Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс программа "Начальная школа 21 века", автор Л.А. Ефросинина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.rar142.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский

Проверено

Руководитель методического объединения (кафедры)

_______________________

 ___________________

«30» августа        2015г.

Согласовано

Заместитель директора

______________________

__________________

«31» августа  2015г.

                Утверждаю

            Директор  школы

_______________________

_______________

          приказ № 350-О от

        «31»  августа  2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

___________________ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ__________________

(наименование учебного предмета (курса)

_____________________ 4 класс_____________________

(уровень, ступень образования)

_________________________2015-2016 уч.год_________________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе   программы:

Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова  М.: Вентана-Граф,  2012- 224с.____________________________________________________________________________

(наименование программы, автор программы)

Учебник:

Литературное чтение: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч 1, 2 / [авт.-сост.Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова]; – 3-е издание, дораб.-М.: Вентана-Граф, 2014.

Тетради:

Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А.Ефросинина, - 3-е издание, дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014

Программа рассчитана на 102 часов из расчета 3 учебных часа в неделю.

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.

  Гусак Ирина Викторовна, учитель  начальных классов высшей  квалификационной категории

                                                                       пгт. Пойковский

2015 - 2016 учебный год



Рабочая программа

Пояснительная записка.

           Программа создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова) , программа: 1-4 классы/ Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова  М.: Вентана-Граф,  2012  и отражает содержание обучения литературному чтению  в начальной школе. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

       Цель курса литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, пони мать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах: подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации.

Задачи:

• обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

• учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

• систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

• включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

• формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

• расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов)".

Общая характеристика учебного предмета.

     Данный курс построен с учётом следующих положений:

  Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности;

 В результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, УУД;

 Дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

      Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Место  курса  «Литературное чтение» в учебном  плане.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение  литературного чтения   в 4 классе -  102 ч. (3ч. в неделю, 34 учебные недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса литературного чтения.

       Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных. предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  1. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации ~ творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения должны отражать:

Регулятивные УУД:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  1. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Познавательные УУД:

  1. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, переда и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатур фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, r строения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД:

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределен функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о  российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование  потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных а учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание программы.

        Программа состоит из пяти разделов: «Виды речевой и читательской деятельности». «Круг чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность», «Чтение: работа с информацией». В разделы программы входят основные содержательные линии: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих понятиях, развитие навыка чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность, межпредметные связи

 «Виды речевой и читательской деятельности».

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.

    Создание условий для неполноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений  текстом произведения.

   Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

    Умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

 Чтение.

     Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

  Работа с текстом.

       Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев. Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений.   Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • использовать умение читать для решения познавательных  и коммуникативных задач;
  • понимать и ставить учебную задачу, определять способыеёрешения и выбирать наиболее продуктивные;
  • овладевать алгоритмом выполнения типовых учебных задач ( чтение по ролям, выразительное чтение наизусть, пересказ полный или выборочный), контролировать выполнение задания по алгоритму, составлять алгоритмы для новых задач;
  • выбирать вид чтения ( ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
  • уметь работать с текстами произведений разных жанров: определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части, составлять план,  понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию.
  • Составлять план, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними
  • Овладеть устной и письменной коммуникативной культурой; высказывать мнение о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах, слушать мнение собеседников, уважительно относится к иной точке зрения, формулировать письменные ответы на вопросы, писать отзывы о произведении;
  • Проводить самоконтроль и самооценку, сравнивать свою работу с образцом, находить неточности и ошибки: корректировать- вносить исправления, дополнения и изменения, оценивать свою деятельность;
  • Произвольно и аргументировано строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей;
  • Прогнозировать содержание произведения или книги до чтения ( выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; определение темы и жанра);
  • Понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения;
  •  Уметь воспринимать художественное произведение как искусство слова; выделять особенности художественных произведений, находить средства выразительности и использовать их в речи, понимать эстетические ценности и на их основе вырабатывать свои эстетические критерии;
  • Читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать прочитанное и определять главную мысль произведения; пользоваться разными видами чтения для решения учебных задач;
  • Осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;
  • Овладевать морально-эстетическими нормами поведения через анализ и оценку поступков литературных героев;
  • Ориентироваться в нравственном содержании произведения: осознавать сущность поступков героев, соотносить их с нравственными нормами; давать оценку морального содержания и нравственного  значения действий персонажей при изучении художественных произведений;
  • Стремиться к самоопределению и самопознанию путём сравнения себя с героями литературных произведений.

 Круг чтения.  Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.

     Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

      Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

      Примерная тематика. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

      Жанровое  разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно- художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

     Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов(«жили-были», «день- деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения(«день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

     Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

    Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

   Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.          

 Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

    Научно-популярные рассказы:  Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

     Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

    Библиографические сведения о книге: элементы книги. Каталог. Каталожная катрочка. Периодика.

Литературоведческая пропедевтика.

      Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество.

     Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф,рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса- сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.

   Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция;

    Изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла.

Фантастическое и реальное.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Использовать в речи литературоведческие понятия; находить в произведении средства выразительности ( эпитеты, сравнения, олицетворения, антонимы, гиперболы, метафоры);
  • Различать тексты художественные и научно-популярные; различать тексты в стихотворной и прозаической форме, стихотворные и прозаические жанры;
  • Ориентироваться в структуре текста и аппарате книги, определять тип книги;

  Творческая деятельность школьников.

    Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «доказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

    Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

    Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

 Универсальные учебные действия (УУД)

  • Интерпретировать текст (рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица автора);
  • Самостоятельно формулировать творческую учебную задачу; выбирать способы и формы решения учебной задачи ( индивидуальный проект, работав парах и группах; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т.д)
  • Создавать по аналогии произведения разных жанров: сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам, оформлять и делать презентации творческих работ и проектов;
  • Понимать и формулировать самостоятельно творческую учебную задачу;
  • Распределять роли и функции участников при выполнении коллективных творческих проектов;
  • Интерпретировать текст произведения; рассказывать от имени из героев произведения. От имени автора, от своего имени; восстанавливать деформированный план по тексту;
  • Инсценировать художественные произведения, готовить театрализованные постановки, моделировать «живые картинки»;
  • Создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам,

Чтение: работа с информацией 

   Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания.

  Сбор информации о произведении после чтения Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями.

   Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации. Нахождение информации, применение её для решения учебных задач. Оценка полученной информации о книге и литературных героях.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Воспринимать чтение как средство получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов;
  • Находить в произведении необходимую информацию, заданную в явной и скрытой форме; преобразовывать текстовую информацию в табличную;
  • Работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, пользоваться их данными для решения различных учебных задач;
  • Синтезировать, выделять главную и дополнительную информацию о произведении, героях и их поступках при составлении плана;
  • Ориентироваться в мире книг, находить книгу по заданной теме и авторской принадлежности: уметь находить и выбирать книгу в открытом фонде библиотеки или по каталогу;
  • Пользоваться информацией о книге, содержащееся в её аппарате;
  • Пользоваться разными источниками информации ( словари, справочники, ИКТ)

Межпредметные связи:

 • с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);

• с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

• с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.

Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы.

Наименование разделов

Всего часов

Контрольные работы

Проверочные работы

Проектная деятельность

1

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни»

8

1

 1

 

2

Русские баснописцы

5

1

1

3

Произведения В.А.Жуковского

4

1

4

Произведения А.С.Пушкина.

3

5

Произведения М.Ю.Лермонтова

3

6

Произведения П.П.Ершова

3

1

7

Произведения В.М.Гаршина

4

1

8

Произведения русских писателей о детях

5

1

9

Произведения зарубежных писателей.

8

1

1

10

В мире книг

6

1

11

Произведения Л.Н.Толстого.

7

1

1

12

Произведения А.А.Блока

2

13

Произведения К.Д.Бальмонта

4

14

Произведения А.И.Куприна.

5

1

15

Произведения И.А.Бунина

3

16

Произведения С.Я.Маршака

8

1

1

17

Произведения Н.А.Заболоцкого

3

Произведения о детях войны

4

18

Произведения Н.М.Рубцова

3

1

19

Произведения С.В.Михалкова

1

20

Юмористические произведения.

2

1

21

Очерки

5

1

22

Путешествия. Приключения. Фантастика

6

1

1

Итого

102

3

13

5

Распределение часов по четвертям

Четверть

Кол-во часов

Кол-во часов и

причины

опережения или

отставания

по

программе

по

КТП

факт

1

Всего:

2

Всего:

3

Всего

4

Всего

Итого

Учебно-методическое обеспечение

Класс

Учебники

(автор, год издания, издательство)

Методические материалы

Материалы для контроля

4 класс

Учебник. Литературное чтение. 4 кл.Ч 1,2

 Л.А. Ефросинина,

 М. И. Оморокова

Москва, «Вента-Граф», 2014 

Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 4 кл. Ч 1,2.

Автор Л.А. Ефросинина.

Москва, «Вента-Граф», 2014

Рабочая тетрадь

Литературное чтение. 4 кл.

№1, 2.

Автор Л.А. Ефросинина.

Москва, «Вента-Граф», 2014

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», 2010г.

Беседы с учителем. Четвёртый класс четырехлетней начальной школы.

Литературное чтение. Методическое пособие. 4 кл.

Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний.1, 2  часть. Автор Л.А.Ефросинина.

Учебно-техническое обеспечение

№ п/п

Средства

Перечень средств

1

Учебная и справочная литература (автор, год издания, издательство)

Учебник. Литературное чтение.. 4 кл. Ч 1,2

 Л.А. Ефросинина,  М. И. Оморокова

Москва, «Вента-Граф», 2014

Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 4 кл. Ч 1,2

Автор Л.А. Ефросинина. Москва, «Вента-Граф», 2013

Рабочая тетрадь Литературное чтение. 4 кл. №1, 2.

Автор Л.А. Ефросинина.

Москва, «Вента-Граф», 2014

2

Методические материалы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал

Программа  

Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова  М.: Вентана-Граф,  2012-

Беседы с учителем. Четвёртый класс четырехлетней начальной школы.

Литературное чтение. Методическое пособие. 4 кл.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов;

Портреты поэтов и писателей.

3

Учебно – лабораторное оборудование и приборы

Автоматизированное место учителя

Проектор короткофокусный с креплением

Колонки акустические

Многофункциональное устройство

4

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Персональный компьютер с принтером;

ксерокс;

Мультимедийный проектор;

Цифровые образовательные ресурсы

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями (по литературному чтению)

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и  научится:

• понимать и оценивать духовные ценности, которые несёт в себе художественная литература; объяснять понятия «честность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;

  • понимать значение  отечественной и зарубежной литературы как части культуры, сохраняющей и передающей нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
  • осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной  литературы своей страны и мира;
  • проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов;
  • работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями ( умение слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражать свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседника);
  • пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями ( понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научиться:

- проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации;

-воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;

-пользоваться чтением для решения различных учебных задач, поиска нужной информации на межпредметном уровне;

- читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное  (читать вслух не менее 80 слов в минуту) и молча (не менее 100 слов в минуту в соответствии с индивидуальными возможностями);

- читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии орфоэпическими нормами;

- пользоваться разными видами чтения;

- различать художественную, научно- популярную, учебную и справочную литературу;

- ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; выделять сюжетную линию; устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;

- работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы, отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;

- понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;

- выразительно декламировать подготовленное стихотворные произведения;

- пересказывать содержание произведения подробно, кратко и выборочно, устно или письменно;

 - составлять по образцу краткую иннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу.

-пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

 Ученик получит возможность научиться:

- воспринимать художественную литературу как искусство;

- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведения, героям и их поступкам;  мнение;

- отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения;

-сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2-3 отличительные особенности;

 - формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объёма (повествование, рассуждение, описание ) с опорой на авторский текст;

- работать с детскими периодическими изданиями ( журналы, газеты): находить нужную информацию, знакомиться с временной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научиться:

 - различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром;

- сопоставлять жанры произведений фольклора;

 - использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор, жанр, автор-герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения;

 - практически находить в тексте произведения средства выразительности – эпитеты, сравнения олицетворения, метафоры и объяснять их роль;

- подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение.

 Ученик получит возможность научиться: 

- сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);

- находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания ( пейзажи и портреты героев) повествования и рассуждение);

 - различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» ( газеты, журналы) использовать их для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность» 

Ученик научиться: 

- читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведения, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета ( вступление, кульминация, заключение); - создавать по аналогии произведения разных жанров ( загадки, сказки, рассказы, былины);  

- выполнять индивидуально, в парах или в группах тематические проекты ( собирать информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках);

- писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведениям; отзывы о произведениях, о героях произведений.

 Ученик получит возможность научиться:

- творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

 - сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

- пересказывать тексты с зачитыванием  отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

- создавать собственные тексты ( повествование – по аналогии; рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя или пейзаж ).

 Раздел «Чтение: работа с информацией» 

Учение научиться: 

- находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;

- прогнозировать содержание книги, исходя из названия ( фамилия автора и заголовок) и анализа её структуры ( оглавление содержание), аннотация, титульный лист);

 - работать с моделями, таблицами, схемами; сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;

 - использовать информация из текстов для описания пейзажей, портретов героев;

- пользоваться разными источниками информации: печатными, электронными справочниками ( словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.

 Ученик получит возможность научиться:

- находить явную и скрытую информацию в тексте;

 - собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор;

 - сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную ( противоречивую) информацию.

Техника чтения – 90-100 слов  

Лист фиксирования изменений и дополнений

в рабочей программе

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

(форма обучения)

Дата проведения по факту

(подпись, расшифровка подписи)

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...