Открытый урок по литературному чтению по теме "Война в произведении Б.А. Слуцкого "Лошади в океане". 4 класс.
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Юналиева Сания Исмаиловна

Открытый урок на районной конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu_po_tem1.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок по литературному чтению по теме "Война  в произведении Б.А. Слуцкого "Лошади в океане". 4 класс.

Цели:

  1. Познакомить с произведением  Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».
  2. Продолжить работу над совершенствованием техники чтения.
  3. Развивать память, логическое мышление, образное мышление, творческие способности детей, расширить словарный запас  словарный запас.
  4. Воспитывать чувство патриотизма, нравственные чувства, чувства сострадания, гордости и любви к  Родине.

Оборудование:

1.  Учебник «Родная речь». Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. 4-й класс.

2. Портрет Б.А.Слуцкого.

3. Клип «Лошади в океане»

4. «Светофоры»

5. Тесты.

6. Презентация  «Словарная работа»

7. Музыка.  Бетховен «Лунная соната»

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания

- Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок прошел успешно, чтобы в вашей душе осталось чувство доброты, чтобы вы научились сопереживать событиям, о которых мы будем говорить. Я желаю вам успехов в работе.

- Сейчас мы послушаем стихотворение Анатолия Владимировича Жигулина «О, Родина! В неярком блеске», которое вы готовили дома.

-Оценивать будем вместе, вы скажете чьё чтение понравилось больше и почему.( после чтения каждого ставим оценку)

Дети читают стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»выразительно

Мы с вами живем в России, но у каждого человека есть самый дорогой уголок.  Родина-это земля наших предков

- Как  Родину называют ещё (отечество  или отчизна ).

  1. Сообщение темы и целей урока. (психологический настрой)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».

Решим с вами, почему оно включено в  раздел «Родина»?
- Запишите в тетрадях тему урока.

4. Работа над новым материалом

 1) Биография Б.А.Слуцкого. 
- Что же это был за человек, почему он написал такое произведение, которое тоже включено в раздел «Родина»?

Б.А.Слуцкий родился в 1919 году в городе Славянске на Украине, в семье служащего. Поэт вспоминает: «Предвоенное и послевоенное поколение детей росло в нищете. У родителей подчас не хватало не то чтобы на книги для нас, но и на хлеб. Трудно жили». 

1941 год-начало Великой отечественной войны. Слуцкий уходит на фронт. Начинает войну солдатом, заканчивает майором.

- Отгремела война. Позади салют Победы 9 мая 1945 года. Но как злобное эхо, она, эта страшная война, еще долго напоминала о себе и убивала…
- Обладая исключительной добротой и честностью, зорким внимательным взглядом и чуткой душой поэта, он и в послевоенные годы не мог оставить без внимания ни одно из значительных волнующих событий.

Свое первое стихотворение он написал в мае 1941 года, будучи студентом Литературного института, а выпустил первую книгу "Память", когда ему исполнилось 38 лет. Слуцкий - автор многих поэтических сборников Переводил польскую, английскую, немецкую поэзию.

. Темы его стихов – прошедшая война, суровые житейские будни.


. Послушайте как описывает одно из событий военных лет Борис Абрамович Слуцкий. (следить необязательно)

                                              Задание до чтения:
1. Постарайтесь представить описываемую ситуацию.
2. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение.
3. Прислушайтесь к себе: какие чувства возникают у вас во время слушания?

2) Чтение стихотворения учителем.   (Под мелодию Бетховена Лунная соната)

3)  Проверка первичного восприятия.
- Какую картину представили?

 -Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение.. - Какие чувства возникли  у вас во время слушания?

4)  Чтение самостоятельное (Отметить непонятные слова)

5)  Громкое чтение  (читает 1 ученик)
6)  Словарно-лексическая работа.  

- Какие  слова вам  не понятны?

Превозмочь – преодолеть, чего бы это ни стоило, достигнуть желаемого.
В трюме – внутреннее помещение корабля под нижней палубой, служащее для установки механизмов, грузов.

Подкова- приспособление для защиты копыт лошади.

Шлюпки- маленькие мореходные судна.

Плот – плавучая площадка для перевозки людей и грузов.

Гнедые лошади – красновато-рыжие , это масть(масть это окраска лошади) .  (с черным хвостом и черной гривой)  На стр.  218.


«На исходе лошадиных сил» - силы кончаются, их почти не осталось.

                      Презентация (слайды 1, 2)

- Подберите синонимы к слову гордый
Синонимы: гордый – горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный, самоуверенный.
 Антонимы: гордый – стыдливый (униженный, покорный)

7)  Повторное чтение стихотворения учащимися. ( шёпотом)
- Прочитайте это стихотворение самостоятельно, отметьте логические паузы, логические ударения, подумайте, с какой интонацией вы будете читать это произведение.(отметьте карандашом)

8) Чтение стихотворения вслух учащимися ( 1 ученик)

9) Аналитическое чтение стихотворения.

- Что произошло в океане? (мина кораблю пробила днище)

- Почему это случилось? ( шла война, мина плавала в воде)( противолодочная морская мина)
- Как спасались люди? (читать)

- Почему автор говорит «в шлюпки влезли»?( была суета, толкотня, крик, плач)
- Как спасались лошади? (читать)
- Предполагали ли они, что их подстерегает гибель?

                                               Презентация (слайды 3,4)
- Что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение?

страх, испуг, безнадежность, тревога.

- Расставьте слова по мере возникновения этих чувств у лошадей.

Тревога, испуг, страх, безнадежность.


- Почему автор называет лошадей рыжим островом?
- Почему неоднократно повторяется слово «ржали»? 
 (было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь). «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.
- Кому возражали кони? ( тем , кто в океане их топил)

- Кто их топил?

- С какого момента вы почувствовали волнение за судьбу лошадей?(читать 7 – 2 строчка)
- Какой момент стихотворения вам показался самый напряженный? (читать 12)
- Какие чувства, мысли, убеждения поэт хотел передать читателям?(читать 14)

5. Закрепление

1)  Самостоятельное чтение шёпотом. (Пробное выразительное чтение по очереди по столбикам)

- Прочитайте друг другу это произведение так, как если бы вы сами наблюдали это событие, постарайтесь передать чувства и настроение.

2)  Выразительное чтение вслух. 
Чтение по  4 строчки (1 или 2 раза), остальные оценивают.

3) Беседа.

- Как вы считаете, кому из чтецов лучше удалось передать трагедию произошедшего?

- С какой целью поэт написал это стихотворение?
(Чтобы сообщить о том, что произошло с лошадьми.
Чтобы вызвать взаимное сопереживание.)
- Как вы думаете, удалось ли автору добиться своей цели?

- В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание еще раз услышать эти стихи? 
- Вы обратили внимание на фамилию после названия – И. Эренбургу.

( Илья Григорьевич Эренбург -  писатель, поэт, друг Бориса Абрамовича Слуцкого)

- Эренбургу  очень  понравилось это стихотворение, поэтому Слуцкий посвятил ему.

4) Диагностика. Тест. (приготовить заранее)

(выполняют самостоятельно, проверка с помощью светофора)
1.К какому жанру литературы отнесем это произведение? 
а) рассказ б) басня в
) стихотворение г) очерк

2.К какому типу речи отнесем текст?
а) описание б)
повествование в) рассуждение

3. Какие строки отражают основную мысль текста? 
а) Плыл по океану рыжий остров. 
В море синем остров плыл гнедой.
б)
Вот и все. А все-таки мне жаль их – 
Рыжих, не увидевших земли. 

в) Кони шли на дно и ржали, ржали, 
Все на дно покуда не пошли. 

4.На что указывает заглавие?
а)
на тему текста  б) на основную мысль текста

  1. .Итог урока.

 1) Составление синквейна.( коллективно, записывают в тетради)

1. Написать имя существительное по теме (Лошади)
2. 2 имени прилагательных (рыжие, гнедые, бедные) 
3. 3 глагола (Плыли, ржали, возражали, утонули)
4. Предложение (Война приносит боль и горе всему живому!)
5. Слово-смысл темы. (Трагедия, которая никогда не должна повториться).

- Давайте прочитаем, что получилось
- Почему стихотворение Слуцкого    включено в Раздел Родина?

- Любовь ко всему живому на Земле – это и есть любовь к Родине.

 Мы в ответе за тех, кого приручили.

Если из гнезда упала птица -
Мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге -
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно -
Мне больно.

 Если ствол рвануло бесшабашно -
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете -
Я в ответе.


2). Домашнее задание: стр.          читать выразительно, а  кому это стихотворение «запало» в душу, кто хочет выучить его наизусть, выучить наизусть

3). Просмотр видеоклипа «Лошади в океане» http://www.youtube.com/watch?v=VREyNFxJ8s4

- Это  событие, было  на самом деле. Фашистами был потоплен  Американский корабль с лошадьми.

- Я предлагаю посмотреть клип, снятый по сюжету стихотворения, и послушать музыку, написанную на стихи Б.Слуцкого композитором В.Берковским.

- А что вы почувствуете во время просмотра, мы поговорим на следующем уроке.

                                                                                           МБОУ СОШ с. Луговское.

                                                                                            20.04.2012г.