Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по УМК Школа России В. М. Гаршин " Сказка о жабе и розе" учитель Фролова В.Г. МБОУ Сонская сош
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему В.М. Гаршин " Сказка о жабе и розе"  на уроке использованы приемы, направленные на развитие беглого чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ckazka_o_zhabe_i_roze.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  литературного чтения в 4 классе МБОУ «Сонская сош»  

Учитель: Фролова В.  Г.

Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Поединок добра и зла. (второй урок)

Цели урока: развивать умение работать с текстом, анализировать прочитанное, работать над повышением скорости и осознанности  чтения.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, делать выводы, выбирать нужный тон и темп чтения, указывать паузы, ставить логическое ударение.

Регулятивные УУД: совместно с учителем формулировать учебную задачу, высказывать свою версию происходящего, выполнять задания по плану.

Коммуникативные УУД: отыскивать нужную информацию в тексте.

Личностные УУД: стремится к осмыслению поступков героев, выражать свое отношение к прочитанному.

     Оборудование:   Мультимедийная  презентация, карточки.

                                                         Ход урока

1.Орг. момент 

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. ( пересказ понравившегося отрывка из сказки)

3.Самоопределение к деятельности.

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия».

  - У.  Понравилась ли вам мелодия?

    -Какие чувства она вызвала у вас?

    Постановка проблемного вопроса. ( слайд)   

Когда она в первый ________ увидела ________ своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её _________. Она не могла оторваться от нежных ________, всё смотрела и __________.

  (Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела).

 - У. Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке?

 -Прочитайте пословицу  и постарайтесь сформулировать задачи урока.

     Зло изворотливо, коварно, скрытно, добро же простодушно и открыто.

   ( - Д. В сказке противопоставляется добро и зло, мы на уроке попробуем это определить).

4. Работа по теме урока.

- У. Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

    Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки. (слайд)

   - Чем для нас интересны произведения этого писателя? (Учат, намекая; текст этого писателя  – это загадка).

  - Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова,      мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из   сказки уроки мудрости и нравственности.

-У. Где происходят события, описанные в сказке. Какие это пространства?

(Цветник и дом)

-У. Какое пространство или место можно назвать природным? (цветник), а бытовым (дом)

-У. Обратимся к первому абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом.

( Учащиеся находят описание сада в тексте)

 (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась).

-У.Что хотел показать автор в этом абзаце? Подтвердите текстом.

 (Роза расцвела среди запустения. Но среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное).

-У. А так ли некрасив был этот цветник?

 Прочитайте II абзац. Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами?

 (Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность).

- У. Что придало красоту и индивидуальность этому запустению?  Подтвердите словами из текста.

 (...Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов)

    -У. Быстро прочитайте слова по стрелкам и вы узнаете, что росло в цветнике. (слайд) 

     хмель           чертополох

     повилика      коровяки

     крапива        мышиный горошек

- У. Прочитайте колонки слов, не отрывая взгляда от вертикальной черты. Прочитав несколько раз, переходите ко второй и третьей колонке.(слайд)

  Роза               росла                разрушения  

  Маша            крапива            выкрашенная

  Жаба             цветник            сердитый

  Дом               клумба              разрослись

  Куст              запах                 фундамент      

  Угол              стебель             прекрасное

  Утро              глазами            собралось

  Шея               устал                маленький

  Лапы             мальчик           безобразными        

  Песок            вечер                отдыхала    

  Сад                зеленой            карабкалась

- У.Дайте  описательную характеристику на основе текста.

(Выборочное чтение. Работа в группах – 2 группы ( по рядам) Представители 1 группы работают  с карточками, создают «словами» мир розы,  2 группа – мир жабы) .

          Мир розы

Мир жабы

 Цветник,  всё хорошо,   чисто,  ясно,  свежий утренний ветерок,  лучи солнца,  мирно,  спокойно. Роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру. Роза хочет жить и приносить людям пользу.  

Живет среди корней куста, сырая земля,  тень, безобразность,  лень. Жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное. Ненавидит розу. Хочет ее сломать.

- У.  Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?

- Как мы выяснили автор противопоставляет героев. Положительный персонаж – роза, а отрицательный – жаба. Добро и зло.

-  В чём счастье для жабы и розы?  (Жаба –  лень, роза – жизнь).

- Итак, мы видим два мира, два противоречия.

  5.  Физ.минутка. 

Под речевку учителя дети выполняют упражнения на коррекцию вдоха и выдоха, имитируя нюхание цветов.

Нюхай каждый лепесток,

Выбирай себе цветок.

Нюхай астру,

Нюхай мак,

Нюхай мальву

И портулак,

Матиолу, и лилию,

И хризантему милую.

   6. Закрепление изученного материала.

   -У. Закройте глаза и представьте эти два мира, в каком мире вам уютно, тепло, радостно?

    - У. Откройте глаза. Совпали ли ваши представления с тем, что увидели?

    Продолжим работу.

  -У. Если вы внимательно читали текст, то быстро найдете  ошибки в деформированном тексте (слайд)

Авторский текст                                        Деформированный текст

Она отдыхала довольно долго. Наступило утро, прошел полдень, роза почти забыла о своем враге. Она совсем уже распустилась и была самым красивым  созданием в  цветнике.

Она отдыхала довольно долго. Наступило утро, прошел день, роза полностью забыла о своем друге. Она совсем уже отцвела и была самым милым созданием на грядке.

  - У. Прочитайте с отрывом взгляда. (Со словом « Начали» дети начинают читать, со словом « Стоп» дети отрывают взгляд от текста).

- Начните читать со слов « Роза содрогнулась…. до слов – Хоть бы умереть другою смертью).

- У. Скажите, кто из персонажей  похож на розу? (Мальчик).

- Чем? Какая у них душа?

-Что же  сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба погибают).

     -Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)

    - Зачем мальчику нужна была роза?

- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

- Как автор показывает розу? (Бледное создание).

- Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

- Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

- Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

- Что случилось с мальчиком? (Он умер)

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

    -Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.) 

-У. Найдите за 1 минуту спрятанные слова. (работа в парах с карточками)

С

Е

С

Т

Р

А

Б

А

Ж

О

П

Л

А

О

В

У

Е

Э

Л

У

Е

П

З

Ц

К

У

З

О

Т

З

Ы

А

В

Е

С

Б

В

Р

А

Г

Ш

Е

Т

Т

Р

Е

О

С

Ч

Г

Т

И

Ч

А

Й

М

А

Ш

А

Н

Э

С

Т

М

А

Л

Ь

Ч

И

К

К

Н

( сестра, брат, мальчик, соловей, роза, жаба, букет, маша, враг, слеза, утро, лапы, куст)

-У. Прочитайте быстро, глядя в центр на цифры. (слайд)

                                              Роза   1    мимоза

                                          Мак        2         василек

                                 Кашка             3               ромашка

                            Аленький            4                         цветок

  -У. Найдите в стихотворении рифмы и прочитайте, выделяя голосом эти слова.

( слайд)

   Я распустилась в чудесном саду.

  Славную песню я миру пою:

 Пусть только доброе в мире живёт,

Пусть всё вокруг любовью цветёт.

В прекрасном саду я себя обрела,

Пускай я страдала, но я ведь жила,

Пускай мне пришлось побороться со злом,

Но я ведь в саду любимом моём.

Как счастлива я! Как мне хорошо!

Ведь в сердце моём любовь и тепло.

Исполнила долг я свой до конца:

Ребёнку себя  я цветком отдала. 

7. Рефлексия 

-У.  Распространите предложение от основы. Он любил.

- Прочитайте. Что у вас получилось?

Он любил.

Он очень любил.

Он очень любил цветник.

Он очень любил свой цветник.

Он очень любил свой маленький цветник.        

-У. Прочитайте  текст с пропущенными буквами сначала медленно, затем быстро. Стрелки показывают направления чтения. Первый столбик читается сверху вниз, второй - снизу вверх. (слайд)

  1.                                                    2.

Маленьк..  мальчик                        И маленькой ска.ке конец.

В маленькой лод..                          Спущен на мач..,                                              

В маленьк.. море плыв…               Маленький пару.

М...енький ветер                           Мальчи. приплыл наконец.

По маленьким волн..                     В маленьк.. горо.  

Лодоч.. гонит вперед.                  К маленькой гава..         

- У. Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

-  Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории?

8. Подведение итогов урока         

- Что символизирует жаба? (зло, уродство.)

- Что символизирует роза? (доброту, красоту, душевную чистоту)

-  Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?

 - Кто одержал победу в этом поединке и почему?

    (Роза одержала победу, так как правда была на ее стороне).

- А что случилось с розой? Она умерла?

- Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение сказкой?

 (В ней много фантастического: роза и жаба думают, чувствуют, говорят)

- У. В чём же основная мысль сказки?  Почему возникла идея о написании сказки?

(Гаршин  хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое. Показать противостояния добра и зла.  Добро всегда побеждает зло)

9. Самоанализ и самооценка.

- У. Посмотрите на доску. Выберите  и дополните высказывания:

Я научился ….

Я попробую….

Я доволен собой… ( своими одноклассниками) …

Я посоветую…

10. Домашнее задание. Написать сказку или стихотворение о животном или растении.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"

Публикую конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России", в 3 классе.по теме "Слон и Моська.И.А.Крылов.Подробно описала работу по содержанию произведения....

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России по учебнику Л.Ф. Климановой "И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А ""...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России по учебнику Л.Ф.Климановой Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»...

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. УМК "Школа России"

Тема урока "Обобщение по разделу "О братьях наших меньших"...

Урок литературного чтения, 4 класс, УМК "Школа России". В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. Тема урока: В. Гаршин "Лягушка- путешественница". УМК "Школа России"...