Урок литературного чтения 4 класс К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Мурина Наталья

Можно использовать по любой программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_dobre_i_krasote_paustovskiy.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мурина Н.М.

учитель начальных классов

Урок литературного чтения

Тема: «О добре и красоте. По рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

(Дети сидят на своих местах. Учитель включает музыку)

- Ребята, какой самый необычный подарок был в вашей жизни? (Ответы детей)

- А какой подарок описан в рассказе К.Г.Паустовского?

- Кто и кому его подарил?

- Эдвард Григ – великий норвежский композитор. Величественная суровая Норвегия – страна неприступных скал, узких извилистых морских заливов. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата Норвегия и музыкой.

В музыке Грига  оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии – сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря. «Музыка, - писал Эдвард Григ, - добрая сила, которая облагораживает души и нравы».

-  Ребята, музыку  композиторы  посвящают  только очень близким и дорогим людям. А разве Григ хорошо знал Дагни, разве Дагни была для него близким человеком?

- Ребята, чтобы глубже  понять причины этого  поступка композитора, нужно обратиться к тексту.

- Ребята, вспомните, как познакомились Дагни и Григ?

- Где они встретились? (в лесу)

- Прежде чем рассказать о встрече Грига с девочкой Паустовский описывает осенний лес.

- Я знаю, начинающие читатели не любят читать описание природы и часто пропускают его. Но описание природы в рассказе помогает понять характер героев.

- Какие слова в описании осени подчёркивают, что Григ воспринимает осенний лес, как чудесную сказку? Найдите в тексте.

- Какие черты характера Эдварда Грига раскрываются в пейзажной зарисовке? (Информационная карта)

______________________________________________________________

- Время года осень показывает нам, что и возраст Грига «осенний».  Как вы это понимаете? Про вас можно сказать, что у вас «весна жизни», а что значит «осень жизни»? (преклонный возраст)

- «Осень жизни»  Грига, наверное, также богата дарами души и таланта, как и «золотая осень» в природе. Дары композитора – это богатство души, талант, любовь к людям.

- Итак, возвратимся к нашему вопросу: почему композитор решил сделать подарок Дагни? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, найдите и прочитайте в 1 части те выражения, благодаря которым мы представляем внешность девочки и её характер.

(Зрачки: Дагни сама стояла, как деревце;

Она искренняя, такая же как природа: то она смущённая, кроткая, то она строгая, по детски суровая;

Добрая, всем готова поделиться, приглашает к себе в гости…….)

- Эта девочка для Грига – воплощение природы, источник его вдохновения. Почему она его вдохновила? (ответы детей) (Информационная карта)

- Да ребята, Дагни является частью природы:

1. Она дочь лесника (живёт в лесу), это девочка из народа

2. Паустовский описывает её так: «с зеленоватыми зрачками, как сама листва». Дагни явилась для Грига источником вдохновения

- Переходим ко 2 части рассказа «Григ пишет музыку для Дагни».

- Вторая часть о композиторе Григе. Он главный герой.

- Какое время года описывает Паустовский в 1 части, когда говорит о Григе?

- А 2 часть начинается с описания какого времени года?

- Найдите во второй части. Какая зима изображена Паустовским? Прочитайте. (слайд)  

- В литературе всегда описание природы связано с состоянием души главного героя.  

- Какая зима в изображении Паустовского? Найдите эти слова в отрывке. (тихая, спокойная, всё засыпает. В такой тишине хорошо дремлется….)

-Вспомните осень – это «осень» и в жизни героя. Это преклонный возраст, когда человек готов поделиться своим опытом с другими людьми.

- А что происходит с природой зимой?  (затихает, засыпает, а что-то и умирает)

- Паустовский изображает зиму как символ конца жизни и не только в природе, но и в жизни композитора. Читая вторую часть рассказа, можно догадаться, что Паустовский описывает последние дни жизни Грига, а они тихи и гармоничны, поэтому и зима описана тихой, романтичной, теплой.

- О спокойствии и гармонии в душе композитора говорит и описание дома. Найдите и прочитайте этот отрывок.

- Ребята, почему Григ не выбросил диван? (для друзей)

- Самый главный предмет в комнате Грига?

-Почему рояль? (Это смысл его жизни)

- Паустовский показывает, что самым главным его  любимым делом была музыка, которую он дарит своим слушателям.  

- И в свою последнюю зиму Григ опять писал музыку, он писал о девушке Дагни, о той повзрослевшей девочке «Он писал и видел…..» (читаю сама)

- Какое время года Паустовский связывает с Дагни? Найдите в этом отрывке.

- Паустовский в этом рассказе показывает как должен жить человек, чтобы прожить свою жизнь счастливо. И в последние дни своей жизни Григ говорит, что он счастлив.

- Так как нужно жить, чтобы быть счастливым? (Информационная карта)

- Зачитайте текст, который у вас получился.

- Чтобы быть счастливым, надо найти любимое дело и дарить людям радость, частичку своей души.

- Итак, подарок готов и мы обращаемся к 3 части «Дагни принимает прекрасный подарок композитора»

- В 3 части мы будем говорить о Дагни.

- Прошло 10 лет…

- Что произошло в жизни Дагни?

- Совершенно верно, Дагни выросла, переехала в город. Она часто посещала спектакли. И однажды дядя и тётя повели её на концерт симфонической музыки.

- Как выглядит Дагни, идя на концерт? Найдите в тексте (она надела чёрное платье) Ребята, а у вас не возникает ни какой вопрос?

- Почему Дагни была в чёрном платье? – всё так хорошо, светло, радостно, волнительно, и вдруг чёрное платье?

 - В учебнике текст дан в сокращении, я вам прочитаю, как К.Г.Паустовский объясняет это.  ИЛИ – Вы сможете ответить на этот вопрос если возьмёте в библиотеке полный текст, так как в нашем учебнике текст дан в сокращении. Это будет вашим домашним заданием.

- Где и в какое время года Дагни слушает музыку Грига?

- Посмотрите, где описана жизнь Грига, там осень и зима, а Дагни – это лето и весна. Почему? (весна – это расцвет жизни, лето – это молодасть, красота)

- Посмотрите, как точно Паустовский передаёт состояние главных героев и связывает их с временем года. Очень интересно сравнивает описание героя и его душевное состояние!

- Почему автор выбирает такое время и место?

- Чтобы подчеркнуть необыкновенность, романтичность встречи Грига и Дагни через 10 лет. В то же время лето символизирует пору расцвета, молодости, в которой находится Дагни.

- Итак, Дагни пришла на симфонический концерт.

- Сядьте как слушатели и послушайте как звучит симфоническая музыка.

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какие картины рисует она? (Ответы детей)

- «Дагни услышала, как человек во фраке сказал…» (Читаю сама__________)

- Как слушала музыку Дагни? Найдите слова в тексте.

- Итак Дагни видит картины родной природы. Что она чувствует?

- Музыка оказала на неё сильное впечатление, сначала буря бушует в её душе, потом она успокаивается, так как видит родную природу.

- Что думает Дагни о Григе? Найдите слова в тексте. («волшебник и великий музыкант»)

- Действительно Григ открыл ей красоту родной природы и величие щедрой души художника.

- А сейчас ребята вы будете работать в группах. Я вам напоминаю правила работы в группе: работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, высказывать своё мнение, уметь отстоять свою точку зрения.

- Итак, каждая группа получает своё задание:

1 группа: Вам нужно передать цветом ваши впечатления от рассказа К.Г.Паустовского и обосновать свой выбор.

2 группа: Вы составляете коллаж «Какие картины видела Дагни, когда слушала музыку Грига?». Затем вам нужно будет прокомментировать свой выбор.

3 группа: Вам дан текст с пропуском слов, вы отвечаете на вопрос «Какие чувства испытала Дагни, получив подарок через 10 лет?». Для этого вы должны обратиться к рассказу.

4 группа: Составляете «Синквейн»: ключевая фраза: Рассказ «Корзина с еловыми шишками»

5 группа: Вам нужно ответить на вопрос «Как вы понимаете концовку рассказа? Какой урок композитора извлекла Дагни?»

(Даётся время для работы в группах)

- Работа ваша закончена, теперь прошу внимания. Один человек от каждой группы представит ответ. (Даю слово каждой группе) Спасибо за работу!

- Ребята, а этот урок доброты, который получила Дагни через 10 лет важен только для неё?

- А нас эта история чему-то учит?

- Вспомните, за что Дагни благодарит Грига?

- Итак, Григ дарит Дагни «сказку жизни», а это способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле. Несите музыку Грига в сердце! Дарите окружающим добро и красоту!

- Благодарю вас за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

В презентации представлены материалы из биографии  К. Паустовского и Э Грига. В конце урока проводится проверочная работа по изученному....

презентацияк уроку литературное чтение: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

презентацияк уроку литературное чтение: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 4 класс...

Презентация к уроку литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" 4 класс

Презентация является дополнением к уроку литературного чтения в 4 классе К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"....

Конспект урока литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" 4 класс.

Урок с применением приёмов технологии критического мышления....

Проект урока по литературному чтению К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Проект урока по литературному чтению  К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" и презентация к уроку...

Урок литературного чтения К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Э.Григ-великий волшебник и музыкант.

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. В сценарии представлены современные образовательные технологии, формы работы....