Урок внеклассного чтения "Как медведь и бурундук дружить перестали"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Гаврилина Оксана Владимировна

Урок внеклассного чтения с использованием хрестоматии по дальневосточной литературе "Лукошко" М.Н.Ходаковской для детей 2 класса 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vneklassnogo_chteniya.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Гаврилина Оксана Владимировна                                                                                                             КГКОУ СКШИ 8 вида 13

Гаврилина Оксана Владимировна

КГКОУ СКШИ 8 вида 13

Учитель начальных классов

Урок внеклассного чтения во  2 классе

«Как медведь и бурундук дружить перестали».

Нанайская сказка

Цель: Развивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное.

Задачи:      

 1. Познакомить учащихся со сказками народов Приамурья.

 2. Развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; умение работать сообща, приходить к общему мнению.

3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуг

4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных  литературных героев.

Оборудование: учебник «Лукошко» 1 класс, презентация

Ход урока.

I. Организационный момент.

Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
 
Да мы и не думали шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
Смеяться с героями, переживать,
Грустить, веселиться, о чуде мечтать.
И снова забудем, дружок впопыхах,
Что чудо-то держим с тобою в руках.

- О каком чуде идет речь? (О книге)

2.Объявление темы и цели урока.

- Сегодня мы  собрались, чтобы совершить удивительное путешествие по страницам сказок народов Приамурья. Народов, которые жили в этих местах давным-давно, и живут в наше время, народов, которые всегда отличались своей мудростью, добротой, терпимостью.                                                                                                           Слайд 1, 2

2. Актуализация знаний.

-Ребята, вы любите сказки? А кто вам рассказывает сказки?

-А откуда взрослые знают эти сказки?

- Почему мы с удовольствием слушаем и читаем русские сказки?

- Правильно, ведь это сказки наших предков, наша история. У каждого народа свои сказки, свои обычаи и традиции.

Мы любим слушать русские сказки, потому что это сказки наших предков.        Слайд 3

– Ребята, давайте вспомним, какие коренные жители живут на территории Хабаровского края?  Много разных народов населяют Дальний Восток.

 Как вы думаете, а какие сказки любит нанайские дети? 

 Правильно. Все любят слушать сказки своего народа.

А чем занимаются коренные жители Приамурья? (Они занимаются охотой, рыбалкой, собирают дары леса).                                                                                               Слайд 4,5

         Да, ребята,  они прекрасные охотники и следопыты, они лучше всех знают, где растут самые вкусные ягоды тайги, как поймать и правильно приготовить рыбу. А далекие предки этих народов поведали нам много сказок, былин, сказаний о своей жизни и традициях. (звучит песня «Таёжные были»)                                                    Слайд 6

Давайте представим себе маленький домик на берегу Амура. В нём сидит нанайка. Она вышивает чудные узоры на халате.                                                                   Слайд 7,8

Рассмотрите их. Здесь и веточки дальневосточных растений, и цветы, и забавные животные. И из этих удивительных узоров рождается сказка... Рассмотрите узоры и скажите, о чём будет сказка. (- Эта сказка будет о лесе, о животных.)             Слайд  9-11

3.  Обсуждение сказки.

 Какую сказку вы читали к сегодняшнему уроку?                                                 Слайд 12                                                                   

Чья это сказка?

- Вам понравилась сказка? О ком она?  Кто главные герои этой сказки?            Слайд 13

Посмотрите на слайд и по рисункам кратко расскажите, что произошло в сказке. Только будьте внимательны: рисунки  стоят не по порядку.                                           Слайд 14

- Кого вы пожалели? Почему?                                      

 -Кого вы осудили? Почему?                                          

-На какой вопрос даёт ответ сказка? Выберите из данных вопросов.                Слайд 15

1. Почему бурундук живёт в лесу?

2. Почему у бурундука длинный хвостик?

3. Почему у бурундука на спине пять полосок?

 - Можете ли вы теперь сказать, откуда у бурундучка на спине пять чёрных полосок?

4. Постановка проблемного вопроса

Сегодня бурундучок пришёл к нам на урок. Он просит помочь разобраться: кто же ему был настоящим другом: лиса или медведь? Вдруг он попадёт в другие сказки, где тоже будут эти герои. Сначала давайте вспомним, в каких сказках он может повстречаться со сказочными героями. Интересно, как часто может произойти такая встреча?

Вспомните и назовите сказки , в которых встречается медведь,                     Слайд 16

…… а в каких лиса.                                                                                            Слайд 17

Давайте сделаем вывод.(Эти герои часто встречаются в русских сказках.)

 5. Сравнение характеров героев.                                                                       Слайд 18

Рассмотрите иллюстрации с изображением животных. Кто это? (Лиса и медведь)

Давайте сравним характеры этих героев . Какой обычно в сказках медведь? А какая лиса?

а) Выборочное чтение.

-Найдите в нанайской сказке отрывок, в котором бурундук впервые встречается с лисой. (Стр. 132).

Давайте прочитаем этот отрывок по ролям

Докажите, что лиса хитрая.

- «Завертела хвостом»

- «Всегда хитрила, всех обмануть норовила» (норовила – старалась)

- «притворилась»

-Сделаем вывод: какая лиса в сказках?

Давайте дадим совет бурундучку, надо ли ему верить лисе, дружить с ней?

- Что вы узнали из сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали» о медведе?

(Питался малиной, мёдом. Хотел поймать евражку, косулю и дикого кабана. Всегда угощал своего друга бурундука. Но потом обидел бурундука, потому что он мешал ему охотиться.

б) Словарная работа                                                                                       Слайд  19

Давайте вспомним, какой медведь в русских сказках.

Выберите из данных слов те, которые характеризуют медведя.

(Косолапый, добрый, хрупкий, лежебока, злой, нежный, хитрый, глупый, неуклюжий, смелый, топтыгин.)

Сделаем вывод: похожи ли медведь и лиса по характеру?                             Слайд 20

Физминутка под музыку Nanajskie_napevy-Tema_Evenka

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

А теперь наклонись и тихонечко садись.

6.Нравственный вопрос.

- Ребята, как вы думаете, а сам бурундучок был хорошим другом?

Давайте составим  для бурундучка правила дружбы.

                                               Правила дружбы.                                               Слайд 21

1. Не обижай друга.

2.Выручай друга из беды. 

3. Сочувствуй в горе.

4. Радуйся вместе с ним.

5. Делись с другом всем, что у тебя есть.

6.Выполняй обещания, данные другу.

Вывод: так чему нас учит эта сказка?

7. Знакомство с новой сказкой.

- Ребята, а сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой народов Приамурья. Это нивхская сказка.                                                                                                         Слайд 22

Нивхи, как  и нанайцы живут на  берегу Амура, также занимаются охотой и рыболовством, и также у этого народа есть свои сказки.

Эта сказка называется «Почему у бурундука полоски».                                          Слайд 23

Послушайте её внимательно-внимательно.

Чтение сказки учителем

Почему у бурундука на спине полоски

Нивхская сказка

 

   Кто такой бурундук? Бурундук родной брат белки! Только белка живёт на деревьях, в дуплах, а бурундук роет норы в земле. За это его ещё зовут земляной белкой.

   Раньше маленький бурундук был весь жёлтенький, тёмных полосок на нём не было.

    Но однажды в нашей тайге произошла вот какая история.

    Хозяин тайги дедушка медведь залёг осенью в свою тёплую берлогу, свернулся поуютней, сунул лапу в пасть и крепко заснул. Так крепко, что не слышал, как выли над тайгой вьюги, как трещали от мороза пихты, как ходили по лесу охотники.

    Полгода прошло, а для медведя - будто день промелькнул.

    Он проснулся, когда весеннее солнышко пригрело, когда первые ручейки зазвенели. Проснулся и чувствует - живот аж подвело, так есть хочется. Это только говорят, что медведь лапу сосёт и сыт бывает. Нет, лапой сыт не будешь.

    Вышел медведь на поляну и думает, чем бы поживиться. А что думать? Медвежья еда ещё не поспела. Далеко до ягод, до орехов.

    Идёт медведь по лесу, каждый пенёк обнюхивает, нет ли где чего. Вдруг слышит: под большим пнём шорох какой-то. Медведь ткнул пень лапой. Не поддаётся.

    Медведь попробовал двумя лапами. Пень - ни с места. Мало сил у голодного медведя. Тогда он рассердился, застучал по пню лапой и закричал:

 - Эй, кто там живёт? Выходи!

 Выскочил жёлтый бурундук и говорит:

 - Здравствуй, дедушка медведь!

 - Ты кто такой? - рычит медведь.- Что там делаешь?

 - Я - бурундук.   Я   здесь   живу.   Это мой дом,- отвечает бурундук.

 Медведь говорит:

 -  Я всю зиму проспал. А теперь проснулся - есть нечего.

 Бурундук говорит:

 Я тоже всю зиму проспал. Но прежде чем залечь в спячку, я заготовил припасы. Есть у меня в кладовках сладкие корешки,    вкусные   сытные   орешки.   Сижу и ем и горя не знаю. Медведь говорит:

 -  Ты хороший зверёк, бурундук. Дай - ка   мне   попробовать   твоих   корешков   и орешков.

 Бурундук говорит:

 -     Сейчас, дедушка, принесу.

    Он юркнул под пень и вытащил оттуда сладкие корешки да сытные орешки.

 -     Угощайся, дедушка!                                                                                        Слайд 24

 Медведь ест и похваливает:

 -     Аи, как вкусно! Дай ещё!

 Бурундук принёс ещё. Медведь   наелся,   подобрел.   И   говорит:

    -  Спасибо  тебе,  милый  бурундучок.

 Маленький ты зверёк, а добрый, старика уважил.

    И погладил медведь бурундука лапой по спине. Осторожно погладил, ласково, а на спине у бурундука от медвежьих когтей пять полосок появилось.                        Слайд 25

    Появились чёрные полоски, да так и остались.

Бурундук гордился своими полосками. Бывало, его спрашивали:

 -     Откуда они у тебя?

 Бурундук отвечал:

    -  Это меня дедушка медведь погладил.

    С тех пор у всех бурундуков на спине полоски.

Беседа по первичному восприятию 

Кто главные герои в этой сказке?

Что нового мы узнали о бурундуке из этой сказки?                                                           Слайд 26

Чему учит эта сказка?

Чем похожи  сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали» и «Почему у бурундука на спине полоски»?

Чем отличаются эти сказки?

Ребята, так какой же совет мы можем дать бурундучку?

Молодцы, ребята! Бурундучок благодарен вам за добрые советы. А что полезного для себя вы сегодня запомнили?  Чему вас научили эти сказки?

Бурундучок  также уверен, что дружба навсегда поселится в нашем классе.

8. Работа с выставкой книг.

Ребята, посмотрите на выставку книг. Книги, которые я предлагаю вам прочитать самостоятельно – это тоже сказки народов Приамурья.

Выберите сказки, которые мы сегодня читали.  Покажите всем иллюстрации в книге к этим сказкам.

9. Рефлексия.

Ребята,  вам понравился урок? Возникло ли у вас желание дальше познакомиться со сказками народов Приамурья?

Бурундучок предлагает вам свое угощение (печенье – орешки, грибочки)

Спасибо за урок!