «Слон»

Цель: познакомить с жизнью и  творчеством А.И. Куприна, содержанием  рассказа «Слон»

Задачи:    

Коррекционно-развивающие:

-  учить правильному, выразительному, осознанному чтению.

-  развивать познавательные способности детей, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному;

-  развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям;

- раскрыть композиционно-языковые особенности текста;

- помочь ученикам понять глубокие гуманистические идеалы, которые несёт автор.

Воспитательные:

- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему миру.

- развивать чувственную сферу личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции  и представлений  младших школьников;

- приобщать детей к  восприятию решения  непростых  житейских  проблем, учить понимать замысел и творчество  взрослого автора;

- пробудить у учащихся желание  и стремление делать добро.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

Послушайте загадку:

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит (слон)

Догадайтесь, о ком пойдет наш рассказ и как название произведения, которое мы начнем изучать.

3. Доклад учащегося о слонах.

На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими.

Индийский слон легче африканского. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.

Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом  он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста – пальца, а у индийского – один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.

Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.

У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.

Учитель: Сегодня продолжим работу над разделом.

На доске задание, ученики определяют зашифрованное имя, фамилию, отчество автора.

4. Сведения о Куприне (читает учитель)

Беседа по вопросам и жизни и творчестве А.И. Куприна.

5. Предварительная беседа перед прочтением рассказа.

Жизнь людей на земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой и безоблачной. Различные проблемы, болезни подстерегают буквально каждого. Иногда невозможность помочь самым близким и дорогим людям вызывает даже у самого сильного человека отчаяние, у него просто опускаются руки. И поэтому любое участие, любая помощь, которая так необходима в такой момент, воспринимается как чудо.

Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой помощи. Очень хочется! И каждый подобный случай, услышанный или рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду.

Каждое произведение литературы всегда «загадка».

Вот сегодня и  на следующих уроках будем пытаться находить и разгадывать загадки, которые нам преподнесёт рассказ А.И. Куприна «Слон». Его  жанр - художественный рассказ. 

Будем работать над сюжетной линией художественного рассказа и составлять портретные характеристики главных героев.

Читая его, постараемся ответить на очень важные вопросы:

В какие чудеса надо верить людям?

У: Работа предстоит непростая.

И ещё: Здесь даны  афоризмы:

Давайте прочитаем их:

Во всех случаях лучше надеться, чем отчаиваться.

  Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку…

После прочтения рассказа мы выберем, какой из них наиболее точно отражает смысл рассказа А.Куприна «Слон».

6. Физминутка

7. Чтение рассказа. Начинает учитель. Дальше по цепочке. Одновременно проводится  словарная работа.

8. Работа над сюжетом (вопросы, выборочное чтение, чтение по ролям)

Почему в дом часто приглашают доктора, а иногда и других врачей?

Для кого его пригласили?

Что испытывают все в семье, где болеет девочка?

(Жизнь семьи показана в момент тяжёлых душевных потрясений. Все члены семьи испытывают невыносимую тоску, которая охватила их в связи с непонятной болезнью их дочери).

9. Итоги урока.

 

А. И. Куприн (1870— 1938)  26 августа родился в селе Наровчатове Пензенской области. Писатель рано остался сиротой — отец умер, когда ему был год. Затем он попал в сиротский дом, в военную гимназию, кадетский корпус, юнкерское училище.

Сам он позже вспоминал, что это были самые несчастливые его годы жизни. Не столько из-за бессмысленного заучивания наизусть и голодания, сколько из-за физических и нравственных наказаний: воспитанников часто унижали и запугивали, отправляли в карцер, секли розгами. После окончания корпуса Куприну пришлось еще два года обучаться в военном училище, а после нести военную службу. Человека с такой жаждой жизни, как у Куприна, она не могла не тяготить. Будущий писатель подает в отставку в 1894 году. С этого момента перед Куприным, по его же словам, началась «большая, широкая, свободная жизнь». Свое творчество  он начал со стихов, и писал их в большом количестве не только в юности, но и на протяжении всей жизни. Это не принесли ему известности и не сделали поэтом. Истинным призванием Куприна оказалась художественная проза. Его первые рассказы — «Последний дебют», «Лунной ночью», «Ужас», появились в печати в конце 1880-х годов. Будучи реалистическим писателем Куприн чувствовал себя уверенно, когда твердо знал, что изображал. Его переполняли избыток жизненных сил и энергии. Поэтому писатель стремился пережить все, что доступно человеку, соучаствовать всему, что происходит вокруг. Известно, что Куприн владел множеством разных профессий. В 1910 году писатель совершает полет на одном из первых в России аэропланов, изучает водолазное дело, опускается на морское дно. Все это наполняет его произведения яркими красками, жизненным оптимизмом, особой достоверностью.

Интерес ко всем проявлениям живого, тонкая наблюдательность и человеколюбие характерны для рассказов Куприна о детях и животных, которые автор писал на протяжении всей жизни. Это «Изумруд», «Скворцы», «Завирайка», «Ю-ю», «Собачье счастье», «В зверинце», «Слон», «Белый пудель».

По воспоминаниям современников, перед смертью он признавался близким: «...Какое счастье принадлежать к такому народу, любить его!». Действительно А. И Куприн жил и творил для всех людей России, его произведения проникнуты верой в человека, любовью к родине. Исследователь творчества писателя Ф. И. Кулешов верно отметил: «Куприн оставил книги, которые нужны людям сегодня, будут нужны им вечно, как вечен язык, на котором они написаны, и как вечен народ, к которому они обращены».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание к уроку внеклассного чтения на тему: РАССКАЗЫ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА КУПРИНА О ЖИВОТНЫХ

Задание к уроку внеклассного чтения на тему: РАССКАЗЫ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА КУПРИНА О ЖИВОТНЫХ. Предназначено для ребят 3-4 класса. Выдаётся за 1-2 недели до урока. Ответы оформляются в тетради по внек...

Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: «Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»

На свете множество собак-И на цепи и просто так:Собак служебных - пограничных,Дворовых «шариков» обычных,И молодых пугливых шавок,Что тявкать любят из-под лавок,И тех изнеженных болонок,Чей нос курнос...

Александр Иванович Куприн ЗАВИРАЙКА

Александр  Иванович Куприн (1871 – 1938 гг.)ЗАВИРАЙКАЦели: Научить определять главную тему и идею литературного произведения.Перевести проблемную ситуацию рассказа в русло сегодняшнего дня....

Разработка урока литературного чтения по теме: Александр Иванович Куприн «Слон» (урок № 3) для обучающихся 3 класса с ТНР на предмет развития читательских умений

АннотацияВ исследовании PISA «читательская грамотность трактуется, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для то...

Урок литературного чтения в 3 классе Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»

Цели урока: - раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька»;- создать условия для первичного знакомства с произведением, обеспечить целостное восприятие текста.Задачи урока: - Познаком...

«Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»

конспект урока по литературному чтению к произведению А.И. Куприна "Барбос и Жулька"...