Родительское собрание – диспут Тема: «Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка».
методическая разработка (3 класс) на тему

Инжуваткина Галина Николаевна

Методическая разработка родительского  собрания- диспута на тему "Роль семьи в воспитании духовно - нравственной личности "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_duhovno_-_nravstvennoy_lichnosti.docx109.49 КБ

Предварительный просмотр:

Окружные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения

        Методическая разработка        

 «Взаимодействие с родителями по духовно-нравственному воспитанию»

Родительское собрание – диспут

Тема: «Роль семьи в воспитании духовно – нравственной

личности ребёнка».

Автор:

Инжуваткина Галина Николаевна,

учитель начальных классов

ГБОУ НШ с. Красноармейское

 м.р. Красноармейский Самарской области

с. Красноармейское

2016 год

Актуальность  духовно - нравственного воспитания детей обусловлена  глубоким кризисом  современного российского общества. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Данная педагогическая проблема  начинает не только обсуждаться и исследоваться, но и становится предметом общественной и государственной политики. Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа в образовании, которому отводится ключевая роль. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в младшем  школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности,  и что именно родители ответственны за воспитание детей.Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.Возникает необходимость  взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Цель:сформировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка.

Задачи:

  1. показать родителям значимость духовно - нравственного воспитания детей в семье; 
  2. повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формирования мировоззрения у детей младшего школьного возраста;
  3. формировать доброжелательные и доверительные отношения между родителями и педагогами, родителями и детьми.        

Участники: родительский коллектив,  классный руководитель

Оборудование: собрание проводится в классном помещении (столы расставляются для работы в микрогруппах); компьютер, медиапроектор, экран, магнитная доска  и  оформление к ней; маркеры, бумага, клей-карандаш (по количеству групп); изображение ладони и набор опорных слов к ним (по количеству групп).

Ход собрания

1.Организационный этап

        Учитель  встречает родителей,  предлагает занять место за одним из столов. (При входе в класс каждый родитель берёт на столе жетон, т. е. квадрат красного, зелёного или синего цвета, и занимает место согласно выбранному им цвету  в одной из трёх родительских микрогрупп.)  Избирается экспертная группа, в состав которой входят трое родителей.

Уважаемые родители! Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги  призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи  в воспитании.

Обсуждать это мы будем в форме WorldCafé (Мировое Кафе) – это технология организации дискуссии в малых группах в непринужденной обстановке.

Этикет Кафе  представлен на экране.

«Не распыляйтесь» – фокусируйтесь на самом важном.

«Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления.

Говорите  от всего сердца.                                                                                                                                              

Слушайте, чтобы понимать.                                                                                          

Связывайте и соединяйте идеи.                                                                                                                              

Слушайте всех, слушайте все вместе.                                                                                                  

Играйте – не сидите посторонним зрителем.                                                                                  

Получайте удовольствие!                                                                              

  1. «Шапка вопросов»

        Если спросить любого из нас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос высоконравственным,  духовно  богатым  человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно.  Однако при этом почти у каждого из нас будет свое представление о нравственности и духовности. Чтобы выяснить это, я предлагаю вам коротко  ответить на следующие вопросы.

-Духовность  - что это? Из чего  складывается духовно-нравственное воспитание?

Работа в группах.(Родители в течение трёх  минут думают над ответами.Затем листы передаются экспертной группе, которая выделяет наиболее интересный ответ.)

Экспертная группа. Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, предполагает постоянный,  и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя. Духовность человека выступает изначальным базисным ориентиром общества в целом. Поэтому так значимо духовное становление личности человека. Духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

        Учитель:Как Вы считаете,почему в данное время возникла проблема духовности, нравственности?В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе?(После обсуждения в группах,  совместно с родителями формулируется вывод.)

Экспертная группа.Каков человек, такова его деятельность, таков мир, который он создал вокруг себя. Дети не знакомы с традициями своего народа, у них нет представлений о нормах морали и нравственности. Воспитание ребенка превращается в подготовку к учебе, реализации удачной карьеры. Утратили в современном обществе свою значимость понятия: добродетель, милосердие, совесть. Подростки избивают друг друга на глазах у других, и никто не может заступиться, а ведь это наши с вами сегодняшние дети. И если мы не вложим уже сейчас понятия нравственности, сочувствия, взаимопомощи, толерантности, то пожнем, плохой урожай.Культура человека есть отражение его внутреннего мира.

  1. Упражнение  «Воображалки»

Учитель: Я продолжу наше собрание с упражнения –  «воображалки».  Сделайте перед собой ладошки, как гнёздышко. Представьте, что на ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встаёт на ещё слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьётся его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом, прикоснитесь к мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждёт это беззащитное существо. Что вы чувствуете? Нежность и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос, превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнёт с ваших ладоней! Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке?

Вы уже догадались, что речь идёт о наших любимых детях, а уютное гнёздышко – это ваш дом, ваша семья.

4.Задание «Философские вопросы»

Учитель:Какими качествами должна обладать семья, чтобы создать условия для развития всесторонне развитой духовной личности?(Родители в течение трёх  минут думают над ответами.Затем листы передаются экспертной группе, которая выделяет наиболее интересный ответ.)

Экспертная группа: Семья – колыбель духовного рождения человека.   Она  должна быть полной, материально-обеспеченной. В семье должна царить атмосфера любви и внимания. Каждый может иметь  свою точку зрения. Доверие и уважение, взаимоподдержка и взаимовыручка, образованность,общение на равных, уважение к семейным традициям, вера в светлое будущее.

Всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

        Учитель:В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это одним словом? (ценность)

-Что ещё может обозначать это слово? (богатство)

-Чем эти ценности отличаются друг от друга?(материальные и духовные)

-Как Вы считаете, существуют ли понятия «ценности отца», «ценности матери»?

(Представители от каждой группы родителей высказываются

 по данным вопросам.)

Экспертная группа. Духовно-нравственные ценности это ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы. За основу можно взять базовые ценности, актуальные для любой семьи.  К ним относятся: любовь, забота о младших и старших, почитание родителей, продолжение рода, культура быта. Семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии и питается от их духовного источника. Понимание – это степень совпадения ценностей матери и отца. Чем выше степень совпадения ценностей, тем более гармоничны взаимоотношения в семье, тем больше единства во взглядах на воспитание детей. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

        Учитель:В чём состоит различие понятий «ценности» и «ценностные ориентации»?(После обсуждения в группах,  совместно с родителями формулируется вывод.)

Экспертная группа:Ценностные ориентации – это усвоенные ценности, исповедуемые членами семьи. Это то, что пережито, на чём базируется жизнь семьи, является её основой. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.
5. Задание «Мозговой штурм»

Учитель:Уважаемые родители, говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие  нравственные ценности нужны нашим детям? Перед вами лежат листочки с ценностями. Перечислите те из них, которые пригодятся ребенку в его будущей жизни.
(Благоразумие, активность, доброжелательность, мужество, великодушие,
справедливость, вера  в Бога, честность, выдержка, индивидуализм, искренность,карьеризм,корыстолюбие,верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм, доброта, благородство, терпение, отзывчивость,сочувствие, сострадание, доверчивость,чуткость, вежливость, ответственность, великодушие, выдержка, героизм, грубость, гуманизм,
независимость, общительность, тактичность,талантливость, скромность, мудрость, серьёзность, целеустремлённость, благодарность, деликатность, зависть, корыстолюбие, ненависть, сознательность, тщеславие, цинизм,человечность).
(
На работу отводится 3 минуты. По окончании обсуждения   представители микрогрупп зачитывают варианты ответов.)

6. «Проблемная ситуация»

        Учитель:Как сделать ценности родителей достоянием ребёнка?

(Обсуждение в группах 3 минуты. Выслушиваются и обсуждаются предложения родителей.)

Экспертная группа:Формирование нравственных ценностей происходит ежедневно, незаметно.  Это образ жизни семьи. Дети – это зеркало родителей, поэтому если вы хотите  что-то воспитать в ребенке, начните с себя.    Родители должны помнить золотое правило – прежде, чем требовать от ребенка того или иного, этого же нужно требовать от себя. Передать родители детям могут  только то, чем обладают  сами. Это не значит, что родители должны быть идеальными в том или ином духовном и нравственном требовании, но они должны всегда работать над собой, чтобы совершенствоваться в своей духовной и нравственной жизни. Они должны помнить, что ребенок не будет искать идеалов родителей, но всегда будет видеть их работу над собой, и на это будет опираться, подражая родителям.

Ибо в духовной жизни важно не то, насколько ты совершенен, а то, насколько кто работает над собой.

7. Минилекция «Этапы формирования нравственных ценностей»

Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он будет выбирать. Для становления духовно-нравственного мира ребенка родителям важно знать приоритеты   развития и воспитания в разные периоды детства. Можно выделить три уровня в восприятии нравственности детьми.

На экране  представлен график, который иллюстрирует периоды формирования и развития нравственных ценностей личности в соответствии с возрастом.

0 – 5 лет. Сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо, и что плохо. При ответственном родительстве, при тесном и постоянном  контакте ребёнка с матерью идёт нарастание количества и качества ценностей, усвоенных  ребёнком.

6 – 9 лет. Ребёнок расширяет границы своего «Я», спорит, противоречит, у него появляются дополнительные авторитеты (учитель, друзья…). На данном этапе необходимо согласованное взаимодействие родителей и педагогов по формированию нравственных ценностей ребёнка. При «перекладывании» ответственности за  воспитание ребёнка с семьи на ОУ, при формальном отношении к своим родительским обязанностям не происходит качественного  и количественного изменения в развитии нравственных качеств ребёнка,  формируется непонимание между родителями и детьми.

10 – 16 лет. Он принимает мораль сверстников, и, наконец, всего общества.  Наблюдается снижение динамики формирования нравственных ценностей. В соответствии  с психофизиологическими особенностями возраста, происходит частичное или полное «обесценивание» родительских нравственных установок. Наблюдается поиск и  «приобретение» новых нравственных ценностей (сверстники, кумиры…). В этот период возможна потеря взаимодействия родителей, педагогов с подростками.

17 – 23 года.  Рост внимания личности к ценностным ориентациям, профессиональный поиск, поиск смысла жизни и своего места в ней. И вот тут-то наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие.

        Важно избегать разрывов в процессе формирования нравственных ценностей. Ребёнку необходимо постоянное родительское внимание  и доверительные отношения со значимыми взрослыми.

8. Практикум.  Создание модели «Воспитательный потенциал семьи».

Методы воспитания детей в семье - это способы, с помощью которых родителивлияют на сознание и поведение детей. Это убеждение, внушение, поощрение, наказание, требование, упражнение, стимулирование, личный пример, насилие.

- Выберете 5 наиболее эффективных  методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого-либо качества, знания, навыка?

        В результате общего обсуждения выделяем методы: «убеждение», «поощрение», «упражнение», «личный пример», «принуждение» (исключая крайнюю форму – насилие).

Группам родителей  раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов  - методов воспитания.

- Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. Модели помещаются на магнитную доску. Представители групп презентуют свою модель.

         В качестве эталона на экране  рассматривается модель, предложенная профессором, доктором педагогических наук  И. А. Липским.  Большой палец – «поощрение», наиболее приемлемый  метод при формировании нравственных ценностей. Средний палец – «убеждение», данный метод основной, но он практически бесполезен без «упражнения» - безымянный палец и «личного примера» - указательный палец. Самый малоиспользуемый метод – «принуждение» - мизинец.

9.Дополнительное задание.

Работа с памяткой для родителей.

        Уважаемые родители, перед Вами лежит памятка для родителей  от ребенка. Прочтите её внимательно.  Отметьте  пункты, которые  Вам хорошо знакомы и Вы их соблюдаете галочкой, а те, что хотели бы взять для себя  на заметку, обведите кружком.

Памятка родителям от ребенка

1.Не балуйте меня, вы меня этим портите.

Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

2.Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.

Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

3. Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.

Это ослабит мою веру в вас.

4.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.

Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

5.Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

6.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.

Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

7.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.

Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

8. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.

Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

9.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.

Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.

10.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.

Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

11. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.

Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

12.Не беспокойтесь, что мы проводим  вместе мало времени.

Значение имеет то, как мы его проводим.

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.

10. Рефлексия  «Чудесная сумка».

        Вот и подходит  к концу наше собрание.  Перед вами «чудесная сумка». Чтобы Вы хотели положить в неё  и взять с собой в будущее из приобретённых на собрании знаний (каждый из родителей высказывает своё мнение).

11. Подведение итогов

          Подведём итоги. Родители и педагоги, при условии сотрудничества и взаимодействия, имеют  практическую стратегию формирования нравственных ценностей у детей. Младший школьный возраст – это тот период в жизни ребёнка, когда возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил. Совместными усилиями мы научим наших детей тому, как «открыть» своё сердце, как бескорыстно помогать другим, как проявлять уважение и заботу, покажем им ценность человеческой жизни и важность нравственности. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя!»

Список использованных источников:

  1. Баранова И.В., Гупта С.Р., Фигина Е.Н. Нравственные ценности.
  2. Развивающая программа для младших школьников. – М.: Генезис, 2004.
  3. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11.
  4. Липский И.А. Социальная педагогика. – М.: Сфера, 2004.
  5. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. – N 7.
  6. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5.
  7. Уроки Д. С. Лихачева - уроки нравственности. Этика для младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании детей"

Каким вы хотите видеть своего ребёнка через несколько лет, какую роль сыграет семья в его становлении....

Презентация к родительскому собранию на тему: "Роль семьи в воспитании детей"

Данная презентация может быть использована на родительском собрании....

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в воспитании ребенка"

Положительные и отрицательные факторы семейного воспитания...

Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании ребенка"

Родительское собрание является одной из самой распространенной работы с родителями. Здесь решаются самые ажные задачи по обучению и воспитанию детей.Нередко родительские собрания используются и для то...