Урок литературного чтения в 4 классе "С.А. Есенин. Бабушкины сказки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Мойсиевич Елена Михайловна

Урок литературного чтения в 4 классе "С.А.Есенин. Бабушкины сказки". УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алешковичская средняя общеобразовательная школа»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В 4 КЛАССЕ
С.А.ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МБОУ «АЛЕШКОВИЧСКАЯ СОШ»

  ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

 КАТЕГОРИИ

МОЙСИЕВИЧ ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА 

АЛЕШКОВИЧИ 2015

ТЕМА УРОКА:  СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Цели: познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С.А.Есенина;

              пополнять биографические знания о поэте;

              обогащать словарный запас.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение прогнозировать содержания произведения, читать вслух с постепенным переходом  на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
  • Метапредметные:
  • Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем  деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного произведения, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге;

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

  • Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, проектор, экран, мультимедийная презентация, аудиоприложение к учебнику.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II.Речевая разминка (слайд 2)

III. Проверка домашнего задания.

Учитель спрашивает учащихся о том, захотелось ли им выучить наизусть какое-либо из стихотворений В. Я. Брюсова, чем оно привлекло их, затем дети рассказывают наизусть выбранное ими стихотворение. Учащиеся оценивают чтение друг друга.

IV. Введение в тему. Актуализация знаний

1 Чтение стихотворения о Есенине (слайд 3)

В этом имени – слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты …

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты …  (Н. Браун «Сергей Есенин»)

Учитель:Чем  мы сегодня будем заниматься? А зачем?(задача урока)

 Мы снова открываем страницу поэтической тетради и продолжаем  чтение стихотворений. Вспомним творчество Сергея Есенина, познакомимся с новыми произведениями.  ( Слайд   4)     Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните?)   –  Давайте проверим, хорошо ли вы знаете произведения С Есенина. Поиграем в игру "Добавь словечко".

            Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы должны добавить слово.

           

        1.  Черёмуха душистая…

             с весною расцвела и ветви золотистые, что кудри завила                 

     

2. Поёт зима, аукает……

             Мохнатый лес баюкает.       

         3.  Воробышки игривые….

              Как детки сиротливые,

              Прижались у  окна            

4. Белая берёза…

          Под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.                 

2.Сообщения учащихся (биография С.А.Есенина)

А сейчас нам ребята расскажут о С.А.Есенине. (Слайды 5-11)

Ученик 1.

В осенний день, 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого в семье было трое сыновей: в этой семье и прошло почти все детство поэта.

У Сережи были озорные и отчаянные дядья. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за гриву.

А как его учили плавать! Дядя Саша брал мальчика в лодку, отъезжал от берега, снимал с него белье и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.

После восьми лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Среди деревенских мальчишек Сережа был коноводом и слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.

Ученик 2.

Бабушка очень любила внука, но и ругала за озорство. А дедушка подзадоривал на кулачную.

 Сережа очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским педагогом.
Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сережи стала поэзия. Стихи он начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось с 16–17 лет.

-  Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он небогато, но когда вышли первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал и сразу отправился за покупками для жителей своего села.

Ученик 3. В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 ведер, в другой – много цветастого ситца и мужских пиджаков, хотя он даже и не представлял, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Им были куплены также керосиновые лампы и керосин.

Лавочник предложил бочку керосина бесплатно, потому что узнал поэта. Когда Есенин собрался ехать, выяснилось, что все деньги потрачены: ему не на что было везти такой груз подарков, и пришлось занимать деньги на билет. Уезжал Сергей без денег и без гостинцев, был очень грустный, так как его мечта порадовать земляков не сбылась.

 Последние годы поэт жил в Москве. В декабре 1925 года он уехал из Москвы в Ленинград, мечтая начать новую жизнь, но этим намерениям не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря поэта не стало.

 Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина жизни пришлась на его творчество. Ho и за это время поэт достиг очень многого. И мы, русские люди, гордимся им.

V.Работа над стихотворением

1.Вступительная беседа

-Любите ли вы сказки?

Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)?

Нравится ли вам самим читать сказки или вы любите их слушать?

Кто у вас в семье лучший рассказчик сказок?

Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Вот как он вспоминает об этом.  

2.Первичное ознакомление с произведением

Учитель выразительно читает стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки».  (слайд 12)

3.Первичные впечатления учащихся

Какое настроение оставило у вас стихотворение?

Какими вам показались дети?

На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки?

Случалось ли с вами подобное?

С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?

4.Словарная работа   (СЛАЙД 13)

Объясните значения слов:

Задворки – место за дворами, позади изб.

Разухабистая – весёлая, задорная, бойкая

Гурьба – шумливая группа людей.

Опостылеть – надоесть, надоевший, надоедать.

Галдеть – громко говорить, орать.

Брести – идти с трудом, тихо.

Пригорок – небольшой холм, бугор.

(СЛАЙД 14) Минутка отдыха для глаз

Подберите синонимы к слову (слайд 15)

Притворяться – изображать, разыгрывать, симулировать, представляться, прикидываться, делать вид …

Подберите антоним к слову

Загалдеть – замолчать

5. Работа над выразительностью

  • Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд,
  • Чтение – мальчики, девочки
  • Чтение хором
  • Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)

VI. Итог урока

Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок?

С каким чувством вы уходите с урока

VII. Рефлексия

Закончите фразу: «Мне урок …, тем что …»

VIII.Домашнее задание:  перечитать  ещё  раз стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки» (с. 71, часть 2-я), подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его наизусть, выполнить рисунок к стихотворению. (Слайд 16)

Спасибо за урок (слайд 17)

Используемые источники:

Картинки и скороговорки из книги  «Повторяй-ка!»: Скороговорки. М. : ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1998.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2014, 223 с. (Школа России)

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2014, 240 с. (В помощь школьному учителю)

Интернет источники:

Зимний пейзаж http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2010/12/28/13/01/23605/Zm9fLaXlvt-1280x720.jpg 

С. А. Есенин http://100v.com.ua/sites/100v.com.ua/files/esenin.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс С.Есенин "Пороша"

Стихотворение С.А. Есенина "Пороша"...

Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"

Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...

Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин "Бабушкины сказки"

Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС....

Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»Цель:   Создать условия для целостного восприятия  и осмысления стихотворения С. Есенина  «Бабушкины сказки».Задачи:Образовательные:  Формиров...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»

Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...