КТП по литературному чтению 1 класс "Перспективная начальная школа"
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему

Кудрявцева Надежда Валентиновна

Календарно - тематическое планирование, содержание программы, планируемые предметные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kl._literturnoe_chtenie_pnsh.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Обучение грамоте»

 к концу подготовительного периода.

Обучающиеся научатся:

На слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных букв русского алфавита;

Составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

Правильно сидеть за партой.

Основной период:

Гласные звуки

          Отработка артикуляции гласных звуков /а/, /о/, /у/, /э/, /ы/, /и/ как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.

          Роль гласных звуков в процессе словообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учётом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

          Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем - знака транскрипции.

          Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определённый гласный звук. Подбор слов с заданным звуком.

          Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква - это лишь знак («одежда») для звука, речи.

          Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки (непарные по глухости/звонкости и парные по твёрдости/мягкости)

          Согласные звуки /м, м’,н, н’, л, л’, р, р’, й’/ как ртосмыкатели.

           Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

           Противопоставление сонорных (звонких) согласных звуков по твёрдости/мягкости на письме при помощи гласных – «а, о, у, э, ы» для твёрдых (ма, мо, му, мэ, мы)        и «и» для мягких (ми). Приём последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком  и схемой. Артикулирование звуков, выделение из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из квадратов (с апострофом) фиксируются мягкие, другим (без апострофа) – твёрдые звонкие.

          Соотнесение отличительных признаков выделенных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл – мил, Нил – ныл.

           Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

           Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твёрдыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком /й’/ на конце и середине слова (май, майка).

           Приём орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

Звук /й*/ в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь».

          «Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» - обозначать 2 звука в начале слова и после гласных звуков в середине и в конце слова.

           Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е».

            Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов.

           Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схемы слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ё. ю. е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференцировка мягких и твёрдых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

           Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь.

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

          Отличие звонких и глухих звуков по признаку твёрдости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков на фоне уже дифференцированного признака (твёрдости-мягкости). Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

           Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв.

Упражнение в произношении минимальных пар слов: жар – шар и т.п.

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтение слогов, слов и текстов.

          Чтение исходных и преобразованных слов путём замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева - направо) слов-перевёртышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются эти звуки.

           Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

Звук /й*/ после разделительного мягкого и твёрдого знаков.

  Обозначение на письме звука /й’/ с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю. я).

          Звуковой анализ слов со звуком /й’/, обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком /й’/, перекодирование ей в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем – орфоэпически.

          Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм.

Непарные глухие мягкие и твёрдые звуки /х, х’, ч’, щ’,ц/.

          Отработка артикуляции звуков в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твёрдости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк), жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка); чк (ручка), чн (точный), чт (мачта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.

Планируемые предметные результаты освоения учебной программы  «Обучение грамоте» к концу основного периода.

Обучающиеся научатся:

Различать звуки и буквы русского языка.

Различать гласные  -  ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды.

Определять на слух ударные и безударные гласные.

Делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью.

Определять согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Акцентировано произносить звуки  в заданной последовательности в слове, выделять один из них и давать ему полную характеристику.

Обозначать звуки речи с помощью условных графических символов – создавать звуковую схему – модель слова.

Читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически.

Обозначать звуки буквами и условными значками.

Читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически.

Перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот.

Правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания.

Конструировать печатные буквы из элементов шаблонов.

Определять слова, которые называют предметы, их признаки,  действия, а так же слова-помощники, которые служат для связи слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения.

Членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически.

Заключительный период:

        Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания, как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

        Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

        Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трём его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего всё начиналось, б) главная часть: что произошло с героями, в) заключение: чем всё завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.

Планируемые предметные результаты освоения учебной программы  «Обучение грамоте» к концу заключительного периода.

Учащиеся  научатся:

Пользоваться при чтении графическими системами печатных букв русского алфавита.

Читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе.

Применять приёмы: слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.

Пересказывать отдельные части текста.

Озаглавливать прослушанный текст.

Анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение её цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по её содержанию и задавать собственные вопросы.

Чтение вслух

Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения ( от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).

Чтение про себя

Умение самостоятельно читать текст небольшого объёма с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

Говорение

Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развёрнутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним своё отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.

Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.

Письмо (культура письменной речи)

Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).

Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.

Работа с текстом художественного произведения

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.

В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.

Формирование библиографической культуры

Умение пользоваться аппаратом учебника (содержание, оглавление, условные обозначения), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический, жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях. Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета  «Литературное чтение» к концу 1-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающие научатся:

читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в  них основные логические части;

читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;

рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;

Обучающиеся  в процессе самостоятельной, парной, групповой и  коллективной работы получат возможность научиться:

находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;

задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

Учащиеся  научатся:

отличать прозаическое произведение от стихотворного;

различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;

находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы).

Учащиеся   получат возможность научиться:

различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок;

обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка – закличку; рассказ – сказку).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Учащиеся   научатся:

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на маркирование;

рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженным в тексте.

Учащиеся  получат возможность научиться:

осваивать на практике малые фольклорные жанры и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);

находить в разделе «Музейный Дом» иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации.

Содержание учебного предмета

«Обучение грамоте»

1 класс  (100 часов)

       Подготовительный этап (10 ч)

Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки.

Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему  иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста.

Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.

Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Первичное представление о словах как структурных единицах языка.

Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, коллективная, фронтальная.

Основные виды учебной деятельности. Восстанавливать целостную сюжетную линию сказки. Выделять относительно законченные смысловые единицы текста. Устанавливать логические причинно-следственные связи в тексте. Группировать слова в предложения. Исследовать и анализировать слова в предложении.

Основной этап  (80 ч)

Гласные звуки

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении.

Упражнение в различении гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая

фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки (непарные по глухости-звонкости и парные по твердости-мягкости)

Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й’] как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

Противопоставление сонорных согласных звуков по твердости-мягкости; обозначение их твердости-мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и

«и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой.

Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом Y’) фиксируются мягкие, другим (без апострофа Y) — твердые звонкие звуки.

Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил — ныл.

Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).

Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

Звук [й’] в начале слова и между гласными.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»

«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’ан] — баян, [р’исуй’у] — рисую).

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но]- но; [н’о]- нё; [ру]- ру; [р’у]- рю; [ла]- ла; [л’а]- ля; [мэ]- мэ; [м’э]- ме).

Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь.

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв).

Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при вы-

делении их из контекста произносимого слова.

Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, юЮ, е Е, ь.

Парные звонкие и глухие согласные звуки

Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков [д-т, д’-т’, з-с, з’-с’, г-к, г’-к’, в-ф, в’-ф’, б-п, б’-п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например: Дима — Тима, Даня — Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш.

Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

Звук [й’] после разделительных «ь» и «ъ» знаков

Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).

Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.

Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм.

Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц]

Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, то есть чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.

Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, коллективная, фронтальная, групповая, парная.

Основные виды учебной деятельности. Распознавать звуки и буквы. Анализировать графические схемы слов. Осознания ударения и его роли. Группировать звуки и буквы по определенным признакам. Исследовать звуки и буквы с помощью конструирования. Распознавать звуки по звонкости-глухости, по твердости-мягкости. Производить звуковой анализ слов с использованием схем. Осознавать роль гласных, обозначающих два звука и один звук. Читать тексты, понимать смысл пословиц, отгадывать загадки. Декламировать стихи и скороговорки. Иметь представление о некоторых авторах . Характеризовать разные звуки и буквы. Анализировать формы печатных и прописных букв. Формировать наглядно-образные представления о звуках и буквах.

Заключительный этап (10 ч)

Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению)

возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания, как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все началось, б) главная часть: что произошло с героями,

в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, коллективная, фронтальная, групповая, парная.

Основные виды учебной деятельности. Уметь анализировать небольшие тексты. Исследовать особенности разных текстов по жанровым принадлежностям и структуре.

Содержание учебного предмета

 «Литературное чтение»

1 класс (32 ч)

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения.

Формирование библиографической культуры. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Раздел «Элементы творческой деятельности»

Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.

Сравнительный анализ текстов и музейных иллюстраций к ним с выражением эмоционального отношения.

Чтение по ролям.

Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора.

Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, коллективная, фронтальная, групповая, парная.

Основные виды учебной деятельности. Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами. Обосновывать высказанное суждение. Уметь эмоционально передавать характер произведения голосом, жестами, мимикой. Знать, что такое олицетворение, рифма. Уметь определять серьезный и шуточный   характер произведений, сравнивать художественные образы. Иметь первичные представления о разном смысле повторов, выразительности звукописи.

КРУГ ЧТЕНИЯ

Малые жанры фольклора

Прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.

Русские писатели и поэты

Л. Толстой «Косточка»*; М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература

Поэзия

А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак*, Дж. Ривз.

Проза

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);

Г. Остер «Эхо»;

С. Воронин «Необыкновенная ромашка»;

Ю. Коваль «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»;

Д. Биссет «Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»;

Н. Друк «Сказка»;

Б. Заходер «Серая звездочка»*.

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-

во часов

Дата проведения

Обучение грамоте ( 100 часов)

Подготовительный этап ( 10 часов)

1

Вводный урок. Знакомство с первой учебной книгой – «Азбукой» (с. 1-3)

1

2

Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкина избушка» (с. 4-5)

1

3

Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово (с. 6)

1

4

«Как хлеб на стол пришёл». Предложение. Интонация (с. 7)

1

5

«Доброе дело».Слова-предметы. Живые и неживые предметы (с. 8)

1

6

«Попугай». Текст. Живые и неживые предметы (с. 9)

1

7

«Неудачная прогулка».

Слова-действия (с. 10)

1

8

«Догадливая лягушка».

Слова-признаки (с. 11)

1

9

«Зимние заботы», «Наши гости».

Слова-помощники (с. 12)

1

10

Текст. Предложение.

Слово

1

Основной этап ( 80 часов)

11-12

Звук [а], буквы А, а

 (с. 13-14)

2

13-14

Звук [o], буквы О, о

 (с. 15-16)

2

15-16

Звук [у], буквы У, у

 (с. 17-18)

2

17-18

Звук [э], буквы Э, э.

Повторение пройденного (с. 19)

2

19-20

Звук [ы], буква ы 

(с. 20)

2

21-22

Звук [и], буквы И, и. Буква И – показатель мягкости предшествующих согласных звуков (с. 21)

2

23-24

Гласные звуки – «ртораскрыватели»: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

Работа гласных букв (с. 22)

2

25-26

Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения (с. 23)

2

27-28

Звуки [м], [м'], буквы М, м (с. 24-25)

2

29-30

Звуки [н], [н'], буквы Н, н (с. 26-28)

2

31-32

Звуки [л], [л'], буквы Л, л (с. 29-31)

2

33-34

Звуки [р], [р'], буквы Р, р (с. 32-34)

2

35-36

Звук [и'], буквы Й, й (с. 35-36) '

2

37

Обозначение двух звуков [й'а] одной буквой я

 (с. 37)

1

38

Буква я – показатель мягкости предшествующего согласного (с. 38)

1

39

Обозначение двух звуков [й'о] одной буквой ё (с. 39)

1

40

Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного (с. 40)

1

41

Обозначение двух звуков [й'у] одной буквой ю (с. 41)

1

42

Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного (с. 42)

1

43

Обозначение двух звуков [й'э] одной буквой е

 (с. 43)

1

44

Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного (с. 44)

1

45

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков (с. 45)

1

46-47

Согласные звонкие звуки [д], [д'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Д, д 

(с. 46-48)

2

48-49

Согласные звонкие звуки [т], [т'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Т, т 

(с. 49-51)

2

50

Чтение текста «Енот» (с. 52)

1

51-52

Согласные звонкие звуки [з], [з'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы 3, з

 (с. 53-55)

2

53-54

Согласные глухие звуки [с], [с'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы С, с

 (с. 56-58)

2

55

Чтение текста «Сосна» (с. 59)

1

56-57

Согласные звонкие звуки [г], [г'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Г, г 

(с. 60-62)

2

58-59

Согласные глухие звуки [к], [к'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к 

(с. 63-66)

2

60

Чтение текста «Зайка» (с. 66)

1

61-62

Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы В, в 

(с. 67-69)

2

63-65

Согласные глухие звуки [ф], [ф'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к

(с. 70-72)

3

66-67

Согласные звонкие звуки [б], [б'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Б, б

(с. 73-74)

2

68-69

Согласные глухие звуки [п], [п’], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы П, п 

( с.75-77)

2

70-72

Согласный звонкий твердый звук [ж], буквы Ж, ж  (с. 78-81)

3

73-75

Согласный глухой твердый звук [ш], буквы Ш, ш  (с. 82-85)

3

76-77

Звук [й'] после разделительного мягкого (ь) и твердого (ъ) знаков перед гласными буквами е, ё, ю, я (с. 86-88)

2

78-79

Звук [й'] после разделительного твердого знака (ъ) перед гласными буквами «е, ё, ю, я»

(с. 89-91)

2

80-81

Согласные глухие звуки [х], [х'], буквы X, х 

(с. 92-94)

2

82-84

Согласный глухой мягкий звук [ч'], буквы Ч, ч 

(с. 95-102)

3

85-88

Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ, щ

(с. 103-109)

4

89-90

Согласный глухой твердый звук [ц], буквы Ц, ц 

(с. 110-113)

2

Заключительный этап ( 10 часов )

91

В. Берестов «Верблюжонок». В народе говорят... (с. 114)

1

92

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?». Приговорки

(с. 115)

1

93

Веселые стихи для детей.

Творчество К.И. Чуковского  (с. 116-117)

1

94

Произведения о природе. «Белая акация»

(с. 118-119)

1

95

Произведения А. Блока для детей. «Ветхая избушка» (с. 120)

1

96

Шуточные и игровые стихотворения для детей

(с. 121-122)

1

97

Веселые стихи для детей

(с. 123-124)

1

98

Борис Владимирович Заходер «Песня игрушек»

(с. 125)

1

99

Творчество С. Маршака.

Русский алфавит (с. 126-127)

1

100

Прощание с учебником «Азбука»

1

Литературное чтение ( 32 часа )

101

Волшебные предметы и помощники

 (с. 3-5)

1

102-103

Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака» (с. 6-9)

2

104

Секреты считалок

 (с. 10-11)

1

105

Древние считалки

(с. 12-13)

1

106

Тайны загадок

 (с. 14-17)

1

107

Как устроена загадка

 (с. 17-19)

1

108

Заклички: обращение к природе

(с. 20-21)

1

109

Трудности скороговорок

(с. 22-23)

1

110

Созвучные хвосты слов. Г. Остер «Эхо»

 (с. 24-25)

1

111

Созвучные концы слов. Даниил Хармс, Нина Гернет. «Очень-очень вкусный пирог»

(с. 26-27)

1

112-113

Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) (с. 28-31)

2

114-115

Шуточные стихи. И. Пивоварова,

А. Дмитриев, Джеймс Ривз (с. 32-34)

2

116-117

Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка» (с. 36-38)

2

118

Звучащие стихи. Е. Благинина. А. Усачёв. Джеймс Ривз  (с. 39-41)

1

119-120

Звукопись в поэзии и прозе.

М. Горький «Воробьишко» (в сокращении)

(с. 42-44)

2

121

Считалка, скороговорка или дразнилка?

 (с. 45-47)

1

122

Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б. Заходер (с. 48-51)

1

123

Стихи про мальчиков и девочек. В. Лунин, Э. Успенский (с. 52-53)

1

124

Фантазия в литературе. Б. Заходер

(с. 54-55)

1

125-126

Особый взгляд

на мир. И. Токмакова, С. Козлов (с. 56-59)

2

127-128

Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (с. 60-64)

2

129

Прибаутка и небылица

(с. 65-67)

1

130

Дразнилка, прибаутка или небылица

(с. 67-75)

1

131

Искусство иллюстрации. Что видит художник (с. 69-80)

1

132

Рифмующиеся слова и изображения

(с. 71-80)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников.

По мнению психологов - на успеваемость влияют более 200 факторов, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость - после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует ф...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....