Рабочая программа и тематическое планирование по УМК "Перспектива" литературное чтение
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

УМК «Перспектива» , учебник Л.Ф. Климанова,  Л.А. Виноградская  Литературное чтение. 4 класс.

Материал содержит рабочую программу и КТП с видами учебной деятельности и формами контроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_lit._chtenie.docx75.42 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климанова,  Л.А. Виноградская  Литературное чтение. 4 класс.

                                                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

           Литературное чтение - один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии,- изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формирование коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребенка и его успешность обучение по другим школьным дисциплинам.

       Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусство слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию- важное средство самообразования.

       Цели обучения литературному чтению:

         - развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

          -приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений.

Общие принципы, реализующие указанные цели:

  • принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
  • принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
  • принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
  • принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
  • принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
  • культурно-исторический принцип;
  • принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.    

 

  Основные задачи.

- Развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
- развивать поэтический слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни ;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

          В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

 Актуализация обучения младших школьников: 
• Углублять читательский опыт детей.
• Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

Обогащение опыта творческой деятельности: 
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения.

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов.

— Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Полные ответы на вопросы по содержанию текста.

— Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка.

— Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста.

— Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы.

— Формирование умения сосредоточиться на чтении текста.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Формирование умения слушать собеседника.

— Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении.

— Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения.

— Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности.

— Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому.

— Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнений на целостное восприятие слов.     

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.  Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки.

— Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов.

— Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок.

— Сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев.

2. Слушание художественных произведений.

— Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного. Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

— Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему.

— Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям.

— Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте.

— Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко точно изобразить природу.

— Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов.

— Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.

— Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений.

— Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом.

— Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

— Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).

Межпредметные связи:

  • с уроками письма: составление и запись предложений о героях литературных произведений;
  • с уроками изо: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
  • с уроками труда: изготовление книг - самоделок, групповые творческие работы.

2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Литературного чтения» в 4 классе отводится 136 часов 4 часа в неделю, в учебном плане школы – 68 часов, 2 часа в неделю; 1 час отводится на курс ОРЭКС и 1 час  - на курс Информатика.

3.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

        Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

        Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.

4.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся на конец 4класса

Учащиеся должны знать:

— отличительные особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;

— наизусть 10—12 стихотворений;

— 5—6 книг по темам детского чтения.

Учащиеся должны уметь:

— читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;

— читать про себя произведения различных жанров;

— читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

— передавать при чтении свое отношение к содержанию, героям произведения;

— выражать свое отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;

— находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

— находить метафоры и сравнения на примере загадки;

— различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;

— пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;

— соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

— составлять план, озаглавливать текст;

— различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать свое отношение к прочитанным произведениям;

— пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

— выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

— находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

— находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

— пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

— выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;

— определять содержание книги, ориентируясь

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

 На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

 1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

В разделе «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказывать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения.

Учебный материал распределён по разделам:

 п/п

Раздел

Количество часов

1.

Введение. Знакомство с учебником.

1

2.

Книга в мировой культуре

2

3.

Истоки литературного творчества

14

4.

О Родине, о подвигах, о славе.

8

5.

Жить по совести, любя друг друга.

8

6.

Литературная сказка.

10

7.

Великие русские писатели.

23

8.

Литература как искусство слова.

2

Итого

68

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебные пособия:

  1. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник  по чтению. Часть 1 и 2.М., «Просвешение»,2012.
  2. Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. Творческая тетрадь по чтению. М., «Просвешение»,2013.
  3.  Волшебная сила слов. М., «Просвешение»,2013.
  4. Л.Ф. Климанова. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
  5. С.В. Кутявина.  Поурочные разработки по литературному чтению. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2013.
  6. Портреты детских писателей.  Репродукции картин  художников.

Учебно-техническое обеспечение:

  1. Мультимедийное оборудование
  2. Экран
  3. Аудиодиски
  4. Видеодиски

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

п/п

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Форма контроля

Виды учебной деятельности учащихся.

Дата

План

Факт

1.

Введение. Знакомство с учебником.

Познакомить детей с новым учебником литературного чтения, с его системой условных обозначений, содержанием, словарём, с обращением авторов учебника. Обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 3 классе

Урок построения системы знаний

Опрос. Текущий контроль

Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться.

Оценивать  в соответствии с представленными образцами.

Книга в мировой культуре – 2ч.

1.

Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор.

Познакомить детей с  "Повестью временных лет" летописца Нестора; помочь понять необходимость знания истории, исторических произведений, развивать внимание, наблюдательность.

Урок

«открытия» новых знаний»

Опрос. Текущий контроль

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений.

Узнать об истории создания книги в древние времена,  получат представление о старинных и современных книгах.

Научиться находить информацию о старинных книгах из учебника и других источников, обсуждать в паре и группе высказывания великих людей.

2.

М.Горький. «О книгах». Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. Проверка техники чтения.

Познакомить с отрывком из очерка "Как я учился" М. Горького; формировать умение составлять текст; развивать внимание и наблюдательность. Проверить сформированность умения работать с учебной книгой.

Урок рефлексии

Индивидуальный контроль

Истоки литературного творчества – 14 ч.

1.

Вводный урок по содержанию раздела. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов.

Познакомить обучающихся с новым разделом; познакомить обучающихся с пословицами разных народов; учить объяснять смысл пословиц; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к народному творчеству.

Урок

«открытия» новых знаний»

Опрос. Текущий контроль

Узнать о значении понятия  «устное народное творчество». Научиться прогнозировать содержание раздела, понимать народную мудрость, объяснять смысл пословиц; редвосхищать содержание текста по заголовку.

Читать вслух с постепенным переходом а чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение, анализировать тексты.

Научиться использовать разные виды чтения, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Научиться выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию,

составляют пересказы самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельно составляют рассказ о герое, используя авторский текст.

2.

Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).

Познакомить обучающихся с Библией; отрабатывать навыки беглого, выразительного  чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление, умение работать с иллюстрацией; создать условия для формирования понимания терминов

Урок

«открытия» новых знаний»

Опрос. Текущий контроль

3.

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи.

Познакомить обучающихся с притчами Соломона из Ветхого Завета; учить анализировать характер и поступки героев; отрабатывать навыки беглого, выразительного  чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление, умение работать с иллюстрацией; создать условия для формирования понимания терминов

Урок

«открытия» новых знаний»

Опрос. Текущий контроль

4.

Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.

Познакомить обучающихся с притчами Соломона из Ветхого Завета; учить анализировать характер и поступки героев; отрабатывать навыки беглого, выразительного  чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление, умение работать с иллюстрацией; создать условия для формирования понимания терминов

Урок построения системы знаний

Опрос. Текущий контроль

5.

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. «Гусляры». «Исцеление  Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

Обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить понимать исторический текст, работать над содержанием былин;  отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения;  обогащать словарный запас; развивать память, речь, воображение, мышление.

Урок

«открытия» новых знаний»

Опрос. Текущий контроль

6.

«Ильины три поездочки». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

Познакомить с текстом былины "Исцеление Ильи Муромца"; обогатить знания детей о былинах; обучать правильному выразительному чтению, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Урок построения системы знаний

Опрос. Текущий контроль

7.

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок» Славянский миф.

Обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить  делить текст на части,  понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать находить аналогии с реальными историческими событиями; составлять рассказ о былинном герое по картине; развивать память, речь, мышление, воображение.

Урок рефлексии

Индивидуальный контроль

8.

Особенности мифа. Мифы Древней Греции. «Деревянный конь». Мифологический словарь

 Е. Мелетинского.

Познакомить с особенностями славянского мифа; обучать находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием мифа; отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения;  обогащать словарный запас; развивать память, речь, воображение, мышление.  Познакомить с мифом Древней Греции; учить прогнозировать его содержание, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественное произведение, находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Урок

«открытия» новых знаний»

Опрос. Текущий контроль

9.

Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

Обобщить знания обучающихся о видах народных сказок, сказках о животных; развивать умения проводить обобщения, делать выводы; прививать любовь к устному народному творчеству.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

10.

Тайская народная сказка. «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии.

Познакомить обучающихся со сказками и притчами народов мира; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить понимать поступки героев; развивать память, речь, воображение.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

11.

Немецкая народная сказка. «Три бабочки». Подготовка к спектаклю.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

12.

Семейное чтение. «Царь и кузнец». Притча. «Шрамы на сердце». Притча.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

13.

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.

Повторить и обобщить изученный материал; развивить умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.

Урок рефлексии

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

14.

Контрольная работа по теме «Истоки литературного творчества»

Проверить сформированность умения работать с учебной художественной книгой.

Урок развивающего контроля

Индивидуальный контроль

О Родине, о подвигах, о славе - 8 ч.

1.

Пословицы о Родине. Поступок, подвиг.

Познакомить детей с новым  разделом; обучать правильному чтению стихов и художественных произведений о Родине, о подвигах, о славе; учить анализировать тексты, определять опорные слова, создавать собственный ткст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.

Урок

«открытия» новых знаний»

Опрос. Текущий контроль

Научатся читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

Формулировать учебную задачу урока, понимание её, планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, анализировать прочитанный  текст, выделять в нем главную мысль, отвечать на вопросы учебника на основе художественного произведения, воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ,

составляют пересказы самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельно составляют рассказ о герое, используя авторский текст.

2.

К.Ушинский. «Отечество». В.Песков. «Отечество». Сравнение текстов о Родине.

Познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства.

Урок

«открытия» новых знаний»

Опрос. Текущий контроль

3.

Н.Языков. «Мой друг! Что может быть милей…» А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. «Русь». «Святая Русь» Святитель Филарет Московский

Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

Познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

4.

Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом.

Познакомить с произведениями об Александре Невском; учить понимать и сравнивать произведения об исторических событиях; воспитывать патриотические чувства;  развивать память, речь, воображение.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

5.

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

Учить понимать и сравнивать произведения об исторических событиях; воспитывать патриотические чувства;  развивать память, речь, воображение.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

6.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. «Реквием». Историческая песня. Ф. Глинка. «Солдатская песнь».

Учить понимать и сравнивать произведения об исторических событиях; воспитывать патриотические чувства;  развивать память, речь, воображение.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

7.

Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы. А. Приставкин. «Портрет отца».

 В. Костецкий. «Возвращение».

Учить понимать и сравнивать произведения об исторических событиях; воспитывать патриотические чувства;  развивать память, речь, воображение.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

8.

Самостоятельное чтение. С. Фурин. «Чтобы солнышко светило». В. Орлов. «Разноцветная планета». Семейное чтение

Ф. Семяновский. «Фронтовое детство». Фотография-источник получения информации

Учить понимать и сравнивать произведения об исторических событиях; воспитывать патриотические чувства;  развивать память, речь, воображение.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

Жить по совести, любя друг друга – 8 ч.

1.

Вводный урок по содержанию раздела. А. Толстой. «Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои рассказа. И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.

Познакомить обучающихся с новым разделом;  воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности учить читать текст выразительно, передавая настроение с помощью интонации; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.

Урок

«открытия» новых знаний»

Опрос. Текущий контроль

Формулировать учебную задачу урока, понимание её, планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, анализировать прочитанный  текст, выделять в нем главную мысль, отвечать на вопросы учебника на основе художественного произведения, воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Научатся использовать разные виды чтения, умению осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Читать вслух с постепенным переходом а чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Научатся подбирать нужную интонацию для чтения, восстанавливать последовательность событий

2.

А.Гайдар. «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии.

Расширить  знания детей о творчестве А.П. Гайдара; учить анализировать поступки героев, добру, коллективизму; воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения; обучать составлять рассказ на заданную тему; развивать умения использовать пословицы в тексте, составлять план; совершенствовать творческие способности детей; упражнять в словесном рисовании; развивать мышление, память, речь.

Урок

«открытия» новых знаний»

Опрос. Текущий контроль

3.

М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа

Познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас; учить анализировать поступки героев, определять смысл рассказа; развивать память, речь, мышление.

Урок

«открытия» новых знаний»

Опрос. Текущий контроль

4.

И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…» Соотнесение содержания текста с пословицей.

Познакомить с творчеством И. Пивоваровой; учить читать выразительно, прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря, высказывать своё мнение, рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, развивать память, речь.

Урок

«открытия» новых знаний»

Опрос. Текущий контроль

5.

Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели-детям» Н. Носов. «Дневник Коли Синицына».

Познакомить с творчеством Н. Носова; учить читать выразительно, прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря, высказывать своё мнение, рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, развивать память, речь.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

6.

Самостоятельное чтение.

Н.Носов. «Метро».  Особенности юмористического текста.

Продолжать знакомить с творчеством Н. Носова; учить читать выразительно, прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря, высказывать своё мнение, рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, развивать память, речь.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

7.

Семейное чтение.

В. Драгунский. «…бы». Смысл рассказа. Наш театр. Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование.

Познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа В. Драгунского"… бы"

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

8.

Контрольная работа. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.

Проверить сформированность умения работать с учебной художественной книгой.

Урок развивающего контроля

Индивидуальный контроль

Литературная сказка – 10 ч.

1.

Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой. Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок.Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.

Познакомить обучающихся с новым разделом; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.

Урок

«открытия» новых знаний»

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

Знакомятся с новым произведением зарубежной литературы, учатся определять её особенности, составляют пересказы самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельно составляют рассказ о герое, используя авторский текст.

Читать вслух с постепенным переходом а чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Научатся подбирать нужную интонацию для чтения, восстанавливать последовательность событий в сказке,  различать сказки народные и литературные; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

2.

Шарль Перро. «Мальчик - с – пальчик». Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки.

Познакомить детей с творчеством Ш. Перро; закрепить понятия о народных и литературных сказках; учить различать положительных и отрицательных героев сказки, работать с сюжетом сказки, выделять особенности сказки

Урок

«открытия» новых знаний»

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

3.

Шарль Перро. «Спящая красавица». Представление книги.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

4.

Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Г.-Х. Андерсена; учить прогнозировать содержание произведения, объяснять значение незнакомых слов, выбирать книгу для самостоятельного чтения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественные произведения, определять героев произведений, сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, инсценировать сказки зарубежных писателей.

Урок

«открытия» новых знаний»

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

5.

Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Судьба героев сказки.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

6.

Г.-Х.Андерсен. «Чайник». Смысл сказки.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

7.

Создание сказки по аналогии. Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.

Формировать основы читательской самостоятельности;  развивать память, речь, воображение.

Урок рефлексии

Индивидуальный контроль

8.

Самостоятельное чтение.

И.Токмакова. «Сказочка о счастье».

Формировать основы читательской самостоятельности;  развивать память, речь, воображение.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

9.

Семейное чтение. С. Аксаков. «Аленький цветочек». Ш.Перро. «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок.  Наш театр.

Э. Хогарт. «Мафин печёт пирог». Инсценирование.

Формировать основы читательской самостоятельности;  развивать память, речь, воображение.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

10.

 Контрольная работа по теме «Литературная сказка».

Проверить сформированность умения работать с учебной художественной книгой

Урок развивающего контроля

Индивидуальный контроль

Великие русские писатели – 23 ч.

1.

Вводный урок по содержанию раздела. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский «Сказки Пушкина»

Познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; учить понимать и принимать учебную задачу урока, сформулированную самостоятельно, планировать решение этой задачи, анализировать научно-познавательный текст, находить нужную информацию в соответствии с заданиям и учителя, освоить роли по работе в паре, группе, определять специфические особенности научно-познавательного текста, создавать свой собственный текст на тему, предложенную учителем; проявлять интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Урок

«открытия» новых знаний»

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

Научиться читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, прогнозировать содержание сказки, называть волшебные события и предметы в сказках; сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного).

Анализировать прочитанный текст, выделять в нем главную мысль, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации к книге.

осуществлять поиск важной информации, выделять необходимую информацию из различных источников, интерпретировать информацию.

Уметь находить ответы на вопросы учебника на основе литературного текста, обсуждать в группе ответов, доказательство своей точки зрения,

понимать особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

2.

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

3.

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

4.

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

5.

А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…» Средства художественной выразительности для создания образа весны.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

6.

А.С. Пушкин. «Осень». Е. Волков. «Октябрь». Сравнение произведения живописи и литературы

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

7.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Вечерний звон». И.Козлов. Сравнение произведений

Расширить знания детей о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Урок

«открытия» новых знаний»

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

8.

Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон. И.Козлов. Сравнение произведений

Расширить знания детей о творчестве И.И. Козлова; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление; дать новые сведения искусствоведческого характера в ходе работы со стихотворением Козлова и картиной Левитана.

Урок рефлексии

Индивидуальный контроль

9.

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины». Гёте. Перевод  В.Брюсова. Сравнение текстов.

Познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать поэтические произведения, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; учить сравнивать произведения литературы и живописи; прививать любовь к русской поэзии.

Урок

«открытия» новых знаний»

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

10.

М. Ю. Лермонтов. «Тифлис», «Дары Терека». Сравнение произведений литературы и живописи.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

11.

М. Ю. Лермонтов. «крестовая гора», «Утёс». Сравнение произведений литературы и живописи.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

12.

Особенности исторической песни.

 М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

13.

Л.Толстой. «Маman» (Из повести «Детство»). Герои рассказа.  Л. Толстой. «Ивины».

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

14.

И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И. Никитин. «Ветер ясен и тих…»

Урок

«открытия» новых знаний»

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

15.

И. Никитин. «Когда закат прощальными лучами…»

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

16.

И. Бунин. «Гаснет вечер…», «Ещё холодно и сыро».

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

17.

Н. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

18.

Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии. Самостоятельное чтение. Л. Толстой. «Был русский князь Олег».

Урок рефлексии

Индивидуальный контроль

19.

Л. Толстой. «Мудрый старик»

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

20.

Семейное чтение. Л. Толстой Петя Ростов.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

21.

Семейное чтение. Л. Толстой Петя Ростов.

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

22.

И.А. Крылов. Ворона и Лисица

Урок построения системы знаний

Текущий

самоконтроль

Взаимоконтроль

23.

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. Контрольная работа.

Проверить сформированность умения работать с учебной художественной книгой

Урок развивающего контроля

Индивидуальный контроль

Литература как искусство слова – 2 ч.

1.

Обобщение по курсу литературного чтения

Обобщить полученные знания на уроках литературного чтения.

Урок рефлексии

Текущий

Работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные слова, позволяющие создать собственный текст.

Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.

2.

Урок-игра «Литературные тайны»

Обобщить полученные знания на уроках литературного чтения.

Урок рефлексии

самоконтроль

ИТОГО – 68 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению УМК "Планета знаний

рабочая программа ипримерное тематическое планирование составлены на основе программы УМК "Планета знаний"...

рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению УМК "Планета знаний

рабочая программа ипримерное тематическое планирование составлены на основе программы УМК "Планета знаний"...

рабочая программа и тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса

Рабочая программа и тематическое планирование для 4 класса  по литературному чтению составлено с учетом ФГОС по УМК "2100" из расчета 2 часа в неделю для школ Санкт-Петербурга....

Рабочая программа и Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе , автор Л.Ф. Ефросинина

Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. Программа и учебные материалы решают комплексно вопросы эмоционального, творческого,...

Рабочая программа и Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе , авторы Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В.

Учащиеся показывают стабильные результаты.В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которых они объединены, связана с естественным течением жизни в семье третьеклассницы Насти.Настя вместе с па...

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса Школа России

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению для 3 кл Школа России 2014/2015 учебный год...