Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 4 классе "С.А. Есенин. Бабушкины сказки"
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Мойсиевич Елена Михайловна

    Урок литературного чтения в 4 классе "С.А.Есенин. Бабушкины сказки". УМК "Школа России"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Алешковичская средняя общеобразовательная школа»

    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
    В 4 КЛАССЕ
    С.А.ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

    УМК «ШКОЛА РОССИИ»

    ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ

    НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    МБОУ «АЛЕШКОВИЧСКАЯ СОШ»

      ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

     КАТЕГОРИИ

    МОЙСИЕВИЧ ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА 

    АЛЕШКОВИЧИ 2015

    ТЕМА УРОКА:  СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

    Цели: познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С.А.Есенина;

                  пополнять биографические знания о поэте;

                  обогащать словарный запас.

    Планируемые результаты:

    • Предметные: умение прогнозировать содержания произведения, читать вслух с постепенным переходом  на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
    • Метапредметные:
    • Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем  деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

    Познавательные: анализ художественного произведения, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге;

    Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

    • Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

    Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, проектор, экран, мультимедийная презентация, аудиоприложение к учебнику.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II.Речевая разминка (слайд 2)

    III. Проверка домашнего задания.

    Учитель спрашивает учащихся о том, захотелось ли им выучить наизусть какое-либо из стихотворений В. Я. Брюсова, чем оно привлекло их, затем дети рассказывают наизусть выбранное ими стихотворение. Учащиеся оценивают чтение друг друга.

    IV. Введение в тему. Актуализация знаний

    1 Чтение стихотворения о Есенине (слайд 3)

    В этом имени – слово «есень»,

    Осень, ясень, осенний цвет.

    Что-то есть в нём от русских песен –

    Поднебесье, тихие веси,

    Сень берёзы

    И синь-рассвет.

    Что-то есть в нём и от весенней

    Грусти, юности, чистоты …

    Только скажут –

    «Сергей Есенин»,

    Всей России встают черты …  (Н. Браун «Сергей Есенин»)

    Учитель:Чем  мы сегодня будем заниматься? А зачем?(задача урока)

     Мы снова открываем страницу поэтической тетради и продолжаем  чтение стихотворений. Вспомним творчество Сергея Есенина, познакомимся с новыми произведениями.  ( Слайд   4)     Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните?)   –  Давайте проверим, хорошо ли вы знаете произведения С Есенина. Поиграем в игру "Добавь словечко".

                Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы должны добавить слово.

               

            1.  Черёмуха душистая…

                 с весною расцвела и ветви золотистые, что кудри завила                 

         

    2. Поёт зима, аукает……

                 Мохнатый лес баюкает.       

             3.  Воробышки игривые….

                  Как детки сиротливые,

                  Прижались у  окна            

    4. Белая берёза…

              Под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.                 

    2.Сообщения учащихся (биография С.А.Есенина)

    А сейчас нам ребята расскажут о С.А.Есенине. (Слайды 5-11)

    Ученик 1.

    В осенний день, 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого в семье было трое сыновей: в этой семье и прошло почти все детство поэта.

    У Сережи были озорные и отчаянные дядья. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за гриву.

    А как его учили плавать! Дядя Саша брал мальчика в лодку, отъезжал от берега, снимал с него белье и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.

    После восьми лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Среди деревенских мальчишек Сережа был коноводом и слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.

    Ученик 2.

    Бабушка очень любила внука, но и ругала за озорство. А дедушка подзадоривал на кулачную.

     Сережа очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

    Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским педагогом.
    Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сережи стала поэзия. Стихи он начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось с 16–17 лет.

    -  Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он небогато, но когда вышли первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал и сразу отправился за покупками для жителей своего села.

    Ученик 3. В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 ведер, в другой – много цветастого ситца и мужских пиджаков, хотя он даже и не представлял, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Им были куплены также керосиновые лампы и керосин.

    Лавочник предложил бочку керосина бесплатно, потому что узнал поэта. Когда Есенин собрался ехать, выяснилось, что все деньги потрачены: ему не на что было везти такой груз подарков, и пришлось занимать деньги на билет. Уезжал Сергей без денег и без гостинцев, был очень грустный, так как его мечта порадовать земляков не сбылась.

     Последние годы поэт жил в Москве. В декабре 1925 года он уехал из Москвы в Ленинград, мечтая начать новую жизнь, но этим намерениям не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря поэта не стало.

     Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина жизни пришлась на его творчество. Ho и за это время поэт достиг очень многого. И мы, русские люди, гордимся им.

    V.Работа над стихотворением

    1.Вступительная беседа

    -Любите ли вы сказки?

    Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)?

    Нравится ли вам самим читать сказки или вы любите их слушать?

    Кто у вас в семье лучший рассказчик сказок?

    Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Вот как он вспоминает об этом.  

    2.Первичное ознакомление с произведением

    Учитель выразительно читает стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки».  (слайд 12)

    3.Первичные впечатления учащихся

    Какое настроение оставило у вас стихотворение?

    Какими вам показались дети?

    На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки?

    Случалось ли с вами подобное?

    С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?

    4.Словарная работа   (СЛАЙД 13)

    Объясните значения слов:

    Задворки – место за дворами, позади изб.

    Разухабистая – весёлая, задорная, бойкая

    Гурьба – шумливая группа людей.

    Опостылеть – надоесть, надоевший, надоедать.

    Галдеть – громко говорить, орать.

    Брести – идти с трудом, тихо.

    Пригорок – небольшой холм, бугор.

    (СЛАЙД 14) Минутка отдыха для глаз

    Подберите синонимы к слову (слайд 15)

    Притворяться – изображать, разыгрывать, симулировать, представляться, прикидываться, делать вид …

    Подберите антоним к слову

    Загалдеть – замолчать

    5. Работа над выразительностью

    • Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд,
    • Чтение – мальчики, девочки
    • Чтение хором
    • Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)

    VI. Итог урока

    Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок?

    С каким чувством вы уходите с урока

    VII. Рефлексия

    Закончите фразу: «Мне урок …, тем что …»

    VIII.Домашнее задание:  перечитать  ещё  раз стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки» (с. 71, часть 2-я), подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его наизусть, выполнить рисунок к стихотворению. (Слайд 16)

    Спасибо за урок (слайд 17)

    Используемые источники:

    Картинки и скороговорки из книги  «Повторяй-ка!»: Скороговорки. М. : ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1998.

    Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2014, 223 с. (Школа России)

    Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2014, 240 с. (В помощь школьному учителю)

    Интернет источники:

    Зимний пейзаж http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2010/12/28/13/01/23605/Zm9fLaXlvt-1280x720.jpg 

    С. А. Есенин http://100v.com.ua/sites/100v.com.ua/files/esenin.jpg 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения 2 класс С.Есенин "Пороша"

    Стихотворение С.А. Есенина "Пороша"...

    Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"

    Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...

    Урок литературного чтения по творчеству С. Есенина

    В данном материале представлена презентация к уроку литературного чтения по творчеству С. Есенина...

    Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин "Бабушкины сказки"

    Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС....

    Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»

    Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»Цель:   Создать условия для целостного восприятия  и осмысления стихотворения С. Есенина  «Бабушкины сказки».Задачи:Образовательные:  Формиров...

    Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

    Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...