"Уроки истины" Антуан де Экзюпери "Маленький принц" ( УМК "Гармония" 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ход урока представлен в виде технологической карты.

Место и роль урока в изучаемой теме: 7-й урок  (заключительный8-ой) в разделн " Самого главного глазами не увидишь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_istiny.doc93.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt761 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             МОУ «Сланцевская СОШ №1»

                                                Учитель: Антипова Лидия Петровна    

                             Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе  (УМК Гармония)

                           Тема урока: Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Место и роль урока в изучаемой теме: это 7-й (заключительный будет 8)  урок  в разделе «Самого главного глазами не увидишь», который построен на изучении одного произведения  - повести –сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц».

Цели урока:

Формирование навыков анализа художественного произведения, обобщения и систематизации материала

Образовательные

Отрабатывать навыки анализа произведения;

учить мыслить, ставить вопросы к тексту и выделять проблемы;

формировать познавательные УУД через словарную работу, открытие новых понятий.

Развивающие

Развивать нравственные качества личности, навыки диалогической и монологической речи, мышление и речь;

развивать регулятивные УУД через целеполагание, самооценку;

развивать   коммуникативные УУД  при работе в группах

Воспитательные

Воспитывать у учащихся чувство ответственности за слово, мысль, поступок, правильное отношение к общечеловеческим ценностям;

формировать  личностные УУД на примере общечеловеческих ценностей  – добра и зла, верности, дружбы, любви; воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету

Тип урока

Обобщения и систематизации знаний.

Форма урока

Инструктивная, групповая, работа в парах, фронтально-индивидуальная, дифференцированная.

Методы и приёмы

 Проблемный, частично-поисковый, исследовательский, практический, словесно-наглядный

Дидактическая направленность

Материал к уроку будет использоваться  при обобщении, закреплении и проверке  полученных учащимися знаний, умений и навыков.

Приобретаемые навыки детей

Умение  мыслить, ставить вопросы к тексту и выделять проблемы; овладение  навыками  диалогической и монологической речи, мышления и речи; формирование у учащихся чувства ответственности за слово, мысль, поступок, правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

        

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

     

     ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

1. Организационное начало урока (мотивация к учебной деятельности

1 мин

у

т

а

- Ребята, как можно молча  подарить хорошее настроение  окружающим?                      -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть от ваших улыбок всем станет теплее. Вот с таким настроением мы начнем сегодняшний урок!

Словесный

Фронтально-

индивидуальная

Создаёт эмоциональный настрой.

Дарят улыбки окружающим

Личностные: создание позитивного настроения

2. Актуализация знаний и

проверка домашнего задания   

Рефлексия

5

м

и

н

у

т

 - На прошлых уроках вы познакомились с замече-

тельным  произведением

Антуана де Сента Экзюпе-

ри «Маленький принц».

                           Слайд №1

- К какому жанру относится это произведение?

- Что сказочного в этом произведении?

-Ответить на этот вопрос вам помогут рисунки, которые вы нарисовали дома

Молодцы! Вы прекрасно

справились с заданием!

Словесно -

наглядный

метод

Индивидуально- фронталь-ная

         

Предлагает задание

Отвечают  на вопросы.

 

-Это фантастическая сказка

-фантастическое путешествие героя;

- сказочные персонажи…

самооценка

Регулятивные:

формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата

3. Формулировка темы и целей урока.

работа со словарём

3 мин

у

т

ы

- Я уверена, что вы знаете, что в этой сказке что-то есть правдивое, не сказочное.  

 - Что?

Вы догадались, какая сегодня тема урока?

-  Сегодня на уроке будем говорить не о

сказочных элементах, а

 об истине.

                         Слайд №2

Тема урока: «Уроки  истины  в сказке Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

                             Слайд №3

-Каким синонимом мы можем заменить слово истина? (правда)

-Что такое истина?

Прочитайте лексическое значение этого слова в  словаре Даля и словаре Ожегова.

-  Сегодня на уроке будем говорить не о сказочных элементах, а об истине.

Проблемный метод

Частич-но-

поисковый

Индивидуально- фронтальная

Корректирует формулировку темы и целей урока

Формулируют тему урока, цели

Работа со словарями

Лексическое слово     ИСТИНА

Значение слова Истина  из словаря. Словарь Даля

Истина - ж. противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть [все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?]; ныне слову этому отвечает и правда

 Регулятивные: формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата

4. Работа по теме урока. (Работа с текстом.)

Рефлексия

15мин

у

т

- На уроке вы будите работать в группах.

Повторим правила работы в группах.  (у доски)

У каждой группы на столе лежит краткое вырази- тельное изречение из этой сказки, которое является одной из истин.  Прочитайте его. Докажите правоту этих слов, работая с текстом.

1. “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”, – сказал Маленький принц. Докажите правоту этих слов, работая с текстом.                Слайд №4

 2. «Надо судить не по словам, а по делам»  Докажи правоту этих слов, работая с текстом.  (чтение  по ролям диалога Маленького принца и Розы (глава VIII)                Слайд №5

3.  «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».  Докажи правоту этих слов, работая с текстом. (наизусть монолог Маленького принца + сценка стр. 162, 163)

                              Слайд №64.«Надо судить не по словам, а по делам» Докажи правоту этих слов, работая с текстом. ( стр. 142, 143)

                                    Слайд №7

-Перед нами –  законы жизни, которые завещал нам Экзюпери.

ЗАПОВЕДИ  Антуана де Сент-Экзюпери

 

- необходимо трудиться каждый день;

-поддерживать порядок на своей планете;

-нельзя жить без любви и дружбы;

-никогда нельзя забывать близких тебе людей;

-людям нужна красота и доброта;

-нужно быть терпеливым;

-уметь преодолевать грусть и уныние;

-учить судить не по словам, а по делам;

-приносить людям пользу;

-делать добро;

-быть верным слову

 

Частич-но-

поисковый, исследовательс-

кий

Работа в группах

Дифференцированный подход

Ставит задачи, направляет на самостоятельный поиск их решения.

 

Афоризм - Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение

Первая группа:

Гл. 5

Вторая группа:

Гл.8

Третья группа:

Гл.11

Четвёртая группа:

Гл. 14

самооценка

Заранее подготовленный учащийся наизусть читает монолог Маленького принца

Познавательные: смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели

Регулятивные: понимать смысл  инструкции учителя; выполнять действия в опоре на заданный  ориентир;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Формирование монологической речи, развитие памяти.

5. Творческое применение и добывание новых знаний в новой ситуации.

Рефлексия

10 мин

у

т

-Закройте глаза, представь- те свою  планету, на которой вы оказались с принцем. Назовите её и нарисуйте.

-Расскажите о ней.

                 

Частично-поисковый

Практический

Группо-вая рабо- та

Музыка

 Звучит песня «Маленький принц» (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева).

 

Выставка работ

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу

Личностные: возникновение личного, эмоционального отношения к изучаемому

6. Домашнее задание

1 мин

-Напишите небольшое сочинение по рисунку, нарисованного

вами

                            Слайд №8

Дифференцированный подход

Предлагает разноуровневое домашнее задание

Выбирают задание.

Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу

7. Рефлексия

3мин

у

т

ы

Работа на карточках                           

Фронтально-

индивидуаль-

ная

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся

Звучит песня «Маленький принц» (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева).

1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке

 

2. заполняют листы самооценки

Личностные:

умение формулировать и определять основные человеческие ценности.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: способность к самоанализу и самооценке

Личностные: способность к самоанализу и самооценке



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»

Слайд 2

УРОКИ ИСТИНЫ в сказке Антуана де Сент – Экзюпери «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»

Слайд 3

ИСТИНА противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть [все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?]; ныне слову этому отвечает и правда словарь Даля

Слайд 4

«Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»

Слайд 5

«Надо судить не по словам, а по делам»

Слайд 6

«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»

Слайд 7

«Надо судить не по словам, а по делам» «У каждого человека свои звёзды» Слайд №8

Слайд 8

ЗАПОВЕДИ Антуана де Сент-Экзюпери - необходимо трудиться каждый день; -поддерживать порядок на своей планете; -нельзя жить без любви и дружбы; -никогда нельзя забывать близких тебе людей; -людям нужна красота и доброта; -нужно быть терпеливым; -уметь преодолевать грусть и уныние; -учить судить не по словам, а по делам; -приносить людям пользу; -делать добро; -быть верным слову


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Урок-открытие по литературному чтению 4 класс Тема: Сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель  урока: -дать каждому ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным миру, побудить желание осмотреться в мире предметов и образов, которые его окружают, а , осмотревшись, ув...

Авторская разработка урока литературного чтения во 2-м классе по теме: "Чего не могут взрослые? Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», 1-я часть" (УМК "Школа 2100")

Технологическая карта урока отражает все виды деятельности учителя и учеников на уроке: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. Организация урока соответствует требованиям ФГОС НОО....

Конспект урока по литературному чтению во втором классе ОП "Школа 2100" по теме: сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Конспект урока по литературному чтению во втором классе ОП "Школа 2100" по теме: сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Урок литературного чтения Маленький принц

Презентация к уроку литературного чтения по произведению Антуана де Сент Экзюпери "Маленький принц"...