Технологическая карта урока "Ю.Ермолаев "Два пирожных""
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Раздел "Я и мои друзья" Тема урока "Ю.И. Ермолаев "Два пирожных""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dva_pirozhnyh_.doc70 КБ
Office presentation icon dva_pirozhnyh_yu.i.ermolaev.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учитель – Сеитибрагимова Ш.Р.

Класс – 2 – Б. Дата: 02.03.    

 Предмет – литературное чтение.

Тема урока: Ю. Ермолаев «Два пирожных».

 Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных»; способствовать развитию навыков чтения и пересказа, умений определять главную мысль произведения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся  читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью.

Метапредметные:

познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в т.ч. творческого характера; регулятивные:  выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Задачи урока:

  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения, над выработкой хорошей дикции;
  • формировать умения, логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;
  • способствовать расширению кругозора, памяти, мышления;
  • воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, в классе; доброжелательные отношения к окружающим.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы учащихся:  групповая работа,  индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

Портрет писателя, его книги, учебник.  “Тропические деревья”, “Африка”, “Попугаи”. Карточки с заданиями.

ТСО: Компьютер, проектор.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проявляет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Ну что, начнем урок друзья?

Готовы вы – надеюсь я.

Вы – хороший, дружный класс,

Все получится у нас!

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная, индивидуальная.

К: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме; вступать в диалог.

Л: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

П: осуществляют смысловое чтение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие.

Р: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы.

Л: Имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы.

П: владеют навыками смыслового чтения текста в соответствии с учебными задачами; осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, поиск необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Р: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль, коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К:  проявляет готовность слушать и вести диалог; признают различные точки зрения на обсуждаемую проблему; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

П:  ориентируются в системе знаний.

Р: оценивают собственную деятельность на уроке.

Л:  проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Р: принимают и сохраняют учебные задачи.

Устные ответы, наблюдения учителя.

Проверка домашнего задания

1. Пересказ рассказа «Анна, не грусти!».

Предлагают свое продолжение рассказа.

Фронтальная, индивидуальная.

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания.

Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

Речевая разминка:

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме. (слайд 2  )

прочитай чистоговорку радостно, грустно.

 

Выполняют задание.

Фронтальная, индивидуальная.

Устные ответы, выполненные задания.

Постановка темы и целей урока.

Составьте из слов предложения-пословицы.

Работа выполняется в группах

Когда, свет, не мил, и, нет, друга. (Когда нет друга и свет не мил).

Весне, рада, а, мать, птица, родным, деткам. (Птица рада весне, а мать родным деткам).

Забывай, помни, зло, а, дружбу. (Забывай зло, а дружбу помни).

Греет, матери, лучше, солнышка, сердце.(Лучше солнышка греет сердце матери).(слайд 3, 4)

- Выберите и зачитайте пословицы, которые, по вашему мнению, говорят о дружбе? О матери? 

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Ю. И. Ермолаева «Два пирожных». Как вы думаете, какое отношение имеют эти группы пословиц к рассказу? (слайд 4)

Давайте проверим наши предположения, прочитав рассказ.

Выполняют задание на карточках.

Отвечают на вопросы.

Групповая, фронтальная.

Выполненные задания, устные ответы.

Работа по теме урока.

Сообщение о писателе Ю.И. Ермолаеве.

 (слайд 5, 6)

-В тексте вам встретятся незнакомые и малознакомые слова. Возьмите карандашик и по ходу чтения подчеркните слова, значение которых вам будет не совсем понятно.

Учитель читает рассказ.

Словарная работа.  

Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.

Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго.

Река Конго- название реки.

Попугай – птица тропических стран с ярким оперением.

Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.

Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.(слайд 7-11)

- Чтбы объяснить смысл этих слов, куда я и вы сможем обратиться? Как вы поступите?

(Можно спросить у взрослых, поискать сведения в библиотеке, в толковом словаре, в Интернете.)

Физкультминутка.

Внимательно слушают.

Объясняют лексическое значение слов с опорой на словарь.

Фронтальная.

Работа со словарной статьей.

Закрепление знаний и способов действий.

Проверка первичного восприятия текста.

- Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе?

- Почему Оля съела два пирожных?

- А почему мама велела Оле съесть два пирожных и не оставила ничего Наташе?

 Чтение и анализ произведения.

- Чтение “по цепочке”. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.

 Анализ произведения.

- О чём попросила мама дочек?

- Чем занималась старшая сестра Наташа?

- Что делала Оля?

- Хотелось ли им мыть посуду?

- Кто из сестёр пошёл помогать маме?

- Что заметила Наташа у Оли?

- Чем были вымазаны губы?

- Как вы считаете, правильно ли поступили мама и Оля?

- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?

-Определите главную мысль рассказа. (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).

 -Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

(Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим).

Читают и отвечают на вопросы.

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Устные ответы, выполненные задания.

Подготовка к выразительному чтению по ролям.

- Определите, сколько действующих лиц в этом рассказе?

- Назовите действующих лиц.

- Возле слов Оли поставьте карандашом “О”, Наташи – “Н”, мамы – “М”.

- А кто должен прочитать остальные слова? (Автор).

- Какие чувства вы хотели бы выразить, читая роль мамы? А Оли? А Наташи?

Распределение ролей и выразительное чтение по ролям.

Выразительно читают по ролям.

Отвечают на вопросы.

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Устные ответы, выполненные задания.

Обобщение. Рефлексия. Итоги урока (выставление оценок).

-Ребята, где происходили события рассказа?(в семье)

-Какие правила должны царить в каждой семье?

Чтение правил поведения в семье.

Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо и деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло. (слайд 12)

- Надо относиться друг к другу с уважением;

- Не кричать друг на друга;

- Называть друг друга по имени;

- Не давать братьям и сестрам обидные клички;

- Во время разговора нельзя перебивать друг друга;

- Нельзя вступать в разговоры старших, если вас не пригласили к разговору;

- Младших сестёр и братьев нельзя обижать.- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

- Передайте своё отношение к девочкам. Кто вам больше понравился? Почему?

- Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?

- Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в раздел “ Я и мои друзья”?

Отвечают на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная.

Устные ответы.

Домашнее задание.

Уч., с. 85-86 выр. чтение, чтение по ролям.  

Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная, индивидуальная.

Выполнение домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока ЛЧ "Ю.Ермолаев «Два пирожных»" 2 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева; учить делить текст на части, составлять план, пере...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»Цели урока: познакомить с рассказом и творчеством Ю. Ермолаева «Два пирожных»; помочь осознать главную мысль произведения;Пла...

Технологическая карта урока Ю. Ермолаев "Два пирожных"

Технологическая карта урока Ю. Ермолаева "Два пирожных"...

Технологическая карта урока по литературному чтению Ю. Ермолаев «Два пирожных» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока:...

Технологическая карта урока литературное чтение «Ю. Ермолаев «Два пирожных» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Юрия Ермолаева «Два пирожных» Задачи урока: Дидактические: 1. познакомить детей c некоторыми сведениями об...