АЛТАЙСКАЯ СКАЗКА «НАРЯДНЫЙ БУРУНДУК»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
АЛТАЙСКАЯ СКАЗКА «НАРЯДНЫЙ БУРУНДУК»
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с тем, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково; способствовать развитию умений работать с толковым словарем, пересказывать текст |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые | Предметные: научится различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку; различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; получит возможность научиться понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени; обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира. Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; познавательные – находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); коммуникативные – учитывать разные мнения Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учёбе; активно участвовать в постановке учебных целей |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся | Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие учащихся. Фиксирование отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. Я умею думать, | Сообщают о готовности к уроку. Поворачиваются друг к другу, произнося слова | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Речевая разминка | Речевая разминка в игровой форме. Система упражнений | Педагог организует речевую разминку для развития техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава; осознание читаемого текста. – Произнесите быстро и четко чистоговорки: • Рыбачку вот на крючок есть отличный червячок. • Нас «огорчили» перчики чили | Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – сравнивают объекты по нескольким основаниям; самостоятельно продолжают по установленному правилу | Наблюдение. Устные ответы |
III. Подготовка к восприя- | Вступительное слово учителя. Сообщение темы | Педагог задаёт вопросы и комментирует ответы учащихся, предлагает сформулировать цель урока. | Обсуждают тему урока. | Фронтальная | Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят | Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
тию произведения. Сообщение темы урока | урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведением | Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями. – Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке? – С каким произведением познакомимся сегодня? – Назовите страницу учебника. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал. – Как вы думаете, о чём это произведение? | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую направленность текста | нужный текст по страницам раздела «Содержание»; отыскивают в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: определяют тему и цели урока; устанавливают последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний | ||
IV. Первичное восприятие текста | Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа с толковым словарем | Определение вида первичного чтения (самостоятельное, комбинированное, вместе с учителем) с учетом специфики текста, возможностей учащихся, учебной задачи урока. Определение способа выявления первичного восприятия (беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учетом особенностей | Под руководством учителя определяют задачи чте- | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием. Познавательные: работают с дополнительной литературой. | Самостоятельное чтение. Устные ответы. Работа |
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. – Отгадайте загадку: У него в полосках спинка, Хвостик легкий, как пушинка. Все запасы, как в сундук, Прячет в дупла ... (бурундук). – Сегодня мы прочитаем алтайскую сказку «Нарядный бурундук». Произведение читает учитель или подготовленные учащиеся. – Понравилось произведение? – Выразите своё мнение о произведении одним словом. – Докажите, что это сказка. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Какова основная мысль сказки? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведётся рассказ? | ния и составляют план чтения. Осуществляют самостоятельное чтение (слежение, слушание) произведения, демонстрируют эмоциональную реакцию на текст | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | с толковым словарем | |||
V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста | Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержа- | Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному). Определение собы- | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая достижения с усилиями, трудолюбием. Познавательные: отвечают на простые и сложные вопросы | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
нию произведения. Решение проблемной задачи | тийной стороны текста (поступки, события, герои). – Прочитайте алтайскую сказку «Нарядный бурундук». – Вы уже знаете сказку, где объяснялось, почему у бурундука на шкурке полоски. Как она называется? Какой народ ее сочинил? А в алтайской сказке такое же объяснение? – Почему и в Африке, и на Алтае людей волновало, как выглядит бурундук? Почему это по-разному объясняется? (Обе сказки стремятся к одному и тому же: объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке, но делают это по-разному.) – В самые древние времена люди в разных уголках земного шара жили охотой на диких животных, со страхом и преклонением перед миром Природы; похожая жизнь задавала похожие вопросы. Поэтому у разных народов есть похожие сказочные истории. Но на похожие вопросы («Почему у бурундука шкурка полосатая?») разные народы отвечали по-разному, поэтому сказки все-таки различаются. – Как вы думаете, людей в разных уголках земного шара волновало только то, как вы- | Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей. Отвечают развернуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Определяют тему текста | учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; корректируют деятельность в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
глядит бурундук? Или и то, как выглядят все остальные животные? | ||||||
VI. Синтетическая (обобщающая) работа с текстом | Обобщающая беседа по тексту (определение смыслового погружения в текст). Выполнение творческих заданий | Беседа по тексту. Определение смыслов в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев. Знакомство с книгой. – Как вы думаете, представители всех народов или только некоторых стремились найти объяснения разным природным явлениям, например: почему восходит и заходит солнце, почему происходит смена времен года и пр.? (В древних сказках животные представлены родственниками и даже прародителями героев-людей.) – В самые древние времена люди были уверены, что животные – их прародители. Вот почему самые древние сказочные истории у многих народов нередко начинаются одинаково. – Что такое сборник? Объясните происхождение этого слова. (Сборник – от слова «собирать».) Сборники бывают разных видов: жанровый, тематический, монографический. | Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Анализируют свою точку зрения. Определяют главную мысль произведения. Выполняют творческое задание. Работают с ил- люстрацией | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием; выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: самостоятельно подготавливают свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Развернутые ответы на вопросы. Работа с ил- люстрацией к произведению. Анализ репродукции картины из «Му- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В сборник собирают разные произведения, которые чем-то объединены: 1) произведения одного жанра или одного вида повествования (сказки, рассказы, стихи); 2) произведения на одну тему (о природе, о детях, о животных); 3) произведения одного автора (сборник сказок Сергея Козлова, сборник рассказов Юрия Коваля). – Возьмите в библиотеке любой сборник сказок разных народов. Выберите сказки о животных. Прочитайте их. Обратите внимание на то, как сказки начинаются. Вы помните китайскую сказку «Как собака с кошкой враждовать стали» и сказку народов Америки «Почему у братца Опоссума голый хвост»? В какой из них объясняются причины поведения животных? (В китайской сказке «Как собака с кошкой враждовать стали».) – А в какой – внешний вид животного? (В сказке народов Америки «Почему у братца Опоссума голый хвост».) – Как вы думаете, эти сказочные истории можно назвать САМЫМИ ДРЕВНИМИ? (Можно.) | к произведению | сложности при выполнении; подтверждают строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимают, что разные точки зрения имеют разные основания. Коммуникативные: в рамках коммуникации как сотрудничества: содействуют с соседом по парте: распределяют работу между собой и партнером, выполняют свою часть деятельности, осуществляют взаимопроверку сделанной работы; выполняют задание по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяются к одной из них; находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения | зейного Дома» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Прочитайте названия сказок разных народов. Постарайтесь по названию определить, в каких из них рассказываются САМЫЕ ДРЕВНИЕ сказочные истории. (В сказках 2, 4, 5, 7, 8.) – Чему посвящены остальные сказки? Какова их общая тема? (Общая тема оставшихся трех сказок – это хитрость.) – В древности люди постепенно научились хитростью побеждать диких зверей. Поэтому сказочные истории, которые появились в более поздний период, учат ценить не только ум, но и хитрость. Назовем их ПРОСТО ДРЕВНИЕ сказочные истории. – А вы читали такие сказки о животных, в которых одно животное побеждает других, прибегнув к обману или хитрости? | ||||||
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и результатов чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Педагог проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением мы сегодня познакомились? – Кто автор? – Что больше всего запомнили? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуаль- ная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; | Оценивание работы обучающихся на уроке |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Исследование какой темы вели на уроке? – Какие понятия разобрали? – Удалось решить поставленную задачу? – Каким способом? – Какие получили результаты? – Что нужно сделать ещё? – Где можно применить новые знания? – Оцените свою работу на уроке. – Оцените работу всего класса. – Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? | Проводят самооценку, рефлексию | производят оценку результатов работы. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | ||||
Рекомендации к выполнению домашнего задания | Педагог организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами данного урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее задание. Домашнее задание: 1. Подготовить выразительное чтение. 2. Подготовить творческий пересказ от лица героя сказки – бурундука | Записывают домашнее задание | Фронтальная | Наблюдение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по курсу "Земля-наш дом" на тему :"Запасливый бурундук"
Интересные факты о бурундуке с презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/12/picture-311688-1615531937.jpg)
Литературное чтение 3 класс Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.
Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа", учебнику "Литературное чтение" автора Н.А. ЧУраковой....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-353743-1385356457.jpg)
Урок внеклассного чтения "Как медведь и бурундук дружить перестали"
Урок внеклассного чтения с использованием хрестоматии по дальневосточной литературе "Лукошко" М.Н.Ходаковской для детей 2 класса 8 вида...
Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"
Программа предметного курса "Алтаские жарки" направлена на расширение знакомства учащихся с произведениями алтайских писателей для детей, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребён...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/23/picture-694657-1445613552.jpg)
Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"
Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-976487-1511253444.jpg)
Сценарий алтайского праздника Сары бурдин байрамы" (Золотая осень) составлен на двух яхыках: русском и алтайском
Сценарий алтайского праздника Сары бурдин байрамы (Золотая осень) для начальных классов с презентацией и музыкой....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-976487-1511253444.jpg)
Технологическая карта открытого урока по алтайской литературе по нанайской сказке "Кукушка" ("Куук")
Технологическая карта урока на алтайском языке по алтайской литературе (литературалык кычырыш) в 3 классе по нанайской сказке "Кукушка". Прилагаются самоанализ урока на алтайском языке, през...