К. Г. Паустовский "Великий сказочник"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Щетинникова Анна Александровна

Знакомство с К.Г. Паустовским и его творчеством. Пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы. Развитие умения находить в тексте художественно выразительные средства.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1892 - 1968

Слайд 3

1805-1875



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Калуги

Щетинникова Анна Александровна

Учитель начальных классов

К. Г. Паустовский

«Великий сказочник»

Цели: - знакомство с К. Г. Паустовским и его творчеством;

            - пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой

              темы;  

            - развитие умения анализировать текст, освоение содержания и его

              нравственных уроков;

            - развитие речи, внимания, наблюдательности учащихся;

            - развитие умения находить в тексте художественно- выразительные    

              средства;

            - развитие умения доказывать свое мнение, опираясь на цитаты

              текста.        

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый,

                                исследовательский.    

Ожидаемые результаты:

  1. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
  2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
  3. Коллективно обсуждать прочитанное произведение, доказывать собственное мнение, опираясь на цитаты текста.


  1. Подготовка к восприятию.

Учитель:

- Библиотекарь хорошо запомнил этого странного мальчика. Одни читатели просили определенную книгу, другие - «что-нибудь», но этот указал на полку с книгами и сказал:

- Дайте мне первую от края.

На следующий день, возвращая прочитанную книгу, он попросил вторую от края. Потом третью, четвертую...

Оказалось, что мальчик решил прочитать все книги, какие существуют на свете, а звали его Томас. Томас Эдисон. Знаменитый изобретатель (электрическая лампа накаливания) Эдисон всегда доводил задуманное дело до конца. Но от чтения всех книг на свете он отказался. Почему? Да просто потому, что это неосуществимо. Так ли это важно прочитать все книги на свете? (Важно научиться правильно, выразительно читать и анализировать произведение).

- Вот сегодня мы и будем «ломать голову» целый урок над новым произведением и должны «зарубить себе на носу» значение новых непонятных слов.

     2. Знакомство с К. Г. Паустовским и его творчеством.

- Внимательно рассмотрите запись на доске и сформулируйте задание к упражнению. (Исключив иностранные буквы, прочесть название произведения или фамилию автора произведения).

ПWZASУCTFOVBZCKИJЙY

ПОКАЗ ПОРТРЕТА ПИСАТЕЛЯ

Показ портрета писателя  (СЛАЙД №1)

- Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая 1892 года.

Сколько лет прошло со дня рождения писателя? (124 года).

- Мальчик родился в семье железнодорожника. Отец был неисправимым мечтателем, из-за чего постоянно менял место работы и жительства. Константин учился в Киевской гимназии. В последнем классе стал подрабатывать репетиторством. Поступил в Киевский университет, затем перевелся в Московский на юридический факультет, но не окончил его. Он сменил много профессий: водитель трамвая, санитар, учитель. Но всегда красота природы завораживала его, дарила вдохновение, и он много писал.      С его точки зрения, главным умением было «искусство видеть мир». Через состояние природы Паустовский пытался объяснить состояние души.

Писатель видел основную цель своей работы в том, чтобы сохранить и преумножить богатства родного языка, потом преподносить их как дар своему читателю.

- Давайте вспомним произведения писателя, прочитанные ранее.

- О ком и о чем эти произведения? (О растениях и животных).

- К. Г. во время войны как военный корреспондент побывал во многих местах. А после войны впервые был на Западе: Чехословакии, Италии, Турции, Греции, Швеции. Но все-таки он писал: «Я не променяю Среднюю Россию на самые потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску». Он долгое время жил под Калугой в Тарусе, там умер в 1968 году.

      Показ памятника и дома-музея писателя  (СЛАЙД № 2)

- Паустовский писал не только рассказы и повести о природе, но и очерки о других странах, создавал и литературные портреты художников, писателей разных эпох и стран, сказки: «Теплый хлеб», «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей», «Квакша».

-Писатель создает удивительный мир. Именно он заставляет нас смеяться или плакать, жалеть героев или ненавидеть. И настоящий читатель видит образ персонажа на страницах книги. Сейчас я прочитаю отрывок из произведения Паустовского, посвященный известному писателю, а вы попробуйте узнать его.

- «Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем. Случилось это в зимний вечер 31 декабря 1899 года — всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Веселый сказочник встретил меня на пороге нового века. Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка выпала большая белая роза. Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья. Я должен сказать, что этот случай был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву».


3. Знакомство с текстом.

    Учитель:

- С кем же познакомился будущий писатель?

 

Показ портрета Г.Х. Андерсена  (слайд №3)

- Сейчас мы прочитаем отрывок из произведения К. Г. Паустовского «Великий сказочник» и проанализируем его.

Константин Георгиевич Паустовский

«ВЕЛИКИЙ СКАЗОЧНИК»

Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Гансом Христианом Андерсеном. Случилось это в зимний вечер 31 декабря 1899 года — всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Веселый детский сказочник встретил меня на пороге нового века. Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка выпала большая белая роза. Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья. Я должен сказать, что этот случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». Просто это мне, должно быть, привиделось.

В этот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали елку. По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался этой елке. Я хорошо знал, что в глубине зеркальных магазинных витрин появятся разные волшебные вещи: коньки, витые свечи всех цветов радуги, маски клоунов в маленьких белых цилиндрах, оловянные кавалеристы на горячих гнедых лошадях, хлопушки и золотые бумажные цепи.

Я знал со слов взрослых, что вечер 31 декабря 1899 года был совершенно особенный. Действительно, зимний вечер в последний день 1899 года был не похож на все остальные. Снег падал медленно и важно, и хлопья его были такие большие, что казалось, с неба слетают на город легкие белые розы. Когда я вернулся домой, елку тотчас зажгли, и в комнате началось такое веселое потрескивание свечей, будто вокруг лопались сухие стручки акации. Около елки лежала толстая книга — подарок от мамы. Это были сказки Ганса Христиана Андерсена. Я сел под елкой и раскрыл книгу.

Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом — сказку о снежной королеве. Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги. Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел самого Андерсена. С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном.

  1. Анализ прочитанного текста.

- А как вы думаете, могли встретиться великий сказочник и будущий писатель? Почему?

- Объясните выражение «сон наяву».

- Константин Георгиевич создавал литературные портреты Исаака Левитана, Ивана Бунина и Тараса Шевченко. Давайте  прочитаем отрывок из произведения и проанализируем его. (Чтение первого абзаца и его анализ)

- Иногда писатель не рисует портрет героя произведения. Тогда читатель сам создаёт образ персонажа. Зачем нужен словесный портрет героя? (Понять характер персонажа, мотивы его поступка, отношение автора к своему герою)

- Составьте портрет Андерсена. (Ученики «рисуют» портрет на доске)

внимательный        наблюдательный

аккуратный        проницательный

романтик        ироничный

- Докажите характеристики портрета цитатами из произведения.

  1. Физкультминутка.
  2. Работа с художественно-выразительными средствами.

Учитель:

- Самостоятельно прочитайте 2 следующих абзаца и выпишите в тетрадь: слова-незнакомцы и художественно-выразительные средства.

Слова-незнакомцы                   Выразительные средства

    гнедые лошади        снег падал важно – олицетворение

        

    цилиндр        хлопья, что белые розы – сравнение

    кавалеристы        свечи будто стручки – сравнение

        горячие лошади – эпитет

Разъяснение слов-незнакомцев: 1) гнедые лошади – лошади коричневого цвета с чёрным нависом (гривой, хвостом); «гнедой» –  со старославянского языка – «дым, чад»; 2) цилиндр – высокая шляпа с тульей в форме цилиндра; 3) кавалеристы – военнослужащие на коне.   (слайды №4-6)

  1. Итог урока.  

                Учитель:

- Как вы думаете, зачем Паустовский написал этот рассказ? (Привлечь внимание к великому сказочнику, выразить своё отношение к писателю, вызвать взаимные переживания встречи Нового года)

- Какова тема этого произведения? (Создание литературного портрета Андерсена)

- Какова главная мысль произведения? (Хотя Андерсен жил в бедности, но имел богатый внутренний мир, умел радоваться жизни, был наблюдательным добрым человеком и создал чудесные сказки)

           Мозговой штурм.

               Учитель:

- Назовите фразеологизмы, которые я употребила вначале урока. («Ломать голову», «зарубить на носу»)

- Найдите среди фото гнедую лошадь, кавалериста, шляпу-цилиндр.

 

     (слайды №7-9)


  1. Рефлексия.

   Учитель:

- Продолжите фразу:

- Сегодня на уроке …

- Я понял, что …

- Урок дал мне для жизни …

- Мне захотелось…

9.Домашнее задание.

1. Прочитать рассказ до конца.

2. Дополнить портрет Андерсена.

3. Выписать в тетрадь слова- незнакомцы и художественно-выразительные средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

Сказки датского сказочника

Эта презентация создана для уроков  литературы и посвящена творчеству Г.Х. Андерсена...

Великий сказочник Датского королевства.

Презентация к урокам литературного чтения и внеклассного чтения по творчеству  Х.К.Андерсена....

Внеклассное мероприятие "Мудрый сказочник Бажов"

Предлагаю разработку внеклассного мероприятия для учеников 2 класса....

урок литературного чтения "Добрый сказочник К.И.Чуковский" УМК "Гармония"

Урок сопровождается презентацией с иллюстрациями и фоно материалом. Урок насыщен разными видами деятельности учащихся....

Конкурс веселых сказочников "В гостях у сказки"

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1-2 классов. Разнообразные задания - кроссворд, подвижные игры, загадки, разгадывание зашифрованных названий сказок и т.д., позволяют провести данное м...