А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Павлов Владимир Алексеевич

А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17.02blok_vorona_sny.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Выполнил студент 41 гр.

Павлов Владимир

Проверила: Иванова С. А.

Отметка: ______________

Дата: __________________

Челябинск, 2016

Класс: 3  

Тема урока: А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

Цели урока:  создать условия для знакомства с творчеством А.А.Блока; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  1. уметь прогнозировать содержание произведения;
  2. читать и воспринимать на слух произведения;
  3. выбирать виды деятельности на уроке;
  4. сочинять на основе художественного текста.  
  • Личностные:
  1. воспитывать любовь к своей Родине через бережное отношение к природе;

Тип урока: открытие  новых знаний.

Оборудование: выставка книг М. М. Пришвина; мультимедийная презентации; учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.и др. стр. _________

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационный

Словесный: слово учителя

-Ребята! Я очень рад

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Давайте начинать урок?

- Начнём мы наш урок, как только вы сядете ровно, спинки выпрямите, глазками друг другу улыбнётесь, ведь мы все друзья!

Приветствовать учителя

Настраиваться на урок

К: настрой на урок

Мотивация к учебной деятельности

Словесный: беседа

Словесный: ответы на вопросы

 -Ребята, у нас вами очередной урок литературного чтения.

-Как вы думаете для чего нам нужны уроки литературного чтения,?

- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока?( Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку.

- Что  от вас потребуется для выполнения  поставленных задач? (внимание,  сообразительность, активность желание получить новые знания.)

- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

Отвечать на вопросы

Участвовать в беседе  

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

П: осмысленно читают текст

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П.: постановка и формулирование проблемы.

Актуализация знаний

Словесный: работа с высказыванием

Словечный: ответы на вопросы

Праткический: работа со словарем

Словесный: слово о писателе

 

1. Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.

- Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:

Кончил учитель урок,

В воздухе сыро, тепло,

Мирно сидит на крылечке.        

Белый туман за прудами.

Звонко кричит пастушок.        

Старый учитель сидит, -

Скачут барашки, овечки.        

Верно, устал от работы:

Солнце за горку ушло,                                           Завтра ему предстоит

Светит косыми лучами.

   Много трудов и заботы.

- Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 2)

2. Рассказ учителя о поэте.

А.Блок[16 ноября 1880 - 07 августа 1921] (Слайд №3)

Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней  каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений. ( Слайд №4)

В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира. (Слайд №5)

Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка. (Слайд №6)

3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка»

(Слайд №7)

  • Дети слушают стихотворение
  • Работа над содержанием

- Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой.Показаны зимние забавы детей).

  • Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

- Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?   ( Он рассказывает об увиденном с радостью.Детям очень весело играть зимой).

Прочитайте стихотворение выразительно.

Слушать стихотворение

Слушать и запоминать информацию

Слушать стихотворение

П.:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

П: осмысленно читают текст

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

 

Словесный: ответы на вопросы

 

ФИЗМИНУТКА

- Закройте глаза…

-Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас.  Загораем.  Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз. Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание. Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох - выдох.  Смотрите, вслушивайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах. Цветы, какие они – цвет, форма, большие – маленькие – запах.

Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге, что это за дорога – узкая – широкая, извилистая – прямая?  Каждый представляет себе свою. Ну, а теперь открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихо сели.  

-Какой вы представили луг?

Продолжение изучения темы

Работа над стихотворением «Сны». (Слайд № 8)

  • Дети слушают стихотворение.
  • Работа над содержанием.

- Давайте разберем непонятные слова. Найдите значение слов:

ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;

ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;

ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;

ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

  • Чтение стихотворения «сильным» учеником.

- Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

- Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)

- Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)

  • Выразительное чтение детьми стихотворения.

Работа над стихотворением «Ворона». (Слайд № 9)

  • Дети слушают стихотворение.
  • Выборочное чтение.

- Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)

- Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой.)

- Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

(Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком.)

- Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна.

(Вниз на землю глядит она боком:

 что белеет под нежною травкой?)

- Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

(Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны - игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..)

Выразительное чтение детьми стихотворения.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Участвовать в беседе  

Читать произведение

Анализировать произведение

Читать и анализировать прочитаное

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Участвовать в беседе  

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков

П.: осознанное построение речевого высказывания;

П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств

П.: осознанное построение речевого высказывания;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П: осуществляют синтез

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

Р: осуществляют итоговый контроль

Итог урока. Рефлексия.

Какую пользу для себя вы получили от этого урока?

Что нового получили, что не знали раньше?

Домашнее задание.

- В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?

- Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?
Д/з: Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Ворона».

Подводить итоги урока.

Записывать д/з

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок Ветхая избушка. С. Есенин . Береза."

Урок литературы для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок . Ветхая избушка. С Есенин. Береза.  Цели урока:Познакомить детей с новыми произведениями А.Блока «Ветхая избушка»  и С.Есени...

Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок . Ветхая избушка. С. Есение. Берёза. УчительЖуравлева Л. А.

Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок. Ветхая избушка. С. Есенин. Берёза. Презентация содержит 24 слайда. Урок проходит в виде путешествия по поэтическим...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

конспект урока по литературному чтению А.А.Блок "Ветхая избушка", "Сны", "Ворона"

урок литературного чтения в 3 классе по программе Школа России...