Конспект урока с презентацией И.А.Бунии " Листопад".4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Сычкова Татьяна Васильевна

Конспект урока с презентацией И.А.Бунии " Листопад". 4 класс УМК " Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bunii.rar2.64 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературному чтению с применением ИКТ в 4 классе. 

Тема: И. А. Бунин «Листопад»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления учениками поэтического текста.

Задачи урока: 

  • совершенствовать умения  учащимися анализировать лирическое стихотворение;
  • продолжать совершенствовать учащимися навык сознательного, правильного, выразительного чтения;
  • обогащать учащимися словарный запас; 
  • развивать у учащихся умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
  •  закреплять знания учащихся о средствах художественной выразительности;
  • воспитывать любовь учащихся к родной природе и бережное отношение к ней;
  • совершенствовать умение учащихся работать в паре, группе  и оценивать товарищей;
  • развивать  мыслительные операции учащихся, делать умозаключения;
  • учить строить монологические высказывания;

Формы работы, используемые на уроке: 

 индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Материальное обеспечение (оборудование):

учебник «Литературное чтение» 4 кл., автор. Л. Ф. Климанова;

презентация по теме И. А. Бунин «Листопад»,карточки для работы в группе;

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

           УУД

СОТ

I. Эмоциональный

настрой.  

–Ребята, сегодня на урок к нам пришли  гости. А когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбкой передадим, друг другу хорошее настроение и начнем урок. Урок литературного чтения.

III. Актуализация знаний. Самоопределение  к деятельности.

- Зима это хорошо!  

-А какое время года предшествует зиме?

 

- А что характерно для осени?

- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.

-А какие поэты описывали в своих  стихотворениях осень? Назовите и процитируйте хотя бы строчку.

 -И я помню.

-Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... ( Евгения Трутнева)

- Вспомните, какое стихотворение об осени мы читали недавно?

 

- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихотворения. Не наскучило ли вам это занятие?                                                          - Почему?

- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихотворения, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту?

- Вы уже прочитали на доске эпиграф к уроку.  «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые его впечатления богаты» Блок.

     - Почему я взяла именно эти слова?

-Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И. А. Бунин в своей поэме «Листопад». На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения.

- Так зачем же нам читать стихи?

-Какая же одна из главных задач урока?

-А хотите узнать, как Иван Бунин стал  таким внимательным и наблюдательными? 

- К этому уроку ребята нашего класса приготовили мини - проект «Творчество И. А. Бунина».                                      

  - Ваша задача, слушать внимательно, а можете даже некоторые моменты записывать в тетрадь для того, чтобы потом вы смогли составить синквейн  -И. А. Бунин.

-Осень.

Дети вспоминают один из главных признаков осени.

-Листопад.

Дети называют поэтов и читают отрывки.

-И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

(Три ученика выходят к доске и рассказывают его наизусть по четверостишию)

- Нет.

                                                                - Стихотворения  красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы.

- Мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе.                          

                                                                 - В этих строках упоминается фамилия Бунин.

- Из этих строк понятно, что этот поэт мог описать так природу, что всем будет понятно. Он очень наблюдательный и умел красоту природы описать в стихотворениях. 

                                                                 -Чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихотворений к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы.

-Услышать и увидеть  богатство звуков и красок осеннего леса.            

-Да!

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы (Познавательные УУД)

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,                 находить в тексте информацию,                необходимую для ее решения              описывать объект: передавать его внешние характеристики,                    используя выразительные средства языка;         (Коммуникативные УУД)

преобразовывать информацию из одной формы в другую (Коммуникативные УУД)

Технология диалогового взаимодействия.

III. Знакомство с биографией писателя.

Выступление учащихся (сопровождается слайдами презентации).

-Мы   расскажем о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.

Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей. Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.

- В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем. Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет.                                                  

- Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Ранние его стихи посвящены картинам средней полосы России. Целую поэму, отрывок из которой мы будем читать, посвятил Бунин осенней природе. Эта поэма является драгоценным вкладом в литературу, которая в 1903 году принесла Бунину Пушкинскую премию Петербургской академии наук и всеобщую славу.                         Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.                                                                    

- Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.

В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И .А. Бунина.

 

-Большое спасибо, ребята! Было очень интересно!

- А теперь предлагаю составить синквей.

- В чем его особенность? Кто подзабыл, можете пользоваться тетрадью.

- Молодцы, ребята. Слушали все внимательно, поэтому получился хороший синквейн.

 

- Учащиеся слушают выступление своих одноклассников, делают  необходимые пометки.

- Пять строк (смотрят в тетрадях)

а) 1строка – подлежащее (тема)

б) 2 строка — 2 прилагательных (раскрывает тему)

в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)

г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)

д) 5 строка — вывод (слово – резюме, ассоциация с первым словом)

Составленный ребятами синквейн:

1.Бунин Иван Алексеевич

Талантливый, наблюдательный

Писал, творил, создавал

Лауреат Нобелевской премии по литературе.

Писатель

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

доносить свою позицию до других.

(Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД, Позновательные УУД)

умение совместно работать с одноклассниками (Коммуникативные УУД)

давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить (Регулятивные УУД)

учиться выполнять различные роли в группе.

(Коммуникативные УУД).

Информационно-коммуникативные технологиРеализация проектной деятельности.

Элементы критического мышления

IV. Первичное восприятие стихотворения.

- Ребята, в синквейне вы употребили прилагательные наблюдательный, талантливый, внимательный. Это действительно так и вы сейчас убедитесь в этом.

-Я предлагаю вам послушать это стихотворение.

– Понравилось ли вам это стихотворение?

- Что вы представили, когда слушали стихотворение?

- Какое время года описывает поэт? Докажите.

- Какие чувства вызвало стихотворение? 

 

- Какой вы увидели Бунинскую осень?

 

-  Стихотворение называется «Листопад».

-  Что для вас слово листопад?

- Составим корзинку идей?!

-Прочитайте, стихотворение и попробуйте определить, а что значит для И. Бунина   листопад?

- В конце урока, после тщательного анализа стихотворения, вы попробуете определить главную мысль этого стихотворения, выбрав правильное предположение из корзинки идей.

Дети слушают стихотворение в сопровождении музыки .

Слушают стихотворение, обращают внимание на краски, которые использует поэт. Высказывают своё впечатление: понравилось ли стихотворение, отвечают на вопросы учителя

-Да.

- (ответы детей)

- Осень. (дети находят строки из стихотворения)

- Печаль, восхищение, радость.

- Яркая, праздничная, красивая

Корзинка – идей.

Дети высказывают свои  предположения.

Листопад  – это …

  • …опадание листьев
  • … пора осени
  • … явление в природе
  • … сухие листья
  • … разноцветные листья

Обмен впечатлениями. Предположения детей.

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

осуществлять взаимоконтроль (Регулятивные УУД)                              

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы (Познавательные УУД)

Информационно-коммуникативные технологии

Элементы критического мышления.

V. Чтение стихотворения с анализом

 1 часть.

а) Словарная работа. (Перед уроком в классе вывешиваются незнакомые слова из стихотворения на белых листочках, и их лексическое значение на голубых листочках.)

Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки.

Багряный - чистый, яркий алый цвет.

Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.

Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.

Завороженный - от слова ворожить

( колдовать).

Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса.

в)  Чтение по частям с анализом

1часть до слов «И осень тихою вдовой,

 вступает в пёстрый терем свой»

- Кто главный герой этого стихотворения?

- С чем сравнивает поэт лес?

-Какие  деревья автор увидел в осеннем лесу? Зачитай.

-Почему образуются просветы?

  -С чем автор сравнивает эти просветы?

-Кто хозяйка терема?

 - Докажите словами текста.

- Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы?

- Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.

- Предлагаю вам, закрыть  глаза и представить, что мы находимся в осеннем лесу и идём по тропинке.

Дети, которые знают их лексическое значение слов (они на белых листочках), рассказывают другим ученикам класса, а если они сомневаются, то находят ответ на голубых листочках.

Работает весь класс.   

Один ученик читает 1часть. Анализируют.

- Лес.

-С теремом.

- Берёзы, елочки, клёны.

- Листья кое - где опали.

  - Что оконца. С окнами.

-Осень.

- И Осень тихою вдовой… 

- Оживляет, даёт ей имя.

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения (Регулятивные УУД, коммуникативные УУД)

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы (Познавательные УУД)

Воспринимать 

текст с учетом поставленной учебной задачи,                 находить в тексте информацию,                необходимую для ее решения              описывать объект: передавать его внешние характеристики,                    используя выразительные средства языка;         (Коммуникативные УУД)

Элементы критического мышления

VI. Физкультми- нутка.

- Вот мы остановились и …

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

Под руководством учителя выполняют зарядку для  правильной осанки.

Здоровье –сберегающая технология.

VII. Чтение стихотворения с анализом 2 и 3 части.

2 часть до слов … « пригретый солнечным теплом…»

- Где мы оказались?

- С чем сравнивается поляна?

-С чем сравнивается паутина?

-А когда бывает много паутины?

- Когда бывает  «бабье лето»?

- Почему же этот период получил такое название?
Не знаете? А вот одна ученица нашего класса провела исследование, узнала о происхождении этого термина « бабье лето».

       

 

-Кто есть во дворе на поляне?

- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?

3 часть  А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? 

 - А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

- Как вы понимаете последнюю строчку этого стихотворения? «Заворожённый тишиной…»

 Чтение 2  части. Анализ.

- На поляне.

- С двором.

- С тканью из серебра.

- В дни теплых дней «бабьего лета».

- Каждый год в начале осени природа

дарит приятный сюрприз, когда холодная погода на несколько дней сменяется на практически летний зной. Эти яркие дни, когда солнце ласково греет, а тучи не закрывают небо, называются бабьим летом.

Ответы учащихся. Дети затрудняются правильно ответить.

Есть несколько мнений по поводу происхождения термина «бабье лето». И самый распространенный из них появился еще в древности. Согласно этой версии, деревенские женщины могли освободиться от полевых работ и посвятить время детям, домашним делам только когда уже наступала осень. Но для заготовки солений, прядения пряжи, обработки льна представительницы прекрасного пола выбирали погожие деньки. В бабье лето на Руси было принято устраивать застолья, встречаться с родными.

-Мотылёк.

- Белый лепесток.

Чтение 3 части. Анализ.

-Мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье.

 - Чтобы  понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

- Лес удивлен, потрясен.

Познавательные,

коммуникативные,

регулятивные, личностные УУД.

Элементы критического мышления.

VIII. Обобщение деятельности учащихся. Работа в группах.

-Каждый поэт описывая природу использует средства  художественной выразительности?

- Какие средства  художественной выразительности использует И. Бунин?

Игра « Найди пару».

- На белых листочках  рассыпались сравнения,  я предлагаю  каждой группе подобрать для них пару из стихотворения Бунина.

-Молодцы!

- Олицетворение,  сравнение, эпитеты.

Работа в группе.

Каждая группа зачитывает свои ответы.

Самооценка.

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для               решения учебной задачи (Познавательные УУД) 

уметь делать выводы в результате совместной работы (Познавательные УУД)

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить (Регулятивные УУД)

учиться выполнять различные роли в группе.

(Коммуникативные УУД).

Педагогическая игра.

Групповая работа.

IX. Работа над выразительностью текста.

- Мы переходим к самому интересному,  к актёрской работе над стихотворением.

- Какое настроение надо передать при чтении?

- Какие строки повторяются?

- Одинаково ли их надо читать?

-Почему?

- Прочитайте стихотворение друг другу и оцените, как прочитал ваш сосед.

Вспоминают, на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Обсуждают, в каком темпе и как тихо или громко надо читать.

-Радость, восторг, любование.

-Лес, точно терем расписной

  Лиловый, золотой, багряный…

-Нет,

1 – более громко, восторженно,

2 – спокойно, тихо.

- Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса.

Работа в паре. Самооценка.

(Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД).

Работа в парах.

X. Определение темы и авторской идеи произведения.

- Скажите, что мы сегодня читали?

- О чём это стихотворение? .

- А как вы думаете, для чего Бунин написал это стихотворение?

 

- Определите авторскую идею этого стихотворения. Посмотрите на корзину идей.

- Что значит для И. Бунина   листопад?

 - Правильно. Молодцы.

- Стихотворение И. А. Бунина «Листопад»;

 - Об осени, о красоте осенней природы.

-Чтобы обратить наше внимание на красоту природы, заставить нас ею любоваться, выразить свои чувства и настроение, своё душевное состояние, свою любовь к природе.

 -Автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые.

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. (Личностные УУД) 

X. Рефлексия.

- Активно работая на уроке каждый, из вас внёс вклад  в достижение поставленных задач - научиться видеть красоту природы,  узнать об отношении автора стихотворения к родной природе, определить авторскую идею.

– Оцените себя, выбирая начало фразы на доске.

                                                                                             сегодня я узнал… 
было интересно… 
было трудно… 
я выполнял задания… 
я понял, что… 
теперь я могу… 
я почувствовал, что… 
я приобрел… 
я научился… 

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных задач и высказывается одним предложением.

(ответы детей)

Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека (Регулятивные УУД) оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, (Личностные УУД)

XII. Домашнее задание по выбору.

Я предлагаю вам выбрать самим домашнее задание с условиями:

•  Прочитайте выразительно стихотворение И. А. Бунина  «Листопад» .

•  Выучите наизусть стихотворение.

• Выберите понравившиеся фрагменты стихотворения и проиллюстрируйте их,  сопроводите свой рисунок  текстом   наизусть .

Дифференцированный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по теме "Имя существительное" 4 класс

На уроке используется игровая технология  при закрепления материала по теме имя существительное. Затрагивается тема экологии на нашей планете. Предлагается к уроку презентация....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 1 классе на тему "Предложение"

Материал содержит конспект урока с мультимедийной презентацией...

Конспект урока с презентацией по литературному чтению для 3 класса Тема: «А. Куприн. Слон.» Урок 2.

Цели: продолжить знакомство с рассказом А. Куприна «Слон», учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа. Задачи: Образовательные: 1. Учить пр...