Литературное чтение 4 класс "Басни И.А. Крылова".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Андреева Олеся Владимировна

Урок обобщения знаний по басням И.А. Крылова разработан по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой Литературное чтение, 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_liter_chteniya_basni_krylova.zip1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения по теме: «Басни И.А. Крылова»

4 класс

Форма проведения: урок-концерт.

Цели: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, развивать творческую активность, умение выразительно читать, пересказывать, инсценировать басни, воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры.

Планируемые результаты обучения:

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные УУД: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту).

Оборудование: медиапроектор, презентация в программе Microsoft Power Point, у каждого ученика учебник «В океане света» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой 4 кл., ч.1; сборники басен И.А. Крылова; выставка рисунков к басням, викторина «Басни И.А. Крылова», портрет И.А. Крылова.

Предварительная подготовка: учащиеся иллюстрировали басни, отвечали на вопросы викторины «Басни Крылова», готовились к инсценированию басен или выразительному чтению.

Ход урока

I. Оргмомент

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно,

Спинки выпрямили.

II.Сообщение темы и целей

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А. Крылова. Ещё раз обратимся к его произведениям, почитаем их и инсценируем.

III. Основная часть урока

Вступительное слово учителя.

- Трудно представить себе русского человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.

 Слайд 1.

Проведём логические цепочки, это поможет нам рассказать о человеке, который изображён на портрете.

Методический приём «Кластер»

И.А. Крылов

                            журнал                       русский писатель            детство    

        повести       басни   пьесы    1 роман     первые шаги учёбы

                                                 великий баснописец

о вреде дурных привычек;

о свойствах человеческого характера;

высмеивал человеческие пороки и недостатки:

                                          лесть, ложь, глупость, хвастовство, жадность.

- Чтение о детстве и первых шагах учёбы И.А. Крылова.

При чтении выставляем пометки на полях:

V – уже знал;

+ - узнал новое;

? – хочу узнать.

Самостоятельное чтение.

 И.А. Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек.

После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.

С детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нём литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил своё первое произведение – комическую оперу «Кофейница».

Его перу принадлежат разнообразные произведения. Он писал пьесы, повести, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях. Великого русского баснописца наш народ зовёт дедушкой Крыловым. Иван Андреевич Крылов – известный всему миру баснописец. Задача, которую он поставил перед собой, - казнить безжалостным смехом всякие недостатки людей – жадность, лень, ложь, глупость, хвастовство, приписывая эти недостатки животным. Задача выполнена Крыловым с таким талантом, которого не достиг ни один другой баснописец.

Рассказ ученика об И.А. Крылове (по схеме).

Мотивация: подходят ли басни И.А. Крылова для детского чтения?

Слайд 2.

- Неподалёку от входа в летний сад в Петербурге на тенистой площадке стоит бронзовый памятник. Какой необычный памятник! В кресле грузный добродушный дедушка, а внизу, вокруг постамента, разные звери.

Слайд 3.

С правой стороны – Мартышка, осёл, козёл. Постойте-ка, ну, конечно! Это герои басни … («Квартет»). Ничего не понимает в музыке эта компания, но самоуверенно берётся сыграть квартет. Предлагаю послушать эту басню.

(Выразительное чтение по ролям басни «Квартет»).

- Про зверей ли написал басню Крылов? (Ответы детей).

- Нет, конечно. Он имел в виду невежественных, самоуверенных людей, берущихся за дела, в которых ничего не смыслят. Но сделал Крылов это в иносказательной форме. К таким иносказаниям прибегал ещё древнегреческий баснописец …  (Эзоп).

- Что вы знаете об Эзопе?

Слайд 4.

Этот талантливый и умный человек был рабом и не мог прямо поднять голос против своих хозяев. Осуждая пороки, он представлял это в виде забавных историй о животных. Отсюда пошло выражение «эзоповский язык».

Многие басни Эзопа, жившего много веков до Крылова – стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Например, «Ворона и лисица». Кроме того, переведённые им, они стали понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Сейчас ребята прочитают одну из самых известных классических басен Крылова. В этой басне автор обличает лесть.

Слайд 5.

(Инсценировка басни «Ворона и Лисица»).

- Почему так произошло?

Учитель: И.А. Крылов переводил также и басни Жана де Лафонтена. Это французский поэт 17 века.

Слайд 6.

Жан де Лафонтен писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Басню «Волк и ягнёнок» Лафонтена мы знаем благодаря переводу И.А. Крылова.

Известно более 200 басен Крылова. Из этого числа (по собственному показанию) только 30 таких, содержание которых он заимствовал у других поэтов, а остальные принадлежат ему и по вымыслу, и по рассказу. Послушаем некоторые из них.

- В какой басне Крылова героиня хотела попасть в большие забияки, чтобы о ней говорили лучше, чем она того заслуживала? («Слон и Моська»).

Слайд 7.

(Чтение по ролям басни «Слон и моська»).

IV.Физминутка

Слайд 8.

(Выразительное чтение басни «Свинья под дубом»).

Задание в тетради на стр.38 (в парах)

- «Переведи» мораль басни «Свинья под дубом» на обычный язык. (Невежда.)

Слайд 9.

- Какие басни вы выучили наизусть?

- Басню «Стрекоза и Муравей» прочтёт наизусть…

- Я думаю, вам будет интересно послушать басню «Щука и Кот» в исполнении профессионального актёра.

- Какие басни Крылова вы ещё прочитали? Посмотрим по рисункам, которые вы приготовили.

Учитель: Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы  говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

С того дня, когда Крылов писал басни, прошло больше 100 лет, а они живут, их знает, любит и ценит наш народ.

Сегодня мы говорили о великом баснописце Иване Андреевиче Крылове, читали его басни. А сможете ли вы отличить басню от других жанров. Так что же такое басня и каковы её особенности? (Ответы детей)

Слайд 10.

- Докажите утверждение, что басни И.А. Крылова пригодны для детского чтения.

(У басен Крылова интересный сюжет, в нём много действия и диалогов. Басни Крылова можно читать в лицах. Их можно представлять со сцены в театре. Басни похожи на сказки. Характеры героев яркие, понятные. Басни интересно иллюстрировать.)

Творческое задание.

Учитель: Соотнесите русские народные пословицы с баснями Крылова.

Слайд 11.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. (Свинья под дубом.)

Слайд 12.

Не место красит человека, а человек место. (Квартет.)

Слайд 13.

Собака лает – ветер носит. (Слон и Моська.)

Слайд 14.

Лишнее говорить – себе вредить. (Ворона и Лисица.)

Викторина по басням Крылова.

1.Откуда эти «крылатые» выражения:

«А ларчик просто открывается».(Ларчик.)

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».(Лебедь, Щука и Рак.)

«Ты всё пела? Это дело. Так пойди же попляши».(Стрекоза и Муравей.)

2.Закончить «крылатую» фразу Крылова:

«Кукушка хвалит петуха за то … (что хвалит он Кукушку).

«Чем кумушек считать трудиться … (не лучше ль на себя, кума, оборотиться).

«А вы, друзья, как ни садитесь … (все в музыканты не годитесь).

3. Викторина

- Кто лето красное пропела? (Стрекоза.)

- Кто нашёл жемчужное зерно? (Петух и Жемчужное Зерно.)

- Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (Виноград.)

- Кривляки в баснях Крылова? (Обезьяны.)

Выполнение задания в тетради на стр.39 №6.

- Чему учат басни Крылова?

Учитель: Да, Крылов учит  людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова – значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Посмотрите, какая цепочка получается.

Слайд 15.

Три великих баснописца греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы – классики.

В 19 веке писал басни в прозе Лев Николаевич Толстой.

В наше время интересные басни пишет Сергей Владимирович Михалков.

V.Итог урока

- Какие виды работ сегодня на уроке вам больше всего понравились?

Заключительное слово учителя.

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Слайд 16.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - игра по литературному чтению " По басням великого Крылова"

Проведен в 3 классе на уроке литературного чтения по программе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Литературное чтение. Басни И.А. Крылова.

Конспект урока по литературному чтению. Басни И.А. Крылова....

Методическая разработка по литературному чтению. Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица" "

Цель: познакомить с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; дать характеристику главным героям басни. Урок соровождается презентацией....

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова.

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова. 3 класс. Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова....

Поурочная разработка по литературному чтению по теме: Басни Крылова "Мартышка и очки"

Тема: Басни И.А. Крылова. Басня «Мартышка и очки». Цели:Познакомить детей с творчеством И.А. Крылова на примере басни «Мартышка и очки»;Совершенствовать навыки правильного, осознанного, выр...

Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"

Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»»  разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу д...