рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

календарно-тематическое планирование по чтению 3 класс по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_lit_chten_zankov_novoe.docx109.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель  МО

_________ /Е.Р. Иващенко/

Протокол  №1    

от   «28» августа  2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9» ЭМР

____________    /Н.В. Николаева/

«02»  сентября    2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №9» ЭМР

____________  /С.Ф. Родионова/

Приказ  № ______

от  «___» сентября 2015г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

         по учебному предмету «литературное чтение»

для учащихся 3 класса «А»

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

Ольшанская Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение», утвержденной Министерством образования и науки РФ.

Программа предназначена для обучения учащихся 3-го класса средней общеобразовательной школы.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

   - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности;

  - формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

     Основные задачи:

- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;

-овладение речевой и коммуникативной культурой;

-формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника.

      Учебный предмет «Литературное чтение» является составляющей обязательной части учебного плана начального общего образования МБОУ «СОШ №9» ЭМР на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» рассчитана на 5 часов в неделю. Увеличение часов, отводимых на изучение литературного чтения, произошло за счет 1 часа части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, с целью расширения возможностей  личностного развития учащегося в соответствии с его индивидуальностью, а так же для повышения эффективности использования проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения данного предмета.

Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

- обучение на высоком уровне  трудности, соблюдая  при  этом  меру трудности;

-  ведущая роль теоретических знаний;

- быстрый темп прохождения учебного материал.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В курсе «Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательских умений и формирования познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных действий (выбор книги, определение ее темы по иллюстрациям или аннотации, ориентирование в оглавлении и содержании и т. п.). Все это будет способствовать развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности.

Основные составляющие учебно-воспитательного процесса

Широкий спектр педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. 
1. Технология личностно-ориентированного обучения.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология проектной  деятельности.

4. Технология исследовательской деятельности.

5. Игровая технология.

6. Технология дифференцированного обучения.

7. Здоровьесберегающие технологии.

8. Информационные технологии.

Формы организации учебного процесса

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

  1. уроки:  комбинированные, получения новых знаний, контроль знаний,

 экскурсия, путешествие, викторина, исследование, интегрированные;

  1. проекты: информационные, исследовательские, социальные.

Внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.

Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС

Личностными результатами обучения учащихся являются:

- интерес к содержанию и форме художественных произведений;

- интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных

 произведений;

   - интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

- чувство сопричастности своему народу;

- понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных призведений;

- общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.

Метапредметнымирезультатами обучения являются:

- освоение приемов поиска нужной информации;

-овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

- формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

-овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами учащихся  являются:

-формирование необходимого уровня читательской компетентности;

-овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

-элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

-умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

- умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

        В основе реализации образовательной программы по литературному чтению лежит системно-деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных.

Учебно-тематический план

по литературному чтению (5 часов в неделю)

УМК В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение»

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Вступаем в неизвестный мир.

20 ч

2.

В единой семье всего живого.

26 ч

3.

Открываем мир заново.  

23ч

4.

Времена, когда звери говорили.  

30 ч

5.

Всмотрись в мир своей души.  

20ч

6.

Пересоздаем мир в творчество.

25 ч

7.

Без тебя мир неполный.  

25 ч

Всего:

169 ч

Практическая часть

Наизусть

17 произвед.

Тестирование

5

Количество уроков с использованием ИКТ

25%

Проверочные работы

3

Количество проектов

6

Количество исследовательских работ

2

                 

Темы проектов,  исследовательских работ учащихся

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ

Сроки реализации

1.

 Исследовательский проект  по  теме «Образ мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях»

04.09 – 09.09

2.

 Прикладной проект  по  теме «Сборник сказок»

10.09 – 21.09

3.

Информационно-исследовательский проект  по теме «Отражение древних представлений о мире и человеке в описании подвигов мифологического героя»

08.10

4.

Прикладной проект  по  теме «Сборник сказок, закличек, пословиц»

20.11 – 27.11

5.

 Исследовательская работа  по  теме «Чему можно поучиться у наших далеких предков»

28.01

6.

Исследовательская работа  по  теме «Чему можно научиться у кота, скворца, жука, пчелы…»

11.02

7.

Информационно-исследовательский проект  по  теме «Аннотация к сборнику любимых басен»

25.02 – 10.03

8.

Социальный проект по теме «Кто является для меня примером»

28.04 – 11.05

Тематическое планирование

по литературному чтению (5 ч в неделю)

УМК В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение»

урока

Наименование тем  уроков

Виды учебной деятельности учащихся

Дата проведения

План

Корректи

ровка

I триместр

1.

Условные обозначения в учебнике. Обращения автора. Ю.П.Мориц «1 сентября». «Что такое миф?».

Характеристика книги (учебника), ее структуры. Упражнение в восприятии поэтического текста на слух и при самостоятельном чтении. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Характеристика поэтического текста, нахождение средств, которые использовал автор для передачи своего отношения к описываемому. Упражнение в восприятии учебного текста при самостоятельном чтении и на слух. Нахождение в тексте ответов на вопросы. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Уяснение главной мысли учебного текста (при помощи учителя). Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге.

02.09

2.

Карельские сказания  

«Калевала», славянские мифы.

Чтение вслух плавно, целыми словами. Выразительное чтение текстов, с анализом использования разной интонации, пауз, темпа. Ответы на вопросы по содержанию фольклорного текста. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение и характеристика особенностей прочитанных произведений. Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Толкование информации, отраженной в рисунке-схеме. Участие в диалоге.

03.09

3.

Народная сказка «Яичко».Проект «Образ мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях»

Осознанно воспринимать содержание фольклорного текста. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию. Осознавать отражение в сказке мифологических представлений об устройстве мира. Анализировать название сказки. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Уметь определять последовательность развития сюжетного действия, распознавать черты фольклорной сказки: принцип кумулятивного построения – накопления героев и событий. Уметь формулировать простые выводы. Определять особенности языка, свойственные жанру сказки. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

04.09

4.

С.Я.Маршак

« Дом, который построил Джек», связь стихотворения с народной сказкой.

 М.Я. Бородицкая «Убежало молоко»

Упражнение в восприятии произведения на слух и при чтении. Ответы на вопросы по содержанию фольклорного текста. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Чтение с разной мотивацией для постепенного увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Сравнение (под руководством учителя) фольклорных произведений разных форм, произведений фольклорных и авторских. Участие в диалоге. Конструирование монологического высказывания (на заданную тему)

07.09

5.

Русская народная сказка «Коза с орехами».

Нахождение и характеристика особенностей прослушанного произведения. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

08.09

6.

Русская народная сказка «Петушок золотой гребешок и жерновцы».  Защита проекта «Образ мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях»

Упражнение в восприятии учебной информации на слух и при чтении. Участие в диалоге, групповой и парной работе. Конструирование монологического высказывания (на заданную тему). Сравнение (под руководством учителя) отражения древних представлений о Мировом дереве в тексте, в картине, в сказках.

09.09

7.

Русская народная сказка «Петушок золотой гребешок и жерновцы». Работа над составлением плана. Проект «Сборник сказок» 

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Нахождение и характеристика особенностей прослушанного произведения. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

10.09

8.

Русская народная сказка « Царевна лягушка». Мир волшебной сказки в живописи:  Ю.Васнецов,И.

Билибин.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Чтение вслух плавно, целыми словами. Выразительное чтение с анализом использования разной интонации, пауз, темпа. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Анализ средств, используемых в сказках, с целью выявления особенностей этого жанра. Анализ текста: определение сюжета. Сравнение и характеристика особенностей прочитанного фольклорного произведения. Формулирование простых выводов. Конструирование монологического высказывания на заданную тему. Рассматривание иллюстрации и ее анализ, толкование художественных образов, созданных живописцами.

11.09

9.

Докучные сказки.

Сравнение сказок, характеристика особенностей волшебной народной сказки. Анализ средств, используемых в сказках, для уточнения особенностей этого жанра.

14.09

10.

Русская народная сказка « Сивка-бурка».

Чтение вслух плавно, целыми словами. Выразительное чтение с анализом использования разной интонации, пауз, темпа. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Сравнение сказок, характеристика особенностей волшебной народной сказки. Анализ средств, используемых в сказках, для уточнения особенностей этого жанра. Формулирование простых выводов. Конструирование монологического высказывания на заданную тему.

15.09

11.

Мир волшебной сказки в живописи: В.Васнецов,Т.Маврина.

Рассматривание и анализ иллюстраций, толкование художественных образов, созданных художниками.

16.09

12.

Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре. Загадки

Формулирование с опорой на текст простых выводов о загадке как древнем способе шифровать и запоминать сведения о природе; о построении загадки.

17.09

13.

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Чтение вслух плавно, целыми словами. Выразительное чтение с анализом использования разной интонации, пауз, темпа. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение прочитанной сказки с другими и характеристика особенностей волшебной народной сказки. Анализ средств, используемых в сказках, для подчеркивания особенностей этого жанра.Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

18.09

14.

Тестирование по теме «Сказки». Защита проекта «Сборник сказок» 

Конструирование монологического высказывания, отбор доказательств, логичное и последовательное построение текста (высказывания). Формулирование выводов. Работа в группе, понимание вопросов собеседника и ответы на них в соответствии с правилами речевого общения. Приобретение опыта участия в диалоге: построение собственных реплик, дополнение высказывания других, замечания в соответствии с правилами речевого этикета.

21.09

15.

Гимн природе, гимн «Пану», гимн «Осирису»,

А.С.Пушкин «Домовому».

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логических ударений, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических.

22.09

16.

Г.Х.Андерсен «Огниво».

Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Определение жанровых особенностей произведения, характеристика персонажей, нахождение в тексте и зачитывание частей, подтверждающих или опровергающих суждение. Объяснение особенностей подбора слов, используемых в произведении, различение оттенков лексического значения синонимов.

23.09

17.

Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Г.М.Новицкий «Береза», М.Врубель

«Сирень».

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логических ударений, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины).

24.09

18.

Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: И.А.Бунин « Все лес и лес», М.Врубель « Сирень».

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логических ударений, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

25.09

19.

Ф.И.Тютчев

«Полдень»,

М.Врубель«Пан»

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины).

28.09

20.

Юмористическое освещение темы колдовства в рассказе Н.Н.Носова

« Шурик у дедушки»

Упражнение в восприятии произведения на слух и при чтении про себя. Оценка своих эмоциональных реакций. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Участие в диалоге. Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, персонажей, особенностей и причин их поведения. Поиск частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Чтение вслух частей текста с изменением интонации, темпа чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста. Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Объяснение смысла и значения названия произведения. Описание переживания литературного героя с использованием выборочного пересказа близко к тексту.

29.09

21.

Н.Н.Носов

 « Шурик у дедушки». Анализ картины П.Синьяка

« Красный буй».

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участие в диалоге. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, персонажей, особенностей и причин их поведения. Чтение вслух частей текста с изменением интонации, темпа чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста. Деление рассказа на смысловые части, выделение завязки, кульминации, развязки. Описание переживания литературного героя с использованием выборочного пересказа близко к тексту.

30.09

22.

М.Исаковский «Попрощаться с теплым летом». Тестирование по теме «Вступаем в неизвестный мир» 

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Упражнение в восприятии текстов одноклассников на слух. Анализ текста. Накопление опыта в постановке вопросов одноклассникам по содержанию и построению текстов.

01.10

23.

Древнегреческий мир «Персей».

Осознанно воспринимать содержание мифа. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.

02.10

24.

Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов.

Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Построение предположений на основании имеющихся знаний. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение и характеристика изображения древнегреческих богов и информации о них в учебных текстах, в отрывках из литературных обработок мифов. Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Толкование информации, отраженной в рисунке-схеме.

05.10

25.

Мифы в фольклоре разных народов.

Сравнение и характеристика изображения древнегреческих богов и информации о них в учебных текстах, в отрывках из литературных обработок мифов. Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Толкование информации, отраженной в рисунке-схеме.

06.10

26.

Подвиги героя (по древнегреческо

му мифу о Прометее).

Осознавать отличительную особенность этого мифа – присутствие в образе Прометея черт героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти природы. Участвовать в диалоге при обсуждении рассказанного/прочитанного произведения. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

07.10

27.

Путешествия и подвиги мифологического героя (по мифам о Персее в хрестоматии).

Проект «Отражение древних представлений о мире и человеке в описании подвигов мифологического героя»

Осознанно воспринимать содержание мифа. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.

08.10

28.

Ш. Перро «Спящая красавица».

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

09.10

29.

Добро и зло в сказке Ш. Перро «Спящая красавица».

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь, поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

12.10

30.

В.А. Жуковский «Родного неба милый свет…», А.К. Толстой «Край ты мой…».

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Осмысление настроения прочитанного произведения, поиск в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведениях, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выделение в текстах сравнения. Сравнение стихотворений.

13.10

31.

Легенда «Земля со дна океана».

Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий, учебную информацию, представленной в виде схемы – родословного древа. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении учебного текста и ответов на вопросы. Высказывать предположение о причине сходства богов у разных народов, наличия богов, олицетворяющих силы природы, богов, покровительствующих воинам и земледельцам. Иметь представление о делении мира, богов на «добрых» и «злых», противоборстве этих миров. Рассматривать и объяснять символику, использованную в оформлении страниц.

14.10

32.

Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».

Уметь определять жанровые особенности произведения: находить черты русской народной сказки. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев. Интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не выраженные в тексте напрямую, формулировать простые выводы: отражение в сказке процесса постепенного освобождения человека от власти богов и власти природы; страх перед силами природы отступает. Осваивать роли и выразительные средства, необходимые для чтения по ролям.

15.10

33.

Работа над составлением плана русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер».

Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Определение жанровых особенностей произведения, характеристика персонажей, нахождение в тексте и зачитывание частей, подтверждающих или опровергающих суждение. Объяснение особенностей подбора слов, используемых в произведении, различение оттенков лексического значения синонимов.

16.10

34.

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать жанровую принадлежность произведения: черты сказки и рассказа.

19.10

35.

Герои сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Выразительное чтение текста с обоснованием использования разных интонаций, пауз, темпа, логического ударения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

20.10

36.

А.Н. Майков «Колыбельная песня», М.В. Исаковский «Ветер», А.С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…».

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения произведений, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведениях для выражения его настроения, для создания поэтических образов. Выделение в текстах эпитетов, олицетворений, сравнений, обращений. Сравнение стихотворений.

21.10

37.

Образ ветра в литературе, живописи, музыке: картины А. Рылова «В голубом просторе», «Зеленый шум». Обучение сочинению по впечатлениям о картине.

Декламация стихотворения. Упражнение в восприятии произведения на слух. Оценивание достоинства выразительного чтения, декламации. Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения, описание живописного полотна. Создание собственного текста.

22.10

38.

Анализ сочинений. Знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Восприятие на слух информации учителя (анализ сочинений). Упражнение в восприятии на слух стихотворного текста в исполнении учителя или ученика. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности. Уточнить понятия: авторская и фольклорная сказка, использование мотивов фольклора в авторском произведении. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

23.10

39.

 Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство с фольклорными сказками.

Анализировать текст (видеть в нем классическое начало и концовку, сходство с фольклорным сюжетом, сходство главных героев, отношения между ними, наличие волшебного предмета, мотив испытания главного героя, мотив воскрешения из мертвых). Иметь представление об использовании народных сюжетов авторами. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения (передавать в чтении свое отношение к герою и его поступкам).

26.10

40.

Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Отличие от фольклорных сказок.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности. Анализировать текст (видеть отличие авторского текста от фольклорной сказки). Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических.

27.10

41.

Библиотечный урок. Сказки А.С. Пушкина.

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь, поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

28.10

42.

А.Л.Барто «Кому что…»

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

29.10

43.

 Образы весны и зимы в стихотворении А.А. Фета «Глубь небес опять ясна…»

Декламация стихотворения. Упражнение в восприятии произведения на слух. Оценивание достоинства выразительного чтения учеников, декламации. Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Оценивание своих эмоциональных реакций. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

30.10

44.

 Мир чувств в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и картинах И. Шишкина «Сосна», М. Сарьяна «Пальма». Работа с приемом олицетворения.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы. Обнаруживать прием олицетворения, использованный автором. Сравнивать олицетворения в произведениях разных авторов. Уметь использовать литературоведческие термины «эпитет», «сравнение», «олицетворение» в анализе стихотворения. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, уметь высказывать собственное суждение.

09.11

45.

Анализ авторской сказки С.Г. Козлова «Такое дерево».

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать жанровую принадлежность произведения: черты сказки и рассказа. Анализировать выразительные средства, создающие образ радости, единения с природой.

10.11

46.

Необычное в обычном: анализ рассказа Г.Я.Снегирева «Чудесная лодка».

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать выразительные средства, создающие образ радости и чудес в обычных вещах. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного произведения, понимать сущность поведения героев, характер героя рассказа.

11.11

47.

Олицетворение в стихотворениях А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках…».

Упражнение в восприятии текстов на слух. Анализ текстов. Работа со словом, средствами выразительности как способом передавать отношение автора к изображаемому, подчеркивать существенные признаки предметов или явлений, усиливать передаваемые чувства.

12.11

48.

Поэтические открытия в авторской сказке С.Г. Козлова «Как поймать облако».

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать наличие поэтических открытий в сказке. Анализировать выразительные средства, создающие образ радости, единения с природой.

13.11

49.

Духовный мир героев сказок С.Г. Козлова. Библиотечный урок.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение.

16.11

50.

С. Козлов «Солнце село на волну…», «Разрешите с вами посумерничать».

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать наличие поэтических открытий в сказке. Анализировать выразительные средства, создающие образ радости, единения с природой.

17.11

51.

С.Козлов «Мимо белого яблока луны…»

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать жанровую принадлежность произведения: черты сказки и рассказа. Анализировать выразительные средства, создающие образ радости, единения с природой.

18.11

52.

Хокку Басё, Кикаку, Исса С.А. Есенин «С добрым утром!». Тестирование  по теме «В единой семье всего живого».  

Осознанно воспринимать содержание текстов, оценивать их характер, настроение. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений. Анализировать средства выразительности, создающие поэтические образы.

19.11

53.

 Пословицы о земле-матери. Проект по созданию сборника сказок, закличек, загадок.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении учебного текста и ответов на вопросы. Осознанно воспринимать научно-популярный текст. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иметь представление о мифологическом объяснении смен времен года у древних славян. Читать и уметь истолковывать эпиграф к разделу, пословицы о земле. Рассматривать и объяснять символику, использованную в оформлении учебного текста. Углублять представление о пословице.Презентация своей работы одноклассникам, ответы на вопросы.

20.11

54.

Арабская сказка «Алладин и волшебная лампа».

Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Определение жанровых особенностей произведения, характеристика персонажей, нахождение в тексте и зачитывание частей, подтверждающих или опровергающих суждение.

23.11

55.

Составление плана сказки «Алладин и волшебная лампа».

Формулирование главной мысли произведения, соотнесение ее с заголовком.

24.11

56.

Времена года в древнегреческом мифе «Похищение Персефоны».

Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Формулирование предположений и простых выводов. Рассмотрение и анализ иллюстраций учебника.

25.11

57.

Времена года в славянском сказании «Небесные великаны».

Определение особенностей произведения, позволяющих судить о веровании древних славян, их основных занятиях. Нахождение и зачитывание в тексте частей, подтверждающих или опровергающих суждение. Объяснение, толкование, как, по каким приметам в произведениях устного народного творчества можно судить о представлениях наших далеких предков о мире.

26.11

58.

Библиотечный урок.  Защита проекта по созданию сборника сказок, закличек, загадок.

Характеризовать книгу: анализировать структуру. Анализировать текст. Конструировать монологическое высказывание для защиты проекта по заданной теме.

27.11

II триместр

59.

Времена года в художественной литературе. К.Г. Паустовский «Прощание с летом».

Упражнение в восприятии текста. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Формулирование главной мысли произведения, соотнесение ее с заголовком. Нахождение и зачитывание частей текста, доказывающих или опровергающих высказанное суждение. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выразительное чтение текста с использованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Конструирование письменного высказывания по предложенному алгоритму.

30.11

60.

И. Бунин «Бушует полая вода…»

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Формулирование главной мысли произведения, соотнесение ее с заголовком.

01.12

61.

Точность поэтических образов А.С. Пушкина («Вот север, тучи нагоняя…») и Ф.И. Тютчева («Чародейкою Зимою…»).

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы. Обнаруживать прием олицетворения, использованный автором. Сравнивать олицетворение как прием, используемый в авторских произведениях, и оживление, одухотворение природы в мифологических представлениях древних. Иметь представление об эпитете, использовать этот термин в речи. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, высказывать собственное суждение.

02.12

62.

Мифологические представления о животных в народной корякской сказке «Хитрая лиса».

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Анализ текста, используемых средств художественной выразительности. Нахождение черт сходства между сказками о животных разных народов. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге.

03.12

63.

Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».

Анализ текста, используемых средств художественной выразительности.

04.12

64.

Нравственный смысл произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

Анализ текста: внешность, «речь» и поступки персонажей, авторское отношение к персонажам, средства художественной выразительности, используемые в произведении. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

07.12

65.

Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»).

Анализ текста (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении, разная цель, тема отдельных абзацев главы). Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Определение роли пейзажа в произведении.

08.12

66.

Д.Н. Мамин-Сибиряк  «Серая Шейка».

Анализ текста (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении, разная цель, тема отдельных абзацев главы). Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

09.12

67.

  Герои произведения Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»  

Характеризовать особенности произведения, описывать героев, персонажей, особенности и причины их поведения.

10.12

68.

 «Серая Шейка»: сказка или рассказ?

Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Нахождение черт сходства и различия с фольклорной сказкой и с рассказами о природе. Нахождение в тексте средств художественной выразительности, используемых автором. Формулирование простых выводов.

11.12

69.

М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам…»

Осознанно воспринимать содержание, оценивать характер текста. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы. Осознавать произведение искусства как отражение взглядов, настроения автора. О чем бы ни говорило искусство, оно обращается к душе человека, к его чувствам.

14.12

70.

Идейно-нравственная проблематика в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце».

Определение общего содержания произведения: различать основной и второстепенный план (действия, события, герои). Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализ текста (сюжет, внешность, «речь», поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении). Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Определение жанровой принадлежности произведения, его специфики.

15.12

71.

Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

Выразительное чтение текста с обоснованием использования разных интонаций, пауз, темпа, логического ударения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

16.12

72.

 Урок творчества. Обучение сочинению собственной версии продолжения сказки П.Бажова «Серебряное копытце»

Создавать письменный текст на заданную тему.

17.12

73.

Анализ и редактирование сочинений. Библиотечный урок по сказам П.П. Бажова (самостоятель

ное чтение).  Анализ картины М. Шагала «Синий дом»

Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства.

18.12

74.

Точность и красота поэтических образов А.А. Фета («Чудная картина…») и М.Ю. Лермонтова («Горные вершины…»), картины Ван Гога «Дорога с кипарисами и звездой».

Определение настроения произведения. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение (или наизусть) стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему. Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства.

21.12

75.

Поэтические образы малой родины: Н.И.Рыленков «Все в тающей дымке…» и картина И. Левитана «Тихая обитель». Обучение сочинению по картине.

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к сочинению.

22.12

76.

 Анализ сочинений. Тестирование по обобщению главы «Открываем мир заново»

Отвечать на вопросы учебного текста.

23.12

77.

Дж. Даррелл «Человек с Золотыми Бронзовками».

Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.

24.12

78.

Главная мысль рассказа Дж. Даррелл «Человек с Золотыми Бронзовками».

Выразительное чтение текста с обоснованием использования разных интонаций, пауз, темпа, логического ударения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

25.12

79.

«Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка).

Осознанно воспринимать содержание, оценивать характер текста. Определять жанровые особенности произведения: построение сюжета, невозможность отнесения сказки ни к волшебным, ни к сказкам о животных. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Интегрировать детали, повествующие о внешности, особенностях поведения, о повадках животных.

28.12

80.

 «Отчего у зайца длинные уши»(мансийская сказка).

Осознанно воспринимать содержание учебного текста и информацию, предлагаемую учителем, на слух. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного характер текста.чтения. Осознанно воспринимать содержание, оценивать Определять жанровые особенности произведения: построение сюжета. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Интегрировать детали, повествующие о внешности, особенностях поведения, о повадках животных.

29.12

81.

  «Медведь и бурундук» (нивхская сказка).  

 

Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Анализ текста, средств художественной выразительности. Нахождение черт различия между двумя вариантами «объяснительной» сказки. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге. Выразительное чтение, чтение по ролям.

11.01

82.

Стихотворение П.Н. Барто«Зимние гости». Сравнение научного описания, художественного текста и «объяснительного описания» народных сказок.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге. Выразительное чтение стихотворения.

12.01

83.

Авторские произведения, стилизованные под «объяснитель

ные» сказки. Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб».

Осознанно воспринимать содержание текста. Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать текст с точки зрения: – соответствия заголовка теме или основной мысли художественного текста; – композиции: найти вступление, заключение; – принадлежности к жанру и стилю (сказка или рассказ; «объяснительная» сказка или поучительный рассказ; художественный или научный текст).

13.01

84.

Наедине с книгой. Сказки Р. Киплинга о животных.

Характеристика книги: анализ обложки, иллюстрации, аннотации. Выбор книги в библиотеке. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Конструирование монологического высказывания.

14.01

85.

Урок творчества. Обучение сочинению сказки «Почему у божьей коровки на спинке пятнышки»

Создание письменного текста.

15.01

86.

Анализ и редактирование сочинений. Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы».

Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Анализ текста, выяснение цели его написания, использованных средств выразительности. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге.

18.01

87.

И.И. Акимушкин «Броненосцы».

Анализ текста, выяснение цели его написания, использованных средств выразительности. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге.

19.01

88.

 Тим Собакин «Две коровы».

Анализ текста, выяснение цели его написания, использованных средств выразительности. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге.

20.01

89.

Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика  и Вали».

Упражнение в восприятии произведения на слух и при чтении про себя. Оценивание своих эмоциональных реакций. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Участие в диалоге. Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, персонажей, особенностей и причин их поведения.

21.01

90.

Сюжет сказки Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика  и Вали».

Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Построение предположения. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.

22.01

91.

Духовно-нравственные проблемы в тексте К.Г. Паустовского «Стальное колечко».

Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя, учащихся. Оценка своих эмоциональных реакций. Описание особенностей поведения героини и персонажей произведения, перечисление событий, оценка их чудесности или реальности. Анализ текста. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

25.01

92.

К.Г. Паустовский «Стальное колечко»: рассказ или сказка?

Воспринимать произведение. Определять настроение произведения, его жанровую принадлежность.

26.01

93.

Рассказ о родной стороне в произведении К.Г. Паустовского «Стальное колечко».

Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.

27.01

94.

Чудеса природы в авторских произведениях. Исследовательс

кая работа «Чему можно поучиться у наших предков».

Читать вслух плавно с интонационным выделением особенностей текста. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Провести исследовательскую работу по заданной теме.

28.01

95.

Чудесные открытия, взгляд поэта и художника: стихотворение И.А. Бунина «Родник» и картина В. Поленова «Заросший пруд».

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя и затем при самостоятельном чтении. Определение настроения произведения. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических.

29.01

96.

Приемы изображения поэтических образов в стихотворении И.А. Бунина «Родник».

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разных интонаций, пауз, темпа, логического ударения. Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства. Определение эмоционального настроя живописного произведения, описание живописного полотна. Конструирование монологического высказывания на заданную тему.

01.02

97.

Ю. Дмитриев «Стрекозы».

Воспринимать произведение. Определять настроение произведения, его жанровую принадлежность.

02.02

98.

Особый взгляд Ю.И. Коваля на природу малой родины (по рассказам «Тузик», «Висячий мостик»)

Декламация стихотворения. Выразительное чтение текста с осознанным использованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Высказывание оценочных суждений. Определение настроения художественного произведения, нахождение отражения авторского отношения  к изображаемому. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Характеристика прочитанного произведения: герой, особенности описания, высказывание предположений о личности автора на основании выделения авторской позиции.

03.02

99.

Ю.И. Коваль «Тучка и галки».

Выразительно читать текст, анализируя и обосновывая  использование разной интонации. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

04.02

100.

Опыт ценностно-эстетического восприятия мира, воплощенный в рассказах Ю.И. Коваля («Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»).

Определение настроения поэтического произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста.

05.02

101.

Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь».

Определение настроения поэтического произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста.

08.02

102.

 «Особое зрение» искусства. Стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш».

Формулирование вопросов по тексту. Упражнение в восприятии произведения на слух. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Анализ образа, созданного в стихотворении. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста

09.02

103.

Способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». Работа по картине И. Грабаря «Мартовский снег».

Декламация стихотворения. Презентация классу иллюстрации. Высказывание оценочных суждений (в соответствии с нормами речевого этикета). Определение настроения живописного произведения. Участие в диалоге при обсуждении картины. Создание устного текста (анализ репродукции картины)

10.02

104.

 Н.Н. Матвеева «Солнечный зайчик».

Исследовательс

кая работа «Чему можно научиться у кота, скворца, жука, пчелы…»

Презентация своей исследовательской работы одноклассникам, ответы на вопросы. Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя и затем при самостоятельном чтении. Определение настроения произведения. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов, раскрытия нравственного содержания. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста на основе эмоционального восприятия.

11.02

105.

Изображение пробуждающих

ся эстетических чувств: рассказ В.Ю. Драгунского «Красный шарик в синем небе».

Упражнение в восприятии произведения на слух и при чтении про себя. Оценивание своих эмоциональных реакций. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Участие в диалоге. Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, персонажей, особенностей и причин их поведения.

12.02

106.

Работа над составлением плана рассказа В.Драгунского «Красный шарик в синем небе».

Деление текста на части. Чтение вслух части текста с изменением интонации, темпа чтения на основе восприятия и для передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста. Объяснение смысла и значения названия произведения. Описание переживаний литературного героя.

15.02

107.

 Проверочная работа по обобщению главы «Времена, когда звери говорили»

Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам.

16.02

108.

 Мифы разных народов о происхождении человека и его душевных качеств. Работа над ошибками.

Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Построение предположения. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение мифологических представлений разных народов на основании информации учебника и информации, предоставленной учителем или учениками.

17.02

109.

 Игра с мифологическими мотивами в авторском творчестве. Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин» и картина В. Кандинского «Два овала».

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя или учеников. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Определение настроения живописного произведения. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины).

18.02

110.

Эзоп. Басни.

Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Объяснение смысла и значения морали басни.

19.02

111.

И.А. Крылов. Басни.

Участие в диалоге. Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

22.02

112.

Любимые басни И.А.Крылова.

Сравнение басен. Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

24.02

113.

Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Проект «Аннотация к сборнику любимых басен».

Упражнение в восприятии произведения на слух и при чтении про себя. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Объяснение смысла и значения морали басни. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участие в диалоге. Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

25.02

114.

Воспитательное значение басни. И.А. Крылов «Лисица и Виноград». Работа в «Картинной галереей» с иллюстрациями В. Серова к басням.

Декламация басни. Участие в инсценировании. Высказывание оценочных суждений (в соответствии с нормами речевого этикета). Упражнение в восприятии произведения на слух и при чтении про себя. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Формулирование морали басни. Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Анализ иллюстраций.

26.02

III триместр

115.

Басни Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград». Сравнительный анализ басен Эзопа и басен Крылова.

Сравнение басен разных авторов, написанных в разное время, для уточнения жанровых особенностей басни.

29.02

116.

Урок творчества. Обучение сочинению басни в прозе «По делам и почет»

Создание басни, используя характерные признаки, присущие данному жанру.

01.03

117.

 Анализ сочинений. Библиотечный урок. Работа в Хрестоматии с баснями Л.Н. Толстого, Эзопа, И.А. Крылова

Объяснение нравственного содержания произведения. Определение настроения произведения. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения. Сравнение басен разных авторов. Определение жанровой принадлежности стихотворения. Выразительное чтение стихотворного текста на основе эмоционального восприятия.

02.03

118.

Жизнь жанра басни во времени. Стихотворение С.В. Михалкова «Бараны».

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя и затем при самостоятельном чтении.

03.03

119.

Сказка, похожая на басню. Народная сказка «У страха глаза велики».

Анализ построения и языка сказки. Характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Объяснение пословицы и предположение о времени ее появления относительно самой сказки. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Определение количества ролей для инсценирования. Определение слов и манеры исполнения. Инсценировка сказки

04.03

120.

Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественни

ца».

Анализ текста: внешность, «речь» и поступки персонажей, авторское отношение к персонажам, средства художественной выразительности, используемые в произведении. Предположение о продолжении сказки с опорой на то, какие поступки может совершить героиня с таким характером. Нахождение и зачитывание цитат из текста в подтверждение или опровержение высказанного суждения.

07.03

121.

Составление плана сказки В.М. Гаршина «Лягушка путешественни

ца».

Упражнение в восприятии текста на слух и при чтении. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

09.03

122.

Басенная основа сказки (фрагмент из «Панчатантры»).

Защита проекта «Аннотация к сборнику любимых басен».

Презентация своей работы одноклассникам, ответы на вопросы. Высказывание оценочных суждений. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

10.03

123.

В.Гауф «Маленький Мук».

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

11.03

124.

Приключения главного героя сказки В.Гауфа «Маленький Мук».

Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя, учащихся. Оценка своих эмоциональных реакций. Определение жанровой принадлежности произведения, его специфики. Понимание общего содержания произведения: главные герои и события, различение основного и второстепенного плана. Предположение о характерах персонажей, дальнейшем развитии сюжета с учетом жанра (авторская сказка).

14.03

125.

Юмористичес

кая природа рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга».

Пересказ текста с использованием средств художественной выразительности авторского текста. Упражнение в восприятии текста произведения на слух и при самостоятельном чтении. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Нахождение в тексте средств художественной выразительности. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

15.03

126.

Нравоучитель

ный смысл рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга».

Ответы на вопросы по содержанию произведения. Нахождение в тексте средств художественной выразительности. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

16.03

127.

Художествен

ные особенности рассказов И.М. Пивоваровой «Плохие сны», В.В. Голявкина «Был не крайний случай».

Высказывание предположения о дальнейшем развитии событий с опорой на характер и поступки героев. Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героев. Нахождение частей текста, которые доказывают высказанное суждение. Участие в диалоге.

17.03

128.

Проверочная работа по обобщению раздела «Всмотрись в мир своей души»

Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам.

18.03

129.

Вечные ценности искусства и творчества. Миф о художнике («Орфей и Эвридика»). Работа над ошибками.

Восприятие текста мифа в исполнении учителя или при самостоятельном чтении. Построение предположения о продолжении сюжета, роли героев или персонажей на основании сходства мифов и сказок. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают или опровергают высказанное суждение.

21.03

130.

Миф о силе искусства («Орфей и Эвридика»).

Упражнение в восприятии текста в исполнении учителя или учеников при самостоятельном чтении. Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Формулирование предположений и простых выводов. Рассмотрение и анализ иллюстраций учебника.

22.03

131.

О.Е. Григорьев «Собаки и зеваки», «Яма».

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

23.03

132.

Восприятие мира художником. Работа с произведениями разных видов искусства: М.Я. Бородицкая «Художник», А. Герасимов «После дождя».

Определение настроения произведения. Выявление главной мысли стихотворения. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения живописного произведения. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины). Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусств.

24.03

133.

Чудеса поэтических и живописных образов: Ю.И. Коваль «Соловьи».

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Понимание и использование при анализе терминов: «звукоподражание», «необычные способы записи», «слова, изобретенные писателем», «повторы». Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение текста.

25.03

134.

 «Что такое стихи?» (по стихотворению Б.В. Заходера). Особый взгляд поэта на мир (по стихотворениям К.Д. Бальмонта «Трудно фее», «Гномы»).

Выделение в текстах эпитетов, олицетворений, сравнений, обращений. Сравнение стихотворений. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

04.04

135.

Урок творчества. Мотив «маленького» героя в народных и авторских произведениях. Отзыв о произведении.

Создание письменного текста.

05.04

136.

Н.Н. Матвеева «Галчонок».

Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана.

06.04

137.

Знакомство с волшебной сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя, учащихся. Оценка своих эмоциональных реакций. Определение жанровой принадлежности произведения, его специфики. Понимание общего содержания произведения: главные герои и события, различение основного и второстепенного плана. Предположение о характерах персонажей, дальнейшем развитии сюжета с учетом жанра (авторская сказка). Анализ текста (сюжет, внешность, речь и поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении). Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

07.04

138.

Испытания, которые проходит героиня сказки для обретения счастья (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»)

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

08.04

139.

Сказочный мир Андерсена. Трепетная красота сказочных героев

Сравнение составленных планов прочитанной части сказки. Логичное и последовательное построение текста (сконструированного дома), выбор выразительных средств языка, изменение своего рассказа с учетом ответа предыдущего ученика. Восприятие и анализ ответов учеников, высказывание оценочных суждений.

11.04

140.

Урок творчества. Презентация инсценирован

ных отрывков из сказки «Дюймовочка».

Упражнение в восприятии инсценировки. Анализ исполнения ролей учениками, высказывание оценочных суждений.

12.04

141.

А.Н. Толстой «Детство Никиты» (Отрывок)

Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя, учащихся. Оценка своих эмоциональных реакций.

13.04

142.

Знакомство с повестью-сказкой С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана. Построение предположения о характерах персонажей, дальнейшем развитии сюжета с опорой на принадлежность произведения к авторской сказке. Анализ текста (сюжет, внешность, речь и поступки Нильса, отношение автора к герою, средства художественной выразительности, используемые в произведении). Нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

14.04

143.

Характер главного героя и других персонажей повестисказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя, учащихся. Оценка своих эмоциональных реакций. Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана.

15.04

144.

Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф.

Отслеживание развития характеров героя и персонажей, дальнейшего развития сюжета. Анализ текста (сюжет, речь и поступки Нильса, средства художественной выразительности, используемые в произведении, отношение автора к герою). Нахождение  частей текста, доказывающих высказанное суждение. Участие в диалоге.

18.04

145.

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (Отрывок) Библейское сказание «Потоп».

 Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана.

19.04

146.

Выставка книг о феях, гномах, эльфах.

Анализировать текст, делать выводы. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение  частей текста, доказывающих высказанное суждение. Участие в диалоге.

20.04

147.

Как трудно стать человеком. Материалы книг. Мотив «маленького» героя.

Анализировать текст, делать выводы. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение  частей текста, доказывающих высказанное суждение. Участие в диалоге.

21.04

148.

Обучение сочинению на тему «Отзыв о сказке про «маленького» героя»

Создавать письменный текст.

22.04

149.

Анализ сочинений. М.М. Пришвин «Разговор деревьев». И. Шишкин «Снытьтрава», А. Дюрер «Трава».  

Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины).

25.04

150.

 М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника».

Тестирование по теме «Пересоздаем мир  в творчестве»

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Объяснение причин использования данной формы записи стихотворения. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе эмоционального восприятия.

26.04

151.

Произведения о растениях.  

Пересказывать сюжет понравившегося произведения. Воспринимать на слух выступления одноклассников в виде проектов по данной теме. Задавать вопросы одноклассников по содержанию.

27.04

152.

 След грозных природных явлений в мифологических сказаниях. «Девкалион и Пирра». Проект «Кто является для меня примером»

Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Сравнение мифологических представлений разных народов с опорой на информацию учебника и информацию, предоставленную учителем. Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Построение предположения, проведение аналогий. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.

28.04

153.

Библиотечный урок. Библейские сказания в пересказе Г.Я. Снегирева

Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев, особенности и причины их поведения.

29.04

154.

 Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Ответы на вопросы по содержанию произведения. Зачитывание цитат из текста, подтверждающих или опровергающих высказанное суждение. Нахождение в тексте средств художественной выразительности. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

03.05

155.

Ответственность человека за природу, способность замечать красоту природы. Ю.Н. Кушак «Подарок в день рождения», картина А. Дюрера «Заяц», М.Я. Бородицкая «Котенок».

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, средств выразительности, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения.

04.05

156.

Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И.С. Тургенева «Воробей».

Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя, учащихся. Оценивание своих эмоциональных реакций. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Анализ текста. Выразительное чтение текста с обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения

05.05

157.

Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы».

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героев. Нахождение и зачитывание частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге.

06.05

158.

Взросление  героя повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы».

Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

10.05

159.

Э.Э. Мошковская «Нужен он». Защита проекта «Кто является для меня примером»

Упражнение в восприятии презентации выступлений по заданной теме, их анализ, высказывание оценочных суждений. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

11.05

160.

В.Драгунский «Девочка на шаре»

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге.

12.05

161.

Пробуждение чувств в душе юного героя в рассказе В.Драгунского «Девочка на шаре»

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.  Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев.

13.05

162.

 Проверочная работа по теме «Без тебя мир неполный…»

Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам.

16.05

163.

Работа над ошибками. Способность художника обнаруживать необычное в окружающем нас мире и творить красоту (М. Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы»).

Определение настроения живописного произведения. Понимать, что хотел выразить художник, используя необычные средства изобразительного искусства. Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства.

17.05

164.

В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера».

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

18.05

165.

Хокку.

Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя, учащихся. Оценка своих эмоциональных реакций.

19.05

166.

КВН книгочеев. Путешествие по страницам изученных произведений.

Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений.

20.05

167.

Литературная викторина «По следам литературных героев

Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений.

23.05

168.

Брейн – ринг «Биографии любимых авторов»

Вспомнить авторов литературных произведений, работать в группе, поддерживать взаимоотношения среди одноклассников.

24.05

169.

Список литературы на лето.

Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений.

25.05

\

Информационно-методическое обеспечение

УМК В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение»

Литература для учителя:

  1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  2. Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 3 кл. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Литература для учащихся:

  1. Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 3 кл.:В 2 частях. Самара: Издательский дом«Федоров»: Издательство «Учебная литература».
  2. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  3. Хрестоматия по литературному чтению., 3 кл. /Автор_составитель В.Ю. Свиридов Самара: Издательский дом Федоров»:Издательство «Учебная литература».
  4. Специфическое сопровождение (оборудование) : иллюстрации к литературным произведениям; портреты писателей;репродукции произведений живописи;интерактивная доска.

Адреса электронных ресурсов:

  1. Большая детская библиотека. (Zip-библиотека детской  литературы   на сервере Kid.ru.

http: www.kid.ru/index3.php3

  1. Дважды пять: детская библиотека. (Электронная   библиотека   для   детей: сборник детских      сказок.рассказов      и стихов.)  http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm
  2. Kidsbook: электронная библиотека. (Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям.Новинки детской литературы и старые детские книги.)  http://kidsbook.narod.ru/
  3. Русская   и  зарубежная  литература  для школы: коллекция

           (Коллекция   электронных   версий   литературных | произведений,   изучаемых   в                   школе. Ссылки на         электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru

  1. Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание   русских   пословиц,   задания   различного  уровня сложности для разных возрастных трупп школьников)  (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)
  2. Электронная   коллекция   сказок   народов мира  (http:// www. skazkihome.info/)
  3. Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.): Русская виртуальная библиотека, www. rvb. Ru

Техническое обеспечение:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 
  2. Интерактивная доска.  
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор
  5. Многофункциональное устройство (МФУ). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония...

Рабочая программа по литературному чтению1 класс

Уровень общего образования – начальное общее (1 класс)Количество часов – 126 часовПрограмма по предмету составлена  на основе авторской программы пообучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Ю.А. Ага...