"Роль учителя в развитии духовно-нравственной культуры личности"
статья (3 класс) по теме

На протяжении многих лет образование дало детям материальный взгляд на мир, который привёл к потере всободы духа, творчества, духовности. Это, в сврю очередь, привело к равнодушию, к потере читательского интереса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnoe_vospitanie_3.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль учителя в развитии духовно-нравственной культуры личности ребёнка»

Без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа как исторической личности

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность ребёнка формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых  приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок..

          Учителю необходимо сформировать у детей   общечеловеческие ценности, такие как                       

  • патриотизм;
  • любовь к матери;
  • любовь к Родине;
  • свобода воли;
  • добро и зло;
  • надежда;
  • добродетель;
  • совесть;
  • самовоспитание;

         Произведения литературы, имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, развивают его моральные качества, гражданское сознание, коммуникативные способности, эмоционально- ценностные отношения к окружающему миру.

           На протяжении многих лет образование давало детям материальный взгляд на мир, который привел к потере свободы духа, творчества, духовности. Это, в свою очередь, привело к равнодушию, к потере читательского интереса

        Время, в котором мы живем, — время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к желанию прочитать Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого.

              В методику литературы уже младшей школы возможно надо ввести элемент философии литературы, чтобы пробудить интерес читательский интерес. Для реализации этой цели необходимо решать следующие задачи:

  • Вовремя сформировать читательский вкус, воспитывая детей на «образцовых»  классических текстах.
  • Стараться максимально приблизить исторический контекст произведения к современности, преодолевая « грани времен» .
  • Выработать в детях способность стремиться к познанию.

Не разрушать целостное восприятие мира и показать его гармонию

 Содержанием  воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышлениями учеников- читателей над  жизнью людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами.

 Главная цель этой работы «ознакомление детей с окружающим миром средствами искусства». Цель воспитывающего урока в том, «чтобы младшие школьники всё глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах». Результат духовно-нравственного воспитания- подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре, «… к тому, чем живёт Родина, её люди».

Следует отметить, что сложность восприятия детьми текста,  имеющего духовную направленность, возникает, как правило, в результате их незначительного  личного духовного опыта. Именно в младшем школьном возрасте, когда так сильна эмоциональная память, восприятие того или иного образа может оказаться решающим в жизни человека, потому что именно в это время формируется в детях духовное начало.

Какая литература предлагает богатый материал для духовного становления ребенка?

На уроках я использую произведения таких авторов, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой, М.И.Цветаева, русские народные сказки, пословицы и поговорки. Одним из источников изучения жизни народа служат афористичные изречения

( пословицы, поговорки, присловья и др.), которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Они затрагивают жизненные и вечно актуальные вопросы морали и истины в их взаимопроникновении. Эти фундаментальные начала – познание и нравственность, взаимосвязь мира природы и внутреннего мира человека – и определяет доминанту афористического творчества народа.

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Жизнь прожить — не поле перейти.
  • Жить — родине служить.
  • Не тот живет больше, кто живет дольше.
  • Не так живи, чтобы кто кого сможет, тот того и гложет, а так живи, чтобы людям, как себе.
  • Много спать — мало жить: что проспано, то прожито.
  • Житье на житье не приходится.
  • Живи для людей, поживут и люди для тебя.
  • Поживи подольше, узнаешь побольше.
  • Жизнь правде посвящай.
  • Надо взять от жизни все, что она может дать.
  • Больше живешь — больше видишь.
  • И жизнь хороша, и жить хорошо (В. Маяковский).
  • Важно знать не то, каким ты родился, а каким ты умрешь.
  • Жизнь дороже всех сокровищ.
  • Кто правдой живет, тот верно живет.
  • Радостная жизнь веселит сердце.
  • Иной живет — только хлеб жует, спит — небо коптит.
  • Жить бы с другом, да помешал недруг.
  • Живет не живет, а проживать проживает.
  • Живем не тужим, советской Родине служим.
  • Юн с игрушками, а стар с подушками.
  • Телу простор, душе теснота.
  • Поживешь — увидишь, да и мне скажешь.
  • Живет, что ворона: куда захотела, туда и полетела.

Существует еще одна проблема- проблема личности учителя, взаимоотношения ученика с учителем в области смыслового, внутреннего движения. Говорить о нравственном и духовном, предлагая детям лучшие образцы русской литературы, — учителю можно, только поднявшись на высоту. Иначе дети не поверят, а, следовательно, не пойдут за ним и не воспримут информацию. Поэтому одним из важнейших условий для понимания произведений духовной направленности является образ самого учителя, его личность. Развитие и саморазвитие ученика происходит через книгу и учителя, а учитель, если он смог научить детей самостоятельно мыслить, совершенствуется сам.

Одним из приемов, помогающих решить духовно-нравственные  задачи, является обращение к анализу слова, стилистике текста, языку символов. Рассмотрим это на примере изучения произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Центральной темой сказки, является утверждение добра и обличение зла. Человек в земном своем бытии находится между двумя этими началами. Для понимания этой мысли необходимо с учащимися произвести анализ двух образов красоты: царевны и царицы (антитеза – основной прием в этой сказке), поразмышлять над вопросами: какая красота истинна и какая ложна? Почему царица одержима злом? Какое чувство движет ею? Учащиеся ищут ответ в тексте сказки.

Делать нечего.

Образ царевны  рассматривается с опорой на текст:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – расцвела

Белолица, черноброва,

Нравукроткого такого…

Она,Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

Нравукроткого такого…

В данном случае вполне уместны вопросы: а какая душа у царицы?

 Какими словами автор показывает ее внутреннюю сущность? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива, гневная, злая).

Необходимо также задуматься над тем, от чего умирает царица:

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Злая царица умирает от зависти, от того, что не может принять мысль о превосходстве чьей-то красоты над своей собственной.

 Сила бескорыстной любви в сказке А.С.Пушкина, как и в жизни, способна творить чудеса.

Следующий прием, который я использую в работе, — инсценирование литературных произведений на уроках чтения с последующим обсуждением.

При обсуждении сказки важно обратить внимание на характер героев,  на их духовные нравственные качества..

Практика показала, что можно широко применять пословицы и поговорки, присловья, которые характеризуются устремленностью к духовности, нацеленностью на терпение, мирное сосуществование, уступчивость, солидарность, добро, любовь. Благодаря своей глубокой философской обобщенности и художественной ценности мир народных пословиц может и сейчас решать практические нравственные проблемы, которые возникают перед человеком в жизни, то есть формировать моральные убеждения, чувства и привычки в соответствии с определенными нравственными принципами. В форме пословиц и поговорок народной педагогикой разработана система правил- наставлений, являвшаяся устным учебником нравственного воспитания. У В.И.Даля представлен свод этих народно — поэтических моральных правил.

Покажу некоторые способы использования народных афористических выражений из своей практики. На уроках литературного чтения предлагаю детям подобрать пословицы, соответствующие тексту художественного произведения, его отрывку или к характеристике героя. Провожу конкурс знатоков пословиц и поговорок, цель которого – выявление информированности детей о народных афоризмах; повышение уровня этнокультурной компетентности.

Также одним из средств духовно-нравственного воспитания является семейное чтение. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре, зле, но и сближает всех членов семьи. Семья- важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение- самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, средство духовно- нравственного воспитания личности.

Роль педагога в организации работы в семье может заключаться в следующем:

фиксировании того, что рассказывают родители о своих детях, и их высказываниях по существу содержания сказки;

Записи впечатлений детей о сказке, разыгрывании сценок;

фиксировании ситуаций, связанных с содержанием сказок, в которых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказках;

Проведение с учениками занятий по ИЗО, на которых предлагается отразить интересные моменты из прочитанных сказок

Таким образом, мы убедились, как важна направляющая роль педагога в развитии духовно-нравственной культуры в личности ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в реализации духовно – нравственного воспитания м развития личности.

Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. Уровень культуры и понятия об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедлив...

Роль технологии рефлексивного портфолио личностного роста в развитии духовно-нравственных качеств личности на уроках ОРКСЭ

Технология рефлексивного портфолио личностного роста является эффективным средством плодотворной совместной воспитательной деятельности учеников, учителя и родителейв развитии духновно-нравственных ка...

Статья "Роль родителей в воспитании духовно-нравственной культуры личности ребенка"

При проведении родительских собраний можно использовать данную статью....

Родительское собрание – диспут Тема: «Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка».

Методическая разработка родительского  собрания- диспута на тему "Роль семьи в воспитании духовно - нравственной личности "...

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...