Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Гласные и согласные звуки" УМК Перспектива
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Трошкова Валентина Леонидовна

Цель урока:

Познакомить с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные, обучить разграничению и обозначению гласных и согласных звуков, воспитать умение работать под руководством учителя   в ученическом коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_v_pervom_klasse.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр»

п.  г. т. Рощинский

Муниципального района Волжский Самарской области

Урок обучения грамоте

в 1 классе по теме

                       

                                                                                УМК «Перспектива»

Учитель: Трошкова Валентина Леонидовна

2015 – 2016 учебный год

Урок обучения грамоте в первом классе

Тема: «Звуки гласные и согласные»

Место урока: добукварный период обучения грамоте,

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель:

Познакомить с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные, обучить разграничению и обозначению гласных и согласных звуков, воспитать умение работать под руководством учителя   в ученическом коллективе.

Планируемые результаты

Предметные:

Звуки, буквы. Смыслоразличительная роль звуков в речи, слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Звуки гласные, согласные. Слог. Согласные мягкие, твёрдые, глухие звонкие. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву способа чтения. Ударение в слове. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Деление слов на слоги. Членение речи на предложения и слова. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение, чтение целыми словами. Чтение вслух.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Оборудование: карточки со словами для игры, лента букв и звуков, разноцветные кружочки для самооценивания, интерактивная доска, документ – камера, учебник «Азбука».

Этап

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

- Ребята! У нас урок обучения грамоте. Как нам надо работать на уроке, чтобы чему-то научиться, достичь цели?

- Всё ли у вас готово к уроку? (проверяем готовность)

-Что вы можете пожелать друг другу на уроке?

Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем! (хором)

Личностные:

принимать новый статус «ученик»,

внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе,

Коммуникативные: 

-учёт позиций собеседника во взаимодействии.

Регулятивные:

организовать своё рабочее место под руковод. учителя.

2.Актуализация

и пробные учебные действия.

-Несколько уроков назад мы с вами сделали важное открытие о словах: кто вспомнит его?

-Из чего состоят слова?

Игра "Будь внимателен"

Учитель вразбивку называет гласные и согласные звуки. Когда он произносит гласный звук, дети хором повторяют его; когда произносится согласный звук, дети поднимают руку.

Дети артикулируют гласные звуки, соотносят их с буквами.

Познавательные:

1.Ориентация в учебнике (система обозначений)

2.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

3.Понимать информацию

представленную в виде схемы.

3. Постановка проблемной задачи.

-Внимательно посмотрите на страничку учебника.

-Кто может прочитать слова вверху странички, написанные красным цветом?

- Это и будет тема нашего урока. «Звуки гласные и согласные»

 -Кто догадался, что нового после изучения этой темы мы можем узнать ещё о звуках нашей речи?

- Можем мы сейчас определить какой это звук гласный или согласный?

- Когда мы сможем сделать это?

-Давайте посмотрим ещё раз в книге как называется тема нашего урока

-О каких звуках мы будем говорить сначала? Почему?

(Учитель прикрепляет к доске слово «Гласные»)

-О каких звуках мы будем говорить потом? (Учитель прикрепляет к доске слово «Согласные»

Ребята затрудняются сказать, т. к. они не знают гласных и согласных звуков.

Ребята рассматривают страницу учебника.

 Читают: «Звуки гласные и согласные.»

-Какие бывают звуки.

-Звуки бывают гласные и согласные.

4.Физминутка

Дети выполняют движения

5. «Открытие новых знаний»

Этапы решения

учебно-познавательных задач.

1) Как произносится гласный звук.

- С чего начнем работу по нашему плану изучения звуков?

- Правильно.

- Давайте вернёмся к слову «аист»

-Хором назовите первый звук в слове аист.

- А теперь последний.

-Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?

Давайте понаблюдаем.

-Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо…

-Теперь громче, ещё громче…

-Что происходит со ртом?

-Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

Получилось?!

-Почему не вышло?

-Кто может из вас

объяснить?

-Произнесите ещё раз первый звук.

Понаблюдайте, как проходит воздух?

-Почему он проходит свободно?

Проверьте. Произнесите ещё раз.

-Почему же у нас не получился звук, когда мы закрыли рот?

-Что нам помогает произносить звук.

Звуки, при произношении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, учёные назвали ГЛАСНЫМИ

2.Обозначение гласного звука.

3.Как произносится согласный звук.

-Теперь ещё раз послушаем последний звук в слове аист.

Произнесём первый

и последний звук в этом слове и сравним их произношение.

-Что вы можете сказать о том, как проходит воздух при произношении последнего звука?

-Понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга, когда произносите этот звук, где же эта преграда, чем она создана?

- А теперь попробуйте произнести этот звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался.

-Мы с вами произносили согласный звук. При произношении этого звука   для воздуха всегда есть препятствия.

Это СОГЛАСНЫЕ звуки

4.Обозначение согласного звука.

5.Определение гласных

и согласных звуков.

-Замените в составленной нами схеме слова «аист» обозначение первого и последнего звука новыми значками.

Дайте им характеристику.

-Какими являются второй и третий звуки в слове аист?

-Замените обозначение их в схеме слова аист на наборном полотне нужными значками. (Звуковой анализ слова)

-Помните в начале урока мы не могли ответить: «Почему разные значки у гласного и согласного звука?»

А теперь можем?

6.Дополнения сведений о слоге.

-Выделите в слове аист слоги.

Назовите их.

(Какой 1, а какой 2)

-  Гласных звуков сколько? Назовите их.

-Это не случайное совпадение - слогов всегда столько, сколько гласных звуков в слове.

2)СТР. 36

- Разделите слова на слоги.

- Смотрим на последнюю запись в плане. «Определение звуков» Что значит определение (разграничение)?

Мы будем узнавать гласные и согласные звуки по наличию

или отсутствию

преграды для воздуха. 

Дети выполняют звуковой анализ слов. Делают выводы.

Познавательные:

- понимать информацию

представленную в виде схемы;

-анализ;

-синтез;

-сравнение

-моделирование

Личностные:

проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

Коммуникативные:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

6.Первичное

закрепление с комментированием во внешней речи.

Работа с интерактивной доской

1задание. «Разложи фрукты.»

- На интерактивной доске раскрывается файл с изображением двух ваз и различных фруктов.

- Как вы думаете, какое задание нам предлагается выполнить?

- Кто догадался по какому признаку мы будем раскладывать фрукты в вазы?

-Что вам помогло определить вазы для фруктов?

Алгоритм работы:

Назови слово, обозначающее фрукт, определи с какого звука оно начинается, дай характеристику звука по прохождению воздуха при его образовании и с помощью стилуса положи фрукты в свою вазу.

Разложить фрукты в вазы.

(Разные варианты ответов.

Учитель подводит к нужному)

- По первому звуку в слове.

В первую вазу с гласного звука,

а во вторую с согласного.

Познавательные:

-анализ;

-сравнение;

-обобщение

Регулятивные:

-самоконтроль;

-самооценка.

Коммуникативные:

задавать вопросы, работа в паре.

Регулятивные:

-оценка выполнения плана,

-самооценка,

-удержание цели.

7.Самоконтроль и самооценка своей работы.

Работа с документ -камера

-Проверим, правильно ли мы с вами выполнили задание. (Учитель работает с документ-камерой. Вазы заранее скопированы, фрукты разложены. В увеличенном виде он вводит на интерактивную доску изображение первой вазы с фруктами, а затем второй).

- Какой вывод мы можем сделать?

- Почему у нас совпали результаты?

- По какому признаку мы раскладывали фрукты?

- Значит мы научились определять звуки.

Дети сравнивают и оценивают свою работу.

Регулятивные:

-самоконтроль;

-самооценка.

8.Рефлексия.

Контроль- оценочный.

-Все ли пункты плана мы выполнили?   Достигнута ли цель урока?

-Как работал каждый из вас? Давайте посмотрим вы

стали больше знать о звуках или нет?

-Определите, из каких звуков состоят слова ау и уа.

-Какими звуками отличаются слова сом и ком-

-Какие это звуки?

-Могли мы раньше ответить на эти вопросы?

А сегодня научились?

Всем спасибо!

Оценивают словесно свою работу.

Регулятивные: 

- выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; - фиксировать удовлетворённость

(неудовлетворённость) своей работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс Буквы Е,Ё после согласных

Цели урока:учить читать слова с буквами Е и Ё после согласныхсформировать представление, что после согласных эти буквы смягчают предыдущий согласный и обозначают звуки (Э) и (О) соответственно Универс...

Урок обучения грамоте - 1 класс по теме "Знакомство с согласными звуками [г], [г\'], [д], [д\'] и соответствующими буквами".

Урок показан на семинаре по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием....

Урок обучение грамоте 1 класс "Мягкий знак - показатель мягкости согласных"

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с новой буквой. 2. Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. 3. Закреплять умения прово...

Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х

Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уро...

Урок обучения грамоте. 1 класс Тема: Согласный звонкий твердый звук [ж [, буквы Ж, ж.

·         Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком "ж" и буквой, которой он обозначается;·         рас...

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России» Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России»Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:Образовательная: Формировать представление детей о звуке [ щ\' ], ...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...