Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения "Как медведь и бурундук дружить перестали"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Гаврилина Оксана Владимировна

    Урок внеклассного чтения с использованием хрестоматии по дальневосточной литературе "Лукошко" М.Н.Ходаковской для детей 2 класса 8 вида

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_vneklassnogo_chteniya.docx24.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гаврилина Оксана Владимировна                                                                                                             КГКОУ СКШИ 8 вида 13

    Гаврилина Оксана Владимировна

    КГКОУ СКШИ 8 вида 13

    Учитель начальных классов

    Урок внеклассного чтения во  2 классе

    «Как медведь и бурундук дружить перестали».

    Нанайская сказка

    Цель: Развивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное.

    Задачи:      

     1. Познакомить учащихся со сказками народов Приамурья.

     2. Развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; умение работать сообща, приходить к общему мнению.

    3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуг

    4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных  литературных героев.

    Оборудование: учебник «Лукошко» 1 класс, презентация

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,
    Никто не услышит о том в новостях.
     
    Да мы и не думали шум создавать,
    А будем тихонько страницы листать.
    Смеяться с героями, переживать,
    Грустить, веселиться, о чуде мечтать.
    И снова забудем, дружок впопыхах,
    Что чудо-то держим с тобою в руках.

    - О каком чуде идет речь? (О книге)

    2.Объявление темы и цели урока.

    - Сегодня мы  собрались, чтобы совершить удивительное путешествие по страницам сказок народов Приамурья. Народов, которые жили в этих местах давным-давно, и живут в наше время, народов, которые всегда отличались своей мудростью, добротой, терпимостью.                                                                                                           Слайд 1, 2

    2. Актуализация знаний.

    -Ребята, вы любите сказки? А кто вам рассказывает сказки?

    -А откуда взрослые знают эти сказки?

    - Почему мы с удовольствием слушаем и читаем русские сказки?

    - Правильно, ведь это сказки наших предков, наша история. У каждого народа свои сказки, свои обычаи и традиции.

    Мы любим слушать русские сказки, потому что это сказки наших предков.        Слайд 3

    – Ребята, давайте вспомним, какие коренные жители живут на территории Хабаровского края?  Много разных народов населяют Дальний Восток.

     Как вы думаете, а какие сказки любит нанайские дети? 

     Правильно. Все любят слушать сказки своего народа.

    А чем занимаются коренные жители Приамурья? (Они занимаются охотой, рыбалкой, собирают дары леса).                                                                                               Слайд 4,5

             Да, ребята,  они прекрасные охотники и следопыты, они лучше всех знают, где растут самые вкусные ягоды тайги, как поймать и правильно приготовить рыбу. А далекие предки этих народов поведали нам много сказок, былин, сказаний о своей жизни и традициях. (звучит песня «Таёжные были»)                                                    Слайд 6

    Давайте представим себе маленький домик на берегу Амура. В нём сидит нанайка. Она вышивает чудные узоры на халате.                                                                   Слайд 7,8

    Рассмотрите их. Здесь и веточки дальневосточных растений, и цветы, и забавные животные. И из этих удивительных узоров рождается сказка... Рассмотрите узоры и скажите, о чём будет сказка. (- Эта сказка будет о лесе, о животных.)             Слайд  9-11

    3.  Обсуждение сказки.

     Какую сказку вы читали к сегодняшнему уроку?                                                 Слайд 12                                                                   

    Чья это сказка?

    - Вам понравилась сказка? О ком она?  Кто главные герои этой сказки?            Слайд 13

    Посмотрите на слайд и по рисункам кратко расскажите, что произошло в сказке. Только будьте внимательны: рисунки  стоят не по порядку.                                           Слайд 14

    - Кого вы пожалели? Почему?                                      

     -Кого вы осудили? Почему?                                          

    -На какой вопрос даёт ответ сказка? Выберите из данных вопросов.                Слайд 15

    1. Почему бурундук живёт в лесу?

    2. Почему у бурундука длинный хвостик?

    3. Почему у бурундука на спине пять полосок?

     - Можете ли вы теперь сказать, откуда у бурундучка на спине пять чёрных полосок?

    4. Постановка проблемного вопроса

    Сегодня бурундучок пришёл к нам на урок. Он просит помочь разобраться: кто же ему был настоящим другом: лиса или медведь? Вдруг он попадёт в другие сказки, где тоже будут эти герои. Сначала давайте вспомним, в каких сказках он может повстречаться со сказочными героями. Интересно, как часто может произойти такая встреча?

    Вспомните и назовите сказки , в которых встречается медведь,                     Слайд 16

    …… а в каких лиса.                                                                                            Слайд 17

    Давайте сделаем вывод.(Эти герои часто встречаются в русских сказках.)

     5. Сравнение характеров героев.                                                                       Слайд 18

    Рассмотрите иллюстрации с изображением животных. Кто это? (Лиса и медведь)

    Давайте сравним характеры этих героев . Какой обычно в сказках медведь? А какая лиса?

    а) Выборочное чтение.

    -Найдите в нанайской сказке отрывок, в котором бурундук впервые встречается с лисой. (Стр. 132).

    Давайте прочитаем этот отрывок по ролям

    Докажите, что лиса хитрая.

    - «Завертела хвостом»

    - «Всегда хитрила, всех обмануть норовила» (норовила – старалась)

    - «притворилась»

    -Сделаем вывод: какая лиса в сказках?

    Давайте дадим совет бурундучку, надо ли ему верить лисе, дружить с ней?

    - Что вы узнали из сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали» о медведе?

    (Питался малиной, мёдом. Хотел поймать евражку, косулю и дикого кабана. Всегда угощал своего друга бурундука. Но потом обидел бурундука, потому что он мешал ему охотиться.

    б) Словарная работа                                                                                       Слайд  19

    Давайте вспомним, какой медведь в русских сказках.

    Выберите из данных слов те, которые характеризуют медведя.

    (Косолапый, добрый, хрупкий, лежебока, злой, нежный, хитрый, глупый, неуклюжий, смелый, топтыгин.)

    Сделаем вывод: похожи ли медведь и лиса по характеру?                             Слайд 20

    Физминутка под музыку Nanajskie_napevy-Tema_Evenka

    Под веселые напевы

    Повернемся вправо, влево.

    Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

    И снова наклонись!

    Вправо, влево головою!

    Руки вверх! Перед собою!

    Топни правою ногой!

    Вправо шаг.

    На месте стой!

    Топни левою ногой!

    Влево шаг!

    И снова стой.

    Повернись направо к другу.

    Правую дай руку другу.

    А теперь наклонись и тихонечко садись.

    6.Нравственный вопрос.

    - Ребята, как вы думаете, а сам бурундучок был хорошим другом?

    Давайте составим  для бурундучка правила дружбы.

                                                   Правила дружбы.                                               Слайд 21

    1. Не обижай друга.

    2.Выручай друга из беды. 

    3. Сочувствуй в горе.

    4. Радуйся вместе с ним.

    5. Делись с другом всем, что у тебя есть.

    6.Выполняй обещания, данные другу.

    Вывод: так чему нас учит эта сказка?

    7. Знакомство с новой сказкой.

    - Ребята, а сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой народов Приамурья. Это нивхская сказка.                                                                                                         Слайд 22

    Нивхи, как  и нанайцы живут на  берегу Амура, также занимаются охотой и рыболовством, и также у этого народа есть свои сказки.

    Эта сказка называется «Почему у бурундука полоски».                                          Слайд 23

    Послушайте её внимательно-внимательно.

    Чтение сказки учителем

    Почему у бурундука на спине полоски

    Нивхская сказка

     

       Кто такой бурундук? Бурундук родной брат белки! Только белка живёт на деревьях, в дуплах, а бурундук роет норы в земле. За это его ещё зовут земляной белкой.

       Раньше маленький бурундук был весь жёлтенький, тёмных полосок на нём не было.

        Но однажды в нашей тайге произошла вот какая история.

        Хозяин тайги дедушка медведь залёг осенью в свою тёплую берлогу, свернулся поуютней, сунул лапу в пасть и крепко заснул. Так крепко, что не слышал, как выли над тайгой вьюги, как трещали от мороза пихты, как ходили по лесу охотники.

        Полгода прошло, а для медведя - будто день промелькнул.

        Он проснулся, когда весеннее солнышко пригрело, когда первые ручейки зазвенели. Проснулся и чувствует - живот аж подвело, так есть хочется. Это только говорят, что медведь лапу сосёт и сыт бывает. Нет, лапой сыт не будешь.

        Вышел медведь на поляну и думает, чем бы поживиться. А что думать? Медвежья еда ещё не поспела. Далеко до ягод, до орехов.

        Идёт медведь по лесу, каждый пенёк обнюхивает, нет ли где чего. Вдруг слышит: под большим пнём шорох какой-то. Медведь ткнул пень лапой. Не поддаётся.

        Медведь попробовал двумя лапами. Пень - ни с места. Мало сил у голодного медведя. Тогда он рассердился, застучал по пню лапой и закричал:

     - Эй, кто там живёт? Выходи!

     Выскочил жёлтый бурундук и говорит:

     - Здравствуй, дедушка медведь!

     - Ты кто такой? - рычит медведь.- Что там делаешь?

     - Я - бурундук.   Я   здесь   живу.   Это мой дом,- отвечает бурундук.

     Медведь говорит:

     -  Я всю зиму проспал. А теперь проснулся - есть нечего.

     Бурундук говорит:

     Я тоже всю зиму проспал. Но прежде чем залечь в спячку, я заготовил припасы. Есть у меня в кладовках сладкие корешки,    вкусные   сытные   орешки.   Сижу и ем и горя не знаю. Медведь говорит:

     -  Ты хороший зверёк, бурундук. Дай - ка   мне   попробовать   твоих   корешков   и орешков.

     Бурундук говорит:

     -     Сейчас, дедушка, принесу.

        Он юркнул под пень и вытащил оттуда сладкие корешки да сытные орешки.

     -     Угощайся, дедушка!                                                                                        Слайд 24

     Медведь ест и похваливает:

     -     Аи, как вкусно! Дай ещё!

     Бурундук принёс ещё. Медведь   наелся,   подобрел.   И   говорит:

        -  Спасибо  тебе,  милый  бурундучок.

     Маленький ты зверёк, а добрый, старика уважил.

        И погладил медведь бурундука лапой по спине. Осторожно погладил, ласково, а на спине у бурундука от медвежьих когтей пять полосок появилось.                        Слайд 25

        Появились чёрные полоски, да так и остались.

    Бурундук гордился своими полосками. Бывало, его спрашивали:

     -     Откуда они у тебя?

     Бурундук отвечал:

        -  Это меня дедушка медведь погладил.

        С тех пор у всех бурундуков на спине полоски.

    Беседа по первичному восприятию 

    Кто главные герои в этой сказке?

    Что нового мы узнали о бурундуке из этой сказки?                                                           Слайд 26

    Чему учит эта сказка?

    Чем похожи  сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали» и «Почему у бурундука на спине полоски»?

    Чем отличаются эти сказки?

    Ребята, так какой же совет мы можем дать бурундучку?

    Молодцы, ребята! Бурундучок благодарен вам за добрые советы. А что полезного для себя вы сегодня запомнили?  Чему вас научили эти сказки?

    Бурундучок  также уверен, что дружба навсегда поселится в нашем классе.

    8. Работа с выставкой книг.

    Ребята, посмотрите на выставку книг. Книги, которые я предлагаю вам прочитать самостоятельно – это тоже сказки народов Приамурья.

    Выберите сказки, которые мы сегодня читали.  Покажите всем иллюстрации в книге к этим сказкам.

    9. Рефлексия.

    Ребята,  вам понравился урок? Возникло ли у вас желание дальше познакомиться со сказками народов Приамурья?

    Бурундучок предлагает вам свое угощение (печенье – орешки, грибочки)

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "С КЕМ ДРУЖИТ ДУБ?"

    Тема: С кем дружит дуб?Цели: ознакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой      пирамидой в   дубовом лесу; воспитывать бережное отношение к природе, учить наблюд...

    Внеклассное спортивное мероприятие "Мы умеем дружить"

    Спортивное мероприятие для первых классов. С интересными конкурсами и сказочными героями из сказок....

    Конспект внеклассного занятия по ПДД "Давай дружить, дорога!"

    Тема: "Давай дружить, дорога!"Цели: вести работу с детьми по предупреждению дорожно – транспортных происшествий; убедить учащихся в опасности несоблюдения правил дорожного движения; повторить ранее из...

    Конспект урока развития речи "Медведь"

    Конспект урока развития речи "Медведь" Данный методический материал для проведения занятия  развития речи с детьми  умеренной и тяжелой умственной отсталости, в классе "Особый ребенок". ...

    Внеклассное мероприятие "Умеешь ли ты дружить?" начальные классы.

    Внеклассное мероприятие "Умеешь ли ты дружить?" начальные классы....

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема урока: "Контрольное списывание. Медведь"

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по УМК "Планета знаний" Этот материал можно использовать учителям работающим и по другим УМК. Тип урока: контрольный урокМетод: са...