Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kroshka_enot_9_marta_2016.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

(2 класс, система Занкова)

Тема: Уроки этики в авторском произведении.  Л. Муур «Крошка Енот»

Цель: раскрыть нравственное содержание сказки; помочь обучающимся понимать особенность понятий «доброта», «смелость», «дружба»; развивать умение осмысливать художественную идею произведения, навыки выразительного чтения, умение анализировать и обобщать информацию, связную речь, внимание.

Формируемые УУД:

Метапредметные умения: 

познавательные:

-научатся определять тему и идею текста , находить в тексте ответы на поставленные вопросы, формулировать несложные выводы;

регулятивные:

-научатся менять позиции слушателя и читателя, принимать алгоритм выполнения учебной задачи,

 -выполнять учебные действия в устной и письменной речи и оценивать их,

-участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

коммуникативные:

-научатся высказывать оценочные суждения, рассуждать, следить за действиями других учеников в процессе коллективной творческой деятельности, уважать мнение собеседника;

 личностные:

-научатся выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, осознавать нравственные понятия и моральные нормы (поддержка, понимание, взаимопомощь, дружба).

Оборудование: учебник В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), интерактивная доска, ноутбук, карточки с заданиями, цветные иллюстрации моментов из мультфильма «Крошка Енот», наглядный материал для самооценивания, рефлексии.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Проверка готовности.

- Нахмурьте брови и посмотрите на своего соседа по парте.

-  А теперь улыбнитесь друг другу.

 -Скажите, когда вам было приятнее смотреть друг на друга, когда вы сердито смотрели, или когда улыбались друг другу?

-Давайте с улыбки начнем наш урок! Подарите, пожалуйста, улыбки нашим гостям, своим товарищам и мне. Спасибо!                   

- Когда мы улыбались

Личностные УУД: формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.

  1. Актуализация знаний

-Мы работаем со 2 частью учебника «Литературное чтение», за это время мы познакомились со многими интересными произведениями, разных жанров. Давайте вспомним их.

2 человека будут работать у доски. Кто желает? Вам нужно будет соединить название произведения с его автором. СЛАЙД 2

  1. Виталий Валентинович Бианки  «Как Муравьишка домой спешил»
  2. Лев Николаевич Толстой  «Акула»
  3. Даниил Иванович Хармс «Как Володя быстро под гору летел»
  4. Иван Захарович Суриков  «Детство»                                                                                                                    

Остальные возьмите карточки с заданием. Вам нужно соединить название произведения с жанром, к которому оно относится.

  1. стихотворение «Дедушка Дерево»                                  
  2. рассказ  «Передышка»                                                                                                              
  3. сказк «Мороз Иванович»СЛАЙД 3                                                 

-Кто все  сделал, давайте проверим работу учеников, выполнявших задание у доски? Все ли у них правильно? Оценивание.

-А теперь давайте сверим ваши ответы с образцом. У кого все совпало, ставит  на карточке ! ,если были ошибки , поставьте ?

-У кого все правильно? Молодцы!                                                                                                                                                                                                                          

стихотворение «Дедушка Дерево»                                  

рассказ  «Передышка»                                                                                                              

сказка  «Мороз Иванович»

Познавательные УУД: формировать умение выделять существенную информацию, выдвигать предположения, формулировать выводы наблюдений, доказывать, аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД: формировать умение строить понятные для собеседника высказывания, адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; формировать интерес к общению при работе в парах.

Регулятивные УУД: формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

  1. Определение темы урока

А сейчас послушайте песню Владимира Шаинского «Улыбка». Кто знает, можете подпевать.  СЛАЙД 4

- Многие из вас не просто  слушали, а  подпевали и улыбались.

- А может ли человек прожить  на свете без улыбки?

-А у каких людей улыбка чаще на лице: у злых или добрых?

- А что означает выражение «поделись улыбкою своей»?

Давайте, мы с вами тоже будем чаще улыбаться, и делится хорошим настроением друг с другом!

- А как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

А кто из вас узнал, из какого мультфильма эта песня?

 А кто такие еноты? СЛАЙД 5

- Вот о таком еноте рассказывалось в  этом мультфильме. А снят мультфильм  по мотивам произведения Лилиан Муур, которое называется «Крошка Енот».

-Лилиан Муур СЛАЙД 6  американская писательница. Родилась в 1909 году. Автор весёлых сказочных произведений для малышей. Одно из которых «Крошка Енот». В нашем учебнике сказка дана в сокращении. Полную версию сказки можно найти в библиотеке.

-Как вы думаете, к какому жанру оно относиться? (К сказкам).

-А какая это сказка? (Авторская, о животных).

–Какие цели поставим перед собой на уроке?                                                                                                                                                                                  

- Нет, не может. Мы все улыбаемся.

- Чаще улыбка на лице появляется у добрых людей.

- Это значит, сделать все, чтобы человек улыбнулся. Мы как бы делимся своей улыбкой.

- Мы будем говорить об улыбке.

- Эта песня из мультфильма «Крошка Енот»

–Еноты – очень смешные и легко приспосабливающиеся животные. Они предпочитают селиться в дуплистых деревьях поблизости от пресных водоемов. Едят они практически все и прекрасно знают, что возле человека всегда найдется какая-нибудь пища. Но особое лакомство для енотов – осока.

1. Познакомиться с произведением «Крошка Енот».

2. Определить тему и главную мысль сказки.

Познавательные УУД: формировать умение выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению.

Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

  1. Усвоение новых знаний

Знакомство со сказкой.

- Сядьте все как слушатели, сейчас мы с вами познакомимся со сказкой. Когда вы будете слушать попробуйте догадаться, кто же сидел в пруду.

Первичный анализ прочитанного.

- Так КТО же на самом деле сидел в пруду?

-Кто главный герой сказки?

-А почему сказка называется «Крошка Енот»?

-Какое событие произошло в его жизни?

-А какие угощения вы предлагаете своим гостям?

-А что приготовил Крошка Енот?  

- Кто знает, что такое «осока»? СЛАЙД 7

-Какой момент в тексте вас больше всего рассмешил?

- Это было отражение.

- Главный герой Крошка Енот

- Т.к. он был ещё маленький

- День рождения

- Ответы детей

- Сладкую осоку

- ОСОКА -  многолетняя (обычно болотная) трава с твердыми узкими и длинными листьями.

- Ответы детей

Познавательные УУД: понимать фактическое содержание текста, понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.

Коммуникативные УУД: формировать умение адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника, уважать мнение собеседника.

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать результаты работы, организовывать самопроверку, менять позиции слушателя, читателя в зависимости от учебной задачи.

ФИЗМИНУТКА

электронная физминутка для глаз

  1. Закрепление новых знаний

Повторное чтение сказки и определение главной мысли текста.

- Давайте прочитаем текст ещё раз «по цепочке» и постараемся ответить на вопрос: С чего начинается дружба? Подсказка находится в самом тексте, поэтому читайте  и слушайте друг друга очень внимательно.

-Так с чего начинается дружба?

 

- Какова тема сказки? О чем эта сказка? 

-А чему она нас учит? Как подружиться с человеком ? Как  надо относиться к другим людям,   чтобы они относились к тебе по-доброму? 

 -Что мы сейчас с вами определили?

Работа в парах.

- Назовите всех героев сказки. СЛАЙД 8

-Почему Обезьянка и Крошка Енот написаны с большой буквы?

- Чтобы описать  их черты характера, предлагаю поработать в парах. Вам необходимое определить какие черты характера характерны для героев.

1 ряд –Крошка Енот.

2 ряд –Обезьянка.      

                                 

3 ряд –мама

- Находит друзей тот, кто сам встречает их с улыбкой

- О дружбе

- Главную мысль сказки

- Это имена собственные

 

- Крошка Енот: маленький, жестокий, храбрый, смешной.

- Обезьянка: глупая, доброжелательная, злая,

трусливая.

- Мама: добрая, мудрая, милая.

Познавательные УУД: формировать умение выразительно читать текст, подбирать слова-определения для характеристики героев.

Коммуникативные УУД: формировать умение адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника, уважать мнение собеседника.

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать результаты работы, организовывать самопроверку, менять позиции слушателя, читателя в зависимости от учебной задачи.

  1. Итог урока

-Какой способ общения с тем, КТО сидит в пруду предложила Обезьянка?СЛАЙД 9

-Что произошло после этого?

-Какой способ общения с тем, КТО сидит в пруду предложила мама? СЛАЙД 10

-Какой способ оказался более верным? Почему?

-Какой главный урок дает нам всем эта сказка о Крошке Еноте?

-А вы знаете, для того, чтобы нахмуриться, нужно напрячь 72 мускула, а для того, чтобы улыбнуться всего 14. Так выходит улыбаться гораздо легче!

- Взять палку и погрозить ему

- Крошка Енот очень напугался того, кто сидит в пруду.

- Улыбнуться

- Мамин способ оказался более верным

-  Нужно быть приветливыми, добрыми, почаще улыбаться, тогда и к вам другие будут также относиться.

Познавательные УУД: формировать умение обобщать и классифицировать учебный материал, формулировать несложные выводы.

Коммуникативные УУД: формировать умение адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника, уважать мнение собеседника.

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать конечные результаты работы на уроке, контролировать правильность и полноту ответа.

  1. Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке:

-Если все получилось, поднимите желтый цветок, если были ошибки, трудности, то синий цветок.                        

-Покажите свои цветочки.

-Кому сегодня можно подарить эти цветы?  СЛАЙД 11

-Доброта это тоже сказочный цветок, который расцветает в душе каждого из нас, стоит только захотеть, а для этого нужно быть приветливыми и почаще улыбаться!                                              

- Крошке Еноту, т.к.  у него сегодня День рождения

Личностные УУД: формировать умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности.

Регулятивные УУД: анализ своего настроения, анализ своих успехов, анализ работы одноклассников.

  1. Домашнее задание

стр. 72 – 73, подготовить чтение по ролям.

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СКАЗКЕ (на примере произведения Л. Муур «Крошка Енот»)

Урок проводился во втором классе, УМК " Система Занкова Л.В.".Цели урока: раскрыть нравственное содержание сказки;развивать умение осмысливать художественную идею произведения,умение раскрыть основную...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщение знаний об авторской и народной сказке"

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщение знаний об авторской и народной сказке"...

Разработка урока по литературному чтению во втором классе по произведению П. Бажова "Серебряное копытце"

Разработка урока по литературному чтению во втором классе по произведению П. Бажова "Серебряное копытце"...

Урок по литературному чтению, 2 класс «Особенности авторской сказки Д. Н. Мамина Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Конкспетк урока по литературному чтению, 2 класс «Особенности авторской сказки Д. Н. Мамина Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»...